Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(3.120), иайдем формулу для граничного импеданса на выходе из стендового тракта *:

2Д/?о .

р„

_

 

 

--- ^ ШТр +

 

 

 

Ър*=— -----:------- £---- 8гв3------- Щ

8Öu6)

(3.121)

ZtüTp

 

jO£(i)Tp

'

 

где Воспользовавшись общим решением (3.48), приняв, что ф2-^°°;

'12 _

Вг/1= 0,

найдем импеданс тракта со сто­

- ^ - = — 1; 8£/2 = Sm,;

іЬо

 

 

 

роны выхода

 

1— і а

 

Ь/>2

фі

 

 

Фі

(3.122)

5®2

 

it]

 

 

1

І ----- tg W

 

a

После исключения из соотношений (3.117), (3.118), (3.121) и (3.122) амплитуд вариаций бй>2, бр2, бёд получаем уравнение ди­ намики системы «стендовый тракт — разделительная емкость», входным параметром для которой служат колебания расхода компонента в объектовом участке тракта:

орі

 

(Фг — Фі) + ‘ (а— - V2-).tgü

 

__ __________________________ V______a

j_______________

ВГ70б

Рп

ііцФг wTp tg ш + / (O9 — фі) ü)Tp —

* tg ü)

 

Р

'

 

p а

 

 

 

 

(3.123)

где

фо = 2 -Ap2 - — граничный импеданс на выходе из стендового

 

Р

тракта;

 

 

 

 

 

 

«>= —----- безразмерная частота колебаний;

а

I— длина стендового тракта.

На рис. 3.38 приведены кривые частотных характеристик стендо-. вого тракта с ресивером на конце при различных значениях пос­ тоянных времени 1/а.

Результаты расчетов показывают, что система имеет один ре­ зонансный максимум, причем частота, соответствующая резонан­ су, существенно ниже собственной частоты акустических колеба­

ний жидкости в стендовом тракте ш = я/2 или со = я**.

* При этом, как и ранее, переходим к ампліггудам вариации, записав

для вынужденных колебаний брд = 0 рдеІш(; 6 Сд= бОде,ш/ и т. д.

** При //а=0,05 с собственная частота (1-й тон) лежит в пределах со = 30-т- 60 с-1, а для /,/а=0,01 с со~ 1504-300 с-1.

175


В связи £ этим акустические эффекты относительно мало вли­ яют на динамические характеристики стендовой системы с раз­ делительной емкостью, и ими в большинстве случаев можно пре­ небречь. Предполагая, что при представляющей интерес макси­

мальной частоте колебаний со<1, можно разложнть_в ряд tg со, используя только первый член разложенияtgcoÄco, учтя соот­ ношения (3.99) между со, а и постоянными времени т„ и те и

Рис. 3.38. Амплитудно-частотные

характери­

стики

гндравлігческого тракта - с разделитель­

ной

емкостью (г|)і=г|)2= 1 ; а = 1 0 ;

тР= 0 , 1 с)

пренебрегая емкостной постоянной времени тракта те:і\ после несложных преобразований получаем приближенное уравнение, описывающее динамические характеристики системы:

 

__ _________________^2 —

4 і + і T„o____________

(3.124)

5Go6

(Рл/р) —

+ і (Фа — 4і) “ тр

 

где тн = —------- инерционная постоянная времени для столба

Р

жидкости в 'стендовом тракте.

Формулой (3.124) можно пользоваться для расчета динамиче­ ских характеристик гидравлического тракта с ресивером (демп­

фером) в диапазоне частот, соответствующих условию ш =

=со//а<1.*

*Это можно сделать, так как сжимаемость газа в разделительной емко­ сти на порядки больше сжимаемости жидкости в тракте.

Г Л А В А IV

ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАЗОВОГО ТРАКТА

4.1. ЭНТРОПИЙНЫЕ ВОЛНЫ

Уравнения движения (3.1) и (3.5) описывают течение сплош­ ной среды в цилиндрическом канале без подвода тепла. В состав двигателя входят элементы (камера сгорания, газогенератор) с потоком газа п подводом тепла, которое выделяется при сгора­ нии жидких компонентов. При исследовании динамических ха­ рактеристик этих элементов необходимо учитывать тепловые эф­ фекты.

Выделения тепла в потоке газа приводят к изменению его температуры. В уравнениях (3.1) и (3:5) температура как пере­ менная не фигурирует. Изменения же температуры газа в пото­ ке, связанные с сжатием газа при повышении давления, учитыва­ ются, так как система этих уравнений замыкается уравнением состояния газа (3.10), которое описывает процесс адиабатиче­ ского сжатия газа в звуковой волне. Адиабатический характер процесса при распространении звуковых волн в газе подтверж­ дается многочисленными экспериментами [70]. Если изменение температуры газа в потоке связано не с колебаниями давления, а с изменением теплопровода от внешнего источника, систему уравнений необходимо дополнить уравнением энергии.

