Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
: •«
: 3
Ц
; и
iS
’Э
, X
I а
►-»»> ra $
к 5

О

ю

СЗ

f f

«

cd

Н

Покрытия автодорог рудных карьеров

3

О,

Я

et

a

но

к

В А

я

о о «

ff

& С § Н И

a B | ä 8

S § „ R B я и 2 .

О СЗ Й

Й А S

Ж Я

кк

а а

ѴО Уо

ЕГ г 3“

>•*> о

»**о

в

SS3

й ч

й Ч

s

e

a

« °

g u

з

0.SC

в й

а я

ч

s e i

“ 5

g S °

 

wo <

§ і

§S

w

0

» L

О

S g

E 4

 

.a о :

га о

га о

 

 

s 2 g

?

 

>

 

 

=

*lc:sS &âl

oi

 

 

 

 

о 3

 

S o «

s о

« л

«

5

 

 

 

 

Ha _ я

Q.CS 2

а СОо - О л*е

 

 

 

 

о

«

I

я 5

к

-

 

s s s

 

 

О о

н 1a

Н

I

Ь «

 

 

 

я о о

га о s 2 о ° 2

 

Ю О

Ю

 

НЯР«Я

53 -a* К

Я*«'кЙaо s

 

 

 

 

5 3

о о

 

 

 

 

 

в!

В О- « КО

-sg®S-E

 

 

 

 

 

 

p g e S «

 

 

и

S

31 S lSI а ^

а *

S

а &

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

гlf# г

 

 

 

 

 

 

и

I2 в

 

ИЙ

 

 

 

 

 

 

О

О К U Й О

 

О Я

 

 

 

 

о,е

я

a

Я etra Ч о

 

 

 

 

 

 

 

о

 

о о я га о

о

« Ч W- Я

S'S“

“ a s a g

S

° & в - = в

к

« ff,, »«Оо

я

gsjägg

Э §>о ^ 5

О ё Иов ЙЁ

я

о а с , —

= 32

s § | § S

в « § § Й ~

о

g ü o t

 

5 2 I

'S

San'S So.

^

 

« B g

ЙоПС^§

 

 

г.

о

a т

0

g a g ^

 

 

 

гН

l~) w

§§

и

 

0,2

 

 

 

 

£"

 

 

 

а о я

 

Рн й

 

 

 

 

 

 

 

P- я

 

 

 

 

 

 

 

I I I I I I

О 00

 

 

ff

 

 

g l

а,

 

 

 

 

 

5 «

«я ä

 

 

5 ч

 

 

 

а о

223

 

 

с* д

 

 

0*2

§Іп

 

 

га о

. „Я ' w

S3

*

g câ §

Иa « Ѳ *я

я* 2 § ® 5

н н

н л Я о Я Я g «

gssggs*

0,4

а § я о га я * a

■sSssg-BoB

 

S и* н е

 

 

О,« л ОЯ

er 3 я

 

о 5 2 га crs я й § я

 

) § a§ ü*&vo &B.

£ ч»в

га яо

 

Wo go

ГМgo

я s hägSgo&g-S =

Я

Я

ff ff

H -Ѳ* В Я

ff

к

*

 

«

 

* g

 

 

 

Б

 

Б

 

 

я

83

 

 

я

8 «

gg

 

 

S i

X

 

я

«Ö

gg-

 

о.

 

В

 

3

 

3

 

со

 

I I

 

 

4

 

 

03

 

 

о,

 

3

 

 

о,

 

 

 

3

 

4

в

 

<

tt

 

 

«

 

«3

Б

 

«

 

Б

 

Я

Б

Б

er

Я

О

Ъ

3

 

н

 

 

4

 

 

*<

135


Для нежестких покрытий (покрытия из щебня) основным показа­ телем является модуль деформации Е :

E = ^ L ,

(64)

где р — удельная нагрузка на покрытие; D nn — диаметр загружен­ ной площади; 5 пр — величина прогиба под удельной нагрузкой.

