На рис. 8.15 приведены границы устойчивости в параметрах
0 2 —0і регуляторов расходов компонентов |
для |
двигателя |
типа |
«газ — жидкость». В области параметра |
/грсг>0, |
Гі>0 этих ре |
гуляторов (при со2Г22< 1 — см. рис. 8.6—8.8) |
система |
всегда |
устойчива. В плоскости параметров Ѳ2—0і для каждого из типов регуляторов (в зависимости от характера АФХ для регулируе мого расхода) границы области устойчивости имеют свои осо бенности, однако во всех случаях при достаточно большой по стоянной времени демпфирования регулятора Ѳі система оказы вается устойчивой.
Для регуляторов соотношения компонентов в газогенераторе и камере сгорания вся часть плоскости параметров &рег>0, Ті> 0 является областью устойчивости, как это следует из характера кривых, приведенных на рис. 8.5. Кривые границ устойчивости в области параметров Ѳ2—Ѳі для регуляторов соотношений ком
понентов в камере сгорания и газогенераторе |
двигателей |
типа |
«жидкость — жидкость» и «газ — жидкость» |
приведены |
на |
рис. 8.16. Области устойчивости достаточно широкие, т. е. обес печение устойчивости системы регулирования соотношения ком понентов в камере сгорания и газогенераторе особых трудностей не представляет.
8.3. ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯТОРОВ НА ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
Введение в схему двигателя автоматического регулятора или нескольких регуляторов приводит к изменению структурной схе мы двигателя. При этом часть связей между элементами двига теля разрывается (по трактам, на которых установлены регуля торы), и одновременно из-за обратных связей регуляторов воз никают новые связи. Изменение структурной схемы приводит к изменению системы уравнений динамики двигателя, а это в свою очередь вызывает изменение его динамических характеристик.
Воспользовавшись приведенными выше для примера матри цами коэффициентов уравнений динамики двигателей (табл. 8.1 и 8.2), добавив к ним уравнения регуляторов, можно определить динамические характеристики двигателей с регуляторами. Пара метры регуляторов необходимо выбирать с учетом результатов расчетов границ устойчивости, чтобы система «двигатель — регу лятор» имела определенный запас устойчивости (§ 9.6). Выбе рем в качестве примера схемы регулирования двигатель с регу ляторами соотношения компонентов в газогенераторе или камере сгорания, давления в камере сгорания или расхода горючего в газогенератор.
Для всех регуляторов, кроме регулятора давления в камере сгорания, запишем уравнение с одними иугеми же коэффициен тами: Т2= 0; Тг = 0,01 с, /грег=20 (или &рег= —20 в случае регули руемых параметров, для которых двигатель имеет отрицатель-