Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
при увеличении скорости жидкости в дросселирующем сечении. Эту силу, определяемую разностью между давлением в сечении перед дросселирующим устройствам Р\ и давлением жидкости иа поверхности его подвижной части рѵ (рис. 6 .2 , в), назовем гид родинамической силой.
Гидродинамическая сила может быть представлена в виде функции (см. § 6.5) от скоростного напора компонента в узком сечении дросселирующего элемента. Тогда суммарная сила за пишется
|
|
2 |
|
|
Я * - - С гд |
^рег + (А - А ) F f |
( 6 .1 9 ) |
Здесь |
Сгл— коэффициент гидродинамической силы |
(аналогичен |
|
|
коэффициентам Сх и С,, при обтекании тел), завися |
||
|
щий от положения дросселирующего органа регуля |
||
|
тора; |
|
|
|
F p— площадь дросселирующего органа, на которую дей |
||
|
ствует перепад давления; |
|
|
Рі, |
р -2 — давление до и после дросселирующего сечения; |
wper— скорость жидкости в узком сечении дросселирующе го устройства регулятора.
Скорость в узком сечении связана с расходом компонента через
регулятор и проходным сечением дросселирующего |
устрой |
||
ства Fрері |
Gper |
|
|
®рег |
( 6. 20) |
||
Р^рег |
|||
|
|
а проходное сечение определяется положением подвижных частей регулятора, т. е.
Fpor= Fper{x), |
(6 .2 1 ) |
и зависит от геометрической формы дросселирующего органа ре гулятора. Линеаризовав уравнения (6.18) — (6.21), после преоб разований получим уравнение движения подвижных частей с учетом гидродинамических сил:
ох + ^ |
8* |
Я, |
|
|
. |
dF,per |
h |
дСГп |
Ьх= |
■/.Іг |
|
|
per |
дх |
Ст |
дх |
|||
|
|
|
|
|
|||||
|
FnPz |
|
FuP.X |
|
Я* |
|
|
|
|
|
yJl ЪРв' |
|
y.h |
|
оАд — 2 —f —8 G1)er |
|
|
||
|
|
|
|
У.It |
|
|
|
||
|
F PP\ |
o/?i - |
FрРЧ |
'SA + |
Я тр |
|
( 6. 22) |
||
|
y.h |
|
yJl |
У.It |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Здесь 8<Зрег — относительная вариация расхода компонента че
рез дросселирующее сечение регулятора; 8/?і, Ьр2— относительные вариации давления до и после
дросселирующего сечения.
массу жидкости, двигающуюся в полостях регулятора при пере мещении его подвижных частей.
Таким образом, масса жидкости в каналах, связывающих по лости регулятора между собой и с трактами двигателя, склады вается с массой подвижных частей регулятора с множителем, равным квадрату .отношения площадей сечения поршня регуля тора и сечения тракта, по которому движется жидкость. Если этот тракт имеет переменное сечение, то необходимо суммировать массы жидкости в каждом из элементов тракта со своим множи телем [37]:
(6.24)
где Fi и mi — площадь сечения и масса жидкости для t-го элемента тракта.
Последний член в уравнении (6.24) дает приведенную массу жидкости, которая движется вместе с поршнем регулятора.
Квадрат отношения площадей может оказаться величиной достаточно большой и соответственно будет большой присоеди ненная масса жидкости.
Например, при диаметре поршня |
40 мм и |
диаметре импульсной |
трубки |
|
4 мм это отношение |
равно 104. В этом случае |
присоединенная масса |
жидко |
|
сти в трубке длиной |
1 м будет порядка |
100 кг. |
|
|
Столь существенное влияние присоединенной массы жидкости требует, чтобы при разработке конструкции регулятора обра щалось особое внимание на размеры трастов, связывающих чув ствительный элемент с магистралями пли полостями двигателя. Во всех случаях желательно увеличивать проходные сечения и уменьшать длину этих трактов.
Простое суммирование массы -подвижных частей с присоеди ненной массой жидкости в трактах регулятора по формуле- (6.24) допустимо в случае, если учитываются только последова тельно соединенные участки тракта. Однако при анализе схем регуляторов возможны случаи с разветвлениями потоков жидко сти. Подобное разветвление имеется, например, в регуляторе, схема которого приведена на рис. 6 .1 , если учитывать расходы жидкости через уплотнения поршня Gn и уплотнения потока дрос селирующего устройства Gun и одновременно — расходы через импульсные трубки GA и GB. (Некоторые вопросы расчета дина мики разветвленных гидравлических трактов рассмотрены в
§3.8).
Коэффициенты силы вязкого трения на поршне в уравнении регулятора (6.23) суммируются е коэффициентами гидравличе ского сопротивления при течении жидкости по импульсным труб кам. Размерность этих коэффициентов разная, так как коэффи циент трения для поршня [см. (6.18)] является коэффициентом при производной от перемещения поршня и определяет силу, дей
244