Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нений газового тракта 'предполагалось отсутствие теплообмена и обмена массой как с внешней средой, так и между соседними слоями газа в тракте. Так же, как в случае анализа линейной динамики (см. § 4.8), .воспользуемся другим крайним предполо­ жением о характере процесса в тракте, считая, что в объеме газа происходят очень быстрые процессы обмена теплом л массой и благодаря этому параметры газа во всем объеме тракта в каж­ дый момент практически одинаковы. Такая модель процесса с полным мгновенным перемешиванием, хотя и более грубая, чем модель с адиабатическим характером процесса, имеет преимуще­ ство с точки зрения простоты получающихся дифференциальных уравнений. Динамика процесса в газовом тракте в этом случае описывается двумя уравнениями:

уравнением баланса массы

dQ

:<Лк— <Лых

(9.15)

dt

 

 

и уравнением энергии

 

 

- (c{ t q ) = с рт * а л - с рт о а т ,

(9.16)

где Q — количество газа в тракте;

Т — температура газа во всем объеме тракта;

Т& — температура газа на входе в тракт в момент образо­

вания газа.

Масса газа в объеме газового тракта находится из уравнения состояния газа

Q - ^ г .

( 9 . И )

где V — объем газового тракта;

R— газовая постоянная газа;

р— давление в емкости.

После несложных преобразований уравнений (9.15) и (9.16) с учетом зависимости (9.17) и приведения всех переменных к от­ носительной форме находим

 

т0

d p

R T B -{k0Go-\-Gr) — RTGBblx;

(9.18)

 

х

dt

*0+1

 

d{RT)

RT

 

xRTn — RT (*o00+ Or)— (x — 1) /?7'08Hx.

dt

 

 

*o + l

 

 

 

 

 

(9.19)

где

 

 

k0= —9---- соотношение компонентов на номи-

 

 

 

0г

 

нальном режиме;

336


RT = д T ■; RTbs_=^~^ — относительная работоспособность

“То

“'О

 

1 кг газа в объеме тракта и на вхо­

 

де в тракт.

Уравнения (9.10) и (9.11) или уравнения (9.18) и (9.19) описы­ вают неустановившееся движение газа в тракте при одновремен­ ном изменении расходов на входе GBX и выходе GBых и темпера­ туры поступающего газа Твх. Причиной изменения температуры может служить изменение соотношения компонентов (для камер сгорания и газогенераторов) или изменение температуры газа в предшествующем агрегате (для газовода). В последнем случае для определения температуры на входе в тракт вместо зависи­ мости (9.12) необходимо использовать уравнение (9.11) или (9.19) для температуры на выходе из газового тракта предше­ ствующего агрегата.

Для газо'вода, кроме того, можно учесть падение температу­

ры газа за счет работы турбинй [66]:

 

 

 

д7’т = Ь Д д ,

(9.20)

 

 

 

еР

 

 

где Z-ад— адиабатическая работа газа в турбине;

 

Лт— к. п. д. турбины.

 

 

 

 

9.2.2. Уравнения гидравлического тракта

 

Движение жидкости

в

гидравлическом тракте

описывается

уравнейиями гидромеханики:

 

 

 

dw .

1

др I

£ w I w — = 0;

(9.21)

dt

р

дх

 

2аГгидр

 

 

 

др_

Ра2

dw

о.

(9.22)

 

dt

 

дх

 

 

В уравнениях (9.21) и (9.22) опущены конвективные члены, так как ранее (ем. § 3.2) было показано, что для течения жидкости

втракте М<С 1 и что этими членами можно пренебречь.

Вобщем виде уравнения (9.21) и (9.22) не решаются. Су­ ществует ряд-приближенных методов решения уравнений неуетановившегося движения [11], из них применительно к решению на ЭЦВМ наиболее удобным оказывается метод характеристик.

Уравнения в частных производных

(9.21) и (9.22) относятся

к уравнениям гиперболического типа,

и интегрирование этих

уравнений можно заменить интегрированием двух обыкновенных дифференциальных уравнений:

dp-\-padw-{-£р—

wdx;

(9.23)

^гндр

 

d p — padw-\-%p

w dx,

(9.24)

2 г і гн я р

 

337



которые справедливы вдоль кривых в плоскости х і, называе­ мых характеристиками и описываемых соотношениями

dx — adt — 0;

(9.25)

dx-\-adt— 0.

