Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отечественных

автомобилей длина

экскаваторного блока может

быть сокращена

до 50—100 м (табл.

31).

Наименьшая длина экскаваторного блока на рудных горизонтах, при которой может быть достигнута требуемая производительность,

при известных

параметрах

элементов системы разработки опре­

деляется по формуле

_

12Q э

 

 

 

(14)

 

 

3

hyW

где Q3 — производительность

экскаватора; hy — высота

уступа;

w — скорость подвигания фронта работ по руде.

 

Проектный

контур

 

 

 

+ 85

+75

+ 65

+ Б б

+40

Рис. 32. Система разработки с поперечными заходками

Для определения длины экскаваторного блока в породах ви­ сячего и лежачего бока используется формула

L э (в , л)

12(?э

(15) .

ÄyiaBjл

 

 

где шВі л — скорость подвигания горных работ по вскрышным по­ родам висячего или лежачего бока.

Ширина рабочей площадки определяется исходя из технологи­ ческих факторов размещения взорванной массы, погрузочного и транспортного оборудования:

 

В - В ^

+

Щ г

 

где Б т і п

— минимальная ширина рабочей

площадки по условию

размещения автомобильного

заезда,

экскаваторов

и буровых стан­

ков; Qr — объем готовых к

выемке

запасов руды;

Q3 м — средне­

месячная

производительность

экскаватора.

(10)

99



 

 

 

Т а б л и ц а 31

Параметры системы разработки на некоторых карьерах

 

цветной

металлургии

 

 

 

Число

Длина фрон­

Ширина

Высота

Карьеры

горизон­

та работ

рабочих

тов в ра­

на один

площадок,

уступа,

 

боте

экскаватор,

м

м

 

 

м

 

 

Сибайский ..........................................

9

300-800

20-50

10—12

Зыряновскнй .......................................

13

300-500

25—35

12

Кургалпшканский...............................

8

120—180

26-40

10—15

Шерловогорский ...............................

3 - 4

50—100

23,5

12

Солнечный ...........................................

1

70—100

30—40

12

Карагайлішскпй...................................

4

150-200

60

15

Сорсішй ..............................................

7

180

41-50

10—15

Гайские № 1 и 2 ...............................

9 -10

350-380

30—60

10-15

Златоуст-Беловскпй ...........................

10

300-600

25-50

15

Кайрактпнскпй ...................................

2

200

22

10.

Каджаранский.......................................

9—10

120—150

50-70

15

Агаракский ..........................................

4 - 6

200

15-40

15

Учалинский ..........................................

7

150-250

30—52

10—15

Ширина рабочих площадок варьируется в широких пределах и выбирается с учетом конкретных условий разработки месторо­ ждения.

Согласно исследованиям ряда авторов [2, 47], применение авто­ мобильного транспорта при системе разработки поперечными заходками на карьерах типа Ингулецкого и Анновского позволяет со­ кратить объем горнокапитальных работ на 35—60%, практически

вдвое сократить расстояние перевозок по временным

автодорогам

и значительно уменьшить объем траншейных работ,

вызывающих

снижение производительности горнотранспортного оборудования.

§ 3. Параметры транспортной системы разработки

Ширина транспортных берм. С увеличением грузоподъемности, размеров и скоростей движения большегрузных карьерных автомо­ билей для достижения наиболее эффективного их применения раз­ меры транспортных берм на бортах карьера, а также внутренних капитальных траншей (съездов) должны измениться. Кроме того, параметры съездов изменяются в зависимости от характера грунтов, технологических схем движения и числа транспортных коммуни­ каций (полос движения), типа водоотводных сооружений.

На рис. 33 приведены основные параметры транспортной бермы иа нерабочем борту карьера при отработке месторождения с исполь­ зованием автомобильного транспорта в случае устойчивых откосов (при угле рабочего откоса уступа а равном углу устойчивого откоса

100


уступа со или меньше

последнего). Ширина

транспортной бермы

в этом случае определяется по формуле

 

5тб = /1і +

2/і2+ ^ + 0,5;

(1 /J

 

В т й =

Ш 0Л - А і;

(18)

Ш

0= к Т + 2 А 2+ 0,5,

(19)

где А х — ширина кювета поверху (изменяется от 1 до 2,4 м в соот­

ветствии

с характером грунта в основании дороги); А

2 — ширина

обочины

(принимается с уче­

 

 

 

 

том ПТЭ

1,5—3 м в зависи­

 

 

 

 

мости от применяемого типа

 

 

 

 

и

параметров

автомобилей);

 

 

 

 

к

— число полос движения;

 

 

 

 

Т

— ширина

транспортной

 

 

 

 

полосы.

