Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 2
(3.120), иайдем формулу для граничного импеданса на выходе из стендового тракта *:
2Д/?о . |
р„ |
_ |
|
|
--- ^ ШТр + |
|
|
|
|
Ър*=— -----:------- £---- 8гв3------- Щ— |
8Öu6) |
(3.121) |
||
ZtüTp |
|
jO£(i)Tp |
' |
|
где Воспользовавшись общим решением (3.48), приняв, что ф2-^°°;
'12 _ |
Вг/1= 0, |
найдем импеданс тракта со сто |
|
- ^ - = — 1; 8£/2 = Sm,; |
|||
іЬо |
|
|
|
роны выхода |
|
1— і а |
|
Ь/>2 |
фі |
|
|
|
Фі |
(3.122) |
|
5®2 |
|
it] |
|
|
|
||
1 |
— І ----- tg W |
|
a
После исключения из соотношений (3.117), (3.118), (3.121) и (3.122) амплитуд вариаций бй>2, бр2, бёд получаем уравнение ди намики системы «стендовый тракт — разделительная емкость», входным параметром для которой служат колебания расхода компонента в объектовом участке тракта:
орі |
|
(Фг — Фі) + ‘ (а— - V2-).tgü |
|
|
__ __________________________ V______a |
j_______________ |
|||
ВГ70б |
Рп |
ііцФг wTp tg ш + / (O9 — фі) ü)Tp — |
* tg ü) |
|
|
Р |
' |
|
p а |
|
|
|
|
(3.123) |
где |
фо = 2 -Ap2 - — граничный импеданс на выходе из стендового |
|||
|
Р |
тракта; |
|
|
|
|
|
|
«>= —----- безразмерная частота колебаний;
а
I— длина стендового тракта.
На рис. 3.38 приведены кривые частотных характеристик стендо-. вого тракта с ресивером на конце при различных значениях пос тоянных времени 1/а.
Результаты расчетов показывают, что система имеет один ре зонансный максимум, причем частота, соответствующая резонан су, существенно ниже собственной частоты акустических колеба
ний жидкости в стендовом тракте ш = я/2 или со = я**.
* При этом, как и ранее, переходим к ампліггудам вариации, записав
для вынужденных колебаний брд = 0 рдеІш(; 6 Сд= бОде,ш/ и т. д.
** При //а=0,05 с собственная частота (1-й тон) лежит в пределах со = 30-т- 60 с-1, а для /,/а=0,01 с со~ 1504-300 с-1.
175
В связи £ этим акустические эффекты относительно мало вли яют на динамические характеристики стендовой системы с раз делительной емкостью, и ими в большинстве случаев можно пре небречь. Предполагая, что при представляющей интерес макси
мальной частоте колебаний со<1, можно разложнть_в ряд tg со, используя только первый член разложенияtgcoÄco, учтя соот ношения (3.99) между со, а и постоянными времени т„ и те и
Рис. 3.38. Амплитудно-частотные |
характери |
|
стики |
гндравлігческого тракта - с разделитель |
|
ной |
емкостью (г|)і=г|)2= 1 ; а = 1 0 ; |
тР= 0 , 1 с) |
пренебрегая емкостной постоянной времени тракта те:і\ после несложных преобразований получаем приближенное уравнение, описывающее динамические характеристики системы:
|
__ _________________^2 — |
4 і + і T„o____________ |
(3.124) |
|
5Go6 |
(Рл/р) — |
+ і (Фа — 4і) “ тр |
||
|
где тн = —------- инерционная постоянная времени для столба
Р
жидкости в 'стендовом тракте.
Формулой (3.124) можно пользоваться для расчета динамиче ских характеристик гидравлического тракта с ресивером (демп
фером) в диапазоне частот, соответствующих условию ш =
=со//а<1.*
*Это можно сделать, так как сжимаемость газа в разделительной емко сти на порядки больше сжимаемости жидкости в тракте.
Г Л А В А IV
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАЗОВОГО ТРАКТА
4.1. ЭНТРОПИЙНЫЕ ВОЛНЫ
Уравнения движения (3.1) и (3.5) описывают течение сплош ной среды в цилиндрическом канале без подвода тепла. В состав двигателя входят элементы (камера сгорания, газогенератор) с потоком газа п подводом тепла, которое выделяется при сгора нии жидких компонентов. При исследовании динамических ха рактеристик этих элементов необходимо учитывать тепловые эф фекты.
Выделения тепла в потоке газа приводят к изменению его температуры. В уравнениях (3.1) и (3:5) температура как пере менная не фигурирует. Изменения же температуры газа в пото ке, связанные с сжатием газа при повышении давления, учитыва ются, так как система этих уравнений замыкается уравнением состояния газа (3.10), которое описывает процесс адиабатиче ского сжатия газа в звуковой волне. Адиабатический характер процесса при распространении звуковых волн в газе подтверж дается многочисленными экспериментами [70]. Если изменение температуры газа в потоке связано не с колебаниями давления, а с изменением теплопровода от внешнего источника, систему уравнений необходимо дополнить уравнением энергии.
