Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если пренебречь колебаниями температуры газа в камере сго­ рания, т. е. принять 6ГК = 0, то уравнение камеры сгорания (7.58) принимает вид

Д - ^ 8л

І Г (1^

)8л Н

д г 87'“

 

— Т 2280 оз------7 ^ 8 0 гз = - ВАС+

8ßK,

(8.18)

GK

Ок

 

 

 

где bFc— относительное

отклонение

площади

критического се­

чения сопла камеры сгорания;

расходного

ком­

8ßK— относительное

отклонение

величины

плекса $k= PkFc/Gk, характеризующего полноту сгора­ ния компонентов в камере сгорания.

В уравнении ТНА для сокращения в левой части запишем толь­ ко разность моментов, правую же часть со статическими возму­ щающими воздействиями запишем полностью:

8ЛА

 

 

 

^н.г

ВѵѴ„

J V h . O. f

8iV„

 

 

A^H.Г.Л

8^ н . г . д =

Nт

 

 

N г

Nr

 

 

NT

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

pp

алгн.„

 

А^Н.р.Д_____ Po

 

 

 

5 P o +

 

 

AAT

ATH.0

 

âpo

 

 

N r

N„

 

 

dpa

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛГН.Г

Pr

 

 

Öpr

;■

 

А^Н.Г.Д Pr

 

 

 

д

I

 

 

Л Д .

N „

 

 

 

 

ААТ Afн>г.д

дрг

 

 

 

 

А/.

 

 

 

 

 

 

Л^„.

 

 

 

 

 

 

 

 

лгт

 

 

 

 

 

 

 

(*д/»:.Р-» і:.г )-

 

 

 

А^Н.О.Д (Здо*

 

— Вр*

)-

Л7

 

( 8 д о*

 

— 8 р*

) —

 

 

V ^ н . о . д

 

 

'н .о .д /

ЛГТ \

-^н.г.д

 

’н.г.д/

 

 

 

 

 

 

.8г) ; _ І _ 8Г*г_ 8 7 „

 

 

 

 

 

(8.19)

Г Д е

8 Д А ьо.д>

8 Д / £

Г.д — относительные отклонения напоров,

 

 

 

 

 

 

 

развиваемых дополнительными на-

 

 

 

 

 

 

 

coca ми окислителя и горючего;

З’ін.о,

й’ін.г, 5р„.0.д, 8Ѵ|Н.Г.Д— относительные

отклонения к. п. д.

 

 

 

 

 

 

 

основных и дополнительных насо­

 

 

 

 

 

 

 

сов окислителя и горючего;

 

 

 

 

 

 

SiIt— относительное

отклонение

к. п. д.

К приведенным выше

 

 

 

турбины.

 

 

элементов

Ж РД

 

уравнениям

основных

(8.14)

— (8.19) добавляются уравнения статики

(с учетом откло­

нений

отдельных

параметров) регуляторов

 

двигателя

(см.

гл. VI). Предполагая каждое из приведенных выше отклонений параметров двигателя независимым, можно решить систему ли­ неаризованных уравнений для каждого из заданных отклонений

327



параметро-в или изменений внешних условий, принимая все ос­ тальные отклонения равными нулю. В результате, для всех регу­ лируемых (а также и для нерегулируемых параметров, входя­ щих в качестве переменных в систему уравнений) находятся ко­ эффициенты влияния на них внешних и внутренних факторов. Эти коэффициенты определяют степень влияния того или иного фактора на регулируемые (и нерегулируемые) параметры дви­ гателя:

Ъх, = киЪул

(8.20)

где — относительное отклонение t-го параметра двигателя;

относительное отклонение параметра или характери­ стики элемента (внутренний фактор) или относитель­

ное изменение внешнего условия (внешний фактор); ktj — коэффициент влияния.

Предполагая, что все внутренние факторы являются случайными независимыми величинами, подчиняющимися нормальному за­ кону распределения (см. § 9.6), а внешние факторы — системати­ ческими отклонениями, можно определить суммарную ошибку для регулируемого параметра [16]

/

п

т

(8*21)

о(ьхі) = ± г /

/=1

2 Ъуц

'

Jf=n+1

 

где о (8t/j) — среднеквадратичное

относительное

отклонение

внутреннего фактора; з(8х,-) — среднеквадратичное относительное отклонение ре­

гулируемого параметра;

п— число внутренних (случайных) факторов;

тп — число внешних (систематических) факторов. Используя формулу (8.21), можно провести сравнительный ана­ лиз точности различных вариантов схемы регулирования двига­ теля, определить влияние коэффициента усиления (статизма) регулятора на точность поддержания регулируемого параметра

ит. д. При этом необходимо помнить, что любая выбранная схе­ ма регулирования должна отвечать не только условиям обеспе­ чения необходимой точности, но одновременно иметь достаточ­ ный запас устойчивости (§ 8.2 и 9.6).


