Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Е н — коэффициент народнохозяйственной

эффективности капи­

таловложений (для горнорудной промышленности Е л

=

0,12); 2 С эбв,

£ ээк, Сэтр — суммарные эксплуатационные

расходы

по

тем же про­

цессам; С л — сумма возможной экономии за счет ускорения добычных работ.

Опыт проведения траншей при различных видах транспорта показывает, что при автомобильном транспорте затраты, как пра­ вило, выше, чем при железнодорожном. Однако в большинстве слу­ чаев повышение удельных затрат компенсируется увеличением объема добычи руды благодаря высоким темпам ввода горизонтов в экс­ плуатацию. Наименьшие затраты на проведение траншей при авто­ мобильном транспорте могут быть обеспечены при организации ма­ невров автомобилей в нишах (табл. 44).

Т а б л и ц а 44

Скорость л стоимость проведения траншей при автомобильном транспорте (по данным ішетптута Гппроруда)

Схема проведения траншеи

О

-*"С0

Ң 3 со И

 

Высота уступа, м

 

10

 

12

 

15

ЭКГ-8И; БелАЗ-548

ЭКГ-4, Г,; БелАЗ-540

ЭКГ-811; БелАЗ-548

О

CO

cow

mW

 

 

 

^eo

ООП

 

 

 

sc 3

К s

20

-ЭКГ 8 -БелАЗ И;549

На высоту уступа с кольце-

247

357

202

307

157

240

157

вой схемой

подъезда

автоса­

158,2

151,2

191,4

183,3

252,3

238,2

384,6

мосвалов к

экскаватору

217

330

180

262

135

202

135

На высоту уступа с тупи­

ковой

схемой подъезда авто-

156,5

149,4

197,2

187,6

259,6

246,7

394,1)

самосвалов к экскаватору

277

397

232

338

180

270

180

На высоту уступа с двумя

тупиками для маневрирования

159,2

153,2

192,8

185,4

245,1

235,5

375,9

автосамосвалоп

 

 

270

352

217

292

165

232

165

На высоту уступа с

разво-

фотом

автосамосвалов

в пл­

130,4

143,2

161,4

177.6

214,5

227,3

328,9

анах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

В

числителе

приведена скорость

проведения траншеи,

м./месяц,

je знамспателе—затраты,

руб/м.

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку скорость проведения траншей определяет время подтотовки горизонта к добычным работам, она является основным тех­ нологическим показателем проходческих работ. Наибольшая ско­ рость проведения траншей при автомобильном транспорте может ■быть достигнута при подаче автомобилей под экскаватор двумя ту­ пиковыми заездами и двусторонней установке их под экскаватором.

■124


Однако при этом снижается эффективность использования автомо­ бильного транспорта и ухудшаются экономические показатели про­ ведения траншей.

Для достижения высоких скоростей проведения траншей и быстрейшей подготовки горизонта к эксплуатации целесообразно использовать комплексы мощных экскаваторов и автомобилей. Так, целесообразно применять дизель-электрические автосамосвалы БелАЗ-549, имеющие радиус поворота 9 м, с экскаватором ЭКГ-8И. Этот комплекс позволяет увеличить скорость проведения траншеи на 30—45% по сравнению со скоростью, достигаемой при работе экскаватора ЭКГ-4, производящего погрузку в автосамосвалы БелАЗ-540.

Фактическая скорость проведения траншей на карьерах цветной металлургии Урала в породах с коэффициентом крепости по шкале М. М. Протодьяконова от 6—8 до 12—14 и объемной массой от 2,3—

2,8 до 2,8—3,5 т/м3 при

высоте уступа 10—12 м колеблется от 140

до 280 м/месяц. Так,

на

Сибайском карьере

скорость проведения

траншей составляет

150—280 м/месяц,

на

Учалинском — 120—

200 м/месяц, Гайском — 140—220 м/месяц.

В период освоения про­

изводственной мощности и эксплуатации Сарбайского карьера ско­ рость проведения траншей с применением экскаваторов ЭКГ-4 с автосамосвалами БелАЗ-540 составила в мягких породах 200— 230 м/месяц, а в скальных крепких породах 150—180 м/месяц.

