Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 8.6. АФХ двигателя типа «газ — жидкость» при внесении воз­ мущения дросселем иа магистрали' окислителя газогенератора

Рис. 8.7. АФХ двигателя

типа «газ — жидкость»

при внесении

возмущения дросселем на

магистрали горючего

газогенератора

ЗОЕ*

элементах за ТНА с ростом частоты не убывает, а наоборот, уве­ личивается, т. е. имеют резонансные максимумы и петли; харак­ терные (см. гл. IV) для АФХ газовых трактов Х\РД.

Более спокойный вид, подобный кривым АФХ двигателя типа «жидкость — жидкость» (см. рис. 8.4), имеет кривая АФХ для

случая внесения возмущения по тракту горючего камеры сгора­ ния (рис. 8 .8 ).

Так же, как и для Ж РД типа «жидкость — жидкость», для двигателя типа «газ — жидкость» статический коэффициент уси­ ления максимален в случае внесения возмущения по тракту горю­ чего газогенератора. Кроме того, по этому тракту идет минималь­ ный расход компонента, так что этот тракт оптимален для уста­ новки регулятора режима работы двигателя. . Кривые АФХ при изменении соотношения компонентов в камере сгорания (кри­ вая 2 на рис. 8.5) и в газогенераторе (кривая 4 на рис. 8.5) по­

ложи на соответствующие кривые 1 и 3 для двигателя типа «жидкость —• жидкость».

8.2. УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Имеется ряд вопросов, которые необходимо решить еще на этапе проектирования системы регулирования, чтобы гарантиро­ вать выполнение ею своих задач при высокой надежности. К та­ ким вопросам относятся взаимосвязанные проблемы обеспечения необходимой точности работы системы регулирования при доста­ точном уровне запаса устойчивости.

3 1 0


Ниже излагается методика расчета границ устойчивости сис­ темы «двигатель — регулятор» в параметрах регулятора.

Для определения границ устойчивости системы «двигатель — регулятор» в качестве исходных данных служат частотные ха­ рактеристики двигателя при внесении возмущения путем измене­ ния проходного сечения дросселирующего элемента регулятора. Удобна следующая форма представления частотных характерис­ тик двигателя:

= Wj (to) - Rj («оj+ Uj (<o),

(8.1)

bFj

где bxj— амплитуда вариации /-го регулируемого парамет­ ра;

bFj— амплитуда вариации площади проходного сече­ ния дросселирующего элемента регулятора;

Rj(io), Jj(to’)-—действительная и мнимая части частотной харак­

теристики. .

Уравнение регулятора можно представить в одной из следующих форм (в амплитудах вариаций):

 

 

 

ішТj) bFj — — kperbxj

 

( 8. 2)

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(д — to-02 -j—/to6,j) bFj o X j

 

(8.3)

где T x,

Ѳ,— постоянные

времени — коэффициенты

при

первой

То,

производной в уравнении регулятора;

при

второй

Ѳ2— постоянные

времени — коэффициенты

 

производной в уравнении регулятора;

 

 

ßper — коэффициент усиления регулятора;

 

 

Между

Д — статизм регутдятора.

регулятора

(8.2)

и (8.3)

коэффициентами в уравнениях

имеются очевидные .связи:

 

 

 

 

 

 

Д

1

1

Т1

Т2

 

 

 

fy)er

^рег

"К ^рег

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель вместе с регулятором представляют из себя замк­ нутую динамическую систему «двигатель — регулятор» (рис. 8.9). Подставив уравнение регулятора (8.2) или (8.3) в уравнение двигателя (8 .1 ), найдем характеристическое уравнение замкнутой системы

1 _ о т ?

+ k perR j (to)'-]- і [ ш 7 \ + kp S rJ j («о)] = 0

( 8 . 4 )

или

 

 

Д -

«205+ рч (со)-f i [іоѲ, + J j (co)J=0.

