Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
кин напор (5.29), развиваемый насосом. Напорную характери стику насоса в статике удобно представлять [6 6 ] в виде многочлена
AA..CT= -Afts + ß№G+ CG2.
В динамике вследствие инерции жидкости в уравнении должны появиться дополнительные составляющие, описываемые интегра лом в уравнении (5.29). Кроме того, необходимо учитывать инер цию жидкости в неподвижных элементах насоса: входном пат рубке, спиральном отводе, диффузоре. Для этих элементов инер ционный член определяется так же, как и для гидравлического
.тракта с переменной площадью (см. гл. Ill):
sk¥l |
|
|
sk + 1 |
|
|
Г |
dw d s - |
dCi |
Г |
ds |
(5.30) |
J |
dt |
dt |
) |
P F k |
|
sk |
|
|
sk |
|
|
где Fh — проходное сечение k-ro участка проточной части. Интег рал в уравнении (5.29) можно привести к более удобному виду
(см. рис. 5.2):
|
н |
dw |
da sin у ) ds — |
|
|
|
и |
dt |
|
|
|
|
|
dt |
|
|
|
_ dGU |
г V |
1 + c t g 2 |
ds — 2 я dn |
г sin yds, |
(5.31) |
dt |
J |
HPF |
dt |
|
|
|
Sa |
|
|
|
|
где ß — угол между касательной к лопатке |
и направлением ок |
||||
ружной скорости и\ |
|
|
|
||
р. — коэффициент стеснения сечения лопатками. |
|
Окончательно уравнение напорной характеристики насоса мож но записать так:
ДА, = Ьря. „ - А а - ^ - + Ая- £ , |
(5.32) |
dt dt
где коэффициенты Аа и Ап находятся с помощью интегралов в соотношениях (5.30) и (5.31). Для вычисления интегралов необ ходимо знать геометрические характеристики проточной части насоса. Линеаризовав уравнение напорных характеристик насо са (5.32), находим
|
8Д/>н=Н*80 + фя8 / і - г н- |
^ |
+ тя - ^ - , |
(5.33) |
||||
|
|
|
|
|
dt |
|
dt |
|
где |
фг - _ ! ^ ^ Д ц - |
ф = — __ дДДь- |
|
|||||
T G |
4 |
-NO » |
Т Л |
. |
-J |
» |
|
|
|
|
А р н |
ди |
|
|
Ари д/г |
|
|
?2 6
t „ = A r G |
G |
У 1 + Clg2 ß ds- |
•’*+1 |
d s |
: (5.34) |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Vn |
Vi. |
|
|
s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/?. |
/Z |
Sа |
|
|
|
|
2яр J г sin |
. |
|
(5.35) |
||
|
T„ = Al Д/>11 |
Mt |
|
|||
|
|
|
|
|
Сумма интегралов в выражении (5.34) берется по всем непод вижным элементам проточной части насоса (кроме крыльчатки).
В уравнение ТНА входит момент сопротивления, создаваемый насосами, который определяется уравнением (5.25). В это урав нение входят первый член, определяющий момент сопротивления в статике М„.Ст и интеграл, характеризующий инерцию жидко сти в насосе. По аналогии с соотношением (5.31) преобразуем интеграл в уравнении (5.25):
Si
Г |
г |
г г |
/ du |
. |
dw \ , |
|
\ |
г |
------- sin у ------ }ds = |
|
|||
J |
|
|
Ы |
|
d t } ■ |
|
S t |
|
|
|
|
|
|
= 2 я dn |
r2Fds- d G |
г y i + c t g 2 ß |
г sin у ds. |
|||
d t J |
|
|
d t |
J |
p |
|
Si |
|
|
|
SI |
|
|
После линеаризации и подстановки |
соотношения (5.36) |
|||||
ние момента сопротивления насоса принимает вид |
||||||
|
|
|
|
|
( jY) |
rfSG |
|
|
|
|
d t |
*LH |
d t |
|
|
|
|
|
где
т(„ЛГ)= —
■^H
|
«Ja |
2Я р ^ r ^ F d s - , |
|
Мн |
J |
Sü |
St |
|
|
\ ] / l + |
ctg2 ß r sin y d s . |
J |
|
st |
|
(5.36)
уравне
(5.37)
( 5 . 3 8 ,
(5.39)
При выводе уравнений динамики для напорных характерис тик и момента сопротивления насоса не принимались во ‘внима ние кавитационные явления, которые могут иметь место в виде местной кавитации на шнеке или на входных кромках крыльчатки [3, 6 6 ]. Имеющиеся расчетные методики по динамике кавитации в насосе [73] носят полуэмпирический характер и требуют дальней шей экспериментальной проверки. Поэтому использование их при расчетах динамических характеристик двигателя в настоящее время не целесообразно.
8* |
227 |
5.3. УРАВНЕНИЕ THA
Основным уравнением ТНА является уравнение момента ко личества движения для вращающихся частей агрегата, имеюще го несколько насосов:
J J 7 |
T |
= |
|
|
і |
где J — момент инерции вращающихся частей ТНА; со — угловая скорость вращения вала.
