Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Скорости движения автомобилей иа карьерах с различными торнотехническими условиями весьма различны, однако в целом по отраслям горнодобывающей промышленности опп более или менее стабильны и отражают типичные для отрасли условия эксплуатации автомобилей. Среднетехническая скорость автосамосвала БелАЗ-540 на карьерах черной металлургии равна 20,1 км/ч, цветной метал­ лургии — 18,7 км/ч. На угольных разрезах ввиду специфических условий эксплуатации среднетехнические скорости движения авто­

мобилей на 10—15% ниже, чем

на

 

рудных.

 

 

 

 

 

 

 

 

В

табл.

72 приведены опре-

V, км /ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деленные

экспериментальным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

путем

технические

скорости

60

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

движения

 

 

автосамосвалов

_ Л ___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БелАЗ-540

и

 

БелАЗ-548

на

 

ч

\

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отдельных

характерных

участ­

 

\

у

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ках автодорог на Сарбайском и

 

 

7 '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ипгулецком карьерах.

 

 

 

 

 

 

2 ^ 4

 

\

 

 

 

 

 

 

Экспериментальные

данные

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѵ > ч \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

позволяют установить, что ско­

 

 

3

 

Ч

>

 

 

 

 

 

рость

движения автосамосва­

30

 

 

\

Ч

 

 

ч s

\

 

 

 

 

лов на забойных заездах огра­

 

 

 

 

ч Ч

\

 

 

 

 

 

 

4 -

 

 

 

 

 

 

 

 

*•>»

ничивается не

тяговыми харак­

 

 

 

5 ^ 4

 

 

 

 

 

_

теристиками,

а

качеством

по­

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крытий автодорог. Так, средняя

Рис.о

 

 

б "

 

 

 

 

 

 

 

 

скорость движения

груженого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автосамосвала БелАЗ-540 в по­

 

2

 

4

6

8

 

10

 

73

родном забое

с

мягкими поро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

движе­

дами равна

11,5 км/ч, а

на за­

73.

Зависимость

скорости

 

і',

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

автосамосвала БелАЗ-540 от про­

ездах в рудном забое — 14 км/ч.

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

дольного

уклона

автодороги:

 

 

 

 

В этих же условиях порожний

 

 

 

 

1 , 2 , 3

— при порожнем

автосамосвале; 4, 5,

автосамосвал

движется со ско­

в — при груженом

автосамосвале

(бетонное,

ростью соответственно

13,3

и

экспериментальные

кривые (покрытие

щебе­

 

 

 

 

 

 

 

 

асфальтовое н щебеночное покрытие);

 

7 , 3

15,5 км/ч. Увеличение скорости

ночное)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

движения в рудном забое явля­

 

забойных автодорог со

 

скаль­

ется результатом лучшего состояния

 

ным основанием. Средняя техническая скорость движения автоса­ мосвала БелАЗ-540 иа отвальных дорогах в порожнем и груженом состоянии одинакова (16,9 км/ч). В данном случае ограничивающим фактором также является качество дорог.

На внутрикарьерпой временной трассе при подъеме со средне­ взвешенным уклоном 7,8% средняя скорость движения автосамо­ свала БелАЗ-540 равна 12,2 км/ч (рис. 73). Средняя скорость дви­ жения в порожняковом направлении равна 26,3 км/ч, что на 43% меньше наибольшей конструктивной скорости автосамосвала. В этих условиях максимальная конструктивная скорость движения авто­ самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548 используется лишь на 50%. Средняя скорость движения порожнего автосамосвала БелАЗ-540 по горизонтальным щебеночным автодорогам равна 40,7 км/ч, при

12*

179



 

 

 

 

 

. Т а б л и ц а 72

Фактические скорости движения автосамосвалов в карьерных условиях

 

 

(экспериментальные данные)

 

 

 

 

 

Скорость движения

автосамосвала, км /ч

 

 

Характер участка движения

БелАЗ-540

БелАЗ-548

 

 

груже­

порож­

груже­

порож­

 

 

 

 

 

 

ного

него

ного

него

Магистральные дороги на поверхности:

32,6

42,0

32,0

38,3

щебеночные .......................................

бетонные...............................................

