Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наличие в системе хотя бы одного существенно нелинейного звена приводит к появлению ряда важных особенностей, которые не встречаются в линейных системах. В первую очередь это от­ носится к вопросу об устойчивости системы. Для линейной систе­ мы возможно два состояния: или система устойчива и любое возмущение, поступающее извне, затухает, либо система неустой­ чива и любое возмущение приводит к потери устойчивости си­ стемы^—-возникают колебания, амплитуда которых растет не­ ограниченно.

Если в системе имеются нелинейные звенья, то при потере устойчивости амплитуда колебаний оказывается ограниченной — в системе возникают устойчивые колебания с постоянной ампли­ тудой — автоколебания. В отличие от линейной системы на устойчивость нелинейной системы оказывают влияние началь­ ные условия: одна и та же нелинейная система может оказаться устойчивой при малых внешних возмущениях и неустойчивой при достаточно большой их амплитуде, т. е. устойчивой «в малом» и неустойчивой «в большом» (жесткий режим возбуждения авто­ колебаний) .

Задачи об устойчивости нелинейной системы решаются раз­ личными способами [68]. Точные методы решения (методы фазо­ вых траекторий, точечных преобразований, прямые методы Ля­ пунова и т. д.) применимы к ограниченному классу систем невы­ сокого порядка. Эти методы непригодны для таких объектов, как ЖРД, описываемых уравнениями высокого порядка с запазды­ вающими аргументами. Таких ограничений не имеют приближен­ ные методы исследования устойчивости, основанные на гармони­ ческой линеаризации нелинейностей.

9.2. НЕЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ Ж РД

Для расчета переходных процессов в двигателе при переходе с режима на режим (глубокое регулирование) необходимо ис­ пользовать .нелинейные уравнения всех элементов двигателя. Выведем эти уравнения.

9.2.1. Уравнения газового тракта

Примем, что течение газа в газовых трактах Ж РД (газогене­ ратор, камера сгорания, газоводы) является адиабатическим, т. е. вязкостью и теплопроводностью газа будем пренебрегать. При этом сам газовый тракт считаем цилиндрическим, а объе­ мами сопла (или соплового аппарата турбины) и зонами рабо­ чего процесса пренебрегаем. Кроме того, принимаем, что ско­ рость газа в рракте относительно невелика (т. е. М-С>1), и счи­ таем, что изменение давления вдоль тракта др/дх=0. В этом случае из системы уравнений движения газа (4.2) выпадает уравнение импульса и в результате получаем следующую систе-

331


му уравнений движения газа:

dp ,

д w )

0 ;

(9-1J

d t .

д х

 

 

d s

W d s

0.

(9.2)

dt

d x

 

 

Плотность газа связана с давлением и энтропией термодинами­ ческим соотношением

>—£л = с,, In (— I — с„ ln f £0-

\Ро

которое удобно представить в виде

 

s —s 0

 

Р = Ро РО 1

V

(9.3)

 

где s0, р0, р0— значения параметров газа в некотором фиксиро­ ванном состоянии;

''■=Cpjcv — показатель адиабаты газа.

Уравнение неразрывности (9.1)'проинтегрируем по длине газово­ го тракта от х= 0 до х — 1:

 

I

 

 

 

 

 

 

Р</*+ (Р®)в -(ри>)вых=0.

 

(9.4)

 

о

 

 

 

 

 

где

(рад),,*, (р™)вых — значения

соответствующих

комплексов в

 

начале

тракта (х = 0) и в

конце

тракта

 

(*=/).

 

 

 

(9.3) и

Подставив в уравнение (9.4) плотность из зависимости

умножив все члены на площадь поперечного сечения тракта F,

найдем

 

 

 

 

 

 

I

1_

_ S —Sq

 

 

 

PaF\iiYYe

Срdx=o°*-G°™

 

(9-5)

 

6

 

 

 

 

 

где

Ол = Р ( pw)^; ОвЫХ=

/ г (рто)выХ-

 

 

Для удобства введем безразмерные параметры:

 

 

 

Р = Р І Р 01 Г = Г / Г 0 ; G B X =

G B X / G 0 ; 0 в Ь 1 х = О

в Ы х / ( ? 0 ;

 

S= S/Cpi Sq~ S q

где индекс «О» соответствует номинальному режиму работы дви­ гателя.

Кроме того, введем вместо продольной координаты х время пребывания газа в газовой емкости от момента его образования

332


до поступления в сечение с координатой х:

X

7" : W *

где w — скорость газа в емкости. Время пребывания газа, а значит, и скорость газа в емкости при изменении режима работы двигателя изменяются незначительно. Действительно, в газоге­ нераторе, в котором соотношение компонентов не ірегулируется, температура при переходе с режима на режим изменяется 'боль­ ше, чем в камере сгорания, — обычно на 10—30%. При критиче­ ском режиме истечения время пребывания определяется зависи­ мостью

_ v _ _ j w o _ _ i / r_Ä7o_

т0

w

V

R T

из которой видно, что время пребывания

изменяется незначи­

тельно—в пределах 5—15% — при достаточно существенном из­ менении других параметров. Так же незначительно изменяется и скорость газа в тракте ад.

