Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
Со |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 8.2 |
||
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Матрица «b» |
|
|
|
|
|
Матрица «с» |
|
|
|
|
Матрица «сЬ |
|||||
BG0i |
ВС7Р1 |
SGr3 |
Ьргг |
°A t |
Ърк |
ъ т гг |
б? м |
5// |
5G01 5 0 г1 |
5СГІ |
0/?гГ |
з л I |
Рк |
оТ гг |
|
Ъг |
оі |
з ^ п |
З^Г3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
з |
|
|
|
|
||||||
2 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
— 10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 1 1 |
0 |
0 |
|
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
— 10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 ,6 5 |
0 |
0 |
- 3 , 3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
о |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
-0 |
— 1 |
0 |
0 |
- 0 , 9 5 - 0 , 0 5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 , 5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
— 1 |
6 |
- 5 |
0 |
— 1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 , 5 |
0 , 5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- 5 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- 0 , 3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 ,3 5 0 ■о |
0 |
0 |
||
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
- 1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
— 0 , 5 |
0 - 0 , 5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- 2 |
0 |
0 |
0 |
0. |
0 |
0 0 , 5 |
0 |
0 |
0 1 0 |
0 |
|||
|
|
|
Матрица «а» |
|
|
|
|
|
Матрица «т» |
|
|
|
|
|
|
|
||||
0 ,0 1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
0 |
0 ,0 0 5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
0 |
0 |
0 ,0 1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
0 |
0 |
0 |
0 ,0 1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 ,0 0 5 |
0 ,0 0 5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 ,0 1 2 |
0 |
0 |
|
|
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 ,0 1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 ,0 1 2 |
0 ,0 1 2 |
0 |
|
|
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 ,0 0 2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,001 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 ,0 1 2 |
0 |
|
|
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 ,005 |
0 ,005 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 ,0 1 2 |
0 |
0 |
|
|
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 — 0 ,0 5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 0 ,0 1 2 |
0 |
0 |
|
|
|
этим параметрам двигатели имеют достаточно широкую полосу
пропускания частот. Фазовый сдвиг для этих |
параметров отно |
|
сительнее большой — все кривые АФХ |
(кроме |
кривых öGri/öFri |
и öGoi/öAoi) проходят по трем-четырем четвертям. |
||
Кривые АФХ элементов двигателя, |
находящихся за ТНА, и |
самого ТНА резко отличаются от кривых АФХ, рассмотренных выше. С ростом частоты резко падает амплитуда колебаний, при чем уже для частоты порядка со = 100 1/с (15 Гц) амплитуда
3
Рис. 8.1. АФХ двигателя типа «жидкость — жидкость» при внесении возмуще ния дросселем на магистрали окислителя газогенератора
уменьшается на порядок. Резкий спад амплитудной характерис тики связан с фильтрующими свойствами турбонасосного агре гата — на кфивых 6 й/бАоі и 6nf6Fri амплитуда резко падает с ростом частоты, а колебания в элементах за ТНА зависят от 'ко лебаний частоты вращения ТНА. Кривые АФХ для всех этих па раметров проходят по нескольким четвертям, фазовый сдвиг для некоторых параметров (брк/бАг1, брк/бА0і и т. д.) при со = 300 1/с превышает 360°.
При внесении возмущения дросселем, установленным на ма гистрали горючего (рис. 8.3) шли окислителя (рис. 8.4) к камере сгорания, фильтрующие свойства ТНА не оказывают такого влия ния на колебания_ параметров за ТНА (кроме частоты вращения ТНА): для 6 />к/6 Агз; дрк/ЬРоз и других параметров с ростом час
305
тоты амплитуда изменяется незначительно, фазовые сдвиги для параметров элементов за ТНА существенно меньше, чем сдвиг фазы для этих же параметров на рис. 8.1 и 8.2. Однако некоторые кривые (брк/бАгз, bptrl&Frs, öprr/öF0 3 и т. д.) проходят по не скольким четвертям, что неблагоприятно с точки зрения обеспе чения устойчивости системы регулирования (§ 8 .2 ).
