ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
траншей понизу до 35—45 м. Это позволяет производить выемку и по грузку взорванной горной массы поперечными заходками с уменьше нием угла поворота стрелы экскаватора до 70—110° и организацией подъезда автомобилей по кольцевой схеме (рис. 43). При такой схеме благодаря быстрой смене автомобилей и рациональной установке экскаватора производительность экскаваторов увеличивается на 35—60%, а производительность автомобилей в 1,3—1,5 раза.
от |
Зависимость производительности экскаваторов и автомобилей |
||||
способа |
проведения |
подготовительных выработок показана |
|||
в |
табл. 42. |
|
|
для |
|
|
При проведении траншей |
||||
установки |
автомобилей |
под |
по |
||
грузку |
применяются кольцевая |
||||
схема |
подачи их к экскаватору, |
тупиковая схема движения в забое, подача автомобилей к экскаватору при выполнении маневров с двумя тупиками и с организацией разво рота в нишах (рис. 44, 45). Из перечисленных способов наиболее
Рис. 41. |
Схема блочного |
проведения |
|
|
траншеи |
с обособленными |
автомобиль |
|
|
ными съездами |
|
|
|
|
Рис. 42. |
Схема проведения траншеи на |
|
|
|
косогоре узким забоем |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 42 |
|
Относительная производительность горнотраііспортного |
|||
|
оборудования при проведении траншей |
|
||
|
|
|
Производительность, % |
|
Способ проведения траншеи |
экскаватора |
автомобили |
||
|
|
|
||
Узким забоем .......................................... |
|
100 |
100 |
|
Широким забоем с поперечными заходками |
135-160 |
130-150 |
||
С разделением на блоки поперечными |
|
|
||
заходками .............................................. |
|
170-210 |
160-225 |
119
Рис. 43. |
Схема проведения |
Рис. 44. Схема |
проведения ітран- |
Рнс. 45. Схема проведения траншеи |
траншеи на косогоре широким |
шеи с установкой |
автомобилей под |
разворотом автомобилей в шипах |
|
забоем с |
поперечными заход- |
экскаватор двумя тупиковыми заез- |
|
|
ками |
|
дамп |
|
|
о
проста и экономична кольцевая схема подъезда автомобиля к экска ватору. Однако при определенных параметрах и технологических особенностях проведения траншей могут применяться и другие спо собы, но в каждом конкретном случае должна производиться ком плексная технико-экономическая оценка их по скорости проходки, производительности оборудования и величине удельных стоимост ных затрат на подготовительные, выемочные и транспортные работы*
§ 2. Расчет основных параметров траншейпри автомобильном транспорте
Объем горной массы, подлежащей выемке при проведении тран шеи, а также величина ее поперечного сечения являются основным® параметрами траншеи и определяются размерами ее понизу, харак тером разрабатываемых горных пород и типоразмерами применя емого горнотранспортного оборудования. Ширина траншеи понизу- в случае применения автомобильного транспорта при проведении' узким забоем с нижней погрузкой может быть выражена формулой-
Ъ ^ В р + Т - А \ м, |
(49), |
где В р — ширина развала; А ' — величина СПП первого ряда сква жин при расширении траншеи.
Ширина транспортной полосы Т изменяется в зависимости от типа применяемого автомобиля и принимается по минимальнойширине временных автодорог, которая для автосамосвала БелАЗ-540- составляет 8—9,5 м, БелАЗ-548 — 9—10,5 м, а для БелАЗ-549 — не менее 12 м. При проведении траншей узким забоем производится: рыхление горной массы узкой полосой, по размерам не превышающей ширины траншеи, т. е.
Ш р ъ к ss Ь, |
(50). |
где Жрых — ширина рыхления горной массы. |
зависят от типа пород, |
Входящие в формулу (49) величины В р ж А ' |
в забое и определяются параметрами и технологией буро-взрывных работ.
При проведении траншей с нишами ширина |
рыхления |
■ Й ? р ы х = Ь + тп, |
(51), |
где тп — глубина ниши по подошве.
Ширина рыхления горной массы при схеме проведения широким^-
забоем и схемах с разделением на блоки определяется как |
|
Ш р ы к = Ь + п 3А ‘, |
(52), |
где п3 — число заходок при расширении траншеи.
Наименьшая ширина капитальных и разрезных траншей по по дошве составляет: при проведении узким забоем(1,1 - ^ 1,2) Дчгаах;. при проведении широким забоем (1,8 -f-1,9) R, Іпах, где R 4max — наибольший радиус черпания экскаватора на уровне . стояния.
121.
