Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

р

* 3 =

 

X — 1

 

(1 — р) (Ры/Ргг)

р +

*

Ъ £ ъ

а + 2С

(5.11)

Рс 1

8п = Ыі— относительная вариация частоты вращения ТНА. Давление за Соплами турбины дрс — 'параметр промежуточ­

ный; его можно исключить, подставив вариацию брс из соотно-

0,5

0,6

Ц7

0,8

0,9

рм/ргг

Рис. 5.1. Зависимость коэффициента скорости ßT от перепада давления Рм/Ргг и показателя адиабаты х

шения (5.10) в уравнение расхода (5.8). В результате получаем другую форму уравнения .расхода:

\_

гз 2 ІѴ ч -і 8Ат +

 

+ «Т ( г 2 + Y %гі) — J- ( 1+ <Ѵі) 8^ т + атг18л.

(5.12)

Для коэффициента полезного действия турбины используют один из двух видов зависимостей:

или % = / 2 яг,

Ѵтт

ГД8 Ят РггІРм-

Линеаризация этих зависимостей привадит к следующим соотно­ шениям для івариации к. и. д. турбины:

8Пт=ф Сі(8 и -8 Сі)= фСі(8/г + -і-

 

 

(5-13)

или

 

 

 

 

 

 

 

 

8т1т=Фр(8/>гг —8/Ü + t i (

Sk ~ Y

8Tt) ’

(5Л4)

где

 

 

 

 

 

'

.

__ а /с1

дщ ш

__ _щ_ jjTjT,

__ п / Ѵ т т

<Hr

 

Ъ

ö(a/c)

дпт%

д{%п/у Тг)

Подставив в

уравнение мощности

турбины

(5.6)

выражения

(5.7)

, (5.8),

(5.14), получаем

 

 

 

 

8^ т — ~ ( 1— Фл) 8^т + ( 1— а т+ Фр + Рт) 8Лт~Ь

 

 

+

(ат - ^ - Р т ) 8Лм + ^ 8«-

 

(5.15)

Если турбина имеет заметную (реактивность, то аналогичное уравнение с учетом реактивности можно получить, подставив в уравнение (5.6) вместо соотношения (5.8) зависимость (5.12).

Приведенное выше уравнение мощности турбины относится к случаю, когда временем пребывания газа в коллекторе турбины (см. § 4.7) можно пренебречь или когда в коллектор газ подво­ дится по всему периметру. В случае необходимости учитывать

распределенность выхода из

газогенератора

следует

изменить

уравнения для адиабатической работы (скорости

истечения)

газа (5.7)

и для расхода таза

(5.8).

сопловой

аппарат

турбины

Уравнение расхода газа

через

было выведено в § 4.7 [см.

(4.63)].

Уравнение

адиабатической

работы в

линеаризованном

виде

по аналогии

с

уравнением

(5.7) запишем для струйки таза, проходящей через элементар­

ный, участок соплового аппарата длиной dx *, так:

 

аЫад(х)=ЬТ(х) - р ---- г'т (8Аі »Угг)

.

(5.16)

МчОЛ

‘ КОЛ

 

Учтя, что согласно принятым условиям (см. § 4.7) давление вдоль коллектора в каждый момент считается постоянным, и исполь­ зовав для вариации температуры 6Ттсоотношение (4.62), проин­ тегрировав уравнение (5.16) по л: от 0 до /КОл, получаем оконча-

* Координата х отсчитывается (см. рис. 4.14) от входного сечения кол­ лектора соплового аппарата. Высота соплового аппарата постоянна,'площадь элементарной струйки'пропорциональна dx/lKол, где'7К0л — длина соплового аппарата.

221


тельно следующую зависимость для амплитуды вариации сред­ ней по колесу турбины адиабатической работы газа:

» 1 ,,= - - ^

- - М ^ м - ¥ г г ) +

Ѵгг.

