Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методом производственного эксперимента установлены факти­

ческие скорости

движения

дизельных

автосамосвалов

БелАЗ-540

и

БелАЗ-548 п

дизель-электрпческих

автосамосвалов

БелАЗ-549

в

карьерных условиях (рис.

75). Статистическая обработка опытных

замеров скорости движения, проведенных методолг осциллографирования, дает основные фактические показатели скорости движения автосамосвала БелАЗ-549 в условиях Заславльского карьера на автодорогах с гравийным покрытием (табл. 73).

Как видно из табл. 73, скорость движения груженого и порож­ него автосамосвала БелАЗ-549, особенно иа участках трассы с малым

уклоном,

различается незначительно. Это

 

 

объясняется

несоответствием

транспорт­

а .к м /ч

 

ных коммуникаций требованиям,

 

которые

 

 

должны предъявляться к пинг при работе

 

 

автосамосвалов особо большой грузоподъ­

 

 

емности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІа основе опыта эксплуатации авто­

 

 

самосвалов БелАЗ-549 иа железорудных

 

 

карьерах

СевГОКа при транспортирова­

 

 

нии

пород и

руд

с глубоких

горизонтов

 

 

для проектных и эксплуатационных рас­

 

 

четов

можно

 

рекомендовать

скорости

 

 

движения,

приведенные в табл.

74.

cKopocTjj движения автоса­

" Естественно,

 

рекомендуемые

ско­

мосвалов БелАЗ:

рости

движения

не могут быть

 

исполь­

1 — порожних

грузоподъемно­

зованы для всего многообразия горнотех­

стью 27—75 т

под уклон; 2 , 3,

4 — груженых

автосамосвалов

нических условий карьеров, а должны

соответственно

БелАЗ-540,

БелАЗ-548 и БелАЗ-549 на

корректироваться

с учетом

конкретных

подъем

 

условий и

определяющих факторов.

 

 

При глубинных карьерах, где автосамосвал преимущественнодвижется на подъем или под уклон, определяющей является ско­ рость движения на подъем (табл. 75). Несмотря на относительно невысокую удельную мощность (6,9 л. с./т), автосамосвал БелАЗ-549, благодаря преимуществам электротрансмиссии на руководящем уклоне 8% при полной нагрузке способен развивать скорость дви­ жения 10—16 км/ч.


Г л а в а IX

УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НА КАРЬЕРАХ

§ 1. Основные технологические факторы, определяющие безопасность работы

Вопросы безопасности имеют решающее значение при эксплуата­ ции карьерного автомобильного транспорта. Движение автомобилей в карьерах связано с преодолеиием затяжных подъемов н спусков как в грузовом, так и порожняковом иаправлениях, что в значитель­ ной степени усложняет работу. Средневзвешенная величина руко­ водящего уклона карьерных автодорог на большинстве горнодобы­ вающих предприятий изменяется от 4 до 0%, затяжные уклоны главных выездных траншей составляют 7—8%, а отдельные участки автодорог имеют уклон 10—12%. Сравнительно большие подъемы, сложность трассы автодорог в глубоких карьерах, недостаточная видимость, особенно в ночное время, вызывают необходимость по­ стоянного притормаживания, что приводит к сильному перегреву тормозов и сокращению срока службы тормозной системы. Так, в течение 10 мин спуска автосамосвала БелАЗ-540 в карьер колодки и барабан тормоза нагреваются до 200—280° С, что вызывает умень­ шение коэффициента тренпя в 2—4 раза и практически во столько же раз увеличивает тормозной путь автомобиля.

Косновным факторам, определяющим безопасность работы

автомобильного транспорта в карьере, относятся:

1) конструктивные — наибольшая скорость движения, тягово­ динамические качества автомобиля, тип, конструкция тормозной системы и тормоза-замедлителя, техническое состояние автомобиля, конструкция шин, давление воздуха в тормозной системе;

2) дорожные — руководящий уклон автодорог, сложность трасс, тип, состояние, конструкция п геометрические параметры дорожного

покрытия, уровень освещенности и наличие дорожных

знаков;

3) организационно-технологические — интенсивность

транс­

портного потока, оборудование отвалов, эстакад и перегрузочных пунктов, наличие автомобилей различных марок в одном транс­ портном потоке, способы подъезда и установки автомобиля под погрузку, особенности технологических схем транспортирования

пдр-;

4)погодно-климатические — расстояние видимости, наличие ту­

манов, метелей, снежных заносов, среднегодовая температура воз­ духа, длительность неустойчивых межсезонных периодов, средне­ годовое количество осадков и др.