Ширина траншеи по подошве при различных технологических схемах проведения траншей неодинакова и для основных из рас смотренных схем может быть рассчитана по следующим формулам:
1. Для схемы проведения траншеи на высоту уступа при кольце вой схеме нодачи автомобилей под погрузку
b = 2(R a+ c), |
(53) |
R a — минимальный радиус поворота автомобиля по колее |
внешнего |
переднего колеса; с — величина зазора между нижней бровкой уступа
и автомобилем; с — 0,8 —2 м; большее значение |
соответствует ав |
томобилям грузоподъемностью 40—75 т и более. |
|
2. Для тупиковой схемы движения в забое |
|
b = R a+ lf + 2c, |
(54) |
где Іа — длина автомобиля.
3. Для схемы проведения с разворотом автомобилей в нишах
формула имеет вид |
|
b = R a+ l f + 2 c - m . |
(55) |
Эта схема, предполагающая устройство ниш через 40—50 м по длине траншеи, применима для проведения траншей общей протя женностью не более 120—150 м. Ширина траншеи понизу при этом в зависимости от применяемого оборудования принимается 18—24 м, а при проведении экскаватором ЭКГ-4,6 может быть сокращена до 14—15 м. Разновидностью схемы проведения траншей с тупиковым заездом автомобилей под погрузку является схема с двумя внутрен ними или внешними маневровыми тупиками. В первом случае ширина траншеи определится по формуле
а во |
b = 2(R a+ c ) + l a, . |
(56) |
втором случае |
(57) |
|
|
b = 2{Ra + c) + X , |
|
где X |
— ширина кузова автомобиля. |
|
Обычно ширина траншеи понизу при схеме проведения с манев |
||
ровыми тупиками в случае применения высокоманевровых |
автосамо |
свалов БелАЗ-540 составляет 22—26 м. В табл. 43 приведены расчет ные параметры траншей при наиболее распространенных на рудных карьерах схемах проведения с применением серийно выпускаемого оборудования.
Показатели, приведенные в табл. 43, свидетельствуют о том, что рациональная ширина траншеи понизу для применяемых в карьерах комплектов оборудования изменяется в пределах 23—31 м в зависи мости от особенностей схем проведения траншей. В практике эксплу атации карьеров черной и цветной металлургии наиболее распро странена ширина траншей от 20 до 40 м (при кольцевой схеме подачи автосамосвалов 25—30 м, при тупиковой схеме 20—24 м).
422
Т а б л и ц а 43 Параметры траншей при различных схемах их проведения
(по данным института Гипроруда)
Схема проведения траншеи
|
|
Высота уступа, м |
|||
|
10 |
|
о |
|
|
4,6;-ЭКГ 540-БелАЗ |
8И;-ЭКГ 548-БелАЗ |
4,6;-ЭКГ 540-БелАЗ |
8И;-ЭКГ 548-БелАЗ |
О |
|
. |
|||||
|
|
|
|
15
ЭКГ-8И; БелАЗ-548
20
ЭКГ - -БелАЗ 8И;549
На высоту уступа с кольце |
29 |
29 |
29 |
29 |
29 |
29 |
31 |
||||
вой схемой подъезда автоса- |
326 |
326 |
400 |
400 |
516 |
516 |
766 |
||||
мосвалов к экскаватору |
|
24 |
24 |
25 |
25 |
26 |
26 |
31 |
|||
На |
высоту |
уступа |
с тупи- |
||||||||
новой схемой |
подъезда |
авто- |
276 |
276 |
352 |
352 |
472 |
472 |
766 |
||
самосвалов к экскаватору |
24 |
24 |
24 |
25 |
26 |
26 |
31 |
||||
На высоту |
уступа |
с |
двумя |
||||||||
тупиками для маневрирования |
276 |
276 |
352 |
352 |
472 |
472 |
766 |
||||
автосамосвалов |
|
|
23 |
24 |
23 |
24 |
23 |
24 |
24 |
||
На высоту |
уступа с |
разво- |
|||||||||
ротом |
автосамосвалов |
в ни- |
261 |
272 |
323 |
336 |
420 |
436 |
618 |
шах
П р и м е ч а н и е , в числителе ііриведс*іа шири на трапшей not изу, м, в знам(шателе— сечения траншей, м*
§ 3. Повышение технико-экономических показателей проведения траншей
Технико-экономические показатели проведения траншей зави сят от применяемого типа выемочного и транспортного оборудования и принятой технологической схемы работ. Экономические показатели проведения траншей определяются по следующим процессам: бу ро-взрывные работы и подготовка горной массы к выемке, экскава ция и транспортирование автомобилями с учетом суммы затрат на строительство и содержание временных заездов и автодорог в тран шее. При определении экономичности работ необходимо учитывать не только сумму прямых затрат, но и возможную экономию средств, получаемую при высокой скорости проходки, обеспечивающей до срочную выемку полезного ископаемого. Приведенные затраты на проведение траншей за исключением суммы возможной экономии могут быть выражены формулой
З г = ^ . К йв К зкК т р Е |
и + 2 С эба С ээкС этр — Сд, |
(58) |
где % К б ъ К экК тр— суммарные |
капитальные затраты по |
процессам |
буро-взрывных работ, экскавации и транспортирования автомобилями;
123