Файл: Тюряев И.Я. Теоретические основы получения бутадиена и изопрена методами дегидрирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ниже, чем на других промышленных катализаторах. Тем не менее, вследствие высокой конверсии бутилена в адиабатическом реакторе и высокой избирательности процесса, применение Дау Б оказалось экономически выгодным. Катализатор Дау Б отличается и более рез­ ким снижением активности во времени. Так, если в течение первых 15 мин конверсия составляет 45—55%, то в среднем за 1 ч конверсия бутилена составляет 33—37%.

Т а б л и ц а 20 Параметры и показатели работы катализатора Дау Б в промышленных условиях [124]_______________________________________________________

 

Д лительность дегнд-

П оказатели

рнрования

 

 

 

1 ч

15 мин

Среднее избыточное давление в реакторе, атм

0,7—0,84

0,7— 1,0

Температура на выходе, °С

593 — 648

593—677

Объемная скорость подачи бутилена, ч—1

115

125— 175

Разбавление бутилена водяным паром, моль/моль

1 :20

1 :20

Конверсия бутилена за проход, %

33—37

45—55

Избирательность, мол.%

88—90

90—94

Утомляемость катализатора Дау Б характеризуется следующи­

ми данными [123] (объемная скорость 118 ч~разбавление бутилена водяным паром 1:21 моль/моль; длительность дегидрирования 1 ч):

Длитель­

 

1

2

3

4

5

6

7

ность служ­

 

 

 

 

 

 

 

бы, месяцы

 

 

 

 

 

 

 

Температура

 

602

621

628

634

635

639

640

парогазовой

 

 

 

 

 

 

 

смеси

на

 

 

 

 

 

 

 

 

входе,

°С

 

27

 

 

 

 

 

 

Перепад

тем­

29

28

26

23

27

 

пературы

в

 

 

 

 

 

 

 

слое,

°С

%

29

 

 

 

 

 

 

Конверсия,

32

35

36

36

35

34

Избиратель­

 

90

91

91

90

90

89

88

ность,

%

 

 

 

 

 

 

 

 

После семи месяцев работы удельная поверхность катализатора уменьшается до 2 мг/г, что непосредственно не связано с понижением активности.

Считается [123], что одной из причин снижения активности явля­ ются потери окиси хрома вследствие взаимодействия его с органи­ ческими хлоридами: за три месяца содержание Сг20 3 может пони­ зиться до половины. Допустимая потеря хрома неизвестна. Другая причина снижения — постепенное отравление катализатора соля­ ми меди, поступающими с бутиленом после системы разделения: за семь месяцев даже при тщательной очистке бутилена содержание

50



меди может достигнуть 0,04 % веса катализатора. Допустимое со­ держание меди неизвестно.

Особо следует подчеркнуть высокую чувствительность катали­ затора Дау Б: большинство металлов и их окислов, особенно медь и никель, являются для Дау Б ядами. По этой причине реакторы из хромо-никелевой стали футеруются жаропрочным бетоном. Катализатор при регенерации нельзя перегревать выше 680° С. «Переокисление» катализатора при регенерации или «перевосстановление» может привести к повышению конверсии и резкому умень­ шению избирательности [123]. Несмотря на все предосторожности катализатор иногда начинает резко ускорять крекинг, при этом таблетки могут рассыпаться в порошок [121]. В таком случае пони­ жение температуры — единственный путь уменьшения скорости крекинга. Для повышения стабильности катализатора рекоменду­ ется периодически (через 3 месяца) обрабатывать его водяным паром при температуре 675°С [123].

Важные исследования по определению фазового состава и при­ роды активных центров хром-кальций-никель-фосфатного катализа­ тора, близкого по составу к катализатору Дау Б, проведены Р. А. Буяновым и сотрудниками [208]. Они, в частности, установи­ ли, что указанный катализатор является однофазной системой, т. е. твердым раствором замещения на основе Са3 (Р04)2, в котором часть ионов кальция замещена на ионы никеля и хрома.

Активные центры, по-видимому, образованы соединениями, включающими никель, а фосфат кальция выполняет функцию носи­ теля, стабилизирующего ионы никеля путем образования твердого раствора. Ионы никеля находятся в поверхностном слое кристал­ лической решетки катализатора и вследствие стабилизирующего вли­ яния фосфата кальция не могут восстанавливаться до металла при дегидрировании. Образование металлического никеля привело бы, конечно, к резкому увеличению скорости крекинга бутилена и бута­ диена. Р. А. Буяновым и сотрудниками установлено, что крекирую­ щая активность фосфата никеля значительно выше, чем смешанного

калъций-никель-фосфатного. Следовательно, образование

фосфата

никеля также

нежелательно.

 

О к и с и ы й

х р о м - ж е л е з о - ц и н к о в ы й

к а т а ­

л и з а т о р

(К-16). Промышленный катализатор К-16 изготовля­

ется в виде цилиндриков диаметром 3—4 и длиной до 10 мм, плот­ ность слоя 1350 кг/м3, удельная поверхность после изготовления — около 20, а после периода разработки — 11—12 м2/г [10].

По данным [126], в катализаторе К-16 до работы имеются сле­ дующие соединения (вес.%): Сг03 — 0,5; Сг20 3— 5—6; ZnO — 2—4; Fe20 3 — 15—17; ZnCr20 4 — 45—50; FeCr20 4 — 20—25. Таким об­ разом, катализатор состоит в основном из хромитов цинка и железа, имеющих структуру шпинелей; не связанные в шпинель окислы же­ леза, хрома и цинка находятся в высокодисперсном состоянии.