 

безопасности при­

Рис. 33. Параметры траиспортной бермы

 

Берма

па нерабочем борту карьера

 

нимается

с учетом размеще­

 

 

 

 

ния на

ней ограждающих устройств и зазора между ними и бровкой

откоса

уступа (2—3 м).

 

 

 

 

 

В случае, когда а > со, ширина транспортных площадок на

нерабочем борту карьера рассчитывается по формуле

 

 

 

 

 

ß ,6 = 5 Хб +

+ Вб,

 

(20)

где В п — ширина призмы возможного обрушени я;

 

 

 

 

 

Я.1= Л.0 — ha,

 

(21)

К ,

ha — заложения откосов

в устойчивом и

рабочем

состоянии;

 

В 6 — ширина предохранительной

бермы.

предприятий, разра­

 

Правилами технической эксплуатации для

батывающих месторождения открытым способом, высота уступа ограничивается максимальной высотой черпания экскаватора, если не применяются взрывные работы, или полуторной величиной мак­ симальной высоты черпания экскаватора в случае применения взрыв­ ных работ.

При

разработке

рыхлых

пород рекомендуются следующие па­

раметры

элементов

системы

разработки:

 

 

Экскаватор

Высота уступа, м

Ширина заходки, м

 

ЭКГ-4

 

9,5-10,5

15—16

 

ЭКГ-8

 

12,5-13,5

19—19,5

При разработке скальных пород с предохранительным рыхле­

нием взрывом:

 

 

 

 

 

Экскаватор

Высота уступа, м

Ширина заходкп, м

 

ЭКГ-4

 

15—16

15—16

 

ЭКГ-8

 

19—21

19—19,5

101


Параметры элементов транспортной системы разработки, реко­ мендуемые акад. Н. В. Мельниковым в справочнике по открытым горным работам, приведены в табл. 32.

 

 

 

Т а б л и ц а

32

Параметры элементов транспортной системы при разработке пород

 

 

различной крепости

 

 

 

Экскаватор

Характеристика разрабаты­

Высота уступа,

Ширина

м

ваемых пород

м

заходки,

ЭКГ-4,6

Рыхлые

10

13,0

 

 

Полускальные

12

14,5

 

ЭКГ-8

Скальные

15

14,5

 

Рыхлые

13

17,5

 

 

Полускальные

15

20,0

 

ЭКГ-12,5

Скальные

20

20,0

 

Рыхлые

15

20,0

 

 

Полускальные

18

23,0

 

 

Скальные

22

23,0

 

Величина В п зависит от высоты уступа и категории грунтов. В со­ ответствии с этим в табл. 33 приведена ширина призмы обрушения в зависимости от указанных параметров.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

33

Ширина призмы обрушения в зависимости от параметров

 

 

транспортной системы разработки

 

 

Характеристика

Высота уступа,

Рабочий угол

Устойчивый угол

Ширина призмы

пород и руд

м

 

откоса уступа,

откоса уступа,

обрушения,

м

 

 

 

градус

градус

 

 

Рыхлые

10

)

45-60

30-45

7,5-13,0

 

 

13

1

9,5-15,5

 

 

15

 

 

11,0—17,0

 

Полускальные

10

I

60-80

55—75

1,2 -5,2

 

 

15

J

1,7-7,5

 

 

20

 

 

2,4-10,5

 

Скальные

10

1

80-90

75-85

0,9—2,6

 

 

15

J

1 ,3 -4,0

 

 

20

 

 

1,7—5,4

 

Ширина транспортных берм на нерабочем борту карьера при экс­ плуатации автосамосвалов БелАЗ, рассчитанная по формуле (17), приведена в табл. 34.

Ширина рабочих площадок. Ширина рабочих площадок опреде­ ляется характером разрабатываемых пород (рыхлые, полускальныѳ, скальные), типом и параметрами горнотранспортного оборудования, технологической схемой отработки уступов и месторождения в целом, а также условиями обеспечения резерва готовых к выемке запасов.

102