Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

траншей понизу до 35—45 м. Это позволяет производить выемку и по­ грузку взорванной горной массы поперечными заходками с уменьше­ нием угла поворота стрелы экскаватора до 70—110° и организацией подъезда автомобилей по кольцевой схеме (рис. 43). При такой схеме благодаря быстрой смене автомобилей и рациональной установке экскаватора производительность экскаваторов увеличивается на 35—60%, а производительность автомобилей в 1,3—1,5 раза.

от

Зависимость производительности экскаваторов и автомобилей

способа

проведения

подготовительных выработок показана

в

табл. 42.

 

 

для

 

При проведении траншей

установки

автомобилей

под

по­

грузку

применяются кольцевая

схема

подачи их к экскаватору,

тупиковая схема движения в забое, подача автомобилей к экскаватору при выполнении маневров с двумя тупиками и с организацией разво­ рота в нишах (рис. 44, 45). Из перечисленных способов наиболее

Рис. 41.

Схема блочного

проведения

 

 

траншеи

с обособленными

автомобиль­

 

 

ными съездами

 

 

 

Рис. 42.

Схема проведения траншеи на

 

 

косогоре узким забоем

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 42

 

Относительная производительность горнотраііспортного

 

оборудования при проведении траншей

 

 

 

 

Производительность, %

Способ проведения траншеи

экскаватора

автомобили

 

 

 

Узким забоем ..........................................

 

100

100

Широким забоем с поперечными заходками

135-160

130-150

С разделением на блоки поперечными

 

 

заходками ..............................................

 

170-210

160-225

119



Рис. 43.

Схема проведения

Рис. 44. Схема

проведения ітран-

Рнс. 45. Схема проведения траншеи

траншеи на косогоре широким

шеи с установкой

автомобилей под

разворотом автомобилей в шипах

забоем с

поперечными заход-

экскаватор двумя тупиковыми заез-

 

ками

 

дамп

 

 

о

проста и экономична кольцевая схема подъезда автомобиля к экска­ ватору. Однако при определенных параметрах и технологических особенностях проведения траншей могут применяться и другие спо­ собы, но в каждом конкретном случае должна производиться ком­ плексная технико-экономическая оценка их по скорости проходки, производительности оборудования и величине удельных стоимост­ ных затрат на подготовительные, выемочные и транспортные работы*

§ 2. Расчет основных параметров траншейпри автомобильном транспорте

Объем горной массы, подлежащей выемке при проведении тран­ шеи, а также величина ее поперечного сечения являются основным® параметрами траншеи и определяются размерами ее понизу, харак­ тером разрабатываемых горных пород и типоразмерами применя­ емого горнотранспортного оборудования. Ширина траншеи понизу- в случае применения автомобильного транспорта при проведении' узким забоем с нижней погрузкой может быть выражена формулой-

Ъ ^ В р + Т - А \ м,

(49),

где В р — ширина развала; А ' — величина СПП первого ряда сква­ жин при расширении траншеи.

Ширина транспортной полосы Т изменяется в зависимости от типа применяемого автомобиля и принимается по минимальнойширине временных автодорог, которая для автосамосвала БелАЗ-540- составляет 8—9,5 м, БелАЗ-548 — 9—10,5 м, а для БелАЗ-549 — не менее 12 м. При проведении траншей узким забоем производится: рыхление горной массы узкой полосой, по размерам не превышающей ширины траншеи, т. е.

Ш р ъ к ss Ь,

(50).

где Жрых — ширина рыхления горной массы.

зависят от типа пород,

Входящие в формулу (49) величины В р ж А '

в забое и определяются параметрами и технологией буро-взрывных работ.

При проведении траншей с нишами ширина

рыхления

■ Й ? р ы х = Ь + тп,

(51),

где тп — глубина ниши по подошве.

Ширина рыхления горной массы при схеме проведения широким^-

забоем и схемах с разделением на блоки определяется как

 

Ш р ы к = Ь + п 3А ‘,

(52),

где п3 — число заходок при расширении траншеи.

Наименьшая ширина капитальных и разрезных траншей по по­ дошве составляет: при проведении узким забоем(1,1 - ^ 1,2) Дчгаах;. при проведении широким забоем (1,8 -f-1,9) R, Іпах, где R 4max — наибольший радиус черпания экскаватора на уровне . стояния.

121.