Момент, развиваемый турбиной, связан с ее мощностью:
м |
_ N r |
W N |
T . |
т |
Ü3 |
2 л п |
' |
аналогично для насосов
м6 0 Л 7 Ш -
“2 яп
(5‘40)
(5.41)
(5.42)
Подставив зависимости (5.41) и (5.42) в уравненнее (5.40) и ли неаризовав его, находим
(5.43)
7 5 - 9 0 0Nr
I
Для мощности г-го насоса по аналогии с напорными характерис тиками, учтя соотношение (5.37), можно записать следующее линеаризованное уравнение:
|
oNai—фо/ >80/ + tfiVbп + ЪпѴ |
dbn |
|
J ”) dbGj |
(5.44) |
|
|
dt |
|
dt |
|||
где |
, к ( л г ) ____ Gi |
dNHi . і . ( Л ' ) . |
П |
dN K; ■ |
|
|
N Hl |
dGi |
|
N Hi |
dn |
|
|
|
|
|
Подставив соотношения для мощности турбины (5.15) и уравне ние (5.44) в уравнение ТНА (5.43), получаем
/ |
я2/ » 2 |
I |
NU[ |
äbn _ |
[ 7 5 -9 0 (W T |
' 2 , J |
N T |
) dt ~ |
|
|
|
І |
|
|
= \ ( 1 - ^ ) ' ^ т - Ь ( 1 - а т + фр+ Рт)8Лг + (ат- ф р- Р т)8Л -
(N) |
dbGj |
|
2Ьі_ |
1 0 |
|
tyaVüG; —tJh |
|
+ |
,, V) |
bti. (5.45) |
|
dt |
|
фл/ |
|||
|
|
|
|
|
Отношение коэффициента при производной от вариации частоты
вращения бп к коэффициенту при вариации Ьп определяет по стоянную времени ТНА. Эта постоянная времени зависит от инер. ции подвижных частей и жидкости в проточной части насоса, от мощности ТНА и наклона характеристик турбины и насосов.
Г Л А В А VI
УРАВНЕНИЯ ДИНАМИКИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ РЕГУЛЯТОРОВ
6.1.О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ
ИСХЕМАХ РЕГУЛЯТОРОВ ЖРД
При работе двигателя в составе ракеты для обеспечения вы полнения задачи полета необходимо поддерживать или изменять по команде от системы управления ракетой основные параметры двигателя: тягу, соотношение компонентов в камере сгорания и ■соотношение компонентов в газогенераторе. Как уже отмечалось, при создании регуляторов, поддерживающих указанные основ ные параметры двигателя, встречаются определенные трудности
156].
Тяга двигателя достаточно строго следует за давлением в ка мере сгорания, хотя она зависит, кроме того, от соотношения компонентов и от полноты сгорания топлива в камере сгорания, от геометрических размеров сопла камеры сгорания и от давле ния за срезом сопла. Влияние этих дополнительных факторов приводит к отклонению действительной тяги от устанавливаемой с помощью регулятора, поддерживающего только давление в ка мере сгорания.
К сожалению, эти вполне допустимые отклонения не являют ся основным недостатком схемы с регулятором давления в ка мере сгорания. Более неприятным является то, что чувствитель ный элемент такого регулятора связан импульсной трубкой с камерой сгорания и при запуске двигателя газ с высокой темпера турой из камеры попадает в неохлаждаемую импульсную труб ку, в результате чего возможно возникновение аварийной си туации.
Кроме того, из-за высокого уровня регулируемого параметра в регуляторах давления приходится применять достаточно проч ные, а значит, и грубые чувствительные элементы (мембраны, сильфоны и т. д.). В результате ухудшается чувствительность
229
регулятора и, как следствие, снижается точность поддержания регулируемого параметра.
Последним недостатком обладает не только регулятор давле ния в камере сгорания, но и все типы регуляторов давления.
Более привлекательными оказываются регуляторы, поддержи вающие перепад давления. К этому типу относятся регуляторы расхода и регуляторы соотношения расходов, т. е. соотношения компонентов. На чувствительный элемент этого типа регулятора действует только перепад давления, благодаря чему его можно' сделать существенно менее прочным, чем в регуляторе давления* и соответственно более чувствительным.
При этом не следует забывать, что в регуляторах расхода или соотношения расходов (соотношения компонентов) чувствитель ные элементы измеряют не расходы, а перепады давления. Хотя расход непосредственно связан с перепадом давления, он зави сит, кроме того, еще и от плотности компонентов. Изменение плотности компонента, например, при изменении его температу ры, приводит к появлению ошибки в величине регулируемого па раметра.
Эффективность воздействия регулятора на параметры двига теля зависит в первую очередь от коэффициента связи (усиле ния) между изменением проходного сечения дроссельного органа регулятора и изменением регулируемого параметра; в частности* коэффициент связи зависит от перепада давления на регуляторе.
Величина потребного перепада давления на регуляторе связа на с диапазоном регулирования, который определяется уровнем внешних и внутренних возмущений, действующих на двигатель, и диапазоном изменения регулируемого параметра при работе двигателя (см. § 9.8).
Увеличение перепада давления на регуляторе приводит к увеличению скорости жидкости в дросселирующем сечении регу лятора, что в свою очередь определяет величину гидродинамиче ских сил, создаваемых перепадом р\—ру, возникающим при об текании подвижных частей регулятора потоком жидкости (см. рис. 6.2). При прочих равных условиях эти силы пропорциональ ны скоростному напору жидкости, т. е. перепаду давления на дросселирующем элементе.
Гидродинамические силы действуют на подвижную часть ре гулятора в сторону закрытия ею дросселирующего сечения, т. е. в направлении, противоположном действию пружины у нормаль но открытого регулятора. Изменение величины гидродинамиче ских сил так же, как и величины сил, создаваемых пружиной* пропорционально перемещению подвижных частей регулятора.
В некоторых случаях, если не принимать специальных мер* коэффициент связи между гидродинамической силой и переме щением оказывается больше, чем коэффициенты пропорциональ ности между упругостью пружины и перемещением. Так как в уравнении регулятора эти величины вычитаются друг из друга*
230