Система оказывается устойчивой в малом, но неустойчивой в большом, когда начальная амплитуда колебаний попадает в об ласть выше кривой, приведенной на рис. 9.15. Это объясняется тем, что при росте амплитуды колебаний [см. (9.49)] влияние су хого трения уменьшается, при 'малых же значениях амплитуды сухое трение демпфирует колебания.
Другая кривая на рис. 9.15 — для малого значения Т\ (Т{ = = 0,005 с) имеет две ветви, причем верхняя ветвь соответствует устойчивому периодическому решению, т. е. автоколебаниям. Часть этой кривой находится левее прямой, определяющей гранн-
Рис. 9.16. Зависимость амплитуды колебаний подвижной части регулятора с вязким квадратичным трением от коэф фициента усиления & р е г
цу устойчивости системы, т. е. благодаря сухому трению область неустойчивости расширяется. При малых значениях амплитуды (ниже кривой) система оказывается устойчивой (в малом).
Если начальные величины амплитуды превысят значения, оп ределяемые нижней (неустойчивой) ветвью кривой, то амплитуда колебаний будет увеличиваться вплоть до значений, определяе мых верхней (устойчивой) ветвью кривой. Такой режим возбуж дения автоколебаний, когда они развиваются только в случае, ■ когда начальная амплитуда превышает некоторое предельное
.значение, называется «жестким возбуждением» автоколебаний. При Ті = 0,005 с жесткое возбуждение будет иметь место в об ласти значений коэффициента усиления регулятора“ 72</грег<81. При Арег<72 система устойчива для любых значений начальной
.амплитуды. При /ерег>81 система устойчива в малом (начальная амплитуда ниже кривой) и неустойчива в большом.
Кривые зависимости амплитуды колебаний от коэффициента усиления Aper регулятора с вязким квадратичным трением, рас считанные по формулам (9.67) и (9.69), приведены на рис. 9.16.
.Исходные данные — такие же, как и для кривых, представленных на рис. 9.15. Характер кривых на рис. 9.16 отличается от соот-