Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
W o |
д (да/ W o ) |
1 Щ ( да \ c>(w/ wq) |
1 Ро ' д ( р / р о ) 1 |
||||
|
H U к) |
1 |
\ да0 } д(х,П) |
й(т) |
|||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
+ bw о( — |
) = 0 ; |
|
||
|
|
|
|
VW о |
/ |
І (злоб) |
|
Pa |
d (р/pp) I |
wqA) |
/ w |
N д(р/рд) . |
|||
рдаса 2 |
|||||||
Ф |
д (»'/('о) |
I |
\ Щ |
I д (х/1) "Г |
I |
d(w/w0) _ 0
;
Разделив все члены первого из уравнений (3.106) на величи ну w0a/l и учтя формулу (3.14), получаем
1 d(w/'wо)
a /qWq d (t/k )
j |
_ |
д а 0 / w |
\ |
д (w/Wp) |
, |
1 |
а |
V w0 |
У |
д(х/1) |
^ |
I |
Р а |
д ( р / р о ) |
I |
p p |
Ар |
= |
0. |
|
|
Рщ а |
д(х/1) |
|
рщ а |
ра |
|||
|
|
\ w0 у |
|
|||||
Аналогично, разделив второе уравнение на |
ар0/1, находим |
|||||||
wp |
I |
д{р!ра) |
, w0 / w \ д(р/ра) |
, |
||||
a |
t0w0 |
|
d ( t/t0) |
|
а { |
w0 ) |
д(х/1) |
~Г |
|
|
, |
раірд |
|
d ( w /w 0) |
|
Q |
|
|
|
1 |
Р |
|
д (х/1) |
|
|
|
В безразмерные уравнения движения жидкости в тракте входят
следующие |
безразмерные |
комплексы — критерии |
подобия |
[52]: |
Z/(i'cü)=Sh — число Струхаля; |
|
|
||
w /a = М — число Маха; |
|
|
|
|
owa |
безразмерное волновое сопротивление; |
|
|
|
-------— а — |
|
|
||
Р |
|
|
|
|
А р |
|
|
|
на |
---------относительные гидравлические потери в тракте |
||||
Р |
трение. |
|
|
|
|
если, кроме критериев |
подобия, |
со |
|
Течения будут подобными, |
блюдается геометрическое подобие трактов и подобны гранич ные условия. При принятой форме безразмерной записи гранич ных условий (3.37) и (3.38) для их подобия необходимо равен ство граничных импедансов фі и фо и коэффициентов усиления уі и У2 -
Граничные импедансы для тракта без насосов равны просто' [см. формулу (3.40)] безразмерному гидравлическому сопротив лению на входе в тракт (или на участке тракта) Арі/р. Для'кон ца тракта, совпадающего с входом в насос, равенство импедан сов соблюдается автоматически при работе на номинальном
170
уровне давления компонента на входе в насос [см. формулу (3.41)] или агрегат. Число Маха для гидравлических трактов М -Cl, и его влиянием можно пренебречь.
Из приведенных выше критериев подобия для рассматривае мой задачи о динамике гидравлических трактов критерий Струхаля является определяемым, остальные критерии и граничные импедансы—-определяющими. Число Струхаля для колеба тельных процессов может быть записано по другому: Sh = co//ay. Так какпри испытаниях на стенде используется не модель, а натурный агрегат или двигатель, то для обеспечения условий их работы, близких к натурным условиям, временные характе ристики стенда, т. е. характерная постоянная времени іо или собственная частота о)о, должны совпадать с соответствующими характеристиками натурных трактов объекта.
Так как условия подобия процессов требуют сохранения на стенде числа Струхаля, то это условие приводит к требованию сохранения для соответствующих друг другу участков трактов стенда и объекта отношения
істі |
__ ід бі |
W e n |
®обi |
Скорость жидкости в трактах непосредственно связана с про ходными сечениями и расходом жидкости, а расход компонен тов на стенде и объекте одинаковы. Таким образом, последнее условие обычно записываются в другой форме для каждого из участков гидравлических трактов стенда и объекта:
іеті ___ ідбі |
|
|
МтI |
Мб/ |
|
Из требования равенства волновых сопротивлений |
участков |
|
трактов |
|
|
рТ^ст/Дст/ — |
Р ^ об ^ об і* 1 |
(3.107) |
Рсті |
Р о б і |
|
•естественных условий рСтг=роб; -и равенства расходов находим ■следующее соотношение, определяющее гидродинамическое по добие:
_ £ ст/_ _ |
_£сб/_ _ |
. _ |
(3.108) |
М т і |
Р о б і |
|
|
Равенство относительных гидравлических потерь и равенство граничных импедансов для участков трактов сводится к равен ству относительных суммарных гидравлических потерь Дря и на трение, и на местные сопротивления на границах участков трактов:
Д-Рест/ |
АР ъ обі |
(3.109) |
|
Рсті |
Р о б і |
||
|
171
Если условия стенда не позволяют обеспечить требования гид родинамического подобия (3.107) — (3.109), то можно обеспе чить выполнение этих условий только на части гидравлического’ тракта стенда от бака до двигателя (агрегата), отделив в дина мическом смысле остальную часть стендовой системы специаль
ным разделительным |
устройством — разделительной |
емкостью |
или демпфером (см. рис. 1.43—1.45). |
системы и: |
|
Наиболее простой |
способ «развязки» стендовой |
объектового участка тракта—-применение проточной (рис. 3.36) или непроточной (рис. 3.37) разделительной емкости с доста точно большой газовой подушкой. Допустимый минимальный
—
3
Рис. 3.36. Схема стендовой си |
Рігс. 3.37. Схема стендовой систе |
|||
стемы с проточной раздели |
мы с -непроточной разделительной |
|||
тельной емкостью: |
|
емкостью (обозначения по |
||
/ —стендовый |
тракт; |
2 — раздели |
рис. 3.36) |
|
тельная емкость; 3 —участок |
трак |
|
||
та, гидродинамически |
подобный |
|
||
объектному; |
4 — стендовый |
бак |
|
с компонентом
объем газовой подушки определяется из условия, чтобы харак терное время системы «разделительная емкость — стендовый тракт» было существенно больше, чем характерное время для процессов в двигателе (агрегате).
