Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■ М а т р и ц а « 6 » М а т р и ц а « с »

3G 0i

BGo3

6G r l

5G r3

0/?гг

°Рк

ьтг г

0/2

З О о 1

В С 0 з

3 G r l

oG r3

В / ' г г

ЪРк

ЬТГГ

0/2

 

 

2

0

0

0

2

0

0

— 6

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

2

0

- 6

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

2

0

о

— 6

0

0

0

0

0

0

. 0

0

0

0

0

2

0

2

0

- 6

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0

0

0

1

0

—1

0

-0 ,9 5

 

—0,05

0

0

0

0,5

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

-0 ,7

0

- 0 ,3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

—1

0

0

0

0

0

0

—0,5

0

—0,5

1

0

0

—2

0

0

0

0

0

0

0,5

0

 

 

М а т р и ц а «а»

 

 

 

 

 

М а т р и ц а « т »

 

 

 

 

0,005

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,01

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

. 0

0,005

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,01

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

“0

0

0

0

0

0,01

0

0

0

0,005

0

0,005

0

0

0

0,012

0

0

0

0

0

0

0,002

0

0

0

0,001

0

0,001

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,005

0

0,005

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

—0,2

0

0

0

0

0

0

0,012

0

 

 

Т а б л и ц а

8.1

 

М

а т р и ц а

«d»

 

, Ь О /

о

B F r i

 

В^гз

 

 

 

1

 

0

0

0

0

 

0

1

0

0

 

1

0

0

0

 

0

0

1

0

 

0

0

0

0

 

0

0

0

0

 

0

0

0

0

 

0

0

0


Со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8.2

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица «b»

 

 

 

 

 

Матрица «с»

 

 

 

 

Матрица «сЬ

BG0i

ВС7Р1

SGr3

Ьргг

°A t

Ърк

ъ т гг

б? м

5//

5G01 5 0 г1

5СГІ

0/?гГ

з л I

Рк

оТ гг

 

Ъг

оі

з ^ п

З^Г3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

2

0

0

4

0

0

0

0

— 10

0

0

0

0

0

0

0

0

0 1 1

0

0

0

2

0

4

0

0

0

0

— 10

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

2

0

0

0 ,6 5

0

0

- 3 , 3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

о

0

1

0

0

0

1

0

-0

— 1

0

0

- 0 , 9 5 - 0 , 0 5

0

0

0

0

0 , 5

0

0

0

0

0

0

0

0

— 1

6

- 5

0

— 1

0

0

0

0

0

0

0

0 , 5

0 , 5

0

0

0

0

0

0

0

0

- 5

5

0

0

0

0

0

- 0 , 3

0

0

0

0

0 ,3 5 0 ■о

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

- 1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

— 0 , 5

0 - 0 , 5

0

0

0

0

0

- 2

0

0

0

0.

0

0 0 , 5

0

0

0 1 0

0

 

 

 

Матрица «а»

 

 

 

 

 

Матрица «т»

 

 

 

 

 

 

 

0 ,0 1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

0

0 ,0 0 5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

0

0

0 ,0 1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

0

0

0

0 ,0 1

0

0

0

0

0

0 ,0 0 5

0 ,0 0 5

0

0

0

0

0 ,0 1 2

0

0

 

 

 

0

0

0

0

0 ,0 1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0 ,0 1 2

0 ,0 1 2

0

 

 

 

0

0

0

0

0

0 ,0 0 2

0

0

0

0

0

0,001

0

0

0

0

0 ,0 1 2

0

 

 

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3 ,005

0 ,005

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0 ,0 1 2

0

0

 

 

 

0

0

0

0

0

0

0

0 — 0 ,0 5

0

0

0

0

0

0 0 ,0 1 2

0

0

 

 

 


этим параметрам двигатели имеют достаточно широкую полосу

пропускания частот. Фазовый сдвиг для этих

параметров отно­

сительнее большой — все кривые АФХ

(кроме

кривых öGri/öFri

и öGoi/öAoi) проходят по трем-четырем четвертям.

Кривые АФХ элементов двигателя,

находящихся за ТНА, и

самого ТНА резко отличаются от кривых АФХ, рассмотренных выше. С ростом частоты резко падает амплитуда колебаний, при­ чем уже для частоты порядка со = 100 1/с (15 Гц) амплитуда

3

Рис. 8.1. АФХ двигателя типа «жидкость — жидкость» при внесении возмуще­ ния дросселем на магистрали окислителя газогенератора

уменьшается на порядок. Резкий спад амплитудной характерис­ тики связан с фильтрующими свойствами турбонасосного агре­ гата — на кфивых 6 й/бАоі и 6nf6Fri амплитуда резко падает с ростом частоты, а колебания в элементах за ТНА зависят от 'ко­ лебаний частоты вращения ТНА. Кривые АФХ для всех этих па­ раметров проходят по нескольким четвертям, фазовый сдвиг для некоторых параметров (брк/бАг1, брк/бА0і и т. д.) при со = 300 1/с превышает 360°.