Ширина траншеи по подошве при различных технологических схемах проведения траншей неодинакова и для основных из рас­ смотренных схем может быть рассчитана по следующим формулам:

1. Для схемы проведения траншеи на высоту уступа при кольце­ вой схеме нодачи автомобилей под погрузку

b = 2(R a+ c),

(53)

R a — минимальный радиус поворота автомобиля по колее

внешнего

переднего колеса; с — величина зазора между нижней бровкой уступа

и автомобилем; с — 0,8 —2 м; большее значение

соответствует ав­

томобилям грузоподъемностью 40—75 т и более.

 

2. Для тупиковой схемы движения в забое

 

b = R a+ lf + 2c,

(54)

где Іа — длина автомобиля.

3. Для схемы проведения с разворотом автомобилей в нишах

формула имеет вид

 

b = R a+ l f + 2 c - m .

(55)

Эта схема, предполагающая устройство ниш через 40—50 м по длине траншеи, применима для проведения траншей общей протя­ женностью не более 120—150 м. Ширина траншеи понизу при этом в зависимости от применяемого оборудования принимается 18—24 м, а при проведении экскаватором ЭКГ-4,6 может быть сокращена до 14—15 м. Разновидностью схемы проведения траншей с тупиковым заездом автомобилей под погрузку является схема с двумя внутрен­ ними или внешними маневровыми тупиками. В первом случае ширина траншеи определится по формуле

а во

b = 2(R a+ c ) + l a, .

(56)

втором случае

(57)

 

b = 2{Ra + c) + X ,

где X

— ширина кузова автомобиля.

 

Обычно ширина траншеи понизу при схеме проведения с манев­

ровыми тупиками в случае применения высокоманевровых

автосамо­

свалов БелАЗ-540 составляет 22—26 м. В табл. 43 приведены расчет­ ные параметры траншей при наиболее распространенных на рудных карьерах схемах проведения с применением серийно выпускаемого оборудования.

Показатели, приведенные в табл. 43, свидетельствуют о том, что рациональная ширина траншеи понизу для применяемых в карьерах комплектов оборудования изменяется в пределах 23—31 м в зависи­ мости от особенностей схем проведения траншей. В практике эксплу­ атации карьеров черной и цветной металлургии наиболее распро­ странена ширина траншей от 20 до 40 м (при кольцевой схеме подачи автосамосвалов 25—30 м, при тупиковой схеме 20—24 м).

422


Т а б л и ц а 43 Параметры траншей при различных схемах их проведения

(по данным института Гипроруда)

Схема проведения траншеи

 

 

Высота уступа, м

 

10

 

о

 

4,6;-ЭКГ 540-БелАЗ

8И;-ЭКГ 548-БелАЗ

4,6;-ЭКГ 540-БелАЗ

8И;-ЭКГ 548-БелАЗ

О

.

 

 

 

 

15

ЭКГ-8И; БелАЗ-548

20

ЭКГ - -БелАЗ 8И;549

На высоту уступа с кольце­

29

29

29

29

29

29

31

вой схемой подъезда автоса-

326

326

400

400

516

516

766

мосвалов к экскаватору

 

24

24

25

25

26

26

31

На

высоту

уступа

с тупи-

новой схемой

подъезда

авто-

276

276

352

352

472

472

766

самосвалов к экскаватору

24

24

24

25

26

26

31

На высоту

уступа

с

двумя

тупиками для маневрирования

276

276

352

352

472

472

766

автосамосвалов

 

 

23

24

23

24

23

24

24

На высоту

уступа с

разво-

ротом

автосамосвалов

в ни-

261

272

323

336

420

436

618

шах

П р и м е ч а н и е , в числителе ііриведс*іа шири на трапшей not изу, м, в знам(шателе— сечения траншей, м*

§ 3. Повышение технико-экономических показателей проведения траншей

Технико-экономические показатели проведения траншей зави сят от применяемого типа выемочного и транспортного оборудования и принятой технологической схемы работ. Экономические показатели проведения траншей определяются по следующим процессам: бу­ ро-взрывные работы и подготовка горной массы к выемке, экскава­ ция и транспортирование автомобилями с учетом суммы затрат на строительство и содержание временных заездов и автодорог в тран­ шее. При определении экономичности работ необходимо учитывать не только сумму прямых затрат, но и возможную экономию средств, получаемую при высокой скорости проходки, обеспечивающей до­ срочную выемку полезного ископаемого. Приведенные затраты на проведение траншей за исключением суммы возможной экономии могут быть выражены формулой

З г = ^ . К йв К зкК т р Е

и + 2 С эба С ээкС этр — Сд,

(58)

где % К б ъ К экК тр— суммарные

капитальные затраты по

процессам

буро-взрывных работ, экскавации и транспортирования автомобилями;

123