(9.26)

Уравнение (9.23) выполняется вдоль характеристики, описывае­ мой соотношением (9.25), а уравнение (9.24)— вдоль обратной характеристики, описываемой уравнением (9.26). Если скорость звука вдоль тракта не изменяется, то уравнения характеристик (9.25) и (9.26) легко интегрируются:

 

 

 

 

x — a t— x Q— at0\

 

(9.27)

 

 

 

 

x-j- a t = x 0-\-atQ,

 

(9.28)

где хо, U — координаты некоторой фиксированной точки

в плос­

 

кости Xt.

 

 

 

 

идущие

Уравнения

(9.27)

и (9.28) описывают прямые линии,

 

 

 

 

в различных направлениях в плос­

 

 

 

 

кости Xt (рис. 9.3), причем угол

 

 

 

 

наклона характеристик

определяет­

 

 

 

 

ся скоростью звука а.

 

 

 

 

 

 

Идея метода характеристик за­

 

 

 

 

ключается в том, что дифференци­

 

 

 

 

альные уравнения (9.23) и (9.24) за­

 

 

 

 

меняются

уравнениями

в конечных

 

 

 

 

разностях.

Например, для характе­

 

 

 

 

ристик, идущих из точек 2 и 3 и пе­

 

 

 

 

ресекающихся в точке 7, можно за­

 

 

 

 

писать

 

 

 

Рис. 9.3. Сетка характери­

 

 

 

 

стик В ПЛОСКОСТИ X t

 

 

 

 

 

(Pi -

Pi) +

pa К

-

« Ъ Ж 2 Р

1 щ I

Щ (х7 —х ,)= 0 ;

 

2гігидр

 

 

(9.29)

 

 

 

 

 

10*3 I

 

 

(.Рі -

Рг) +

pa (®»7 -

щ ) + Езр

W z (х 7 — X s ) =

0 ,

 

 

 

 

 

 

2^гидр

 

 

 

где р ,и ) ,х ч\ — давление, скорость, координата и коэффициент гидравлического сопротивления в соответствую­ щих точках.

Подобные уравнения составляются для всех элементов сетки характеристик. Для решения системы алгебраических уравнений необходимо знать начальные условия

w = f x{x)\ p — f n{x ) при г?-<0

(9.30)

338


и граничные условия

•*: —0; Р = Р Н1—Ѵи*;

х = 1\ p ^P n i — h ^ l,

(9.31)

 

где pni /ц(® і, t) и Pn4 = Fi{w2 ,t) — давление перед

входным

и за выходным сопротив­

лениями на

транице

тракта.

 

В общем случае давления раі и рВ2 зависят и от расхода жид­ кости, и от времени. При решении системы уравнений двигателя в целом Рпі и рв2 — давления в смежных с гидравлическим трак­ том агрегатах: за насосом, в камере сгорания, газогенераторе, в смежном участке гидравлического тракта и т. д. Коэффициенты местного гидравлического сопротивления Х\ и в соотношениях (9.31) могут быть постоянными, если режим течения через со­ противление автомодельный, или зависит от расхода. Если мест­ ное сопротивление имеет переменную площадь проходного сече­ ния (регулятор, дроссель и т. д.), то эта площадь (входящая в коэффициент Хі) определяется уравнением соответствующего агрегата.

Параметры р2, рг, w2, w2 и т. д. в уравнениях (9.29) в началь­ ный момент {t 0) определяются начальными условиями (9.30), а на границах тракта — в результате совместного решения урав­ нений (9.29) и соотношений (9.31). Так как начальные условия (9.30), граничные условия (9.31) и зависимости (9.29) в общем случае нелинейные, то их совместное решение возможно только методом последовательных приближений.

В случае, если вязким

трением по длине

гидравлического

тракта молено пренебречь,

т. е. £= 0, уравнения

(9.23) и (9.24)

легко интегрируются:

 

 

р-\- paw = p0-\- paw0;

(9.32)

р — paw = p0— рawQ.

(9.33)

Если, кроме того, начальные условия (9.30) сводятся к условию постоянства давления и скорости вдоль тракта, то система урав­ нений, используемая в методе характеристик, существенно упро­ щается, так как отпадают характеристики, выходящие из про­ межуточных точек 2, 3, 4 (см. рис. 9.3) между границами тракта, и остается только семейство характеристик, выходящих из на­ чальных точек 1 и 5, для которых необходимо решать уравнения (9.32) и (9.33) совместно с уравнениями для граничных условий

(9.31).

Переходные процессы в гидравлических трактах легко рас­ считываются методом характеристик с помощью ЭВЦМ. В про­ стейших случаях можно провести расчет и без ЭВЦМ, в частно­ сти, графическим способом [11].

339