(5.17)

і“Ткол +

1

*

 

которую с учетом термодинамического соотношения (4.62) мож­ но переписать в других переменных:

%-- 1

_

__

ST't

®Ргг

_

_

__ < _

87ад= 2SCl-----------;---- --------------- ßT18Л , -

Ьртт)+

-- ----- Ьргг.

 

 

і^Ткол +

1

 

 

%

 

 

 

 

 

 

(5.18)

Подставив соотношение (5.18) в уравнение (5.6) и (5.13), нахо­ дим зависимость для амплитуды вариации мощности турбины с учетом распределенности выхода из 'газогенератора:

Ш =

1 — а.

%— 1

 

' - т М ^ + Ѵ

SA

2 %

 

 

 

 

 

 

+ ат ~ ( 1

 

 

 

 

 

 

(фСі-

1 )

5Г.

X — 1

_

 

 

 

 

Ъргг

(5.19)

 

 

 

2

(ішткол + 1 )

 

 

 

 

 

 

В случае распределенного выхода из газогенератора уравнение для вариации мощности турбины оказывается уже дифферен­ циальным, причем в уравнение входит производная от вариации мощности турбины.

5.2. УРАВНЕНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ

Уравнения насосов ТНА устанавливают связи между часто­ той вращения крыльчатки насоса, расходом жидкости через него с напором, развиваемым насосом, и потребляемой им мощ­ ностью. Изменение момента количества движения жидкости в колесе насоса определяется уравнением [53] (рис. 5.2)*

^ = r

H

prc*i l / + j’p r,w i/=

 

 

 

V

/

 

=

j

?rFudV +

jj rpudf..

(5.20)

Vf

*То же воспринимается и в любой другой неподвижной точке внутри крыльчатки.

222


где Rz — составляющая главного момента ‘количества дви­ жения жидкости относительно оси z, совпадающей

сосью насоса;

г— радиус кольцевого элемента в потоке жидкости;

Си, сп — проекции абсолютной

скорости

жидкости на

нор­

маль к элементу 'поверхности /

и на

направление

переносной (окружной) скорости и;

 

 

Fu — проекция суммарной

массовой силы

на направле­

ние скорости и;

 

 

 

 

Ри — составляющая силы давления в направлении

ско­

рости и.

 

 

 

 

Будем рассматривать абсолютное движение, так как в от­

носительном движении

урав­

 

 

нения усложняются из-за необ­

 

Сг

ходимости

учитывать

центро­

 

бежные и кориолисовы силы.

 

 

Однако

абсолютное

 

движение

 

 

жидкости во вращающемся ко­

 

 

лесе насоса при стационарном

 

 

режиме его работы

принципи­

 

 

ально нестационарно,

так

как

 

 

в процессе

обтекания

лопаток

 

 

колеса

потоком жидкости воз­

 

 

никает определенное поле ско­

 

 

ростей

и

давлений,

которые

 

 

воспринимаются в

неподвиж­

 

 

ной точке на выходе

из

 

коле­

 

 

са * как

пульсации

с частотой,

Рис. 5.2. Схема проточной ча­

равной

произведению

числа

сти

насоса

лопаток

на

частоту

вращения

 

 

колеса.

 

 

скоростей 'в

насосе (см. рис. 5.2) следует,

Из треугольника

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cu= w u-\-u = u — w sin у,

(5.21)

где

w — относительная скорость движения жидкости;

и = аг — переносная

(окружная) скорость

движения жид­

 

 

кости.

 

 

 

(5.20)

можно разбить на три интегра­

Второй интеграл формулы

ла: по поверхности колеса fKи по сечениям потока на входе и вы­ ходе из колеса f і и f2. Для того, чтобы не учитывать нестационарность поля абсолютной скорости, А. А. Ломакин [53] вводит понятие среднего момента скорости на входе и выходе из колеса:

* На рис. 5.2 треугольник скоростей построен для выходного сечения 2 крыльчатки насоса. Соответственно ко всем индексам добавлена цифра 2.