Из-за малости изменения скорости газа можно пренебречь ее-производной по времени и в первом члене уравнения (9.5) вынести ад из-под знаков интеграла и производной. В результате получаем

(9.6)

о

где 1iy= llw — текущее время пребывания газа в емкости (из­ меняется во времени).

Если воспользоваться принятым уже условием, что скорость газа изменяется незначительно, то для порции газа, поступившей

в газовый тракт, можно принять, что ад «const.

В этом случае

уравнение (9.2) имеет простое решение:

 

или в безразмерном .виде

 

 

 

(* -*),

(9-7)

где

— энтропия газа на входе в тракт;

 

 

s — энтропия газа в сечении с координатой х, для которо­

 

го т = д:/ад.

в начале тракта, связана с

Энтропия газа, образующегося

давлением и температурой таза *

 

 

 

s - s Q= c p l n ^ -----R l n - Z - .

(9.8)

 

то

Ро

 

*

П р едп ол агается , что газ обр азов ал ся

из ж и д к и х ком понентов м гновенно.

12—3714

333


Тогда для энтропии газа в любом сечении тракта можно запи­ сать

s ~ T 0 = s ^ { t x ) - F0 = ln [f в (* - г)] - ^

ln [£(/ - 1 )]. (9.9)

У.

Здесь TM= T BxjT0— относительная температура газа на входе в газовый тракт (после завершения процесса сгорания).

Уравнения (9.8) и (9.9) описывают движение энтропийных волн (см. § 4.1), образующихся в начале тракта и двигающихся со скоростью газа. Подставив зависимость (9.9) в уравнение га­ зового тракта (9.6), после интегрирования но частям и преобра­ зований получаем

1 т,

\ *

d p

i' [р (t — т)]

dr

xi

Ір У Х

 

І р У

± г г

\

 

 

 

 

T'nx ( t

 

г)

т0

 

 

т0

 

dt

J

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X —

1

X —

1

 

 

 

X

[pit Tl)]

 

 

 

 

=

О вх — О вых-

(9.10)

Т В Х

Т

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При преобразованиях использовалась связь

 

 

 

 

P ow F

 

wр F0

 

w

T j

 

 

 

 

G0

 

?owof

 

wo

xo

 

 

где то — время

пребывания газа

в

тракте

на номинальном ре­

жиме.

 

 

 

 

 

емкости

(9.2)

имеется реше­

Для второго уравнения газовой

ние (9:7), которое связывает энтропию газа на входе в тракт с энтропией газа в любом сечении тракта.

Для расчета мощности, развиваемой турбиной, необходимо знать температуру и давление газа на входе в сопловой аппарат турбины. Давление в газогенераторе находится в результате ре­ шения дифференциального уравнения (9.10), температуру же га­ за на входе в сопловой аппарат турбины можно определить, вос­ пользовавшись решением (9.7), подставив в него термодинами­ ческую зависимость (9.8) для энтропии газа. В результате нахо­ дим связь между параметрами на входе в тракт и параметрами в любом сечении тракта:-

Т

= Т

в Х(*—*l)

(9.11)

1

в Ы Х 1

р (t — Tl)

 

 

 

где Твт= Т вЫХ)Т0— относительная температура газа да. выходе из газового тракта.

334


Температура газа на входе в газовый тракт, в котором происхо­ дит горение компонентов (камера сгорания, газогенератор), за­ висит от соотношения компонентов, 'поступающих через головку. Достаточно сложный процесс сгорания жидких компонентов так же, как это делается обычно при анализе устойчивости рабочего процесса (см. § 1.7), заменим чистым временным запаздывани­ ем хг:

 

 

 

 

Тл = /

G0 — тД

 

(9.12)

 

 

 

 

Gr(t —хг) _

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Оо =

Оо/Ос0; (7г =

Ог/Ог0 — относительные

расходы

жидких

 

хг— время

 

 

компонентов через головку;

 

запаздывания в преобразовании жидких компо­

 

 

нентов^ газообразные продукты сгорания.

 

 

Функция f(Go/Gr)

определяется по результатам термодина­

мических расчетов, или по экспериментальным данным

(для га­

зогенераторов)

[5].

 

 

(сопла, соплового

 

Расход таза

на выходе из газового тракта

аппарата,

форсунок и т. д.) определяется уравнением

газовой

динамики: для докритического режима истечения газа,

т. е. при

,

^

(

2 W(*-i)

в относительных переменных

 

PnlР J>

-------

>

 

Здесь — относительное давление газа за выходным СО­ ЛО

противлением; Рно—-давление таза за выходным .сопротивлением

на номинальном режиме.

Расходы жидких компонентов в головку определяются в ре­ зультате решения уравнений динамики жидкостных трактов (см. §9.2.2).

В ряде случаев для ориентировочных расчетов переходных процессов можно воспользоваться приближенными уравнениями динамики газового тракта. При выводе приведенных ранее урав­

12*

335