181


Безопасность работы автомобиля в процессе транспортирования горной массы по карьерным автодорогам обеспечивается системой торможения, состоящей из колесных тормозов п тормоза-замедлителя.

В качестве основных колесных тормозов на базовых п производ­ ных моделях карьерных автосамосвалов БелАЗ грузоподъемностью 27—65 т используются колодочные тормоза на все колеса с пневма­ тическим приводом. Автосамосвал БелАЗ-549 снабжен колодочными тормозами с гидропневматпческим приводом повышенной мощности, обеспечивающим эффективность торможения до 0,55g.

Эффективность торможения и длина остановочного пути в зна­ чительной степени зависят от времени срабатывания тормозных систем. Время это для различных типов привода составляет (в сек.):

Механический ........................................................

 

 

0,3

Механический с вакуумным усилителем .

0,5

Пневматический для

карьерных автомоби­

0,5—0,8

лей средней грузоподъемности

................

Пневматический для

автопоездов (прицепы

1,5—2,5

с пневматическим

тормозным

приводом)

Гидравлический ...............................................

 

усилителем

0,2—0,3

Гидравлический с вакуумным

0,4—0,5

Электрический.......................................................

 

 

0,01

Помимо основной системы колесных тормозов все современные карьерные автомобили снабжаются тормозами-замедлителями гид­ равлического или электрического типа, способными поддерживать постоянную скорость движения автомобиля при длительных спусках. При движенпп в режиме торможения замедлителем рабочие тормоза включаются только в аварийных случаях либо при остановке. Поэтому наличие замедлителей позволяет увеличить долговечность тормозных накладок на 300—400% при возрастании средней ско­ рости на спусках на 15—25% п сократить время, расходуемое на регулировку тормозных устройств и замену тормозных колодок.

Необходимая мощность тормоза-замедлителя для карьерного автомобиля рассчитывается по формуле

=

(137)

Gn — полная масса автомобиля с грузом, кг.

Гидродинамический тормоз-замедлитель лопастного типа, уста­ новленный на автосамосвале БелАЗ-540, создает тормозной момент 150 кгс-м при 2200 об/мин. Через 5 сек после его включения тор­ мозной момент достигает 60% от номинального. Спустя еще 5 сек наступает режим эффективного торможения (80% полного тормозного момента гидродинамического замедлителя). На выход замедли­

теля

из эффективного тормозного режима требуется 3—4 сек

(рис.

76).

185


Проведенные в карьере испытания гидродинамического замедли­ теля на груженом автосамосвале БелАЗ-540 при уклоне автодороги 0/6 дали следующие результаты (рис. 77):

при движении на I передаче включение замедлителя вызывало ■снижение скорости с 17 до 5 км/ч;

на II передаче скорость снижалась с 27 до 16 км/ч и в дальнейшем сохранялась на этом уровне;

на III передаче обеспечивалось движение с установившейся ■скоростью 36 км/ч.

Рис. 76. Режим работы гидравлического тор­ моза-замедлителя

Несмотря на высокую эффективность тормозных систем совре­ менных автомобилей аварии ыа карьерном автомобильном транс­ порте еще полностью не устранены. Основные причины аварий п производственного травматизма приведены в табл. 76.

Большую роль в ликвидации аварийности играет оснащение карьерных автодорог дорожными знаками, особенно в местах повы­ шенной интенсивности движения. Практика работы карьерных автомобилей, особенно в северных районах, указывает на необхо­ димость установки дорожных знаков, обладающих повышенной отражательной способностью при плохой видимости. По критерию видимости или отражательной способности дорожные знаки бывают с направленным, рассеянным, смешанным и направленным к исходной точке отражением. Наиболее эффективны дорожные знаки с отраже­ нием, направленным к исходной точке: они видны водителю авто­ мобиля в карьере с расстояния 200 м.