Расчет наиболее распространенных на карьерах дорожных одежд нежесткого типа, состоящих из основания и одного слоя щебня

 

4

2

1

а

з

 

5

 

1

/

ѵ^Гмн1

Рис. 51. Дорожные покрытия:

« — нежесткое; б, в — жесткое; J — покрытие; 2 — основание; з — земляное полотно; 4 — оиочипа; 5 — дренаж ная канава

(рис. 52), основан на соблюдении равенства между эквивалентным модулем деформации принятой конструкции автодороги Е ж в и тре­ буемым модулем деформации Е т р . Последний при заданной грузона­ пряженности автодороги равен

 

 

Ятр = |[ Ч .в Р ,

 

 

(65)

где X — допускаемая

относительная деформация

покрытия

(для

щебеночного — X = 0,04);

/сп> в — коэффициент, учитывающий

по­

вторность воздействия

и

динамичность

нагрузок

от движения;

р — коэффициент запаса,

учитывающий

неоднородность условий

работы дорожной одежды, для одежд с облегченными усовершенст­

вованными покрытиями р =

1,1.

определяются из

зависимости

Значение коэффициента

к п в

йп. В = 0,5+

0,65 lg (вЛГр),

(66)

136


где е — коэффициент, учитывающий повторяемость нагрузок в за­ висимости от числа полос движения (при двухполосном движении 8 = 1); Np — расчетная суточная интенсивность движения.

Эквивалентный модуль деформации двухслойной дорожной одежды

■Дкв ^тр'

Е о

(67)

 

1- т ( 1- - ^ т ) агсікв Т^кр где Е 0 — модуль деформации основания; п — число слоев дорожной одежды; hnK — толщина слоя покрытия;

Рис. 52. Типичная конструкция дорожной одежды для автосамосвалов грузо­ подъемностью 27—75 т со щебеночным черным покрытием

Е х — модуль

деформации

слоя покрытия;

DKp — диаметр круга,

равновеликого следу колеса рассматриваемого автомобиля.

Значения

Д ф для

автосамосвалов

БелАЗ-540 — 61 см;

БелАЗ-548 — 70 см; БелАЗ-549 — 85 см.

 

Толщина покрытия определяется по формуле

Целесообразность устройства таких покрытий и эксплуатации большегрузных автомобилей грузоподъемностью свыше 40 т на рых­ лых породах с модулем деформации пород основания, равным 200 кгс/см2, требует экономического обоснования, так как в этом случае величина hnK при грузообороте 50 млн. т/год для автосамо­ свалов БелАЗ-549 достигает 80 см. При полускальных породах в ос­ новании = 400 -г- 450 кгс/смг) толщина щебеночного покрытия существенно уменьшается и для автосамосвалов БелАЗ-540 при объемах перевозок горной массы 10—50 млн. т/год составляет 21— 34 см, для БелАЗ-548 — 25—38 см, для БелАЗ-549 — 30—45 см. Для автополуприцепов производных марок грузоподъемностью 40— 120 т толщина покрытия в этих условиях изменяется от 18 до 41 см.

К покрытиям жесткого типа относятся цементно-бетонные покры­ тия. Жесткие покрытия разрушаются вследствие растягивающих

137

напряжений при изгибе. Величина модулей деформации покрытий, являющихся показателем их прочности, приведена в табл. 51.

Т а б л я ц а 51 Расчетные модули деформации покрытий автодорог

Модуль де­

Тип покрытии Материалы покрытий формации, кгс/см2

Усовершенствован­ ные капитальные

Усовершенствован­ ные облегченные

Переходные

Низшие

Цементно-бетонные монолитные, щебеноч­ 2600-2700 ные из прочных материалов, обработанные вязкими битумами или дегтями

Щебеночные и гравийные, обработанные 1300

-1800

минеральными или жидкими вяжущими ве­

 

 

ществами

 

 

Щебеночные из естественных каменных

600

-1200

материалов, гравийные. Из грунтов и мест­

 