45,4

48,1

38,4

47,5

Магистральный выезд из карьера с бетон­

 

 

 

 

ным покрытием:

29,S

50,5

25,2

48,8

і

=

2% ..................................................

і

=

- 3,7% ..........................................

24,S

43,8

21,8

43,2

і

6% ..................................................

18,5

35,2

16,6

34,4

Магистральный выезд из карьера со щебе­

 

 

 

 

ночным покрытием:

20,S

49,7

 

47,8

і =

2% ..................................................

20,6

і = 5 % ..................................................

18,5

41,8

16,2

38,5

і =

8 % ..................................................

14,4

30,2

14,0

30,1

Временные дороги в забое на скальном

 

 

 

 

основании ...............................................

12,7

14,4

11,4

14,2

Временные дороги на отвале ................

16,9

18,9

16,0

18,0

Рис. 74. Режимы движения автосамосвала БелАЗ-548 при транспортировании руды на Ингулецком карьере

ISO


Т а б л и ц а 73

Фактические скорости движения автосамосвала БелАЗ-549 в карьерных условиях

Характер показателя

Математическое ожпдание

 

Скорость движения (км/ч) при уклоне, %

 

горизонталь

 

3

 

6

 

10

средняя

устано­ вившаяся

средняя

устано­ вившаяся

средняя

устано­ вившаяся

средняя

устано­ вившаяся

і

 

 

 

 

 

 

 

30,0

31,4

24,7

25,6

22,4

24,5

10,5

10,4

27,0

30,6

25,9

27,9

23,3

25,2

19,2

23,9

7,52

3,61

5,95

8,33

3,21

10,83

0,95

4,51

8,85

6,62

9,38

3,10

8,35

14,80

4,57

13,48

Среднее квадратическое

2,74

1,90

2,44

2,SS

1,79

3,30

0,98

2,12

отклонение

2,98

2,57

3,06

1,76

2.S9

3,84

2,14

4,72

П р и м е ч а н и е . В числителе приведена скорость движения груженого автосамосвала на подъем, а в знаменателе —порожнего на спуск.

Т а б л и ц а 74

Рекомендуемые скорости движения автосамосвала БелАЗ-549 на горизонтальных участках автодорог

 

 

Скорость движения

 

Коэффициент

автосамосвала, км /ч

Тип автодороги

 

 

сопротивления

 

 

 

качению

порож­

груже­

 

 

него

ного

Постоянные автодороги

 

 

Цементнобетонная ..........................................

0,016-0,029

48-52

32-36

Асфальтовая ..................................................

0,018—0,034

46—50

30—34

Щебеночная, обработанная вяжущими . .

0,026—0,046

40-44

28-32

Грунтовая на скальном основании . . . .

0,030-0,064

32—35

22—24

Временные автодороги

 

 

Грунтовая забойная:

0,044-0,072

14—16

12—14

на скальном основании .......................

на рыхлом основания ...........................

0,096-0,152

12—14

10— 12

Грунтовая отвальная:

0,090-0,150

14—18

14—16

на скальном основании .......................

на рыхлом основания...........................

0 ,120- 0,200

12—14

10— 12

спуске в карьер — 41,8 км/ч, что соответственно на 24 н 26,2% меньше максимальной по технической характеристике автосамосвала.

Работа автосамосвалов БелАЗ-540 н БелАЗ-548 на сложных внутрикарьерных трассах с различной величиной уклона автодорог, сменой наклонных и горизонтальных участков, чередующимися подъемами и спусками требует частого переключения передач, что отрицательно влияет на режим работы автосамосвала и усложняет работу водителя. Схема движения и режимы работы БелАЗ-548 при транспортировании руды на НнГОКе приведены иа рис. 74.


Скорости движения автосимосвала БелАЗ-549 при различных горнотехнических условиях

5?

га

о

ь

о

О а 2

t:а

о

о

Си

о

S

о

С.

?

SS

«

к

о

о

га

о

а

га

а

ио

с.

о

a

е*

a

а

 

н

о

о

о

 

с.

 

с

 

о

 

о

о

н

Е-*

оо

о

V?

