ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
Т а б л н ң а 70
Средіпіе значении коэффициента сцепления ср для разшчных типов н состоянии дорожных покрытии
|
Величина коэффициента ф при различном |
||
|
состоянии дорожного покрытии |
||
Тип автодороги |
|
|
Загрязнен |
|
Сухое |
Мокрое |
|
|
ное |
||
|
|
|
|
Магистральные автодороги |
|
|
|
Щебеночная с поверхностной обработкой |
0,75 |
0,50 |
0,40 |
Булыжная .................................................. |
0,70 |
0,40 |
0,35 |
Брусчатая .................................................. |
0,65 |
0,40 |
0,30 |
Асфальтовая .............................................. |
0,70 |
0,40 |
0,25 |
Асфальтобетонная и бетонная................ |
0,70 |
0,45 |
0,30 |
Временные автодороги |
|
|
|
Забойная укатанная ................................... |
0,60 |
0,40-0,50 |
_ |
Отвальная укатанная............................... |
0,40—0,50 |
0,20-0,30 |
— |
Приведенные выше расчетные показатели величины силы тяги по сцеплению свидетельствуют о возможности проскальзывания ведущих колес автополуприцепа при работе на загрязненных авто дорогах с асфальтовым покрытием и без покрытия. Опытная проверка в производственных условиях подтверждает расчетные данные.
При движении дизель-электрического автосамосвала БелАЗ-549 на загрязненных забойных заездах условие сцепления колес с до рогой также не выполняется. На практике для устранения пробук совывания колес производят подсыпку песка, щебня, рудной мелочи и т. д.
§ 3. Выбор мощности силовых установок для большегрузных автомобилей
На карьерных автомобилях в качестве силовых установок при меняются преимущественно дизельные двигатели и газовые турбины. При выборе силовых установок необходимо учитывать комплексное влияние всех факторов, включая первоначальную стоимость, стои мость горючего, коэффициент использования, эксплуатационные расходы, число часов работы между капитальными ремонтами и предполагаемый срок службы, а также возможные колебания температуры окружающего воздуха и высоты над уровнем моря.
В последние годы ведутся работы по созданию для транспортных установок ряда быстроходных дизелей сравнительно большого мото ресурса (табл. 71).
Для преодоления сил сопротивления движению, обеспечения необходимых тягово-динамических показателей и наибольшей ско рости движения, достигающей 60 км/ч, удельная мощность двига-
174
Т а б л и ц а 71
Ряд дизельных дкпгателен для карьерных актомобплен особо большой грузоподъемности
Скорость |
Скорость |
Степень |
Мощность, л. с. |
|
||
вращения, |
хода порш- |
сжатия, |
6ЧН |
|
|
|
OÖ/МІШ |
нп, м/сек |
иге/см 2 |
8 4 H |
12ЧН |
||
|
|
9 |
435 |
580 |
875 |
|
|
|
10 |
485 |
645 |
970 |
|
|
7,0 |
И |
535 |
710 |
1065 |
|
1000 |
12 |
580 |
775 |
1165 |
||
|
|
13 |
630 |
840 |
1260 |
|
|
|
14 |
680 |
905 |
1360 |
|
|
|
15 |
725 |
970 |
1455 |
|
|
|
9 |
525 |
700 |
1045 |
|
|
|
10 |
580 |
775 |
1165 |
|
|
8,4 |
И |
640 |
855 |
1280 |
|
1200 |
12 |
700 |
930 |
1395 |
||
|
||||||
|
|
13 |
755 |
1010 |
1515 |
|
|
|
14 |
815 |
1085 |
1630 |
|
|
|
15 |
875 |
1165 |
1745 |
|
телей для |
автосамосвалов |
должна |
составлять |
7—8 л. с./т, |
а для |
автополуприцепов 4,5—6,0 л. с./т. Следовательпо, мощность двига
теля для |
автомобиля с полной массой 120 т должна быть 800— |
850 л. с., |
а для автополуприцепов с полной массой 200 т — 900— |
1200 л. с. |
|
С учетом суммарной силы сопротивления движению автомобиля потребная мощность двигателя может быть определена по формуле
Ат _ U + i ) G av |
■ X„Fv2 |
6MGa/T |
|
|
е |
270ііт |
3500т|т ' |
270г)т& ’ |
К--1 ) |
где і — ускорение |
движения |
автомобиля. |
|
|
Для расчета сопротивления движению автотранспорта в карьерах при среднетехнической скорости движения 18—25 км/ч на дорогах, имеющих сопротивление движению до 20—80 кгс/т и более, спра ведлива формула
wc = Ga( f ± i ) + XnF v \ |
(125) |
Тогда мощность двигателя автомобиля определится из зависи мости
У — ( / + о G &v |
I |
|
|
е 2 7 0 г ] т і ] э |
^ 3 5 0 0 1 І Т І І Э ■ |
U |
' |
Данная формула обеспечивает достаточную точность расчета мощности двигателей для автомобилей, работающих в условиях открытых разработок.
