Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л н ң а 70

Средіпіе значении коэффициента сцепления ср для разшчных типов н состоянии дорожных покрытии

 

Величина коэффициента ф при различном

 

состоянии дорожного покрытии

Тип автодороги

 

 

Загрязнен­

 

Сухое

Мокрое

 

ное

 

 

 

Магистральные автодороги

 

 

Щебеночная с поверхностной обработкой

0,75

0,50

0,40

Булыжная ..................................................

0,70

0,40

0,35

Брусчатая ..................................................

0,65

0,40

0,30

Асфальтовая ..............................................

0,70

0,40

0,25

Асфальтобетонная и бетонная................

0,70

0,45

0,30

Временные автодороги

 

 

Забойная укатанная ...................................

0,60

0,40-0,50

_

Отвальная укатанная...............................

0,40—0,50

0,20-0,30

Приведенные выше расчетные показатели величины силы тяги по сцеплению свидетельствуют о возможности проскальзывания ведущих колес автополуприцепа при работе на загрязненных авто­ дорогах с асфальтовым покрытием и без покрытия. Опытная проверка в производственных условиях подтверждает расчетные данные.

При движении дизель-электрического автосамосвала БелАЗ-549 на загрязненных забойных заездах условие сцепления колес с до­ рогой также не выполняется. На практике для устранения пробук­ совывания колес производят подсыпку песка, щебня, рудной мелочи и т. д.

§ 3. Выбор мощности силовых установок для большегрузных автомобилей

На карьерных автомобилях в качестве силовых установок при­ меняются преимущественно дизельные двигатели и газовые турбины. При выборе силовых установок необходимо учитывать комплексное влияние всех факторов, включая первоначальную стоимость, стои­ мость горючего, коэффициент использования, эксплуатационные расходы, число часов работы между капитальными ремонтами и предполагаемый срок службы, а также возможные колебания температуры окружающего воздуха и высоты над уровнем моря.

В последние годы ведутся работы по созданию для транспортных установок ряда быстроходных дизелей сравнительно большого мото­ ресурса (табл. 71).

Для преодоления сил сопротивления движению, обеспечения необходимых тягово-динамических показателей и наибольшей ско­ рости движения, достигающей 60 км/ч, удельная мощность двига-

174


Т а б л и ц а 71

Ряд дизельных дкпгателен для карьерных актомобплен особо большой грузоподъемности

Скорость

Скорость

Степень

Мощность, л. с.

 

вращения,

хода порш-

сжатия,

6ЧН

 

 

OÖ/МІШ

нп, м/сек

иге/см 2

8 4 H

12ЧН

 

 

9

435

580

875

 

 

10

485

645

970

 

7,0

И

535

710

1065

1000

12

580

775

1165

 

 

13

630

840

1260

 

 

14

680

905

1360

 

 

15

725

970

1455

 

 

9

525

700

1045

 

 

10

580

775

1165

 

8,4

И

640

855

1280

1200

12

700

930

1395

 

 

 

13

755

1010

1515

 

 

14

815

1085

1630

 

 

15

875

1165

1745

телей для

автосамосвалов

должна

составлять

7—8 л. с./т,

а для

автополуприцепов 4,5—6,0 л. с./т. Следовательпо, мощность двига­

теля для

автомобиля с полной массой 120 т должна быть 800—

850 л. с.,

а для автополуприцепов с полной массой 200 т — 900—

1200 л. с.

 

С учетом суммарной силы сопротивления движению автомобиля потребная мощность двигателя может быть определена по формуле

Ат _ U + i ) G av

X„Fv2

6MGa/T

 

е

270ііт

3500т|т '

270г)т& ’

К--1 )

где і — ускорение

движения

автомобиля.

 

 

Для расчета сопротивления движению автотранспорта в карьерах при среднетехнической скорости движения 18—25 км/ч на дорогах, имеющих сопротивление движению до 20—80 кгс/т и более, спра­ ведлива формула

wc = Ga( f ± i ) + XnF v \

(125)

Тогда мощность двигателя автомобиля определится из зависи­ мости

У — ( / + о G &v

I

 

 

е 2 7 0 г ] т і ] э

^ 3 5 0 0 1 І Т І І Э ■

U

'

Данная формула обеспечивает достаточную точность расчета мощности двигателей для автомобилей, работающих в условиях открытых разработок.

175


Мощность двигателей для автополуприцепов. Сопротивление дви­ жению автополуприцепов несколько превышает сопротивление дви­ жению базовых автосамосвалов в связи с появлением дополнитель­ ного сопротивления воздуха, инерции вращающихся масс, а также большого влияния кривых автодороги. В связи с этим при одина­ ковых с автосамосвалами условиях эксплуатации автополуприцепы должны иметь несколько повышенную удельную мощность дви­ гателя.

 

J P

4

ѵ

/

/V

 

1L Z A

------------ l i t t

 

1 / 1 / / /

/ / /

1 1 1 //!

/ / /

/ / /

17,1

 

ѵ

Ч

 

ш

ш

.

 

 

 

 

 

 

 

 

13,3

 

ч

 

ш

 

Ж

у У

/ .

 

 

 

 

/ 7 / / Т/ /

/ / /

 

і

ш

/ Ш

У

У '

/

 

 

 

 

 

 

 

9 ,5

з

 

 

 

 

 

 

 

о

ІШ //,''///У .