Некоторые авторы [128] начальную удельную поверхность ка­ тализатора К-16 оценивают в 32, а после разработки — 15 м 2/г.

4 *

5 1


Разработка катализатора — это формирование его пористой струк­ туры, обеспечивающей повышение избирательности и срока служ­ бы путем проведения последовательных циклов дегидрирование — регенерация. Режим разработки отличается от последующего рабо­ чего режима эксплуатации катализатора. Условия разработки влия­ ют на последующую активность и стабильность катализатора.

Согласно данным [128], в промышленных условиях лучшие пока­ затели обеспечиваются таким режимом разработки: температура дегидрирования 540—560° С, объемная скорость по углеводородам

400—600 ч~1, разбавление водяным паром 1 : 10 (моль/моль), последо­ вательность и продолжительность дегидрирования: три раза — по 1 ч, два раза — по 2 ч, два раза — по 3 ч, температура регенера­ ции 610° С. При такой разработке удельная поверхность катализато­ ра уменьшается от 32 до 15 м2/г. После разработки средний вы­ ход бутадиена в промышленном реакторе за 250 ч работы состав­

ляет

15,7

вес.%,

а

избирательность — 79,5 вес.%.

Р .

А.

Буянов

и

сотрудники [126, 127] изучили физико-химиче-

скиехарактеристики катализатора К-16 и нашли, что в процессе раз­ работки формируется более устойчивая широкопористая структура катализатора в результате перехода части свободных окислов в шпинели и укрупнения кристаллических образований (табл. 21). Формирование структуры катализатора К-16 с более крупными по­ рами ослабляет влияние внутридиффузионного торможения, что и является причиной повышения избирательности.

Таблица 21

Изменение структуры хром-железо-цинкового катализатора при разработке [127]

Характеристика катализатора

Удельная поверхность, х 2/г Общий объем пор, см?!г Радиус мелких пор, А

До разра­

После раз­

ботки

работки

22,0

18,0

0,22

0,9

НО

400

Активность катализатора К-16 в течение одного рабочего цикла существенно изменяется, хотя и не столь резко, как активность ката­ лизатора Дау Б. Так, в лабораторном изотермическом реакторе при температуре 600° С, объемной скорости 1000 ч~ 1 и мольном разбав­ лении 10:1 активность за 6 ч дегидрирования изменяется следую­ щим образом [10]:

Продолжитель­

1

2

3

4

5

6

ность работы,

ч

35,4

34,6

28,3

21,7

14,4

Выход

С4Н0,

30,0

мол.%

 

 

 

 

 

 

Избирательность,

- 82,2

88,2

92,4

91,5

92,8

88,2

МОЛ.%

 

 

 

 

 

 

Аналогичным образом изменяются выходы и в адиабатическом реакторе. Например, в полупромышленном трехслойном реакторе с

52


вводом водяного пара в каждый из слоев при температуре в верх­ ней части каждого слоя 600°, суммарной объемной скорости подачи

бутилена 345 ч-1 и разбавлении водяным паром в первом слое 5,5 : : 1, во втором 9,5 : 1 и в третьем 12 : 1 моль!моль получены такие по­ казатели [10]:

Продолжительность работы, ч

1

2

3

4

5

Выход С4Н„, вес.%

23,2

28,0

32,2

30,9

27,9

Избирательность, вес.%

71,7

79,3

00,0

02,0

80,5

Как следует из этих данных, первый час работы катализатора харак­ теризуется низкой избирательностью, что является одним из недо­ статков катализатора К-16.

Причины изменения активности и избирательности в течение од­ ной фазы дегидрирования пока нельзя считать достаточно изучен­ ными, однако исследованиями последних лет [126] многое уже

выяснено.

Установлено, что

в катализаторе

К-16, содер­

жащем

после

регенерации

0,42% шестивалентного хрома и 0,45% двухвалентного желе­ за, уже после 2 мин дегидри­ рования Сг6+ исчезает, а со­

держание Fe2+ увеличивается до 4,2% и далее остается по­ стоянным. На этом основании считают, что в первые же ми­

нуты дегидрирования Сг6+ вос­

станавливается

до

Сг3+,

а

Рис.

4. Изменение величины удельной

Fe03 — до Fe30 4

Однако

по­

поверхности (1) и содержания

Сг6+ после

вышение активности

и изби­

регенерации (2) при старении

хром-желе-

рательности

происходит

го­

зо-цинкового катализатора.

 

раздо медленнее. На основа­

 

 

 

нии данных

по изменению магнитных свойств и параметра решет­

ки делается

вывод о том, что образующаяся Fe30 4 частично кри­

сталлизуется

в шпинель и

частично

взаимодействует с хроматами

железа и цинка с образованием твердого раствора. Эти изменения, предположительно, и приводят к повышению активности катали­ затора.

Повышение избирательности, по-видимому, можно объяснить блокировкой самых мелких пор углистыми отложениями, что умень­ шает внутридиффузионное торможение и выводит процесс дегидри­ рования в кинетическую область (из-за малой скорости диффузии в мелких порах образующийся бутадиен в большей степени разлага­ ется именно в таких порах) [126, 128]. Дальнейшее снижение актив­ ности может вызываться только зауглероженностью катализатора.

Второй недостаток катализатора К-16 — сравнительно неболь­ шой срок его службы. Падение активности катализатора в процессе

53