(8.5)

311


Для определения границ устойчивости замкнутой динамической системы (см. гл. II) необходимо приравнять нулю вещественную и мнимую части характеристического уравнения. В результате получаем разные варианты уравнений для границ устойчивости в параметрах регулятора:

 

 

1 иёТІ

 

т,= . ^рег(ш)

( 8. 6)

■*рсг=

r J~^~ ;

ИЛИ

 

 

 

 

 

 

т,=

V

1 + kpei-Rj (“)

7>

^рег^І (<0)

(8.7)

НЛП

 

 

 

 

 

 

6

2

_

L

^

±

( 8. ^8)

и Т. д.

 

 

устойчивости

в плоскости

двух

Для выделения областей

параметров системы (в нашем случае — в параметрах регулято­

ра) необходимо

определить правило

штриховки [12]. Для этого

 

 

вычисляется определитель

систе­

 

 

мы

алгебраических

уравнений,

 

 

получившихся при приравнивании

 

 

нулю

 

действительной

и мнимой

SFj

 

части

 

характеристического

урав­

 

нения

(8.4) или (8.5). Например,

 

 

для границ устойчивости в пара­

 

 

метрах £Рег—ТI

(8 .6 ) этот опреде­

 

 

литель

равен

Д = wRj(a).

При

 

 

со> 0

 

и

системе

координат

на

 

 

плоскости

параметров

регулято­

Р и с. 8.9. С хем а

зам к нутой д и ­

ра, в которой

Т1

откладывается

нам ической системы ' « дви га ­

по оси абсцисс, а £рег— по оси ор­

тель — регулятор »

динат при Д> 0

(т. е. при Rj(со) <

 

 

< 0 )

граница

штрихуется

слева,

если двигаться вдоль нее в направлении роста со. При Д<0, т. е. когда R j ( a ) > 0 , граница штрихуется справа. Возможные обла­ сти устойчивости находятся на заштрихованной стороне кривой.

Для границ устойчивости в параметрах Ѳі— 0 2 (8 .8 ) опреде­ литель системы Д= со3 при со>0 всегда положителен. Соответ­ ственно граница устойчивости в системе координат 0 2 (ось орди­ нат) — Ѳі (ось абсцисс) всегда штрихуется слева, если двигаться вдоль нее в направлении роста частоты со.

При построении границ устойчивости кривые (называемые кривыми D-разбиения [1 2 ]) разделяют всю плоскость параметров

.312


регулятора на ряд областей. Переход из одной области в другую с пересечением границы с заштрихованной стороны на незаштри­ хованную соответствует изменению знака с отрицательного на по­ ложительный вещественных частей двух корней (комплексно-со­ пряженных) характеристического уравнения. Проведя анализ всех областей, можно найти область, имеющую максимальное ко­ личество корней с отрицательной вещественной частью. Эта об­ ласть является единственным возможным претендентом на об­ ласть устойчивости.

Метод П-разбиення не дает возможности установить, являет­ ся ли эта область действительно областью устойчивости. Для ре­ шения этого вопроса необходимо использовать какой-нибудь кри­ терий устойчивости (см. гл. II). Например, при построении обла­ сти устойчивости в параметрах регулятора /грег—Д, ось /грег=О соответствует двигателю без регулятора. Предполагая, как это обычно делается, что двигатель сам по себе (без регулятора) ус­ тойчив, можно констатировать, что если область, имеющая мак­ симальное число корней с отрицательной вещественной частью, включает в себя ось kper= 0, то эта область является областью устойчивости.

Пользуясь кривыми АФХ двигателя и формулами (8 .6 ) — (8 .8 ) для границ устойчивости в параметрах регулятора, можно про­ вести качественный анализ характера границ устойчивости. При

анализе

устойчивости в параметрах регулятора /грег—Д

(при

Д = 0 , т.

