ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
1)разогрев двигателя перед пуском или подогрев в течение всего межсезонного времени стоянки автомобиля с использованием посто ронних источников тепла;
2)применение зимних масел, вязкость которых почти не изме няется при понижении температуры; эти масла способствуют улучшению смесеобразования и смазки деталей в период пуска холод ного двигателя.
Различные способы, применяемые для облегчения пуска холод ного двигателя, обеспечивают и уменьшение его износа (рис. 6).
Как в случае разогрева двигателя пе ред пуском, так и при подогреве в тече ние всего межсменного времени темпера тура его перед пуском должна быть дове дена по крайней мере до +30° С. По зат ратам тепла первый из этих способов эко
|
|
|
|
|
номически значительно |
выгоднее второго. |
|||||
|
|
|
|
|
При безгаражном |
хранении |
автомо |
||||
|
|
|
|
|
билей |
в межсменное время площадки для |
|||||
|
Жесткость |
погоды , баллы |
открытой стоянки оснащают устройствами |
||||||||
|
|
|
|
|
для разогрева двигателей |
с использова |
|||||
Рис. 5. |
Изменение средней |
нием горячего |
воздуха, газовых |
горелок |
|||||||
производительности транс |
инфракрасного |
излучения, |
электронагре |
||||||||
порта |
в |
зависимости |
от |
вательных |
элементов, |
индивидуальных |
|||||
жесткости |
погоды: |
|
пусковых |
подогревателей, |
горячей воды, |
||||||
1 — железнодорожного; |
2 — |
пара |
и других средств. |
|
|
||||||
автосамосвалов |
МАЗ-525; |
з — |
|
|
|||||||
БелАЗ-540 |
|
|
|
На дизельных автомобилях, предназна |
|||||||
онах, |
|
|
|
|
ченных для работы в особо холодных рай |
||||||
обычно устанавливают |
устройства для подогрева топлива. |
На некоторых автомобилях имеются приспособления, которые позволяют водителю использовать для этих целей отработавшие газы. В рассматриваемых условиях применяют тормозные жидкости с температурой замерзания не выше 60—65° С и трансмиссионные масла с вязкостью, не возрастающей при температурах воздуха до —50° С. Резиновые детали, в том числе и шины, должны быть из морозостойкой резины, механические свойства которой не изме няются нри температуре до —60° С.
Основным же требованием к автомобилям, применяемым в север ной зоне, является высокая надежность при работе в условиях низких температур. Это требование прежде всего относится к системам пи тания и электрооборудования.
При эксплуатации автомобильного транспорта в условиях низких температур происходит примерзание транспортируемых пород и руд к днищу и стенкам кузовов. В практике борьбы с примерзанием наи большее распространение получили профилактические и тепловые способы. Профилактические способы могут быть основаны на сни жении содержания влаги в транспортируемых материалах, исполь зовании изолирующих инертных материалов между транспортиру емой массой и кузовом, применении смачивающих жидкостей,
32
которыми покрывают внутреннюю поверхность кузова автоса
мосвала.
Наибольшее применение на современных карьерах полупил последний способ. В качестве смачивающих жидкостей используют нефть, соляровое масло, смеси мазутов с керосином, растворы натри евых, кальциевых и магниевых солей, подмыльный щелок, кремнийорганпческие жидкости. На рудных карьерах чаще используют солевые растворы и различные масла. Растворы применяют невысо ких концентраций (табл. 8). Замерзая, они превращаются в густую
массу. |
механических |
способов |
очистки |
|
|||||
Из |
|
||||||||
кузовов |
автосамосвалов, |
опробованных в |
|
||||||
последние |
годы, |
наибольшего |
|
внимания |
|
||||
заслуживают применяемые |
на |
Новокиев |
|
||||||
ском руднике Орско-Халиловского метал |
|
||||||||
лургического комбината |
навесные устрой |
|
|||||||
ства скребкового |
типа |
(рис. 7), |
которые |
|
|||||
прикрепляют непосредственно |
|
к ножу |
|
||||||
бульдозера. Навеска |
данного |
устройства |
|
||||||
занимает 1,5—2 мин, снятие 15—20 сек, на |
|
||||||||
очистку |
кузова |
затрачивается |
3—4 мин. |
|
|||||
Опыт работы показывает, что один буль |
|
||||||||
дозер в состоянии обслужить восемь- |
Рис. 6. Зависимость износа |
||||||||
девять автосамосвалов |
|
типа |
КрАЗ-256, |
||||||
транспортирующих породу на расстояние |
цилиндра дизельного двига |
||||||||
теля от температуры стенок |
|||||||||
1 км, при |
одновременном |
планировании |
|
отвала и укладке горных пород.