При анализе колебательных процессов это условие сформу лируется по другому: характерная частота системы «раздели тельная емкость — стендовый тракт» должна быть существенноменьше, чем минимальная частотаколебаний в двигателе (аг регате) .
При выполнении этих условий разделительная емкость обеспечивает динамическую изоляцию объектового участка тракта от всего остального стендового тракта путем соблюде ния постоянства давления на входе в объектовый участок трак та при любых колебаниях расхода жидкости в двигателе '(агре гате), так как такое постоянство давления на входе эквивалент но подключению объектового участка тракта непосредственно- к баку ракеты.
Выведем уравнения динамики -системы «стендовый тракт — разделительная емкость», ограничиваясь линейным приближе нием. Уравнение динамики разделительной емкости имеет вид.
уравнения баланса массы жидкости: |
|
-^Е _=О д, |
(ЗЛЮ) |
где Qm — количество жидкости В' разделительной |
емкости |
(демпфере); |
|
Од — расход жидкости в демпфере. |
|
Количество жидкости определяется ее объемом ѴІКи плотностью
Рж-
Q * = p » y ,' |
(3-іи ) |
плотность же связана с модулем объемного сжатия |
жидкости |
Кт и изменением давления р—рср: |
|
Р Рс$ |
(3.112) |
Рж= Р.ж.ср |
|
к ж |
|
где рср, рж:Ср — средние значения давления и плотности жидко сти.
Подставив выражения (3.111) и (3.112) в уравнение (3.110), пре образуем уравнение баланса массы жидкости
дѴ, |
Рж^ж |
dpл |
(З.ПЗ) |
Р; |
d i |
d t |
|
dt |
|
Здесь Рд—-давление в разделительной емкобти (демпфере). Из менение объема жидкости в разделительной' емкости связано с изменением объема газовой подушки в ней Ѵг:
dVж _ |
dVT |
(3.114) |
dt |
dt |
|
Учтя соотношение (3.114), после линеаризации уравнения балан са (3.113) и перехода к безразмерным (относительным) вариа циям параметров, находим
|
_ т |
_ £ ^ 4 - т |
_訣jl= |
80 |
(3.115) |
|
д |
d t г ж |
d t |
л |
ѵ |
где тд= |
— -— ------постоянная времени газового объема |
демп- |
|||
|
Ож |
|
|
|
|
|
фера; |
|
|
|
|
тж—- |
Рж^ж^д— постоянная времени объема, занятого в раз- |
||||
|
@жКж |
|
|
|
|
|
делительной емкости жидкостью (за счет ее |
сжимаемости);
8 G'
ЮЛ= ----------вариация расхода жидкости в демпфер, от-
несенная к расходу жидкости через тракт Gm. ■
473
Предполагая, что процесс сжатия газа в разделительной емко сти происходит в адиабатических условиях (т. е. без обмена теплом со стенками и жидкостью), можно записать уравнение связи между давлением и объемом газовой подушки в демпфере:
ркѴ \ = const, |
(3.116) |
где к — показатель адиабаты газа.
Линеаризовав соотношение (3.116) и подставив его в уравнение (3.115), получаем уравнение динамики разделительной емкости:
( ^ + * ж) ^ _ = ВОд. |
(3.117) |
Запишем уравнение баланса расхода на входе в объектовую трубу (в.линеаризованном виде):
80об + 80д = 8£7ст, |
(3.118) |
где бGog— безразмерная вариация расхода на входе в объек товый участок тракта;
öGCT — безразмерная вариация расхода на выходе из стен дового тракта (перед демпфером).
В гидравлическом тракте стенда имеются обычно местные гид равлические сопротивления (клапаны, фильтры и т. д.). Пред положим, что стендовый тракт представляет собой однород ную трубу и что местные гидравлические сопротивления (с уче том потерь на трение в тракте) сосредоточены в двух сечениях: на входе в тракт, т. е. сразу за баком (см. рис. 3.37), и на выхо де из тракта, перед разделительной емкостью.
В этом случае для входного сечения тракта можно использо вать следующее очевидное соотношение для граничного импе данса:
je= 0 ; ЪРі= — ^ І - 8 ® ! , |
(3.119) |
Р
а давление на выходе из тракта (перед местным сопротивлени ем) определяется соотношением [см. формулу (3.40)]
х = 1 \ bp2= ^ - b w , - \ - - ^ b p , , |
(3.120) |
Р" Р
где Д/?і, Lp2— перепад давления на местных сопротивлениях у входа и выхода из тракта;
р — средний уровень давления в стендовом тракте;
• SWj, ow2— амплитуды вариации скорости на входе и выхо де из стендового тракта.
Учтя очевидное соотношение öm>2 = ÖGCt и подставив 6GÄиз урав нения (3.118), а б/7д— из уравнения (3.117) в зависимость
174