е. для регулятора с малой массой подвижных частей)

граница

устойчивости находится в квадранте &рег > 0 , Д > 0

при

R j ( со) < 0

и / J-(со) <0. Если кривая АФХ не заходит в этот квад­

рант, то

вся область параметров регулятора &Ре г > 0 , Д > 0

ока­

зывается областью устойчивости. Это естественно, так как для возбуждения колебаний в системе необходимо, чтобы сигнал при прохождении через элементы контура (см. рис. 8 .9 ) достаточно усиливался и приобретал сдвиг фазы порядка 180°. Если у регу­ лятора Т2 = 0, т. е. он описывается уравнением апериодического звена первого порядка, то при прохождении через регулятор сигнал получает сдвиг фазы не более 90° (см. табл. 2 . 1 ) . Для возбуждения колебаний двигатель должен обеспечить дополни­ тельный сдвиг фазы еще не менее, чем на 90°, т. е. его АФХ должна попадать в квадрант ДДш) < 0 и Jj (со) < 0 .

Инерционная постоянная времени регулятора Т2 может ока­ зать существенное влияние на поведение границы устойчивости [см. (8 .6 )], если со2 Д 2 > 1 , т. е. при анализе устойчивости в диа­ пазоне частот, более высоких, чем резонансная частота регуля­ тора. Для этого диапазона частот границе области устойчивости

соответствует другой участок АФХ

двигателя,

находящийся

в

квадранте ДД© ) > 0

и /Дсо) < 0 , так

как регулятор

сам обеспе-.

чивает сдвиг фазы больше 90° (см. табл. 2.1).

(8.7)

или в пара- ■

Границе устойчивости в параметрах Т2—Д

метрах Ѳг—Ѳі (8 .8 )

соответствует часть АФХ,

находящаяся

в

 

 

 

 

 

31 5


квадранте R j ( со) >0;

/ Д со)<0.

Е с л и статизм регулятора А до­

статочно велик или,

что то же

самое, коэффициент усиления

/грсг мал, то при построении области устойчивости используется также часть АФХ двигателя из квадранта УУ(со)<0 и /Дсо) <0.

АФХ для некоторых параметров двигателя (например, для öpJöFrs, бй/біАз на рис. 8.8 и др.) начинаются при со = 0 на от­ рицательной части вещественной оси, т. е. статический коэффи­ циент усиления двигателя отрицательный. При регулировании по такому параметру необходимо изменить знак обратной связи регулятора так, чтобы при увеличении регулируемого парамет­ ра ö.Tj>0 реакция регулятора была не отрицательной, как обыч­ но. (5У*<0), а положительной (öPj>0), т. е. для компенсации

роста регулируемого параметра регулятор должен не

закры­

ваться, а открываться.

Это требует

соответствующего

измене­

ния конструкции

регулятора. Одновременно изменяются

урав­

нения регулятора

(8.2)

и

(8.3), так

как необходимо

изменить

знак обратной связи:

 

 

 

 

 

 

 

( I - ш27

І -Н “7\) 8Â;. =

/epcr8x;.;

 

(8.9)

 

(д _

ш2Ѳ2 + /шѲі)87?,=

8 ^ ,

 

(8.10)

н соответственно меняются знаки в уравнениях границ устойчи­ вости:

1 — і* Щ

 

Т у "

^рег^} (ш)

>

(8.11)

per -

R j { ч> ’

 

to

 

 

 

 

 

1

1— фіег-Rj{u>)

 

_

Ѵ гП (“) .

(8.12)

Т -

to

;

TV

to

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у Д — R j (<о) .

 

V

J j (о.)

 

(8.13)

U —

}

 

 

 

Для этого случая граница области устойчивости в квадранте &рег>0 и Г ,>0 отображает часть кривой АФХ двигателя, прохо­ дящей через квадрант /?Дсо)>0 и /Дсо)>0, а область устойчи­ вости в параметрах 01 > 0 и 02>О — часть кривой АФХ, проходя­ щей в основном через квадрант Rj(со) < 0 и / j (со)>0.

Пользуясь АФХ двигателей различных схем, представленны­ ми на рис. 8.1—8.8 и приведенными выше формулами, можно построить в качестве примеров границы устойчивости для не­ скольких схем регулирования этих двигателей. На рис. 8.10* даны кривые границ устойчивости двигателя типа «жидкость — жидкость» в параметрах kperТ\ регулятора давления в камере сгорания, установленного на различных гидравлических маги­

* На всех границах устойчивости, приведенных в данном параграфе, указаны АФХ, по которым построена данная граница.

314