Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

земляного полотна, дорожной одежды, расположение и характер дренирующих устройств, вспомогательных элементов и выработок.

Для обеспечения эффективной работы большегрузного автомо­ бильного транспорта, достижения высоких скоростей движения необходимо, чтобы постоянные магистральные дороги были проч­ ными и ровными. Эти качества их в значительной мере определяются устойчивостью земляного полотна. Земляное полотно может быть выполнено в виде насыпей, выемок или нулевых участков. Попереч­ ные профили полотна постоянных автодорог в насыпи приведены

Рпс. 47.

Характерные профили

земляного

по­

лотна карьерных автодорог в насыпи и в капи­

тальной траншее

 

 

на рис. 47, а , б ,

а в капитальной

выездной

траншее — на

рис. 47, в.

 

 

 

Специфические особенности имеют профиль автодорог на карьерах нагорного типа, где транспортные бермы располагаются на косогоре.

В зависимости от крутизны склона сооружается насыпь (рис. 48, а ,

б)

 

 

Т а б л и ц а

46

Характерные радиусы закруглений карьерных автодорог

 

 

 

Радиусы закругления (м) при использо­

 

вании автосамосвалов

 

 

Дорожные условия

 

 

 

 

 

БелАЗ-540

БалАЗ-548 БелАЗ-349

Постоянные щебеночные дороги в карьере

50-60

50—60

50-60

 

Серпантины и круговые кривые . . . .

20—30

30—35

35-40

 

Временные автодороги в карьере . . . .

12—15

12-15

15-20

 

Путевые заезды под погр узку...............

9—10

10—12

12-14

 

130


или устраиваются основания ступенчатой формы (рис. 48, в, г). В большинстве случаев основание траншей планируется бульдозе­ ром до необходимой конфигурации (рис. 48, д) и ограждается от осыпей и оползней подпорной стенкой (рис. 48, е).

Ширина проезжей части автодороги устанавливается с учетом числа полос движения автомобилей, типа подвижного состава и ско­ рости движения автомобилей и определяется по формуле

 

 

 

 

 

В

= к ^ а -]-AJ5r

(63)

где

к ѵ

— коэффициент,

 

 

учитывающий

суммарную

 

 

скорость

встречных

пото­

 

 

ков автомобилей; а

— ши­

 

 

рина автомобиля, м; АВ Г

 

 

величина,

 

учитывающая

 

 

совокупное

влияние дли­

 

 

ны, ширины и высоты ав­

 

 

томобиля

на

размер про­

 

 

езжей

части

автодороги.

 

 

Численные значения коэф­

 

 

фициента

 

АВ

т приведены

 

 

в табл. 47.

 

 

 

 

Для

определения коэф­

 

 

фициента

 

к и

на

основе

 

 

комплексных

производст­

 

 

венных

 

эксперименталь­

 

 

ных исследований

реко­

 

 

мендуется

 

номограмма

 

 

(рис.

49),

учитывающая

 

 

влияние скорости

движе­

 

■Подпорная стенка

ния порожнякового и гру­

 

 

женого автомобильных по­

 

 

токов.

В

 

табл. 48

и 49

^Подпорная стенка*'-

 

приведена

 

рекомендуемая

 

 

ширина

 

проезжей

части

Рис. 48. Характерные

профили земляного

постоянных автодорог для

полотна автодороги на карьерах нагорного

отечественных

автосамо­

типа

 

свалов

и

 

автополуприце­

 

 

пов, при определении которой помимо скорости, руководящего уклона, типа покрытия и размеров автомобиля учитывались осо­ бенности технологии транспортирования на карьерах глубинного и нагорного типа.

Рациональная ширина временных карьерных автодорог для авто­ самосвалов грузоподъемностью 27—75 т составляет 10,5—13,5 м, а для автополуприцепов грузоподъемностью 40—120 т — 10,5—15,5 м.

Требования эффективной и безопасной эксплуатации автомобилей определяют необходимость уширения проезжей части автодорог

9 *

131


на радиусах серпантин и круговых кривых. Величины ушпренпя в зависимости от радиуса кривых приведены на рис. 50. Как видно 'из графиков, при наиболее часто встречающихся на карьерах радиу­ сах закругления 30—50 м уширения проезжей части автодороги при разных марках автомобиля изменяются от 1 до 3,8 м.