 

ных слабых минеральных материалов с щебе­

 

 

ночными пли каменными добавками

200-500

Грунтовые, укрепленные различными мест­

ными материалами

 

 

Жесткое цементно-бетонное покрытие при инженерных расчетах рассматривается как упругая плита неограниченных размеров. Ограниченные размеры покрытия компенсируются необходимым утолщением плиты по краям. Расчет толщины плиты цементно-бетон­ ного покрытия производится по формуле

=

"

и£ОП

(70)

 

 

где г — коэффициент, учитывающий влияние нагрузки

от одного

из колес на опорную поверхность под другим колесом данной оси;

Лпах — максимальная нагрузка

на

ось; адоп — допускаемое напря­

жение в бетоне при

изгибе

(при

марке цемента М-350

адоп =

= 50 кгс/см2).

 

 

 

для ав­

По нашим исследованиям, толщина бетонного покрытия

тосамосвалов БелАЗ

грузоподъемностью 27—75 т при устройстве

автодорог на рыхлых и полускальных породах находится в пределах 28—45 см при допускаемом напряжении в бетоне 50 кгс/см2 и ис­ пользовании цемента марки М-350.

Согласно имеющимся в научной литературе данным [9], толщина бетонных плит покрытия, уложенного на глинистых грунтах в усло­ виях ИнГОКа, при марке цементаМ-350 для автосамосвалов БелАЗ-548 должна быть не менее 32 см. Напряжения, возникающие в осно­ вании автодороги с бетонным покрытием, распределяются по ширине плит на расстоянии 1,5—2 м от края при ширине полосы 5,25 м. На рис. 53 приведены графики распределения напряжений по ши­ рине полосы наката, построенные на основании данных экспери­ ментальных работ, проведенных на Ингулецком карьере; напряжѳ-

138


ния в основании бетонного покрытия толщиной 25 см фиксировались мессдозами при прохождении автосамосвалов БелАЗ-548.

Величина напряжений в основании автодороги в значительной степени зависит от длительности приложения нагрузки, определя­ емой скоростью движения автомобиля (рис. 54). С увеличением ско­ рости движения автомобиля напряжения в основании уменьшаются, причем наиболее интенсивно этот процесс происходит в интервале скоростей от 5 до 20 км/ч, когда величина напряжения уменьшается на 37%.

 

 

Скорость движения Б е л Д З -5 4 8 . км /ч

Рис. 53. Распределение напряжений

Рис. 54. Зависимость напряжений

по ширине полосы

в основании бе­

в основании покрытия от скорости

тонного покрытия

(1 , 2, 3 — число

движения автомобиля (1, 2, 3

лет эксплуатации дороги)

число лет эксплуатации дороги)

Продольный профиль и форма трассы карьерных автодорог. Опыт эксплуатации автомобильного транспорта на карьерах показывает, что величина уклона карьерных автодорог должна изменяться в за­ висимости от вида и типа используемого автомобиля, объемов разноса бортов карьера для сооружения транспортных коммуникаций, вы­ соты подъема горной массы, типа дорожных покрытий, интенсив­ ности движения и с учетом требований безопасности ведения работ.

Наряду с уклоном автодорог важнейшим фактором, определя­ ющим режим работы автомобиля, является форма трассы. Наиболее рациональными, удовлетворяющими условиями эксплуатации авто­ мобильного транспорта являются следующие формы трассы карьер­ ных автодорог (рис. 55):

1)непрерывная с постоянным продольным уклоном;

2)ступенчатая с горизонтальными или слабонаклонными встав­ ками (участками трассы);

3)непрерывная с переменным продольным уклоном.

В практике

на карьерах наиболее часто строятся автодороги

с постоянным,

наибольшим из возможных продольным уклоном.

В некоторых случаях трассы затяжных подъемов внутрикарьерных автодорог рекомендуется делать ступенчатыми с поочередным расположением наклонных участков и горизонтальных или слабо­

139