На карьерах Никопольско-Марганцевого бассейна сконстру ировано специализированное устройство (рис. 8) на базе автосамо свала КрАЗ-222 для очистки кузовов от налипающей и примерзающей породы и особенно от марганцевой руды. Очистка производится при
Т а б л и ц а 8
Концентрации растворов солей для опрыскивания кузовов автомобилей против примерзания транспортируемых пород
Концентрация соли (%) в растворе прп температуре
|
|
|
|
воздуха, °С |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раствор |
|
1 2 |
-1 8 |
-2 4 |
-3 0 |
-3 6 |
-4 5 |
|
—6выше |
-6-отДО |
21-ДООТ |
до—18от |
42-отДО |
до03-от |
63-отДО |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тіО |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
Поваренной соли . • |
7 |
7 |
11 |
14 |
18 |
22 |
23 |
25 |
Хлористого кальция . |
9 |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
22 |
23 |
3 Заказ 283 |
33 |
полностью поднятом кузове (угол 50—60°) и позволяет на 14% сокра тить непроизводительные потери времени транспорта.
В районах с более мягкой зимой для предотвращения примерза ния мелкокомковатых и липких глин целесообразно применять мас ляные смазки. Из таких смазок положительно зарекомендовала себя смесь топочного мазута с керосином в соотношении 70 : 30, исполь зуемая в подогретом до +50° С состоянии. При особо низких темпе ратурах на угольных разрезах в качестве смазки успешно при меняются кубовые остатки оксосинтеза спиртов, получаемые
Рис. 7. Устройство для очистки кузовов большегрузных автосамосвалов на базе бульдозера:
1 — металлические упоры; 2 — ребра жесткости; 3 — отверстия для троса; 4 — иож-скрс- бок; 5 — боковые упоры
в процессе дисцилляции. Они не замерзают до —60° С и практически не токсичны. Расход кубовых остатков на обработку кузова одной большегрузной автомашины составляет 2—2,5 л, стоимость пх — около 0,25—0,27 коп. на 1 м3 перевозимой горной массы.
Толщина наносимого на поверхность кузова слоя при исполь зовании растворов должна быть не менее 0,2—0,25 мм, а при исполь зовании маслянистых веществ не менее 0,12—0,15 мм.
Наиболее радикальным средством предотвращений примерзания является обогрев кузовов автомобилей отработавшими газами. По следние выпуски автосамосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548 оборудуются двойными днищами и газопроводящими каналами для пропуска отработавших газов. Это уменьшает необходимость применения описанных профилактических средств.
34
Менее сложна эксплуатация автомобилей на карьерах в условиях жаркого климата. Однако и здесь есть свои особенности. Так, при температуре окружающей среды +35° С и выше в случае движения автомобиля в направлении ветра или при работе с повышенными нагрузками и на больших уклонах двигатель перегревается, мощ ность уменьшается, а расход топлива увеличивается. Уменьшение
Рис. 8. Устройство для очистки кузовов автосамосвалов на базе автосамосвала КрАЗ-222:
1 |
— нож; 2 , з — шарнпры; 4 — кронштейн ножа; 5 — подвижный шарнир; б — цилиндр; |
7 |
— неподвижный шарнир; 8 — растяжки; 9 — рама стрелы; 10 — кронштейн крепления |
троса; 11 — горизонтальная тяга; 12 — палец; 13 — распорная втулка; 14 — воздухопровод; 15 — предохранительный щиток; 16 — поперечина стрелы; 17 —ограничитель угла подъема
стрелы
мощности объясняется тем, что при повышении температуры воздуха, подаваемого в систему питания, коэффициент наполнения двигателя резко снижается. Для уменьшения степени нагревания в конструк цию карьерных автомобилей вносится ряд усовершенствований и приспособлений, повышающих интенсивность охлаждения дви гателей.
Аккумуляторные батареи располагают в таком месте, где бы они не нагревались от движения или под действием лучей солнца. Для механизмов трансмиссии применяют тугоплавкие консистентные смазки.
35
Срок службы шин при движении по дорогам с высокой темпера турой покрытия резко.сокращается. В связи с этим в жарких местно стях обычно применяют шины из специальной теплостойкой резины. Автомобили обычно окрашивают в светлые тона, что уменьшает нагре вание солнечными лучамп. Сидения и спинки кабин автомобилей имеют обивку, не нагревающуюся до высоких температур.