 

 

X

 

 

 

___/

 

 

 

 

 

5,7

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

// ,

 

 

 

- Ч іо

 

 

W

 

 

 

 

 

L A J___

 

1

 

1

1і&

 

 

 

 

9

 

15 V, м/сеіі

 

 

Скорость

 

 

 

Р и с. 72. Номограмма для определения потребной мощ­

ности автополуприцепов:

Пунктирная

лиш и соответствует асфальтовому покрытию;

сплошная — щебеночному;

штрих-пунктирная — грунтовому

на скальном

основании

 

Мощность двигателя автополуприцепа, работающего на уклонах (до 4—5%) в условиях повышенных сопротивлений качению, может быть рассчитана по формуле

(f+i)Gav+ - ^ - v 3

(127)

270г|тг|э

Анализ этой формулы показывает, что зависимость мощности двигателя автополуприцепа от скорости его движения практически прямолинейна в интервале скоростей от 0 до 80 км/ч (рис. 72).

176


Дальнейшее увеличение скорости вызывает прогрессивно ускоря­ ющийся рост мощности двигателя.

Приведенная на рис. 72 номограмма дает реальные величины мощ­ ности двигателя автополуприцепа БелАЗ-548-5272 в зависимостп от условий эксплуатации. Так, при мощности 520 л. с. (удельная мощ­ ность 4,9 л. с./т) на подъеме в 4% БелАЗ-548В-5272 будет развивать скорость от 15 до 18 км/ч прп различном качестве дорожного по­ крытия.

§ 4. Скоростные и маневровые параметры работы автомобилей на карьерах

Скорость движения карьерного автомобиля является одним из важнейших параметров, определяющих его производительность. Среднетехническая скорость движения автомобиля зависит не только от его конструкции, но и от условий эксплуатации в карьере, основ­ ными из которых являются:

1)величина продольного уклона автодороги;

2)качество дорожного покрытия;

3) удельный вес временных и постоянных дорог на участке транспортирования;

4)сложность трассы автодороги;

5)интенсивность движения.

Исходя из тяговых качеств автомобиля скорость движения определяется по формуле

270Лгет]т

 

(128)

Ga U± і)

 

 

 

пли

 

 

-УеРтРкп

 

(129)

' k wGa

'

 

где Jcw — фактор сопротивления выбегу,

 

л. с.-ч2/ткм2.

Приведенные формулы на учитывают условий действия воздушной среды и поэтому они справедливы при скорости движения, не пре­

вышающей 15 км/ч. Более

универсальной является

следующая

формула:

 

 

 

 

 

U __ 1^(3.7Ё)--[- j k wN еРтРкв

3. it '

(ІЗО)

 

 

2^XSJ

1

 

где Ne — удельная мощность

автомобиля,

л. с./т.

 

Величина сопротивления выбегу к ш

зависит от удельной мощности

выбега автомобиля N'e н от скорости движения

 

 

к W

Ne

 

 

(131)

 

V'

 

 

Удельная мощность выбега определяется опытным путем на

горизонтальных участках автодорог

с использованием

формулы

0.378 ( G a - г

«к7к)

1*ѵ,

(132)

 

 

Ga

 

 

 

12 Заказ 283

177


где п к — число колес автомобиля; с/к — масса одного снаряженного колеса, кг; — ускорение (замедление) в процессе свободного вы­ бега, м/сек2.

Для расчета времени транспортного цикла автомобиля исполь­ зуются расчетные среднетехнические скорости движения уср. В пе­ риод выполнения транспортпого цикла с і-го горизонта карьера

V cP

Z-гр-рLn0р

(133)

^ гр ~ Г ^пор

 

 

где Lrp, Lnop, ігр, іпор — соответственно расстояние и время транс­ портирования в грузовом и порожняковом направлениях.

Когда расстояния транспортирования в грузовом и порожняко­ вом направлениях различны, определяется приведенная средне­ техническая скорость движения

у.

_____ РцорРгр____

(134)

Пр

yrp ~ b ß (Р п о р -Ь у пр) ’

 

где і’пор, угр — соответственно скорость движения в порожняковом I I грузовом направлениях; ß — коэффициент использования пробега.

При технико-экономических расчетах автомобильного транспорта, определении производительности и обосновании потребного парка автомобилей рассчитываются приведенные скорости их движения по горизонтам, отрабатываемым с применением автомобильного транспорта. Приведенная скорость движения по заданному маршруту Ѵ[ определяется на основе фактических скоростей движения на от­

дельных

участках

профиля

трассы

 

 

 

 

2 ѵ і 1і

 

 

 

 

t=l

(135)

 

 

 

к

 

 

 

У і

 

 

 

 

і»1

 

где к — число типовых элементов, формирующих трассу;

ѵ £

средняя

скорость

движения

автомобиля на і-м участке профиля;

— длина і-го участка профиля.

 

При транспортировании различных объемов горной массы с не­ скольких горизонтов дополнительно рассчитываются скорости дви­ жения автомобилей, приведенные по объемам перевозок,

 

 

 

К

 

 

 

у

, ѵ <і (іі

(136)

 

 

Ѵі ч

к

 

 

2 ч і

 

где к

— число

рабочих горизонтов; ѵ и

— приведенная скорость

движения автомобиля по і-му профилю;

— количество горной

массы

с і-го

горизонта.

 

 

178