Опыт работы дает основание рекомендовать следующие пути по­ вышения скорости проведения траншей и интенсивности подготовки горизонтов к эксплуатации при использовании автомобилей большой грузоподъемности:

1) применение высокоэффективных технологических схем про­ ведения траншей, учитывающих горнотехнические условия разра­ ботки месторождения, с организацией поточного способа погрузки горной массы при двусторонней установке автосамосвалов под экс­ каватор;

2) использование комплектов высокопроизводительного обору­ дования, включающих экскаваторы ЭКГ-8 , ЭКГ-8И, ЭВГ-6И и авто­ самосвалы БелАЗ-548 и БелАЗ-549, что позволит повысить произво­ дительность труда работающих и увеличить скорость проведения траншей на 30—45%;

3)рациональная взаимная установка экскаваторов и автосамо­ свалов, применение фронтальных забоев;

4)возможно более полное совмещение смежных технологиче­ ских процессов проведения траншей во времени с применением

прогрессивных схем и приемов маневрирования автосамосвалов

втраншее;

5)сокращение простоев экскаваторов и автосамосвалов во время смены по технологическим и организационным причинам.

Организация поточной погрузки автосамосвалов, практически исключающая простои экскаватора, возможна при схемах с дву­ сторонней установкой автосамосвалов. Непрерывность погрузки


достигается в случае, когда время погрузки предыдущего автосамо­ свала tn больше или равно времени маневров t„ последующего при установке в забое, т. е.

t nSs t„.

(59)

Угол поворота экскаватора при погрузке может быть в обоих случаях не более 90°. Осуществление принципа поточности требует известного числа резервных автосамосвалов, образующих очередь в забое траншеи, что снижает производительность автомобильноготранспорта и соответственно увеличивает затраты на проходку,

Коэффициент обеспечения забоев порожними автосамосваламц выражается формулой

где t0 — время ожидания погрузки.

Коэффициент т)0 имеет наибольшие значения (0,9) при проведении траншей широким забоем с применением петлевых заездов. Наимѳнь-- шие значения т| о (0,5—0,65) характерны для узких забоев.

Г л а в а VII

ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАРЬЕРОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

§ 1. Назначение автодорог в карьере

Экономичность большегрузного автомобильного транспорта в значительной степени зависит от схем, качества и состояния карьер­ ных транспортных коммуникаций. Автодороги с усовершенствован­ ным покрытием позволяют в 1,5—2 раза уменьшить сопротивление качению автомобиля и повысить среднетехническую скорость дви­ жения на 25—35%. Кроме того, дороги с усовершенствованным по­ крытием способствуют снижению расхода топлива на 30—50%, продлению срока службы автомобилей в 1,3—1,8 раза и доведе­ нию средней величины пробега до капитального ремонта до 100— 110 тыс. км.

Карьерные автодороги подразделяются на дороги технологиче­ ского назначения, которые эксплуатируются в процессе разработки месторождения, и хозяйственного назначения, к которым относятся дороги общего пользования.

По размещению на карьере автодороги делятся на три основных типа: магистральные автодороги на поверхности; дороги в капи­ тальных траншеях и постоянные автомобильные съезды в карьере; дороги на транспортных бермах, рабочих площадках, в забоях и на отвалах.

По технологическому признаку карьерные автодороги бывают постоянные и временные. Они различаются по назначению, сроку службы, интенсивности движения, конструктивным параметрам и качеству покрытия (табл. 45).

Постоянные карьерные автодороги характеризуются большой интенсивностью движения, которая при объемах карьерных перево­ зок 15—20 млн. т/год составляет 4,5—6 тыс. автомобилей в сутки, а с увеличением объемов перевозок до 30—50 млн. т/год возрастает до 1—1,2 тыс. автомобилей в сутки. Эти дороги рассчитаны на дли­ тельный срок службы, поэтому их устраивают более совершенными, чем временные.

Главные постоянные автодороги являются основными транспорт­ ными коммуникациями, по которым перевозится весь объем горной массы, транспортируемой автомобилями. Они служат в течение всего срока отработки месторождения. Трасса главных съездов в карьер но мере вскрытия новых горизонтов удлиняется; при средней углубке карьеров 12—15 м в год это увеличение длины составляет 200—

127


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 45

Технологическая характеристика и назначение карьерных автодорог

Характеристика и назначение

Время существо­

Скорость

Интенсивность

движения

движения, тысяч

 

автодорог

вания

автомобилей,

автомобилей

 

 

 

 

км /ч

в сутки

Постоянные автодороги:

Срок отработки

До 50—60

3—6 и более

Главные

дороги,

связывающие

карьер с

обогатительной фабри­

месторожде­

 

 

 

кой, складом, перегрузочным пунк-

ния

 

 

 

ТОМн т. д.