С\3

о

о о

сг

см

 

тн

тн

см

 

о

 

тн

 

гн

 

1

1

1

 

1

 

см

'Г-І

О

 

СО

 

 

 

"гН

 

 

 

СО

Ю

vji

 

со

 

**н

Т-І

 

 

 

 

1

1

1

 

1

 

 

CM CM

 

О

 

 

«x-t

 

 

 

 

00

С«-

СО

 

ѵс

 

 

тН

^гн

 

Т-І

 

1

1

1

 

1

 

со

Ю

NF

 

см

 

■чН

 

 

 

•чг-І

 

тн

О

О

 

'гН

 

СМ

см

тн

 

 

1

1

1

 

1

 

С5

оо

г*-

 

to

 

ч?н

тн

^гН

 

*чН

 

О

00

CM

 

О

 

со

см

 

СМ

 

1

1

1

 

1

 

см

см

О

 

00

 

см

CM

 

■'г |

2

со

см

«н

 

05

о

см

см

CM

 

тн

 

1

1

1

 

I

к

00

1

1

 

1

t>-

:o

 

 

Я

'гн

тн

 

 

 

a

F-

СО Ю

 

•чН

в

см

СМ CM

 

СМ

1

1

1

 

1

о

см

см

о

 

со

£

см

CM

 

 

 

 

 

 

 

a

(

о

00

 

 

 

 

СМ

 

со

СО CM

 

 

1

1

1

 

1

 

со

ю

CO

 

05

 

С4!

см

CM

 

 

 

о

V?

CM

 

СО

 

со

со

CO

 

СМ

 

1

 

 

 

1

 

1

о

c-

 

1

 

со

 

см

 

см

CM

 

 

см

о

го

 

05

 

ѵ7

Ѵ7<

CO

 

СМ

 

1

to

_l

 

1

 

l'-

CO

 

см

 

СО со

 

 

 

 

 

,,

 

 

 

 

о

 

 

 

 

a

 

 

 

 

a

*

 

 

 

 

ч

 

«

 

 

а

 

 

a

 

 

 

 

 

a

 

 

 

 

 

a

 

 

CS

*

 

о

 

 

 

н

«

 

a

 

 

о

 

 

 

 

о

a

a

5 и

 

о

о

 

 

3

н

o

a a

 

Е-

л

 

3

ч

a

 

 

 

О

a

о

 

 

 

й

>S<

\o

|8

 

a

 

я

<

3*

Рч

 

CM CM

 

05

 

CM CM CM

 

 

1

1

1

1

 

r— CO

о

 

 

"fH

 

 

 

 

00

t--

ю

см

 

CM CM CM

 

1

1

1

1

 

CO

CM

о

00

 

CM CM CM

тч

 

T-(

о

05

ІГ-

 

CO со

см

СМ

 

1

1

1

1

 

CO

Ю

 

см

 

CM CM CM

см

 

s*

CO

 

05

 

CO

CO со

СМ

 

1

1

1

1

 

05

t—

со

см

 

CM CM

см

 

CO

Ю

со

со

 

CO CO со

 

1

1

1

1

 

со

о

со

о

 

CO

см

см

 

CO

Ю

 

см

a

CM CM см

1

1

 

1

 

1

1

о

a

 

о

05

CM CM

см

"!Н

о

 

 

 

a

о

C5

05

Г"

о

CO

CM см

см

 

1

1

1

■ 1

a

to

 

со

см

CM CM

см

см

1

 

 

 

 

a

 

CO

см

_

l=t

со

 

CO

со

го

 

1

1

1

1

 

05

CO

L-

со

 

CM CM

см

см

 

о

CO

ю

со

 

CO

со

со

 

1

 

 

1

 

1

CM

о

1

 

 

со

 

CO CO

со

см

оCO со NH CO со со

1

1

1

 

1

Ю

CO

 

 

С5

CO CO со

 

см

 

 

 

о

 

 

 

a

 

 

 

А .

 

 

 

ч

 

a

 

 

о .

CS

 

 

a

 

 

 

*

о

 

 

CS

H

a

 

в

^

VO

«3

cs

 

і

1

a

 

о

о

в

§

a

ь

о

 

 

H

a

аa

4

оa

-

э

Й>я< to 1§

оОч ^

Я< ЕГ Р-.CS

182