175
Мощность двигателей для автополуприцепов. Сопротивление дви жению автополуприцепов несколько превышает сопротивление дви жению базовых автосамосвалов в связи с появлением дополнитель ного сопротивления воздуха, инерции вращающихся масс, а также большого влияния кривых автодороги. В связи с этим при одина ковых с автосамосвалами условиях эксплуатации автополуприцепы должны иметь несколько повышенную удельную мощность дви гателя.
|
J P |
4 |
ѵ |
/ |
/V |
|
1L Z A |
------------ l i t t |
|
1 / 1 / / / |
/ / / |
||
1 1 1 //! |
/ / / |
/ / / |
17,1 |
|
ѵ |
Ч |
|
ш |
ш |
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
13,3 |
|
ч |
|
ш |
|
Ж |
у У |
/ . |
|
|
|
|
/ 7 / / Т/ / |
/ / / |
||
|
і |
ш |
/ Ш |
У |
У ' |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 ,5 |
з |
|
|
|
|
|
|
|
о |
ІШ //,''///У . |
|
>Г |
|
>і |
||
X |
|
|
|||||
|
___/ |
|
|
|
|
|
5,7 |
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
// , |
|
|
|
- Ч іо |
|
|
|
W |
|
|
|
|
||
|
L A J___ |
|
1 |
|
1 |
1і& |
|
|
|
|
|
9 |
|
15 V, м/сеіі |
|
|
|
Скорость |
|
|
|
Р и с. 72. Номограмма для определения потребной мощ
ности автополуприцепов:
Пунктирная |
лиш и соответствует асфальтовому покрытию; |
|
сплошная — щебеночному; |
штрих-пунктирная — грунтовому |
|
на скальном |
основании |
|
Мощность двигателя автополуприцепа, работающего на уклонах (до 4—5%) в условиях повышенных сопротивлений качению, может быть рассчитана по формуле
(f+i)Gav+ - ^ - v 3
(127)
270г|тг|э
Анализ этой формулы показывает, что зависимость мощности двигателя автополуприцепа от скорости его движения практически прямолинейна в интервале скоростей от 0 до 80 км/ч (рис. 72).
176
Дальнейшее увеличение скорости вызывает прогрессивно ускоря ющийся рост мощности двигателя.
Приведенная на рис. 72 номограмма дает реальные величины мощ ности двигателя автополуприцепа БелАЗ-548-5272 в зависимостп от условий эксплуатации. Так, при мощности 520 л. с. (удельная мощ ность 4,9 л. с./т) на подъеме в 4% БелАЗ-548В-5272 будет развивать скорость от 15 до 18 км/ч прп различном качестве дорожного по крытия.