По сравнению с другими климатическими зонами, в районах с жарким климатом содержится значительно большее количество пыли в воздухе, особенно на внутрикарьерных автодорогах, не име
|
ющих |
твердого |
покрытия. Интенсив |
|||||
|
ность |
пылевыделения на |
одну |
груже |
||||
|
ную машину на Спбайском карьере со |
|||||||
|
ставляла 11 мг/сек и на одну порожнюю |
|||||||
|
12,2 мг/сек. При интенсивном |
движе |
||||||
|
нии автомобильного |
транспорта |
выде |
|||||
|
ление пыли на песчаных грунтовых до |
|||||||
|
рогах достигает 600—900 мг/м3. |
уско |
||||||
|
Усиленное |
пылеобразование |
||||||
|
ряет износ трущихся деталей автомо |
|||||||
|
билей |
и |
особенно |
двигателей. |
Если |
|||
|
двигатель |
автомобиля, |
эксплуатируе |
|||||
|
мого в нормальных |
условиях при не- |
||||||
|
запыленном воздухе, проходит до капи |
|||||||
Рис. 9. Концентрация пылп в |
тального |
ремонта |
100 тыс. км, то |
в |
||||
воздухе прп обработке дорог |
районах |
большого |
пылевыделения |
на |
||||
хлористым кальцием |
дорогах капитальный ремонт требуется |
|||||||
|
после пробега 15 тыс. км. |
|
|
|
Для уменьшения износа двигателя под действием пыли при меняют различные двухступенчатые системы фильтров со специаль ными очистителями в совокупности с обычными масляными филь трами.
Для снижения пылеобразования производят поливку дорог водой, обработку щебеночных, гравийных и грунтовых дорог гигро скопическими солями и растворами, обработку маслянистыми и вя жущими веществами. При поливке щебеночных дорог водой запы ленность снижается в 6—7 раз, но действие воды кратковременно: при температуре 27—30° С оно редко превышает 10—15 мин. Более эффективна обработка дорог раствором хлористого кальция (расход 0,6 кг/м2), при которой запыленность воздуха более 12 мг/м3 возни кает спустя 12—15 суток (рис. 9). Однако хлористый кальций не является вяжущим веществом, поэтому его можно использовать только при влажных покрытиях автодорог.
За рубежом большое распространение получила обработка авто мобильных дорог лигносульфонатами. В отечественной практике на ряде карьеров также использовались лигносульфонатные веще ства в виде сульфитно-спиртовой барды, являющейся отходом бу мажно-целлюлозной промышленности. Наиболее удачным исполь зование барды было на карьерах Кривого Рога. После двукратной
36
обработки щебеночной дороги раствором 15—20%-ной концентрацнп пылеобразованпе было небольшим в течение 4 месяцев. Расход барды на 1 км дороги на криворожских карьерах составил 20—25 т в год.
В последнее время часто применяется обработка дорог различ ными битумными эмульсиями. В жарком и сухом климате эмульсии более надежны, чем описанные выше составы. Обычно применяется раствор эмульсии в поливочной воде. При этом содержание битума или дегтя в разбавленной эмульсии составляет 1,5—5%. Расход эмульсии, разбавленной в воде, не превышает 1,2—2 л/м2. В сезон требуется 10—15 поливок. В отечественной практике применяются битумы БН-І и БН-ІІ (составленные из вязкого битума БН-Ш и жидкого битума Б-5). В качестве эмульгатора применяется асидолмылонафт, на котором получается быстрораспадающаяся эмульсия.
В условиях особо жаркого климата на карьерах Средней Азии наилучшие показатели пылеподавления были достигнуты при поверх ностной обработке дорог органическими вяжущими материалами — битумами и высокосмолистыми нефтями. При использовании нефти годовые затраты на подавление пыли по сравнению с поливкой дорог водой, обработкой хлористым кальцием и лигносульфонатными веществами были несравненно ниже (табл. 9).
Т а б л и ц а 9
Годовые затраты на подавление пыли на карьерах в условиях особо жаркого климата
|
При обеспыливании |
|
Показатели |
3 0%-ным |
нефтью |
водой |
водным рас |
|
твором хло |
и биту |
|
|
ристого |
мами |
|
кальция |
|
Среднегодовое число поливок в сутки |
. . . |
10,5 |
0,2 |
0,4 |
||
Удельный расход |
обеспыливающих составов |
|
|
|
||
па одну поливку, кг/см® ............................... |
|
1,0 |
0,6 |
0,03 |
||
Среднегодовой расход на 1 |
км дороги в сут |
|
|
|
||
ки, т ...................................................................... |
|
|
|
105 |
1,2 |
0,12 |
То же, на 1 км дороги в год, т ................... |
км до |
28 000 |
325 |
33 |
||
Стоимость составов для обработки 1 |
|
|
|
|||
роги, руб/год .................................................. |
затраты |
на 1 км дороги, |
850 |
6100 |
750 |
|
Эксплуатационные |
|
|
|
|||
РУб/год .............................................................. |
|
|
|
11800 |
3250 |
1710 |
Общпе годовые затраты на обеспыливание, |
|
|
|
|||
руб/км .................................................................. |
|
|
|
12 650 |
9350 |
2460 |
В итоге поверхностная обработка карьерной дороги органи ческими вяжущими веществами в условиях засушливого и жар кого климата дает экономию по сравнению с обеспыливанием водой около 10 тыс. руб. в год на 1 км.
37