При анализу динамических характеристик газовых трактов двигателя (газ’огенератор, камера сгорания) можно использо вать предположение, что тепло подводится в одном сечении [46, 70], вне которого газ движется адиабатически. При этом адиаба тические условия, т. е. отсутствие теплообмена между отдельны ми слоями газа (а также со стенками канала), относятся к каж дому элементу (слою) газа в потоке. Это предположение вполне закономерно, так как в газовом тракте' двигателя без резких поворотов процессы диффузии и теплообмена между различными слоями газа, двигающимися вдоль тракта, обычно пренебрежимы [70]. Оценка влияния турубулентной диффузии будет дана ниже.
177
При адиабатическом движении энтропия каждого слоя газа остается постоянной на всем пути его перемещения вдоль газово- _ го тракта. Уравнение энергии в форме уравнения сохранения энтропии можно вывести по аналогии с выводом уравнения коли
чества движения |
(3.3). Изменение энтропии элемента ds опреде |
||||||||
ляется изменением |
энтропии |
в |
данной |
точке пространства |
|||||
âs dt за время |
dt |
и разностью |
энтропии |
в |
один и |
тот же |
|||
dt |
|
|
|
|
|
|
ds |
|
|
момент времени в двух точках |
пространства |
находя- |
|||||||
——dx, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
дх |
|
|
щихся на расстоянии dx. Просуммировав эти две величины |
|||||||||
|
|
ds |
|
ds |
, |
|
|
|
|
|
|
ds= - âT■dt- |
— |
dx, |
|
|
|
||
|
|
dx |
|
|
|
|
разделив все на dt и приравняв сумму (из условия адиабатичности) нулю, найдем уравнение сохранения энтропии:
dt 1 |
І£_ = о. |
(4.1) |
dx |
v |
При выводе уравнения (4.1) не учитывались процессы диссипа ции энергии, которые имеют место в газе при наличии трения и теплопроводности между различными его слоями. Уравнения (4.1) вместе с уравнениями неразрывности (3.1), движения (3.5) и состояния газа (3.10) составляют замкнутую систему уравне ний, описывающих адиабатические движения газа но цилиндри ческому каналу в случае, если имеются колебания температуры, связанные с внешними источниками тепла. Для решения этой системы уравнений необходимо иметь три граничных условия, которые будут сформулированы ниже при решении конкретных задач.
Уравнения (3.1) и (3.5) описывают распространение в газе возмущений скорости и давления, причем скорость распростра нения этих возмущений 'равна скорости звука. Уравнение (4.1) описывает'распространение в газе возмущений температуры — волн энтропии. В отличие от уравнений акустики (3.1) и (3.5), связанных между собой, уравнение распространения энтропий ных волн (4.1) не связано с уравнениями акустики — в него не входят ни вариации скорости, ни вариации давления *. Связь ко лебаний энтропии с колебаниями давления и скорости имеет место только на границах тракта, т. е. на входе и выходе. В са мом тракте энтропийные волны 'распространяются независимо от акустических, не взаимодействуя с ними.
Решение уравнения (4.1) имеет вид
Іш((——) 8s=SsBXe V -w>,
* Изменение скорости во втором члене уравнения (4.1) дает поправку второго порядка малости.
178
где ösBX— колебание энтропии в начале тракта. Так как при движении вдоль тракта изменяется только фаза волны, а амп литуда остается 'постоянной, то энтропийная волна является бе гущей волной. Возмущения энтропии распространяются со ско ростью движения газа. Таким образом, энтропийные волны в от личие от акустических могут распространяться только в движущемся газе.
4.2.ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ ГАЗА
ВТРАКТЕ С ЭНТРОПИЙНЫМИ ВОЛНАМИ
Элементы газового тракта двигателя (камера сгорания, газо генератор, газовод) имеют, как правило, форму, близкую к ци линдрической, перепад давления по длине тракта из-за гидравли ческого сопротивления в большинстве случаев относительно не велик и составляет незначительную долю от среднего давления
в тракте.
Течение газа в цилиндрическом канале без трения, диффузии и теплообмена * описывается системой дифференциальных урав нений [70]:
д® |
д® |
dp _ ( |
|
|
d t |
d x |
1 p |
d x |
|
д р -|- W |
dp + Pß2 |
d® |
(4.2) |
|
d t |
д х |
|
d x |
|
ÖS 4 - W - |
d s |
- o , |
|
|
dt |
d x |
|
|
|
где w , р, р , s — скорость |
течения, |
плотность, |
давление и энтро |
|
пия газа; |
|
|
|
|
аскорость звука в газе.
Линеаризуя уравнение (4.2) и приведя вариации параметров к безразмерному виду, находим систему линеаризованных уравне ний для потока газа в тракте:
|
дБ® I |
дБ® , |
р |
дБр |
п . |
|||
|
d t |
|
|
д х |
рw |
о х |
|
|
|
- дЬр |
|
I |
дЪр |
, р®а2 |
дБ® |
(4.3) |
|
|
—- |
---Y-W— — |
1-------- |
д х |
||||
|
d t |
|
|
д х |
|
Р |
|
|
|
dBs |
w |
dBs |
n |
|
|
|
|
|
|
|
- — = |
0, |
|
|
J |
|
|
~ d t |
|
|
д х |
|
|
|
|
где |
— безразмерная |
(относительная) вариация |
||||||
|
|
|
энтропии, отнесенная к теплоемкости газа |
|||||
|
|
|
(6s' — размерная вариация). |
|||||
|
* Влияние некоторых факторов на динамические характеристики газо |
|||||||
вого тракта оценивается ниже, |
в § 4.5 и 4.8. |
|
|
179