§ 4. Скоростные и маневровые параметры работы автомобилей на карьерах
Скорость движения карьерного автомобиля является одним из важнейших параметров, определяющих его производительность. Среднетехническая скорость движения автомобиля зависит не только от его конструкции, но и от условий эксплуатации в карьере, основ ными из которых являются:
1)величина продольного уклона автодороги;
2)качество дорожного покрытия;
3) удельный вес временных и постоянных дорог на участке транспортирования;
4)сложность трассы автодороги;
5)интенсивность движения.
Исходя из тяговых качеств автомобиля скорость движения определяется по формуле
270Лгет]т |
|
(128) |
|
Ga U± і) |
|
||
|
|
||
пли |
|
|
|
-УеРтРкп |
|
(129) |
|
' k wGa |
' |
||
|
|||
где Jcw — фактор сопротивления выбегу, |
|
л. с.-ч2/ткм2. |
Приведенные формулы на учитывают условий действия воздушной среды и поэтому они справедливы при скорости движения, не пре
вышающей 15 км/ч. Более |
универсальной является |
следующая |
|||
формула: |
|
|
|
|
|
U __ 1^(3.7Ё)--[- j k wN еРтРкв |
3. it ' |
(ІЗО) |
|||
|
|
2^XSJ |
1 |
|
|
где Ne — удельная мощность |
автомобиля, |
л. с./т. |
|
||
Величина сопротивления выбегу к ш |
зависит от удельной мощности |
||||
выбега автомобиля N'e н от скорости движения |
|
||||
|
к W |
Ne |
|
|
(131) |
|
V' |
|
|
||
Удельная мощность выбега определяется опытным путем на |
|||||
горизонтальных участках автодорог |
с использованием |
формулы |
|||
0.378 ( G a - г |
«к7к) |
1*ѵ, |
(132) |
||
|
|
Ga |
|
|
|
12 Заказ 283 |
177 |
где п к — число колес автомобиля; с/к — масса одного снаряженного колеса, кг; — ускорение (замедление) в процессе свободного вы бега, м/сек2.
Для расчета времени транспортного цикла автомобиля исполь зуются расчетные среднетехнические скорости движения уср. В пе риод выполнения транспортпого цикла с і-го горизонта карьера
V cP |
Z-гр-рLn0р |
(133) |
|
^ гр ~ Г ^пор |
|||
|
|
где Lrp, Lnop, ігр, іпор — соответственно расстояние и время транс портирования в грузовом и порожняковом направлениях.
Когда расстояния транспортирования в грузовом и порожняко вом направлениях различны, определяется приведенная средне техническая скорость движения
у. |
_____ РцорРгр____ |
(134) |
|
Пр |
yrp ~ b ß (Р п о р -Ь у пр) ’ |
||
|
где і’пор, угр — соответственно скорость движения в порожняковом I I грузовом направлениях; ß — коэффициент использования пробега.
При технико-экономических расчетах автомобильного транспорта, определении производительности и обосновании потребного парка автомобилей рассчитываются приведенные скорости их движения по горизонтам, отрабатываемым с применением автомобильного транспорта. Приведенная скорость движения по заданному маршруту Ѵ[ определяется на основе фактических скоростей движения на от
дельных |
участках |
профиля |
трассы |
|
|
|
|
2 ѵ і 1і |
|
|
|
|
t=l |
(135) |
|
|
|
к |
|
|
|
|
У і |
|
|
|
|
і»1 |
|
где к — число типовых элементов, формирующих трассу; |
ѵ £ — |
|||
средняя |
скорость |
движения |
автомобиля на і-м участке профиля; |
|
1£ — длина і-го участка профиля. |
|
При транспортировании различных объемов горной массы с не скольких горизонтов дополнительно рассчитываются скорости дви жения автомобилей, приведенные по объемам перевозок,
|
|
|
К |
|
|
|
у |
, ѵ <і (іі |
(136) |
|
|
Ѵі ч |
к |
|
|
|
2 ч і |
|
|
где к |
— число |
рабочих горизонтов; ѵ и |
— приведенная скорость |
|
движения автомобиля по і-му профилю; |
q£ — количество горной |
|||
массы |
с і-го |
горизонта. |
|
|
178