времени газового тракта.при глубоком регулировании двигателя измейяются незначителыіо.
Постоянная времени ТНА [см. |
(9.42)] |
__ |
л 2пУ |
ттна— 75• 90(WT |
зависит от мощности турбины и частоты вращения.
Мощность турбины Nt равна сумме мощностей насосов, которые в первом приближении пропорциональны кубу частоты враще
ния п [66]. Тогда тТНА-----, т. е. резко растет при уменьшении fl*
п. Степень падения частоты вращения ТНА зависит от схемы уп равления режимом работы двигателя. Для того чтобы связать изменение частоты вращения ТНА с режимом работы двигателя, вспомним, что напор, развиваемый насосом Д р ~ п 2. Если в пер вом приближении пренебречь гидравлическим сопротивлением трактов до камеры сгорания, т. е. принять Аражрк, где рк —дав ление в камере сгорания, то можно установить ориентировочную
связь /г ~ У /? к. |
Таким |
образом, |
частота вращения изменяется |
меньше (в процентах), |
чем давление в камере сгорания. Этот вы |
вод относится к |
случаю, когда |
двигатель управляется путем |
дросселирования трактов компонентов, поступающих в газогене ратор.
При управлении двигателем путем дросселирования гидрав лических трактов камеры сгорания частота вращения ТНА па дает еще меньше, так как зависимость для п необходимо запи
сать в другом виде: « ~ У а +ААгиДР, где АрГ1Щр—падение давления в тракте, в том числе и на дросселирующем органе. При уменьшении рн величина ДрГидр может увеличиваться, так что потребное значение п изменяется очень мало.
Изменение инерционных постоянных времени гидравлических трактов [см. (9.41)], на которых имеются регулирующие органы,
РIG
т„= — ------
^трДДя
зависит от схемы регулирования, которая определяет, как с уменьшением расхода изменяется перепад на гидравлическом сопротивлении. Для трактов без регулирующих органов, для ко торых Аp s ~ G 2, при дросселировании двигателя постоянная вре мени увеличивается.
Результаты расчетов показывают [29], что при уменьшении тяги запас устойчивости двигателя как объекта регулирования уменьшается, а в ряде случаев возможно даже возникновение автоколебаний. В связи с этим при создании двигателя с глубо ким.регулированием желательно провести расчеты по устойчиво сти системы «двигатель — регулятор» (см. § 8.2) не только на номинальном, но и на нескольких других режимах (включая ми-