ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
Е н — коэффициент народнохозяйственной |
эффективности капи |
||
таловложений (для горнорудной промышленности Е л |
= |
0,12); 2 С эбв, |
|
£ ээк, Сэтр — суммарные эксплуатационные |
расходы |
по |
тем же про |
цессам; С л — сумма возможной экономии за счет ускорения добычных работ.
Опыт проведения траншей при различных видах транспорта показывает, что при автомобильном транспорте затраты, как пра вило, выше, чем при железнодорожном. Однако в большинстве слу чаев повышение удельных затрат компенсируется увеличением объема добычи руды благодаря высоким темпам ввода горизонтов в экс плуатацию. Наименьшие затраты на проведение траншей при авто мобильном транспорте могут быть обеспечены при организации ма невров автомобилей в нишах (табл. 44).
Т а б л и ц а 44
Скорость л стоимость проведения траншей при автомобильном транспорте (по данным ішетптута Гппроруда)
Схема проведения траншеи |
О |
-*"С0
Ң 3 со И
|
Высота уступа, м |
|
||
10 |
|
12 |
|
15 |
ЭКГ-8И; БелАЗ-548 |
ЭКГ-4, Г,; БелАЗ-540 |
ЭКГ-811; БелАЗ-548 |
О |
CO |
cow |
mW |
|||
|
|
|
^eo |
ООП |
|
|
|
sc 3 |
К s |
20
-ЭКГ 8 -БелАЗ И;549
На высоту уступа с кольце- |
247 |
357 |
202 |
307 |
157 |
240 |
157 |
||||
вой схемой |
подъезда |
автоса |
158,2 |
151,2 |
191,4 |
183,3 |
252,3 |
238,2 |
384,6 |
||
мосвалов к |
экскаватору |
217 |
330 |
180 |
262 |
135 |
202 |
135 |
|||
На высоту уступа с тупи |
|||||||||||
ковой |
схемой подъезда авто- |
156,5 |
149,4 |
197,2 |
187,6 |
259,6 |
246,7 |
394,1) |
|||
самосвалов к экскаватору |
277 |
397 |
232 |
338 |
180 |
270 |
180 |
||||
На высоту уступа с двумя |
|||||||||||
тупиками для маневрирования |
159,2 |
153,2 |
192,8 |
185,4 |
245,1 |
235,5 |
375,9 |
||||
автосамосвалоп |
|
|
270 |
352 |
217 |
292 |
165 |
232 |
165 |
||
На высоту уступа с |
разво- |
||||||||||
фотом |
автосамосвалов |
в пл |
130,4 |
143,2 |
161,4 |
177.6 |
214,5 |
227,3 |
328,9 |
||
анах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е . |
В |
числителе |
приведена скорость |
проведения траншеи, |
м./месяц, |
||||||
je знамспателе—затраты, |
руб/м. |
|
|
|
|
|
|
|
Поскольку скорость проведения траншей определяет время подтотовки горизонта к добычным работам, она является основным тех нологическим показателем проходческих работ. Наибольшая ско рость проведения траншей при автомобильном транспорте может ■быть достигнута при подаче автомобилей под экскаватор двумя ту пиковыми заездами и двусторонней установке их под экскаватором.
■124
Однако при этом снижается эффективность использования автомо бильного транспорта и ухудшаются экономические показатели про ведения траншей.
Для достижения высоких скоростей проведения траншей и быстрейшей подготовки горизонта к эксплуатации целесообразно использовать комплексы мощных экскаваторов и автомобилей. Так, целесообразно применять дизель-электрические автосамосвалы БелАЗ-549, имеющие радиус поворота 9 м, с экскаватором ЭКГ-8И. Этот комплекс позволяет увеличить скорость проведения траншеи на 30—45% по сравнению со скоростью, достигаемой при работе экскаватора ЭКГ-4, производящего погрузку в автосамосвалы БелАЗ-540.
Фактическая скорость проведения траншей на карьерах цветной металлургии Урала в породах с коэффициентом крепости по шкале М. М. Протодьяконова от 6—8 до 12—14 и объемной массой от 2,3—
2,8 до 2,8—3,5 т/м3 при |
высоте уступа 10—12 м колеблется от 140 |
|||
до 280 м/месяц. Так, |
на |
Сибайском карьере |
скорость проведения |
|
траншей составляет |
150—280 м/месяц, |
на |
Учалинском — 120— |
|
200 м/месяц, Гайском — 140—220 м/месяц. |
В период освоения про |
изводственной мощности и эксплуатации Сарбайского карьера ско рость проведения траншей с применением экскаваторов ЭКГ-4 с автосамосвалами БелАЗ-540 составила в мягких породах 200— 230 м/месяц, а в скальных крепких породах 150—180 м/месяц.