Покрытия автодорог. Вид покрытия устанавливается в зависи­ мости от назначения дороги, срока ее эксплуатации, интенсивности движения и типа транспортных средств, особенностей грунтового основания и его водного режима, наличия местных строительных материалов.

 

В2

Ч 4

6

 

 

 

 

/

 

 

 

2

 

 

 

Скорость порожнего автосамосвала, км/ч

о

50

too

1ВО

200

Радиус закругления автодороги , м

 

Рис. 49. Номограмма для определе­

Рис. 50.

Зависимость

уширешія

ния коэффициента влияния скоростей

автодороги от радиуса закругле­

движения к ѵ автомобилей на ширину

ния:

 

 

 

 

проезжей части

1, 2 , 3 — автосомосвалы

грузоподъем ­

 

ностью 27,

іО и 75

т; 4 , 5 , 6

— авто­

прицепы 40, 05 и 120 т

Характеристика применяемых покрытий автодорог на рудных карьерах приведена в табл. 50.

В зависимости от прочности и долговечности покрытия разде­ ляются на жесткие и нежесткие (рис. 51).

Т а б л и ц а 47 Значения коэффициента ДВ г для автомобилей различных марок

 

О

 

«в*

 

ю

Показатели

СО

 

<

 

§

 

М

БелАЗ-548

БелАЗ-549

Я

О

1п

1

со

<

5 W

548В

5 49В

БелАЗ-

БелАЗ-

Размеры автомобиля,

 

 

 

 

 

 

мм:

. . . .

7250

8170

9700

10 900

12 460

13 860

длина

ширина . . . .

3480

3787

4080

3 480

4 000

5 300

высота . . . .

3580

3800

4400

3 650

4 000

4 630

ДЛГ, м ....................

 

1,0

1,3

2,3

1,5

2,2

3,8

132


Рекомендуемая ширина проезжей части двухполосыых постоянных автодорог для автосамосвалов БелАЗ, м

133

ОТ

С3

д*

К

Ч

ѵо

с-

Н

постоянных автодорог

м

ширина проезжен части двухполоенмх

для аптополупрнцепов БелАЗ,

Рекомендуемая

 

ое

S

се

р

с

ѵо

>5

а

с

С,

О

ее

о

со

от

С М

о"

о

с м

с м

х л

с м

от

еЗ

с м

о

см

х Л

см

 

С М

с м

с м

CM

с м

CM

о

см

с о

со

с м

см

см

 

с о

С О

x *

х л

х л

о

о

Р-

ю х г

Х Л

Р-

со

-г-

ІО

ю"

ІО

тН

 

 

ю

х Л

г-

с о "

о"

іо

12,6

С М

с м*

 

12,9

12,8

12,5

Х Л

CM

со

с о

с о

с м "

 

«ГН

 

хл

о

с о

х л

с о

I

сt

о

с

са

с

а,

о

5,

се

и

a р,

о

См

«

Ц

(=£

см

о

со

см"

см"

**н

см

см

см

р— ю

см

см" см"

см

см

см

см

 

Sj^

со

С О

см"

см

см

см

со

іо

р-

со"

со

см"

см

см

см

со

ю

от

ю"

ю

ХЛ

 

тн

гЧ

 

!>■

ІО

со"

іо

ю "

■чч

тч

тн

хл^

см

° 1

со"

со"

ІО

-гН

тн

 

от

со

со

со"

со"

СО

тч

*еч

тч

от

С-*

со

o f

o f

со

 

Т Ч

со"

со"

со"

ЧЧ

* ч ч

—Ч

от

00

со

со

со

ЧЧ

•—н

 

х Л

см

р-

хл"

• М 1"

со

^■ч

Т-Ч

сt

о

с

 

 

О

 

 

о

 

о

се

 

ш

 

 

о

 

о

о

 

о

о

 

о

в

о

о

 

 

р

 

О

 

 

о

 

 

н

 

 

н

 

 

о

 

Рн

о>

S'

 

И

 

W

Рн

134