223


f Pr c uc nd f

I r c „ d G

(c„r)l = —

u_____

 

j Pc nd f

 

J ? r c ucnd f

J

( v ) a = n

Ta

J PCtftf

 

J 2

 

r c ud G

G

где G — массовый секундный расход жидкости.

(5.20)

С учетом этих соотношений второй интеграл в уравнении

приводится к следующему виду:

 

 

\ ?rcucnd f = G [(< v )s -(iy -)i]+

J ?rcucnd f .

(5.22)

>

 

Следует еще раз подчеркнуть, что абсолютная скорость дви­ жения жидкости в крыльчатке зависит как от угла поворота крыльчатки ■0 ', так и от времени. Для того чтобы избежать труд­ ностей с вычислением интегралов, необходимо сделать предпо­ ложение, что при изменении среднего расхода эпюра скоростей в крыльчатке не изменяется. С учетом этого предположения и фор­ мулы (5.21) первый интеграл в уравнении (5.20) принимает вид

 

 

 

 

д с „

Ö9 ) dV =

 

 

 

 

 

 

дЬ

dt

 

 

С

~ (

ди

.

dw

 

i’a

d w

sin yds, (5.23)

ds-

— \

p r F

------- sin у ------

dt

J

\

dt

 

dt

 

 

 

S,

где s — элемент пути потока в крыльчатке. При интегрировании учли, что <?«/с№ = 0.

В работе [53] показано, что последние интегралы в соотноше­ ниях (5.22) и (5.23) равны и поэтому при суммировании взаим­ но уничтожаются. Интеграл от объемных сил (т. е. силы тяже­ сти) в правой части уравнения (5.20) из условий симметрии течения жидкости в колесе равен нулю. Последний интеграл в уравнении (5.20) дает момент сил взаимодействия колеса с пото­

ком, т. е. крутящий момент на оси колеса

(без учета сил трения):

j rPud f = M Kp.

(5.24)

Подставив значения интегралов из соотношений (5.22), (5.23) и (5.24) в уравнение (5.20), .находим новую запись уравнения мо­ мента количества движения для жидкости в колесе насоса:

224


~ ~ = G [(C«r )2 - ( C«r )l]-f ^ ?rF

d a

sin Y d w d s = M K[,

dt.

~dt

 

 

 

 

 

(5.25)

Из треугольника скоростей (см. рис. 5.2) находим

 

c2={ü — w sin y)2 + ™ 2 cos2

yи2 2uw sin y-\-w2.

(5.26)

Кинетическая энергия потока жидкости в крыльчатке равна

 

Sa

 

 

 

Е = ^ р

сіу = -і_ ^ (и2 — 2im sin Y + ™2) РFds.

(5.27)

V

Ji

 

 

 

Секундная работа сил (т. е. мощность), действующих на жид­ кость в крыльчатке, определяется крутящим моментом и рабо­ той сил давления на входе р\ и на выходе из колеса р2:

NЛ4крш-f-p xF xw^ — p2F2w2.

Сдругой стороны, работа сил связана с изменением кинетиче­ ской энергии жидкости. Использовав уравнение (5.26), находим

N — dE

 

sin y+™ 2) PwF |i -j-

d w

W du

siny + ® - ^ - j pFäs

d t

d t

 

Sl

= 0(ö[(cBr)s- ( c er)1] - f | r « o ^ —

sin y ) X

Si

 

X pFds-{-PiFysa^ — p2F2w 2-

(5.28)

Учтя, что (йг= п; pwF = G, а для cu имеется соотношение (5.21), уравнение (5.28) преобразуем в зависимость, определяющую те­ оретический напор, развиваемый крыльчаткой:

Р2 —Р1 = -* -[(« “ — ™!) — (и? — ®і)] —

-

р

|

(

J

S

L

-

 

•Si

 

 

 

 

 

 

В действительности, в крыльчатке и в других элементах имеются потери на утечки, трение', удары, повороты жидкости и т. д., ко­ торые зависят от частоты вращения насоса и от расхода жидко­ сти через него. От этих же составляющих зависит и теоретичее-

8 — 3714

225