Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мого действия. Уравнение регулятора прямого действия с 'Нели­ нейным трением можно записать так:

+ + bFm ) = - k ?erbXi- (9.61)

Найдем, как влияют на устойчивость системы два вида нели­

нейного трения — сухое трение

(см. рис. 9.8, а) и вязкое квадра­

тичное трение

(см. рис. 9.12).

Коэффициенты гармонической ли­

 

 

 

 

 

неаризации

сухого трения

 

 

 

 

 

(без остановок) определя­

 

 

 

 

 

ются зависимостью (9.49),

 

 

 

 

 

а вязкого

квадратичного

 

 

 

 

 

трения

— зависимостью

 

 

 

 

 

(9.54). После подстановки

 

 

 

 

 

этих соотношений

в урав­

 

 

 

 

 

нение регулятора

(9.61)

и

 

 

 

 

 

перехода

к

амплитудам

а)

 

 

6)

 

вариаций

параметров по­

Рис. 9.14. Кривые годографа

Михайлова:

лучаем

следующие урав­

нения

для

регулятора

с

а —с соблюдением

критерия

Михайлова; б

с нарушением критерия Михайлова

 

сухим трением:

 

 

1-со27 І-Н

 

л и

^■^рег—

^рег^/

(9.62)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и для регулятора с вязким квадратичным трением

 

 

 

 

1-

ш27І

:('г

1 8*трЯ у

8^рег =

• ^ p e r >

(9.63)

 

 

Ѵ ' “ + ~ )

 

 

 

 

 

 

где а — амплитуда колебаний скорости перемещения подвижной части регулятора.

Так как амплитуда скорости зависит от частоты, то удобнее ис­ пользовать амплитуду перемещения подвижных частей регулято­ ра, которая связана с амплитудой скорости соотношением

а — омп,

(9.64)

где йп— амплитуда перемещения подвижной масти регулятора. Подставив уравнения регулятора (9.62) или (9.63) в общее ха­ рактеристическое уравнение системы (9.58) и учтя соотношение (9.64), после преобразований находим две системы уравнений:

для сухого трения *

(ш, ай)— \ — ы>Ч\ ± kperRi (w)=0;

(9.65)

К(ш, а п)= ш7’1± й РегЛ(«) + - ^ £-;

* Во всех формулах, приведенных »иже, перед вещественной и мнимой частями АФХ двигателя (со) и / і (со) стоит знак «плюс — минус». Знак «плюс» надо использовать, если Я,(0)>0, а знак минус, если R i (0) <0.

358


для вязкого квадратичного трения

X (со, ап)— 1— ш27І ± (грег/?г(со)= 0;

(9.66)

Y (со, ап)= шГ1 + ^регЛ (ш)4

Йз первых уравнений (9.65) и (9.66) находим соотношение для коэффициента усиления регулятора

1 - <02Т \ .

kper —

± Я / (со)

из вторых уравнений — соотношения для амплитуд подвижных частей регулятора е сухим трением

 

________4________

Яс

± Арег/( (<■>)]

и для регулятора с квадратичным вязким трением

ankтр

Зя[ы7'і ± регІі (со)]

; 8ü)2

 

(9.67)

колебаний

(9.68)

(9.69)

В соотношениях (9.68) и (9.69) в левой части вместе с амплиту­ дой перемещения оставлены характеристики нелинейного трения, для удобства при анализе результатов.

Рис. 9..15. Зависимость амплитуды колебаний подвижной части регулятора с сухим трением от коэффициента усиле­

ния А рег

На рис. 9.15 приведены для примера возможные результаты расчетов зависимости амплитуды колебаний от коэффициента усиления £рег регулятора с сухим трением при различных значе­

359


ниях постоянной времени Т\ регулятора. Расчеты проводились для регулятора давления в камере сгорания двигателя типа «жидкость — жидкость», установленного на тракте окислителя газогенератора (кривые АФХ на рис. 8.1). Одновременно на рис. 9.15 в виде вертикальных кривых со штриховкой нанесены границы устойчивости линейной системы при различных значе­ ниях Т1. Зависимость a n/R c = f (креѵ) изменяет свой характер при

изменении

величины

Ти При малых значениях

Т\

(Г, = 0,005 с)

амплитуда

колебаний

неоднозначна — при одном

и том же

зна­

чении /грег

возможны

колебания с различной

амплитудой.

Об­

ласть с неоднозначной амплитудой лежит левее прямой, соот­ ветствующей границе устойчивости линейной системы, причем вертикальная прямая является асимптотой для кривой.

При увеличении постоянной времени Т\ (Гі = 0,02 с) неодно­ значность зависимости амплитуды an/Rc от коэффициента усиле­ ния исчезает, вся кривая оказывается в области справа от вер­ тикальной прямой, соответствующей границе устойчивости линей­ ной системы, к которой эта кривая также асимптотически при­ ближается при стремлении амплитуды к бесконечности.

Определим устойчивость найденного периодического решения,

воспользовавшись критерием (9.60).

 

Для уравнений (9.65)

условие устойчивости системы запишет­

ся так:

 

 

— 2шГг і

Аper öRi (ü>) \ / 4пс >о.

(9.70)

В рассматриваемом случае (см. рис. 8.1) для колебаний в каме­ ре сгорания Ri{0) <0, т. е. в соотношении (9.70), необходимо брать знак минус. Если принять Т2 = 0, то условие устойчивости упростится:

ТСп

(см.