При внесении возмущения дросселем, установленным на ма­ гистрали горючего (рис. 8.3) шли окислителя (рис. 8.4) к камере сгорания, фильтрующие свойства ТНА не оказывают такого влия­ ния на колебания_ параметров за ТНА (кроме частоты вращения ТНА): для 6 />к/6 Агз; дрк/ЬРоз и других параметров с ростом час­

305

тоты амплитуда изменяется незначительно, фазовые сдвиги для параметров элементов за ТНА существенно меньше, чем сдвиг фазы для этих же параметров на рис. 8.1 и 8.2. Однако некоторые кривые (брк/бАгз, bptrl&Frs, öprr/öF0 3 и т. д.) проходят по не­ скольким четвертям, что неблагоприятно с точки зрения обеспе­ чения устойчивости системы регулирования (§ 8 .2 ).

И наоборот, амплитудная характеристика элементов, находя­ щихся до ТНА (газогенератор и его гидравлические тракты), рез-

Рис. 8.2. АФХ двигателя типа «жидкость — жидкость» при внесении воз­ мущения дросселем на магистрали горючего газогенератора

ко падает с ростом частоты, так как возмущения от дросселей на трактах камеры сгорания приходят к этим элементам в основном через ТНА.

Сопоставление кривых АФХ двигателя типа «жидкость — жид­ кость» по величине статического коэффициента усиления (при к> = = 0 ) показывает, что он наибольший при внесении возмущения на магистрали горючего газогенератора — небольшое изменение расхода горючего приводит к существенному изменению темпе­ ратуры газа в газогенераторе. Такое температурное регулирова­ ние режима работы двигателя оказывается наиболее эффектив­ ным. Установка регулятора режима работы двигателя на тракте горючего газогенератора удобна также тем, что расход горючего в газогенератор мал по сравнению с расходами компонентов по

3 0 fi


Рис. 8.3. АФХ двигателя типа «жидкость — жидкость» при внесении воз­ мущения дросселем па магистрали горючего камеры сгорания

Рис. 8.4. АФХ двигателя типа «жидкость — жидкость» при внесении воз­ мущения дросселем на магистрали окислителя камеры сгорания

3 0 7


другим магистралям, а потому незначительными будут размеры

и масса регулятора.

Коэффициенты усиления по другим магистралям в несколько раз меньше, что неблагоприятно с точки зрения эффективности работы системы регулирования, и в то же время расходы компо­ нентов по этим трактам существенно больше, чем по тракту го­ рючего газогенератора.

На рис. 8.5 приведены АФХ для соотношения компонентов в камере сгорания (возмущение дросселем на магистрали горючего

камеры

сгорания — кривая У) и в газогенераторе

(возмущение

 

 

Ш=!І0

-------- -О——О.

Y

0-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

190 _250

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ioc?wa>C\

290

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~^Z90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- J /9 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JЦ/SD

 

№гЗ

 

 

U,i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20f

fj

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[JO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 5

 

____L_f

- 0 4 -0,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

-o 2

-0, І

0

 

с 1 0,2

0,3

0,4

 

\

R

 

 

 

 

 

 

 

 

—Л 1

 

 

 

 

roar

W

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и,.І

 

 

 

 

 

1-------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п о /

150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\ 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(/,Z

 

??0ДЗяЬ

ш=200

7

і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_л о

V

 

----/0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 \2§д>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

181? \

28

 

/100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

rsff'-^.

« A im

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г - \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

290

 

 

\ & К ГГ

 

 

 

 

 

 

 

 

- - о л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.5. АФХ двигателей

типа

«жидкость — жидкость»

 

(кривые

1

и

3)

и «газ — жидкость»

 

(кривые 2 и 4) при -изменении соотношения

компонентов

в камере сгорания

(кривые /

и 2)

и в газогенераторе (кривые 3 и 4)

 

дросселя на магистрали окислителя газогенератора — кривая 3). Для колебаний соотношения компонентов при изменении частоты в пределах до ш = 300 1/с амплитуда изменяется незначительно, фазовый сдвиг мал — в пределах одной четверти. Характер кри­ вых АФХ благоприятен с точки зрения создания системы регули­ рования соотношения компонентов в камере сгорания и газоге­ нераторе.

АФХ двигателя типа «газ — жидкость» (рис. 8 .6 8 .8 ) суще­ ственно отличаются от АФХ двигателя типа «жидкость — жид­ кость». В первую очередь следует отметить, что на этих графиках не чувствуется фильтрующего влияния ТНА, в результате кри­ вые АФХ для случая внесения возмущений по трактам газогене­

ратора

(рис. 8 . 6 и 8.7) резко отличаются от соответствующих кри­

вых на

рис. 8 . 1 и 8 .2 : амплитуды колебаний параметров в

308