Таким образом перепад на поршне целиком определяется вяз ким трением в зазоре между поршнем и цилиндром или в жик лере.
Соотношения для Ар на поршне (9.53) не линеаризуется, так как стационарное значение скорости поршня х равно нулю. При расчетах переходных процессов в системе на ЭВЦМ можно поль зоваться непосредственно нелинейным уравнением (9.53).
Для анализа устойчивости системы и при расчетах частотных характеристик целесообразно использовать метод гармонической линеаризации нелинейности. Коэффициенты гармонической ли неаризации зависимости (9.53), которую можно записать в виде Ар(х) = /гтрі Iі I, равны [68]
<7 (а) = ^ Зл; д'(а) = 0, (9.54)
где а — амплитуда колебаний скорости х.
Если в качестве переменной используется не скорость, а пе ремещение поршня X , то амплитуда скорости, подставляемая в соотношение (9.54), будет связана с амплитудой перемещений поршня Оп следующим образом:
а= а j,«).
Вэтом случае коэффициент гармонической линеаризации бу дет зависеть не только от амплитуды, но и от частоты колебаний поршня.
9.5.УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ «ДВИГАТЕЛЬ — РЕГУЛЯТОРі
СНЕЛИНЕЙНОСТЬЮ В РЕГУЛЯТОРЕ
Использовав результаты гармонической линеаризации суще ственных нелинейностей в регуляторе, можно составить харак теристическое уравнение системы «двигатель — регулятор» для определения границ устойчивости системы. Как и раньше (см. § 8.2), передаточную функцию двигателя представим в следую щей форме:
^ = N » 8 / % , . , |
( 9 . 5 5 ) |
где Ьхі — амплитуда вариации регулируемого параметра; ЗДрег— амплитуда вариации проходного сечения дросселиру
ющего элемента регулятора.
Уравнение (9.55) описывает динамическую характеристику ли нейной части системы.
Уравнение регулятора запишем в форме нелинейной зависи
мости |
_ |
_ |
|
|
b F m = f ( x h со), |
( 9 . 5 6 ) |