Ö R ; (со)

0-<а><;

Для кривой АФХ

рис. 8.1) --------> 0 при

b F ol

 

ÖCO

 

-<50, а при ш >50 1/с

^

•< 0. Таким образом,

периодиче-

 

дш

 

 

ское решение до ю = 50 1/с неустойчиво, а при со>50 1/с — устой­ чиво. Для кривой, соответствующей Гі = 0,02 с (см. рис. 9.15), ре­ шение во всей области неустойчиво, Кривая для малого значения Т\ = 0,005 с имеет две ветви: нижняя ветвь (до со = 50 1/с) соот­ ветствует неустойчивому периодическому решению, а верхняя (со>50 1/с) — устойчивому. Следовательно, при относительно большом значении постоянной времени Т2 (Т2 = 0,02 с) сухое тре­ ние, не изменяя границ устойчивости (вся кривая лежит правее линейной границы устойчивости), приводит к появлению опреде­ ленного порога амплитуды, ниже которого система устойчива.

360


Система оказывается устойчивой в малом, но неустойчивой в большом, когда начальная амплитуда колебаний попадает в об­ ласть выше кривой, приведенной на рис. 9.15. Это объясняется тем, что при росте амплитуды колебаний [см. (9.49)] влияние су­ хого трения уменьшается, при 'малых же значениях амплитуды сухое трение демпфирует колебания.

Другая кривая на рис. 9.15 — для малого значения Т\ (Т{ = = 0,005 с) имеет две ветви, причем верхняя ветвь соответствует устойчивому периодическому решению, т. е. автоколебаниям. Часть этой кривой находится левее прямой, определяющей гранн-

Рис. 9.16. Зависимость амплитуды колебаний подвижной части регулятора с вязким квадратичным трением от коэф­ фициента усиления & р е г

цу устойчивости системы, т. е. благодаря сухому трению область неустойчивости расширяется. При малых значениях амплитуды (ниже кривой) система оказывается устойчивой (в малом).

Если начальные величины амплитуды превысят значения, оп­ ределяемые нижней (неустойчивой) ветвью кривой, то амплитуда колебаний будет увеличиваться вплоть до значений, определяе­ мых верхней (устойчивой) ветвью кривой. Такой режим возбуж­ дения автоколебаний, когда они развиваются только в случае, ■ когда начальная амплитуда превышает некоторое предельное

.значение, называется «жестким возбуждением» автоколебаний. При Ті = 0,005 с жесткое возбуждение будет иметь место в об­ ласти значений коэффициента усиления регулятора“ 72</грег<81. При Арег<72 система устойчива для любых значений начальной

.амплитуды. При /ерег>81 система устойчива в малом (начальная амплитуда ниже кривой) и неустойчива в большом.

Кривые зависимости амплитуды колебаний от коэффициента усиления Aper регулятора с вязким квадратичным трением, рас­ считанные по формулам (9.67) и (9.69), приведены на рис. 9.16.

.Исходные данные — такие же, как и для кривых, представленных на рис. 9.15. Характер кривых на рис. 9.16 отличается от соот-

361


ветствующих кривых рис. 9.15: отсутствует асимптотическое стремление к прямой, определяемой границей устойчивости ли­

нейной системы,

кривые пересекаются с этими прямыми при

ап = 0. Условие

устойчивости

периодического решения (9.60) в

этом случае запишется [Г2 = 0; Яі (со) <0] так:

 

ѵрсг

dRi (ы) > о ,

 

 

(ЗсО

т. е. область со<50 1/с (см. рис. 8.1) соответствует (при /грег>0) устойчивому периодическому решению, а при со>50 1/с — неус­ тойчивому. Таким образом, верхние ветви кривых на рис. 9.16 определяют автоколебания в системе, а нижние — неустойчивые периодические решения.

Кривые на рис. 9.15 заходят левее прямых, определяющих ус­ тойчивость линейной системы, т. е. благодаря вязкому квадратич­ ному трению область устойчивости сужается. В части плоскости _ левее прямых имеет место жесткое возбуждение автоколебаний.

Правее прямых автоколебания возникают при любых сколь угод­ но малых начальных возмущениях, но амплитуда их в силу вяз­ кого квадратичного трения ограничена.

9.6. УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ С УЧЕТОМ РАЗБРОСА ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕМЕНТОВ

Жидкостный ракетный двигатель совместно с системой ре­ гулирования представляет собой по существу автоматическую систему, на которую в процессе работы наряду с управляющим воздействием оказывают влияние случайные факторы (случайные

внешние воздействия, случайные отклонения

характеристик от­

дельных

узлов и элементов из-за допусков

при изготовлении

и т. д.).

При проектировании Ж РД возникает вопрос о воспроиз­

водимости его динамических характеристик и связанного с ними требуемого запаса устойчивости системы «двигатель — регуля­ тор».

В расчетах амплитудно-фазовых характеристик (АФХ) дви­ гателей, на основании которых определяют область устойчивости системы регулирования, коэффициенты в уравнениях принима­ лись постоянными. Однако для определения требуемого запаса устойчивости системы «двигатель — регулятор» необходимо учи­ тывать случайный характер значений коэффициентов в уравне­ ниях динамики, вызываемый погрешностями определения харак­ теристик узлов и элементов, допусками при изготовлении и на­ стройке, колебаниями режима при испытании и т. д.

При наличии-случайных воздействий на систему или при слу­ чайных отклонениях значений параметров системы задача опре­ деления efe динамических характеристик (т. е. решение системы уравнений) существенно усложняется по сравнению со случаем постоянных воздействий или постоянных коэффициентов.

362