Опыт работы дает основание рекомендовать следующие пути по вышения скорости проведения траншей и интенсивности подготовки горизонтов к эксплуатации при использовании автомобилей большой грузоподъемности:
1) применение высокоэффективных технологических схем про ведения траншей, учитывающих горнотехнические условия разра ботки месторождения, с организацией поточного способа погрузки горной массы при двусторонней установке автосамосвалов под экс каватор;
2) использование комплектов высокопроизводительного обору дования, включающих экскаваторы ЭКГ-8 , ЭКГ-8И, ЭВГ-6И и авто самосвалы БелАЗ-548 и БелАЗ-549, что позволит повысить произво дительность труда работающих и увеличить скорость проведения траншей на 30—45%;
3)рациональная взаимная установка экскаваторов и автосамо свалов, применение фронтальных забоев;
4)возможно более полное совмещение смежных технологиче ских процессов проведения траншей во времени с применением
прогрессивных схем и приемов маневрирования автосамосвалов
втраншее;
5)сокращение простоев экскаваторов и автосамосвалов во время смены по технологическим и организационным причинам.
Организация поточной погрузки автосамосвалов, практически исключающая простои экскаватора, возможна при схемах с дву сторонней установкой автосамосвалов. Непрерывность погрузки
достигается в случае, когда время погрузки предыдущего автосамо свала tn больше или равно времени маневров t„ последующего при установке в забое, т. е.
t nSs t„. |
(59) |
Угол поворота экскаватора при погрузке может быть в обоих случаях не более 90°. Осуществление принципа поточности требует известного числа резервных автосамосвалов, образующих очередь в забое траншеи, что снижает производительность автомобильноготранспорта и соответственно увеличивает затраты на проходку,
Коэффициент обеспечения забоев порожними автосамосваламц выражается формулой
где t0 — время ожидания погрузки.
Коэффициент т)0 имеет наибольшие значения (0,9) при проведении траншей широким забоем с применением петлевых заездов. Наимѳнь-- шие значения т| о (0,5—0,65) характерны для узких забоев.
Г л а в а VII
ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАРЬЕРОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
§ 1. Назначение автодорог в карьере
Экономичность большегрузного автомобильного транспорта в значительной степени зависит от схем, качества и состояния карьер ных транспортных коммуникаций. Автодороги с усовершенствован ным покрытием позволяют в 1,5—2 раза уменьшить сопротивление качению автомобиля и повысить среднетехническую скорость дви жения на 25—35%. Кроме того, дороги с усовершенствованным по крытием способствуют снижению расхода топлива на 30—50%, продлению срока службы автомобилей в 1,3—1,8 раза и доведе нию средней величины пробега до капитального ремонта до 100— 110 тыс. км.
Карьерные автодороги подразделяются на дороги технологиче ского назначения, которые эксплуатируются в процессе разработки месторождения, и хозяйственного назначения, к которым относятся дороги общего пользования.
По размещению на карьере автодороги делятся на три основных типа: магистральные автодороги на поверхности; дороги в капи тальных траншеях и постоянные автомобильные съезды в карьере; дороги на транспортных бермах, рабочих площадках, в забоях и на отвалах.
По технологическому признаку карьерные автодороги бывают постоянные и временные. Они различаются по назначению, сроку службы, интенсивности движения, конструктивным параметрам и качеству покрытия (табл. 45).
Постоянные карьерные автодороги характеризуются большой интенсивностью движения, которая при объемах карьерных перево зок 15—20 млн. т/год составляет 4,5—6 тыс. автомобилей в сутки, а с увеличением объемов перевозок до 30—50 млн. т/год возрастает до 1—1,2 тыс. автомобилей в сутки. Эти дороги рассчитаны на дли тельный срок службы, поэтому их устраивают более совершенными, чем временные.
