ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
§ 3. Основные принципы организации автомобильных хозяйств карьеров
Эффективное использование автомобильного парка, а также повышение его производительности возможны лишь при условии надежной работы автомобилей, высокого уровня организации обслу живания и ремонтов с применением принципов научной организации труда.
Чтобы уменьшить износ деталей автомобиля в процессе эксплу атации и повысить его долговечность, предупредить возникновение неисправностей и поломок деталей, повысить безопасность движения п обеспечить экономичную работу автомобиля, на карьерах органи зованы регулярное техническое обслуживание и ремонт авто мобилей.
Существуют следующие виды технического обслуживания авто мобилей: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2). Кроме того, иногда выделяют сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание выполняется один раз в смену, до или после работы автомобиля в карьере. При этом произ водятся общий внешний осмотр автомобиля, заправка его топливом, маслом п водой.
Периодичность первого и второго технических обслуживаний устанавливается по пробегу в зависимости от условий эксплуатации. Основным назначением первого и второго технических обслуживаний является выполнение контрольных, смазочных, крепежных, регули ровочных и других работ, а также своевременное выявление н устранение неисправностей. При техническом обслуживании, как правило, отдельные приборы, узлы и механизмы с автомобиля не снимают, за исключением случаев, когда необходимо их осмотреть. Два раза в год, перед наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего периодов, производится сезонное техническое обслуживание, целью которого являются тщательный осмотр и контроль состояния автомо биля и подготовка его для эксплуатации в иных сезонных условиях.
Периодичность технического обслуживания автосамосвалов, реко
мендуемая Институтом |
горного |
дела МЧМ |
СССР, |
приведена |
||
в табл. 10. |
|
|
|
|
Т а б л и ц а 10 |
|
|
|
|
|
|
||
Периодичность технического обслуживания карьерных |
||||||
|
автосамосвалов |
(км пробега) |
|
|
||
Автосамосвал |
ЕО |
ТО-1 |
|
ТО-2 |
|
со |
КрАЗ-256Б |
Один раз |
1500 |
|
6000 |
Два раза в год |
|
БелАЗ-540А |
в смену |
1200—1500 |
5000—6000 |
Перед |
паступленн- |
|
То же |
||||||
БелАЗ-548А |
» |
1200-1500 5000-6000 |
ем зимы и весны |
|||
БелАЗ-549 |
» |
1000—1200 |
5000 |
|
|
38
В процессе работы возникает необходимость в ремонте авто мобиля. Обычно все виды ремонта выполняют по потребности на основании заявок водителя, заключения механика или специальной комиссии. Выполнение ремонта по потребности обусловливается различной износостойкостью и долговечностью агрегатов, деталей и механизмов автомобиля. В соответствии с назначением и характе ром выполняемых работ различают текущий ремонт (ТР) и капиталь ный ремонт (KP). При текущем ремонте ремонтируют отдельные узлы, детали, агрегаты. Данные о трудоемкости технических обслуживаний и текущего ремонта приведены в табл. 11.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 11 |
|
Трудоемкость технического обслуживания |
|
||||
и ремопта автосамосвалов |
(чел-ч) |
|
|
||
|
|
|
|
|
Текущий |
Автосамосоалы |
ЕО |
ТО-1 |
ТО-2 |
со |
ремонт на |
1000 км |
|||||
|
|
|
|
|
пробега |
КрАЗ-25бБ........................... |
1,20 |
5,28 |
24,82 |
30,50 |
40 |
БелА3-540А ....................... |
1.22 |
17,05 |
58,96 |
64,04 |
50 |
БелАЗ-548А ....................... |
1,25 |
17,10 |
60,10 |
66,10 |
60 |
При капитальном ремонте автомобиля восстанавливают его тех ническое состояние в соответствии с техническими условиями на ремонт, сборку п испытание агрегатов и автомобилей. Производят ремонт на специальных ремонтных заводах, а на некоторых крупных горнодобывающих предприятиях в собственных ремонтных мастер ских.
