Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

то при большой величине гидродинамической силы статизм ре­ гулятора * может оказаться отрицательным: Ниже будет показа­ но, что отрицательный статизм регулятора является одной из возможных причин возникновения колебаний в системе «двига­ тель— регулятор», а также при испытании такого регулятора на гидравлическом стенде.

Из-за стремления сделать регулятор малогабаритным и лег­ ким проходные сечения каналов в регуляторе делают небольши­ ми. Уменьшение проходных сечений приводит к увеличению при­ соединенной массы жидкости, движущейся вместе с подвижными

2

Рис. 6.1. Схема регулятора расхода прямого действия

частями регулятора. Иногда эта присоединенная масса оказы­ вается во много раз больше массы самих подвижных частей.

Динамическую схему регулятора прямого действия (рис. 6.1) для расчета в первом приближении можно представить в виде груза (массы подвижных частей), подвешенного на пружине. Од­ нако в ряде случаев расчет такой простой схемы неудовлетвори­ тельно описывает динамические характеристики регулятора, так как действительная упругость системы из-за наличия гидродина­ мических сил существенно отличается от упругости пружины, а присоединенная масса жидкости отличает массу системы от мас­ сы подвижных частей.

. В настоящее время не существует исчерпывающих данных о характере влияния на гидродинамические силы и присоединен­ ную массу режима течения жидкости в регуляторе и разли­

т. е.

* Статизм регулятора определяет наклон

характеристики регулятора,

зависимости регулируемого параметра от

нагрузки на регулятор (см.

рис.

6.3).

 

231


чия в конструктивных формах проточной части регулятора. Ниже излагаются приближенные методики расчета гидродинамических сил и присоединенной массы.

6.2. РЕГУЛЯТОРЫ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ

Регуляторы прямого действия (см. рис. 6.1) состоят из одних и тех же элементов: чувствительного элемента 2 (мембраны, сильфона или поршня с пружиной), механически связанного с ним штока дросселирующего устройства 1 регулятора и импульс­ ных трубок 3, соединяющих полости регулятора с трактами дви­ гателя. Чувствительный элемент разделяет .корпус регулятора на две или большее количество полостей А и В. Эти полости поимпульсным трубкам, каналам внутри регулятора, а также через уплотнения дросселирующего устройства сообщаются с одной или двумя магистралями двигателя. Движение жидкости по трактам регулятора и импульсным трубкам вызывается перемещением чувствительного элемента. Кроме того, имеются утечки жидко­ сти через уплотнения поршня и штока регулятора. Если утечки: отсутствуют пли малы, то направление движения жидкости в им­ пульсных трубках изменяется в зависимости от направления пе­ ремещения чувствительного элемента. При ощутимых утечках направление движения жидкости по каналам при перемещении чувствительного элемента может и не изменяться.

Движение подвижных частей регулятора (.которые в данном случае жестко связаны с чувствительным элементом) происходит под действием усилия пружины 6, перепадов давления (рлРв) на чувствительном и ]—рг) на дросселирующем элементе, а также гидродинамических сил, возникающих при обтекании дросселирующего элемента потоком жидкости. Перепад давле­ ния на чувствительном элементе при прочих равных условиях зависит от скорости движения чувствительного элемента, так как в динамике на давления рА и рв в полостях чувствительного элемента оказывают влияние инерционные силы столбов жид­ кости и гидравлическое сопротивление внутренних трактов регу­ лятора и импульсных трубок.

Составим уравнения движения для регулятора расхода с чув­ ствительным элементом в виде поршня. Регулятор обеспечивает сохранение неизменным заданного значения расхода путем под­ держания постоянного перепада давления (р3р\) на управляю­ щем элементе 4. Изменение настройки (т. е. площади проходногосечения ЕдР) управляющего элемента приводит к пропорциональ­ ному изменению регулируемого расхода компонента Gper. Этот вариант регулятора имеет все типичные элементы регулятора прямого действия:

а) полости чувствительного элемента А и В, сообщающиеся импульсными трубками с одним из основных трубопроводов 5

232


двигателя, а через зазоры в уплотнениях — между собой и с ос- но-вным трубопроводом;

б) механическую систему, состоящую из чувствительного эле­ мента (поршень 2 с пружиной 6) и подвижной части дроссели­ рующего устройства;

в) дросселирующее устройство 1, изменяющее расход компо­ нента Gper при изменении положения подвижной части. При ра­ боте регулятора, кроме того, расход -может изменяться и из-за вытеснения жидкости из полостей тракта, разделяемых сечением D—D при перемещении подвижной части дросселирующего уст­ ройства относительно неподвижного дросселирующего сечения D — D (т. е. из-за «поршневого эффекта»).

Вывод уравнений динамики начнем с составления уравнения движения жидкости в полостях и трактах регулятора. Вначале рассмотрим общий случай с учетом утечек жидкости Gn через зазор между поршнем и цилиндром и GmT — через уплотнение штока дросселирующего устройства. Учтем сжимаемость жид­ кости в полостях чувствительного элемента, но пренебрежем пло­ щадью поперечного сечения штока регулятора, как весьма малой

по сравнению с площадью поршня. Уравнение баланса

массы

жидкости в полости В

запишется так:

 

 

dt

 

+

(6 . 1 )

 

с ж

dt

 

где

р — плотность жидкости;

 

 

 

Е„ — площадь поршня;

 

 

 

У в ~ объем полости В\

 

 

Рв — давление в полости В ; Е ж— модуль объемного сжатия жидкости;

•Оп — массовый расход жидкости через уплотнение поршня;

С?шт — массовый расход жидкости

через уплотнение штока

дросселирующего устройства;

 

QB— массовый расход из полости В по импульсной трубке.