Главные постоянные автодороги являются основными транспорт ными коммуникациями, по которым перевозится весь объем горной массы, транспортируемой автомобилями. Они служат в течение всего срока отработки месторождения. Трасса главных съездов в карьер но мере вскрытия новых горизонтов удлиняется; при средней углубке карьеров 12—15 м в год это увеличение длины составляет 200—
127
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 45 |
|
Технологическая характеристика и назначение карьерных автодорог |
||||||
Характеристика и назначение |
Время существо |
Скорость |
Интенсивность |
|||
движения |
движения, тысяч |
|||||
|
автодорог |
вания |
автомобилей, |
автомобилей |
||
|
|
|
|
км /ч |
в сутки |
|
Постоянные автодороги: |
Срок отработки |
До 50—60 |
3—6 и более |
|||
Главные |
дороги, |
связывающие |
||||
карьер с |
обогатительной фабри |
месторожде |
|
|
|
|
кой, складом, перегрузочным пунк- |
ния |
|
|
|
||
ТОМн т. д. |
|
|
Срок отработки |
До 25—35 |
3— 6 и более |
|
Главные съезды и заезды в карь |
||||||
ер |
|
|
карьера (с уве |
|
|
|
|
|
|
личением длины |
|
|
|
Магистральные |
автодороги от |
съездов) |
До 30—40 |
5—10 и более |
||
Срок существо |
||||||
съездов в карьер до отвалов пус |
вания отвала |
|
|
|
||
тых пород |
|
|
(обычно до |
|
|
|
Заезды на отвалы |
8— 10 лет) |
До 15-20 |
1,5—2 и более |
|||
То же |
||||||
Дороги |
на отработанных гори |
Срок отработки |
До 20—25 |
1—1,5 и более |
||
зонтах |
|
|
группы гори |
|
|
|
|
|
|
зонтов (обычно |
|
|
|
Временные автодороги: |
3—5 лет) |
|
|
|
||
|
|
|
|
|||
Заезды на рабочих площадках |
Срок эксплуата |
До 10-15 |
1- |
1,2 |
||
п в забоях |
|
ции горизонта |
|
|
|
|
Проезды на отвалах и вновь |
(1— 2 года) |
До 10-15 |
1- |
|
||
Срок эксплуата |
1,2 |
|||||
отсыпаемх |
участках |
ции участка |
|
|
|
250 м. Постоянные автодороги на отработанных горизонтах служат до тех пор, пока пространственные параметры горизонта ие достигнут его предельного контура. Постоянные заезды на отвалы пустых по род и бедных временно складируемых руд функционируют в период отсыпки отвалов, срок службы которых определяется параметрами отвалов, их емкостью и интенсивностью поступления и складирования горной массы.
Временные автодороги непрерывно перемещаются вслед за подвиганием фронта экскаваторных или отвальных работ и рассчитаны на относительно небольшой срок службы.
§ 2. Конструктивные элементы и параметры карьерных автодорог
Конструкция автодорог в плане. Карьерные автодороги харак теризуются большой сложностью трассы в плане, наличием много численных кривых и серпантин, чередованием спусков и подъемов с продольным уклоном до 8—12%, перемежающихся слабонаклон
128
ными и горизонтальными участками. Наиболее характерные кривые элементы карьерных автодорог показаны на рис. 46.
Длина круговой кривой может быть определена по формуле
|
£кр = Яс(я —а«.). |
(61) |
В отличие от круговой кривой серпантина состоит из одной |
ос |
|
новной кривой А |
В С , двух кривых, сопрягающих ее с прямолиней |
|
ными участками |
автодороги, и суммы прямых вставок CD и А Е . |
|
а |
б |
|
Рис. 46. Типовые кривые элементы карьерных автодорог:
а — круговая кривая; б — серпантина
Длина серпантины может быть рассчитана по формуле
|
ь , - |
180 |
2л/?,рс |
211 г . |
(62) |
|
180 |
||||
|
|
|
|
||
где R c — радиус поворота основной кривой серпантины; а с |
— угол |
||||
поворота |
основной кривой; |
— радиус |
сопрягающих |
кривых; |
|
ßc — угол поворота сопрягающей кривой; |
— длина горизонталь |
||||
ных вставок серпантины. |
|
|
|
|
|
При |
использовании на карьерах скоростных автосамосвалов |
||||
БелАЗ-540 длина серпантин может составлять 130—170 м, |
а длина |
круговых кривых 45—90 м. В случае ведения добычных работ в стес ненных условиях или при необходимости раздельной разработки рудных тел серпантины строят без соединительных прямых и общую длину их сокращают на 30—35%.
Важным элементом карьерных автодорог являются переходные кривые с виражами. Профиль виража автодороги на кривой — одно скатный, с уклоном к ее центру. Уклон при скорости движения авто мобиля 25—30 км/ч и радиусах поворота 40—50 м должны быть не менее 5—6%. На кривых большого радиуса уклон виража не пре вышает 1—2%.
Радиусы закругления автодорог на отечественных карьерах (табл. 46) позволяют развивать значительные скорости движения, особенно при эксплуатации маневренных автосамосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548.
Поперечный профиль автодорог. В поперечном профиле авто дорог отражается их конструктивное построение, включающее тип
9 Заказ 283 |
129 |