Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3. Основные принципы организации автомобильных хозяйств карьеров

Эффективное использование автомобильного парка, а также повышение его производительности возможны лишь при условии надежной работы автомобилей, высокого уровня организации обслу­ живания и ремонтов с применением принципов научной организации труда.

Чтобы уменьшить износ деталей автомобиля в процессе эксплу­ атации и повысить его долговечность, предупредить возникновение неисправностей и поломок деталей, повысить безопасность движения п обеспечить экономичную работу автомобиля, на карьерах органи­ зованы регулярное техническое обслуживание и ремонт авто­ мобилей.

Существуют следующие виды технического обслуживания авто­ мобилей: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2). Кроме того, иногда выделяют сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое обслуживание выполняется один раз в смену, до или после работы автомобиля в карьере. При этом произ­ водятся общий внешний осмотр автомобиля, заправка его топливом, маслом п водой.

Периодичность первого и второго технических обслуживаний устанавливается по пробегу в зависимости от условий эксплуатации. Основным назначением первого и второго технических обслуживаний является выполнение контрольных, смазочных, крепежных, регули­ ровочных и других работ, а также своевременное выявление н устранение неисправностей. При техническом обслуживании, как правило, отдельные приборы, узлы и механизмы с автомобиля не снимают, за исключением случаев, когда необходимо их осмотреть. Два раза в год, перед наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего периодов, производится сезонное техническое обслуживание, целью которого являются тщательный осмотр и контроль состояния автомо­ биля и подготовка его для эксплуатации в иных сезонных условиях.

Периодичность технического обслуживания автосамосвалов, реко­

мендуемая Институтом

горного

дела МЧМ

СССР,

приведена

в табл. 10.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 10

 

 

 

 

 

Периодичность технического обслуживания карьерных

 

автосамосвалов

(км пробега)

 

 

Автосамосвал

ЕО

ТО-1

 

ТО-2

 

со

КрАЗ-256Б

Один раз

1500

 

6000

Два раза в год

БелАЗ-540А

в смену

1200—1500

5000—6000

Перед

паступленн-

То же

БелАЗ-548А

»

1200-1500 5000-6000

ем зимы и весны

БелАЗ-549

»

1000—1200

5000

 

 

38


В процессе работы возникает необходимость в ремонте авто­ мобиля. Обычно все виды ремонта выполняют по потребности на основании заявок водителя, заключения механика или специальной комиссии. Выполнение ремонта по потребности обусловливается различной износостойкостью и долговечностью агрегатов, деталей и механизмов автомобиля. В соответствии с назначением и характе­ ром выполняемых работ различают текущий ремонт (ТР) и капиталь­ ный ремонт (KP). При текущем ремонте ремонтируют отдельные узлы, детали, агрегаты. Данные о трудоемкости технических обслуживаний и текущего ремонта приведены в табл. 11.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 11

Трудоемкость технического обслуживания

 

и ремопта автосамосвалов

(чел-ч)

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

Автосамосоалы

ЕО

ТО-1

ТО-2

со

ремонт на

1000 км

 

 

 

 

 

пробега

КрАЗ-25бБ...........................

1,20

5,28

24,82

30,50

40

БелА3-540А .......................

1.22

17,05

58,96

64,04

50

БелАЗ-548А .......................

1,25

17,10

60,10

66,10

60

При капитальном ремонте автомобиля восстанавливают его тех­ ническое состояние в соответствии с техническими условиями на ремонт, сборку п испытание агрегатов и автомобилей. Производят ремонт на специальных ремонтных заводах, а на некоторых крупных горнодобывающих предприятиях в собственных ремонтных мастер­ ских.

Обычно автомобиль ставят на капитальный ремонт после пробега 90—100 тыс. км. Для автомобилей, прошедших ранее капитальный ре­ монт, нормы пробега снижаются на 20%. Продолжительность простоя на капитальном ремонте нормально составляет 24—30 дней. Для сокращения времени ремонт автомобиля обычно осуществляется агрегатным методом, при котором неисправные узлы, агрегаты и приборы заменяют годными, взятыми из оборотного фонда. Нормы

простоя

при техническом

обслуживании

и ремонте

приведены

в табл.

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 12

Нормы простоя автосамосвалов при техническом обслуживании

 

I I

ремонте

(на 1000 км пробега, ч)

 

 

Автосамосвалы

ЕО

ТО-1

ТО-2

СО

ТР

KP

КрАЗ-256Б................

12,0

1,00

1,33

0,075

18,3

1,2

БелАЗ-540А . . . .

10,3

3,58

2,90

0,089

25,0

1,6

БелАЗ-548А . . . .