Условия видимости в карьере являются основным фактором, определяющим уровень безопасности движения автомобилей. Рас­ стояние видимости имеет особенно большое значение на карьерах Заполярья, где в течение года насчитывается до 300 дней с неблаго­

приятными погодными условиями. Требованиями безопасности при расстоянии видимости меньше 20 м работа автомобильного транс­ порта запрещается. С увеличением расстояния видимости до 50— 70 м работа автомобилей в карьере возможна лишь при скорости движения, не превышающей 8—10 км/ч.

Важным фактором, способствующим повышению безопасности работы карьерных автомобилей, является хорошая освещенность дорог, рабочих площадок карьеров и перегрузочных складов, которая достигается применением газоразрядных ламп большой мощности типа ДКСТ-20000 и ДКСТ-50000, уста­ навливаемых на бортах карьеров и в местах перегрузки, и ртутных ламп типа ДРЛ, устанавливаемых на авто­ дорогах, расположенных вне контура карьера. Применение таких светиль­ ников обеспечивает нормальную работу автомобильного транспорта без включе­ ния фар (включаются только габаритные

Рис. 77. Эффективность действия тормоза-за­ медлителя автосамосвала БелАЗ-540

огни, что позволяет избежать их слепящего действия при встреч­ ном движении автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

76

 

 

Причины аварий на карьерном автомобильном

транспорте

 

 

Характер аварии

 

Причина

 

 

Относительная

 

 

 

 

частота,

%

Падение

автомобилей

Нарушение правил движения, тех-

16—17

с уступов ix опроішдыва-

ническая

неисправность,

неудовле-

 

 

нпе

па

горизонтах

творительное состояние автодорог

7 - 8

 

Падение

автомобилей

Нарушение технологии отвальных

 

с отвалов и перегрузоч-

работ, отсутствие обустройства пере-

 

 

ных пунктов

 

 

грузочных

пунктов

разгрузочными

 

 

 

 

 

 

 

 

упорами,

нечеткая

организация

ра­

 

 

Столкновение автомо-

бот

 

 

 

 

9—10

Нарушение правил движения при

билей

 

 

 

 

обгонах, превышение скорости, пе-

 

 

 

 

 

 

 

 

удовлетворительное

состояние

по­

 

 

Наезды

на

препятст-

крытия автодороги

 

 

 

14—15

 

Недостаточная видимость, техни-

 

вня

 

 

 

 

 

ческая неисправность

произвол-

19 -20

 

Аварии при производ-

Нарушение технологии

 

стве

ремонтных

работ

ства ремонтных работ

 

 

 

 

в местах,

не

предназна­

 

 

 

 

 

 

 

ченных

для

этой

цели

 

 

 

 

 

 

 

Прочие аварии

 

 

 

 

 

 

30 -35

 


§ 2. Безопасные параметры

II режимы движения автомобилей

Дифференциальное уравнение баланса замедляющих сил при

торможении большегрузного

автомобиля может быть

записано

в виде

 

 

w„M7rL + -l 4 r + 7?( ^ / Gп = 0,

(138)

приведенная масса

автомобиля;

 

'”п = -дг(і-:- е');

(139)

е' — отношение приведенных вращающихся масс к поступательно движущимся массам; (І~$ = j — ускорение движения автомобиля

при торможении (отрицательное); р — коэффициент обтекаемости автомобиля (для карьерных автосамосвалов р = 0,4 -Д- 0,75); F — лобовая поверхность автомобиля, м2;

F = 0,8bh\

 

Ъ — наибольшая ширина

автомобиля;

h — высота

автомобиля

по

козырьку платформы;

---- скорость

движения

автомобиля

при

торможении;

Л = оF;

 

(МО)

 

 

 

 

I

I

 

 

в « ) ~ 2 1

Мт і

Я к

(Ml)

1

М ті — приведенный суммарный

тормозной момент для одной оси;

R K — радиус качения

колес;

1сс — коэффициент пропорциональ­

ности; Р — давление в

системе

привода — переменная величина,

зависящая от времени торможения; Р 0 — величина давления, обес­ печивающая начало торможения; f — коэффициент сопротивления качению.

Замедление при торможении автомобиля, создаваемое системой тормозов, без учета сил сопротивления качению и воздушной среды

равно

 

 

MTg

(М2)

1

RKG„

 

С учетом сопротивления качению автомобиля

(М 3 )

1

Afxg f gf-

iss