Первый член в левой части уравнения (6.1)

определяет ско­

рость изменения массы жидкости в

полости

из-за движения

поршня. Второй член описывает скорость изменения количества жидкости в этой же полости за счет сжимаемости жидкости. Из­ менение количества жидкости в полости В за единицу времени {левая часть уравнения (6 .1 )] равно разности между расходами компонента, поступающего в эту полость через зазоры и выходя­ щего по импульсной трубке [правая часть уравнения (6.1)]. На­ правление движения жидкости на рис. 6 . 1 и в уравнении (6 .1 ) принято в соответствии с действующими перепадами давления в статике (при dx/dt=0), т. е. из полости А в полость В и из трубы в полость В. Соответственно поимпульсной трубке жидкость вытекает из полости В. Режим течения жидкости в зазорах уп­ лотнения и импульсных трубках определяется числом Рейнольд-

233


са. Для полости А составляется уравнение баланса массы ком­ понента, аналогичное уравнению (6 .1 ):

І / .

1

л

d p A

d x

 

Рd t -

d t -GA — On

где pA— давление в полости А; V л — объем полости А\

Е ж— модуль объемной упругости жидкости;

Gn — массовый расход жидкости через уплотнение поршня; Ол — массовый расход жидкости в полость А по импульсной

трубке.

Линеаризовав уравнение баланса массы жидкости для полости В

(6 .1 ) и переходя к безразмерным

(относительным)

вариациям

параметров, находим окончательно

 

 

 

 

РУ» ох- Ѵв<Р*

■°Рв:

8G„

On 8(7 —

S G ,

( 6. 2)

Е*°в

 

 

Gr

 

 

и соответственно для полости А

 

 

 

 

Ѵ А?РЛ Ь р

i £ n ! L b x

- Ь Gл

5G,i.

 

(6.3)

е*оа ил

аА

 

 

 

 

 

где h — ход регулятора;

x = d x j d t ; p = dpjdt.

При приведении к безразмерному виду вариации расходов и дав­ лений относились к средним значениям варьируемого параметра* вариация öx — к ходу регулятора /г.

Для зазоров в уплотнениях и относительно коротких импульс­ ных трубок, для которых не надо учитывать акустические эффек­ ты (см. § 3.7), можно-использовать уравнение движения в'.кана­ ле с учетом только гидравлического сопротивления и инерции столба жидкости. При этом, так как местных гидравлических со­ противлений на входе и -выходе из импульсных трубок обычно не бывает, т. е. для них граничные импедансы ф і=ф 2 = 0 , то сжи­ маемость жидкости в трубке учитывать не надо. В этом случае линеаризованное упрощенное уравнение динамики тракта прини­ мает форму

 

~Г~~ЬР}— Д— ^Pj+i^=ajbGj + x„fiGj,

(6.4)

 

Apj

APj

 

где

pj, Ьр} — давление и относительная вариация

давле­

 

 

ния в начале /-го участка канала;

 

 

Pj+1 . ^Pj+i — давление и относительная вариация

давле­

 

 

ния в конце /-го участка канала;

 

2 3 4


Gj, оGj — средний расход и относительная вариация

расхода жидкости через /-й участок канала;

o-jGjl

xnj = р ^ ----- инерционная постоянная времени /-го участ­

ка канала; Ар] — средний перепад давления в тракте;

Ij — длина /-го участка канала;

Fj — площадь проходного сечения /-го участка

канала.

Коэффициент ctj зависит от режима течения жидкости через ка­ пал. При ламинарном течении öj= 1, при турбулентном аj = 2 .

Для удобства дальнейших преобразовании, воспользовавшись записью уравнений в форме частного периодического решения для каждой из переменных öZj = Ьх&‘ш/, получаем из уравнения

(6.4) соотношение для амплитуды вариаций расхода

(при нали­

чии постоянного протока жидкости по тракту):

 

8 0 ,=

, pJ°£J~pt+l°pj4±_ .

(6.5)

1

АРі(а.-\- шт Л

 

 

rJ\ ]

\\]>

 

Используя эту форму записи для всех вариаций расходов в урав­ нениях (6.2) и (6.3), найдем соотношения для колебаний давле­ ния в полостях регулятора по обе стороны чувствительного эле­ мента, связывающие эти колебания с движением чувствительного элемента:

для полости В

{GmlGB)P,

{GnfGB) p B

2 — Рв )( ашт+ гѴгшт) '

(рА — р в ц а п + і<отп)

 

{Рв~Р*)іав + Ыхв)

•цо- Рв?ѴВ -j ° Р в =

 

 

Е*° в

 

 

{Ош/Ов ) р 2Ър2

 

[GJGB)PAbpA

( PC1

P ß ) (^шт “b

^шГшт)

{P А

P ß ) И п 4-

iü)Tn)

 

 

P<&P4

 

■ко _рДЛ

( 6. 6)

 

(Pß Pi] {ав + шхв

~g T'

bx

и для полости А

 

 

 

 

[Pa — Рв) (а п +

г'“Тп)

{ Р ъ - Р А){ал +

+

Ыхл)

I

І ш Ѵ А ? Р А

° P a -

.___

Рв'Рв

+

 

ежоа

 

 

 

 

( Р А — P ß ) (ап + *'<■*„)

2 3 5