11,4

3,80

3,10

0,091

29,0

1,6

39



При техническом обслуживании и ремонте получили применение следующие методы организации производства: метод специализиро­ ванных бригад, комплексных бригад и агрегатно-участковый. При специализированных бригадах весь производственно-технический персонал разбивается на бригады, за каждой из которых закреплен один пз видов технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2). В состав бригады входят рабочие требуемой квалификации всех специаль­ ностей. Текущий ремонт выполняет отдельная бригада. При методе комплексных бригад за каждой из них закреплена группа автомо-

Производственные участки

Рис. 10. Схема управления производством при агрегатпо-участковом методе организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей:

1 — техническое обслуживание и ремонт двигателей; 2 — техническое обслуживание и ре­

монт сцеплений, коробок передач, ручных тормозов, карданных передач, главных

передач

и подъемных механизмов автомобилей-самосвалов; з — тсхішчсскос обслуживание

и ремонт

передних мостов, рулевого управления, задних мостов, тормозной системы, подвески авто­

мобилей; 4 — техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и систем

питания;

5 — техническое обслуживание и ремонтрам, кузовов, кабин, оперения и облицовки, медниц­ кие, жестяницкие, сварочные, кузнечные, термические и кузовные работы; я — техническое обслуживание и ремонт шин; 7 — слесарно-механнчсскнс работы; s — уборочно-моечные работы

билей для выполнения ТО-1 и ТО-2 и текущего ремонта. Для еже­

дневного

обслуживания всего

автомобильного парка,

так же как

и для ремонта агрегатов, имеются самостоятельные бригады.

При

агрегатно-участковом

методе обслуживания

и текущего

ремонта автомобилей создаются производственные участки, специали­

зированные

по агрегатам, системам и механизмам автомобиля

(рис. 10). За

каждым таким участком закреплены рабочие всех

специальностей. Число производственных участков зависит от объ­ ема производства и конструкции автомобилей. Производственные участки подразделяются на основные и вспомогательные. Основными считаются те, на которых ведутся работы по техническому обслу­ живанию и ремонту, а вспомогательными — участки, способству­ ющие своевременному и качественному выполнению работ основными участками. Рабочие производственного участка выполняют работы на постах ТО-1, ТО-2 и ТР и в специальных цехах (отделениях),

10


где проверяются и ремоитнруются агрегаты, узлы, механизмы и при­ боры, спятьте с автомобиля. Своевременность, полнота и качество обслуживания и ремонта автомобилей в большой степени зависят от наличия развитой производственной базы автохозяйства.

Производственная база современного карьерного автохозяйства должна включать: сооружения для хранения автосамосвалов в меж­ сменное время, выходные и праздничные дни, комплекс зданий и сооружений для технического обслуживания и ремонта автотранс­ портных средств, их узлов и агрегатов, комплекс сооружений и обо­ рудования для заправки и хранения горюче-смазочных материалов, пункт мойки автомобилей, пункт диагностики, административнобытовые здания, складское хозяйство и подсобные помещения.

В зависимости от структуры карьерных автохозяйств п видов выполняемых работ производственные базы их бывают полноком­ плексными и неполнокомплексными. В автохозяйствах полноком­ плексного типа производятся все виды ремонта, там же хранятся автотранспортные средства в нерабочее время; кроме того, этими хозяйствами производится обеспечение ремонтной службы матери­ алами и запасными частями. В неполнокомплексных автохозяйствах выполняются не все виды ремонта. Близость расположения крупных авторемонтных предприятий позволяет исключить, например, капи­ тальный ремонт автосамосвалов или агрегатов, а также восстановле­ ние шин и др.

Карьерные автохозяйства делятся на обособленные и центра­ лизованные. Централизованное автохозяйство объединяет ряд авто­ транспортных цехов при наличии нескольких карьеров в комбинате. Производственная база в этом случае включает здания и сооружения в каждом автоцехе, а также центральный ремонтно-технический и административный комплекс. Производственная база автотранс­ портных цехов централизованных автохозяйств имеет сооружения для хранения автосамосвалов, комплекс сооружений и оборудования для заправки и хранения горюче-смазочных материалов, посты для выполнения мелких ремонтов (сварочный, шиномонтажный), адми­ нистративно-бытовые и подсобные помещения.

Выбор типа автохозяйств на карьерах является технико-экономи­ ческой задачей, при решении которой учитываются капитальные затраты на строительство и эксплуатационные расходы на обслу­ живание и ремонт автомобилей.1

Пункты заправки и хранения горюче-смазочных материалов представляют собой комплекс хранилищ и складов со всем необхо­ димым оборудованием. Вместимость их обычно рассчитывается на текущий расход и запас в пределах не менее 10-дневной потребности этих материалов. Число мест на заправочном пункте устанавливается в зависимости от числа автомобилей и режима их работы в карьере.

1 При ошісаппи структуры автохозяйств использованы материалы иссле­ дований лаборатории карьерного транспорта ИГД МЧМ СССР (Б. В. Яковенко, А. А. Кудрявцев), выполненных под руководством М. В. Васильева.

41