 

 

Срок отработки

До 25—35

3— 6 и более

Главные съезды и заезды в карь­

ер

 

 

карьера (с уве­

 

 

 

 

 

 

личением длины

 

 

 

Магистральные

автодороги от

съездов)

До 30—40

5—10 и более

Срок существо­

съездов в карьер до отвалов пус­

вания отвала

 

 

 

тых пород

 

 

(обычно до

 

 

 

Заезды на отвалы

8— 10 лет)

До 15-20

1,5—2 и более

То же

Дороги

на отработанных гори­

Срок отработки

До 20—25

1—1,5 и более

зонтах

 

 

группы гори­

 

 

 

 

 

 

зонтов (обычно

 

 

 

Временные автодороги:

3—5 лет)

 

 

 

 

 

 

 

Заезды на рабочих площадках

Срок эксплуата­

До 10-15

1-

1,2

п в забоях

 

ции горизонта

 

 

 

Проезды на отвалах и вновь

(1— 2 года)

До 10-15

1-

 

Срок эксплуата­

1,2

отсыпаемх

участках

ции участка

 

 

 

250 м. Постоянные автодороги на отработанных горизонтах служат до тех пор, пока пространственные параметры горизонта ие достигнут его предельного контура. Постоянные заезды на отвалы пустых по­ род и бедных временно складируемых руд функционируют в период отсыпки отвалов, срок службы которых определяется параметрами отвалов, их емкостью и интенсивностью поступления и складирования горной массы.

Временные автодороги непрерывно перемещаются вслед за подвиганием фронта экскаваторных или отвальных работ и рассчитаны на относительно небольшой срок службы.

§ 2. Конструктивные элементы и параметры карьерных автодорог

Конструкция автодорог в плане. Карьерные автодороги харак­ теризуются большой сложностью трассы в плане, наличием много­ численных кривых и серпантин, чередованием спусков и подъемов с продольным уклоном до 8—12%, перемежающихся слабонаклон­

128


ными и горизонтальными участками. Наиболее характерные кривые элементы карьерных автодорог показаны на рис. 46.

Длина круговой кривой может быть определена по формуле

 

£кр = Яс(я —а«.).

(61)

В отличие от круговой кривой серпантина состоит из одной

ос­

новной кривой А

В С , двух кривых, сопрягающих ее с прямолиней­

ными участками

автодороги, и суммы прямых вставок CD и А Е .

а

б

 

Рис. 46. Типовые кривые элементы карьерных автодорог:

а — круговая кривая; б — серпантина

Длина серпантины может быть рассчитана по формуле

 

ь , -

180

2л/?,рс

211 г .

(62)

 

180

 

 

 

 

где R c — радиус поворота основной кривой серпантины; а с

— угол

поворота

основной кривой;

— радиус

сопрягающих

кривых;

ßc — угол поворота сопрягающей кривой;

— длина горизонталь­

ных вставок серпантины.

 

 

 

 

При

использовании на карьерах скоростных автосамосвалов

БелАЗ-540 длина серпантин может составлять 130—170 м,

а длина

круговых кривых 45—90 м. В случае ведения добычных работ в стес­ ненных условиях или при необходимости раздельной разработки рудных тел серпантины строят без соединительных прямых и общую длину их сокращают на 30—35%.

Важным элементом карьерных автодорог являются переходные кривые с виражами. Профиль виража автодороги на кривой — одно­ скатный, с уклоном к ее центру. Уклон при скорости движения авто­ мобиля 25—30 км/ч и радиусах поворота 40—50 м должны быть не менее 5—6%. На кривых большого радиуса уклон виража не пре­ вышает 1—2%.

Радиусы закругления автодорог на отечественных карьерах (табл. 46) позволяют развивать значительные скорости движения, особенно при эксплуатации маневренных автосамосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548.

Поперечный профиль автодорог. В поперечном профиле авто­ дорог отражается их конструктивное построение, включающее тип

9 Заказ 283

129