Г Л А В А I X

НЕКОТОРЫЕ НЕЛИНЕЙНЫЕ ЗАДАЧИ ДИНАМИКИ ЖРД

9.1. ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ

Нелинейными считаются такие динамические системы, кото­ рые содержат хотя бы один элемент или звено, описываемое не­ линейным уравнением. Можно выделить два класса задач в об­ ласти динамики ЖРД, в которых необходимо использовать нели­ нейные уравнения.

1.Задачи, в которых параметры двигателя изменяются в ши­ роком диапазоне, так что становится неверным основное предпо­ ложение, используемое при линеаризации уравнений — относи­ тельная малость отклонений.

2.Задачи о динамике двигателей, имеющих элементѣ с су­ щественно нелинейными характеристиками, неподдающимися обычной линеаризации.

Кпервому классу относятся задачи о запуске ЖРД, о глу­ боком регулировании, о выключении двигателя, о расчете им­

пульса последействия тяги Ж РД после выключения. Кроме то­ го, в ряде случаев в нелинейной постановке решают задачи о на­ стройке двигателя и о потребном диапазоне регулирования. Во всех этих случаях расчеты проводят по полной системе нелиней­ ных уравнений, описывающих процессы во всех элементах дви­ гателя.

В нелинейной постановке приходится

решать также

задачу

о разбросе динамических характеристик

двигателя и

границ

устойчивости системы регулирования. Разброс возникает из-за отклонения параметров элементов двигателя и изменения внеш­ них условий. Хотя все отклонения относительно малы и можно использовать линейные уравнения всех основных элементов дви­ гателя, для компенсации всех этих отклонений необходимо су­ щественное воздействие со стороны регулятора. При этом пара­ метры регулятора (перепад давления, положение регулирующих органов и т. д.) могут изменяться в зависимости от условий в

329


несколько раз, из-за чего для регулятора приходится использо­ вать нелинейное уравнение.

Ко второму классу относятся задачи об устойчивости двига­ теля с регулятором, имеющим .в своем составе существенно не­ линейные звенья, неподдающиеся линеаризации, как, например:

— с сухим трением при движении одной поверхности относи­ тельно другой;

с трением покоя, которое приходится преодолевать при на­ чале движения одной из соприкасающихся поверхностей относи­ тельно другой;

с квадратичным вязким трением ів случае турбулентного течения жидкости в жиклерах или зазорах (при отсутствии по­ стоянного протока) и т. д.

Рис.

9.1.

Структурная

Рігс. 9.2. Структурная охема объекта

схема

объекта с одним

с двумя нелинейными звеньями

существенно

нелинейным

 

 

звеном

 

Все указанные нелинейности сосредоточены в одном из эле­ ментов двигателя — его регуляторах, причем в одном регуляторе могут действовать одновременно несколько нелинейностей (на­ пример, трение покоя, сухое трение и гистерезис в упругих эле­ ментах и т. д.).

Если двигатель имеет одно звено с существенными нелиней­ ностями, то его структурную схему можно представить в виде двух частей (рис. 9.1): линейной и нелинейной. Линейная часть включает все агрегаты двигателя, кроме регулятора, а также, возможно, отдельные элементы регулятора, не имеющие суще­ ственных нелинейностей. В нелинейном звене сосредоточены все элементы регулятора, имеющие существенные нелинейности, и все другие элементы, которые нельзя выделить отдельно от не­ линейных элементов без усложнения структурной схемы.

Если в состав двигателя входят несколько регуляторов с су­ щественно нелинейными звеньями, то структурная схема объек­ та усложняется (рис. 9.2): линейная часть разбивается уже иа два или большее число отдельных блоков, связанных между со­ бой нелинейными звеньями. Подход к решению задачи об устой­ чивости подобной системы такой же, как и в случае системы с одним нелинейным звеном, усложняется только алгоритм расче­ та [68].

3 3 0