И наоборот, амплитудная характеристика элементов, находя щихся до ТНА (газогенератор и его гидравлические тракты), рез-
Рис. 8.2. АФХ двигателя типа «жидкость — жидкость» при внесении воз мущения дросселем на магистрали горючего газогенератора
ко падает с ростом частоты, так как возмущения от дросселей на трактах камеры сгорания приходят к этим элементам в основном через ТНА.
Сопоставление кривых АФХ двигателя типа «жидкость — жид кость» по величине статического коэффициента усиления (при к> = = 0 ) показывает, что он наибольший при внесении возмущения на магистрали горючего газогенератора — небольшое изменение расхода горючего приводит к существенному изменению темпе ратуры газа в газогенераторе. Такое температурное регулирова ние режима работы двигателя оказывается наиболее эффектив ным. Установка регулятора режима работы двигателя на тракте горючего газогенератора удобна также тем, что расход горючего в газогенератор мал по сравнению с расходами компонентов по
3 0 fi
другим магистралям, а потому незначительными будут размеры
и масса регулятора.
Коэффициенты усиления по другим магистралям в несколько раз меньше, что неблагоприятно с точки зрения эффективности работы системы регулирования, и в то же время расходы компо нентов по этим трактам существенно больше, чем по тракту го рючего газогенератора.
На рис. 8.5 приведены АФХ для соотношения компонентов в камере сгорания (возмущение дросселем на магистрали горючего
камеры |
сгорания — кривая У) и в газогенераторе |
(возмущение |
|||||||||||||||
|
|
Ш=!І0 |
-------- -О——О. |
Y |
0-3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
7 |
190 _250 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
ioc?wa>C\ |
290 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
~^Z90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
/ \ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
- J /9 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
JЦ/SD |
|
№гЗ |
|
|
U,i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
20f |
fj |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[JO |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 5 |
|
|
____L_f |
- 0 4 -0,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
■ -а 5 |
-o 2 |
-0, І |
0 |
|
с 1 0,2 |
0,3 |
0,4 |
|
\ |
R |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
—Л 1 |
|
|
|
|
roar |
W |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
и,.І |
|
|
|
|
|
1------- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п о / |
150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ 4 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
(/,Z |
|
??0ДЗяЬ |
ш=200 |
7 |
і |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
_л о |
V |
|
----/0 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 \2§д> |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
181? \ |
28 |
|
/100 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
rsff'-^. |
« A im |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—г - \ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
290 |
|
|
\ & К ГГ |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
- - о л |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Рис. 8.5. АФХ двигателей |
типа |
«жидкость — жидкость» |
|
(кривые |
1 |
и |
3) |
||||||||||
и «газ — жидкость» |
|
(кривые 2 и 4) при -изменении соотношения |
компонентов |
||||||||||||||
в камере сгорания |
(кривые / |
и 2) |
и в газогенераторе (кривые 3 и 4) |
|
дросселя на магистрали окислителя газогенератора — кривая 3). Для колебаний соотношения компонентов при изменении частоты в пределах до ш = 300 1/с амплитуда изменяется незначительно, фазовый сдвиг мал — в пределах одной четверти. Характер кри вых АФХ благоприятен с точки зрения создания системы регули рования соотношения компонентов в камере сгорания и газоге нераторе.
АФХ двигателя типа «газ — жидкость» (рис. 8 .6 —8 .8 ) суще ственно отличаются от АФХ двигателя типа «жидкость — жид кость». В первую очередь следует отметить, что на этих графиках не чувствуется фильтрующего влияния ТНА, в результате кри вые АФХ для случая внесения возмущений по трактам газогене
ратора |
(рис. 8 . 6 и 8.7) резко отличаются от соответствующих кри |
вых на |
рис. 8 . 1 и 8 .2 : амплитуды колебаний параметров в |
308 |
|