Обычно автомобиль ставят на капитальный ремонт после пробега 90—100 тыс. км. Для автомобилей, прошедших ранее капитальный ре монт, нормы пробега снижаются на 20%. Продолжительность простоя на капитальном ремонте нормально составляет 24—30 дней. Для сокращения времени ремонт автомобиля обычно осуществляется агрегатным методом, при котором неисправные узлы, агрегаты и приборы заменяют годными, взятыми из оборотного фонда. Нормы
простоя |
при техническом |
обслуживании |
и ремонте |
приведены |
|||
в табл. |
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 12 |
|
Нормы простоя автосамосвалов при техническом обслуживании |
|||||||
|
I I |
ремонте |
(на 1000 км пробега, ч) |
|
|
||
Автосамосвалы |
ЕО |
ТО-1 |
ТО-2 |
СО |
ТР |
KP |
|
КрАЗ-256Б................ |
12,0 |
1,00 |
1,33 |
0,075 |
18,3 |
1,2 |
|
БелАЗ-540А . . . . |
10,3 |
3,58 |
2,90 |
0,089 |
25,0 |
1,6 |
|
БелАЗ-548А . . . . |
11,4 |
3,80 |
3,10 |
0,091 |
29,0 |
1,6 |
39
При техническом обслуживании и ремонте получили применение следующие методы организации производства: метод специализиро ванных бригад, комплексных бригад и агрегатно-участковый. При специализированных бригадах весь производственно-технический персонал разбивается на бригады, за каждой из которых закреплен один пз видов технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2). В состав бригады входят рабочие требуемой квалификации всех специаль ностей. Текущий ремонт выполняет отдельная бригада. При методе комплексных бригад за каждой из них закреплена группа автомо-
Производственные участки
Рис. 10. Схема управления производством при агрегатпо-участковом методе организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей:
1 — техническое обслуживание и ремонт двигателей; 2 — техническое обслуживание и ре
монт сцеплений, коробок передач, ручных тормозов, карданных передач, главных |
передач |
и подъемных механизмов автомобилей-самосвалов; з — тсхішчсскос обслуживание |
и ремонт |
передних мостов, рулевого управления, задних мостов, тормозной системы, подвески авто |
|
мобилей; 4 — техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и систем |
питания; |
5 — техническое обслуживание и ремонтрам, кузовов, кабин, оперения и облицовки, медниц кие, жестяницкие, сварочные, кузнечные, термические и кузовные работы; я — техническое обслуживание и ремонт шин; 7 — слесарно-механнчсскнс работы; s — уборочно-моечные работы
билей для выполнения ТО-1 и ТО-2 и текущего ремонта. Для еже
дневного |
обслуживания всего |
автомобильного парка, |
так же как |
и для ремонта агрегатов, имеются самостоятельные бригады. |
|||
При |
агрегатно-участковом |
методе обслуживания |
и текущего |
ремонта автомобилей создаются производственные участки, специали
зированные |
по агрегатам, системам и механизмам автомобиля |
(рис. 10). За |
каждым таким участком закреплены рабочие всех |
специальностей. Число производственных участков зависит от объ ема производства и конструкции автомобилей. Производственные участки подразделяются на основные и вспомогательные. Основными считаются те, на которых ведутся работы по техническому обслу живанию и ремонту, а вспомогательными — участки, способству ющие своевременному и качественному выполнению работ основными участками. Рабочие производственного участка выполняют работы на постах ТО-1, ТО-2 и ТР и в специальных цехах (отделениях),
10
где проверяются и ремоитнруются агрегаты, узлы, механизмы и при боры, спятьте с автомобиля. Своевременность, полнота и качество обслуживания и ремонта автомобилей в большой степени зависят от наличия развитой производственной базы автохозяйства.
Производственная база современного карьерного автохозяйства должна включать: сооружения для хранения автосамосвалов в меж сменное время, выходные и праздничные дни, комплекс зданий и сооружений для технического обслуживания и ремонта автотранс портных средств, их узлов и агрегатов, комплекс сооружений и обо рудования для заправки и хранения горюче-смазочных материалов, пункт мойки автомобилей, пункт диагностики, административнобытовые здания, складское хозяйство и подсобные помещения.
В зависимости от структуры карьерных автохозяйств п видов выполняемых работ производственные базы их бывают полноком плексными и неполнокомплексными. В автохозяйствах полноком плексного типа производятся все виды ремонта, там же хранятся автотранспортные средства в нерабочее время; кроме того, этими хозяйствами производится обеспечение ремонтной службы матери алами и запасными частями. В неполнокомплексных автохозяйствах выполняются не все виды ремонта. Близость расположения крупных авторемонтных предприятий позволяет исключить, например, капи тальный ремонт автосамосвалов или агрегатов, а также восстановле ние шин и др.
Карьерные автохозяйства делятся на обособленные и центра лизованные. Централизованное автохозяйство объединяет ряд авто транспортных цехов при наличии нескольких карьеров в комбинате. Производственная база в этом случае включает здания и сооружения в каждом автоцехе, а также центральный ремонтно-технический и административный комплекс. Производственная база автотранс портных цехов централизованных автохозяйств имеет сооружения для хранения автосамосвалов, комплекс сооружений и оборудования для заправки и хранения горюче-смазочных материалов, посты для выполнения мелких ремонтов (сварочный, шиномонтажный), адми нистративно-бытовые и подсобные помещения.
Выбор типа автохозяйств на карьерах является технико-экономи ческой задачей, при решении которой учитываются капитальные затраты на строительство и эксплуатационные расходы на обслу живание и ремонт автомобилей.1
Пункты заправки и хранения горюче-смазочных материалов представляют собой комплекс хранилищ и складов со всем необхо димым оборудованием. Вместимость их обычно рассчитывается на текущий расход и запас в пределах не менее 10-дневной потребности этих материалов. Число мест на заправочном пункте устанавливается в зависимости от числа автомобилей и режима их работы в карьере.
1 При ошісаппи структуры автохозяйств использованы материалы иссле дований лаборатории карьерного транспорта ИГД МЧМ СССР (Б. В. Яковенко, А. А. Кудрявцев), выполненных под руководством М. В. Васильева.
41