При анализу динамических характеристик газовых трактов двигателя (газ’огенератор, камера сгорания) можно использо­ вать предположение, что тепло подводится в одном сечении [46, 70], вне которого газ движется адиабатически. При этом адиаба­ тические условия, т. е. отсутствие теплообмена между отдельны­ ми слоями газа (а также со стенками канала), относятся к каж­ дому элементу (слою) газа в потоке. Это предположение вполне закономерно, так как в газовом тракте' двигателя без резких поворотов процессы диффузии и теплообмена между различными слоями газа, двигающимися вдоль тракта, обычно пренебрежимы [70]. Оценка влияния турубулентной диффузии будет дана ниже.

177



При адиабатическом движении энтропия каждого слоя газа остается постоянной на всем пути его перемещения вдоль газово- _ го тракта. Уравнение энергии в форме уравнения сохранения энтропии можно вывести по аналогии с выводом уравнения коли­

чества движения

(3.3). Изменение энтропии элемента ds опреде­

ляется изменением

энтропии

в

данной

точке пространства

âs dt за время

dt

и разностью

энтропии

в

один и

тот же

dt

 

 

 

 

 

 

ds

 

момент времени в двух точках

пространства

находя-

——dx,

 

 

 

 

 

 

 

дх

 

щихся на расстоянии dx. Просуммировав эти две величины

 

 

ds

 

ds

,

 

 

 

 

 

ds= - âT■dt-

dx,

 

 

 

 

 

dx

 

 

 

 

разделив все на dt и приравняв сумму (из условия адиабатичности) нулю, найдем уравнение сохранения энтропии:

dt 1

І£_ = о.

(4.1)

dx

v

При выводе уравнения (4.1) не учитывались процессы диссипа­ ции энергии, которые имеют место в газе при наличии трения и теплопроводности между различными его слоями. Уравнения (4.1) вместе с уравнениями неразрывности (3.1), движения (3.5) и состояния газа (3.10) составляют замкнутую систему уравне­ ний, описывающих адиабатические движения газа но цилиндри­ ческому каналу в случае, если имеются колебания температуры, связанные с внешними источниками тепла. Для решения этой системы уравнений необходимо иметь три граничных условия, которые будут сформулированы ниже при решении конкретных задач.

Уравнения (3.1) и (3.5) описывают распространение в газе возмущений скорости и давления, причем скорость распростра­ нения этих возмущений 'равна скорости звука. Уравнение (4.1) описывает'распространение в газе возмущений температуры — волн энтропии. В отличие от уравнений акустики (3.1) и (3.5), связанных между собой, уравнение распространения энтропий­ ных волн (4.1) не связано с уравнениями акустики — в него не входят ни вариации скорости, ни вариации давления *. Связь ко­ лебаний энтропии с колебаниями давления и скорости имеет место только на границах тракта, т. е. на входе и выходе. В са­ мом тракте энтропийные волны 'распространяются независимо от акустических, не взаимодействуя с ними.

Решение уравнения (4.1) имеет вид

Іш((——) 8s=SsBXe V -w>,

* Изменение скорости во втором члене уравнения (4.1) дает поправку второго порядка малости.

178


где ösBX— колебание энтропии в начале тракта. Так как при движении вдоль тракта изменяется только фаза волны, а амп­ литуда остается 'постоянной, то энтропийная волна является бе­ гущей волной. Возмущения энтропии распространяются со ско­ ростью движения газа. Таким образом, энтропийные волны в от­ личие от акустических могут распространяться только в движущемся газе.

4.2.ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ ГАЗА

ВТРАКТЕ С ЭНТРОПИЙНЫМИ ВОЛНАМИ

Элементы газового тракта двигателя (камера сгорания, газо­ генератор, газовод) имеют, как правило, форму, близкую к ци­ линдрической, перепад давления по длине тракта из-за гидравли­ ческого сопротивления в большинстве случаев относительно не­ велик и составляет незначительную долю от среднего давления

в тракте.

Течение газа в цилиндрическом канале без трения, диффузии и теплообмена * описывается системой дифференциальных урав­ нений [70]:

д®

д®

dp _ (

 

d t

d x

1 p

d x

 

д р -|- W

dp + Pß2

(4.2)

d t

д х

 

d x

 

ÖS 4 - W -

d s

- o ,

 

 

dt

d x

 

 

 

где w , р, р , s — скорость

течения,

плотность,

давление и энтро­

пия газа;

 

 

 

 

аскорость звука в газе.

Линеаризуя уравнение (4.2) и приведя вариации параметров к безразмерному виду, находим систему линеаризованных уравне­ ний для потока газа в тракте:

 

дБ® I

дБ® ,

р

дБр

п .

 

d t

 

 

д х

рw

о х

 

 

- дЬр

 

I

дЪр

, р®а2

дБ®

(4.3)

 

—-

---Y-W— —

1--------

д х

 

d t

 

 

д х

 

Р

 

 

dBs

w

dBs

n

 

 

 

 

 

 

- — =

0,

 

 

J

 

~ d t

 

 

д х

 

 

 

где

— безразмерная

(относительная) вариация

 

 

 

энтропии, отнесенная к теплоемкости газа

 

 

 

(6s' — размерная вариация).

 

* Влияние некоторых факторов на динамические характеристики газо­

вого тракта оценивается ниже,

в § 4.5 и 4.8.

 

 

179