Файл: Тюряев И.Я. Теоретические основы получения бутадиена и изопрена методами дегидрирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 5
ниже, чем на других промышленных катализаторах. Тем не менее, вследствие высокой конверсии бутилена в адиабатическом реакторе и высокой избирательности процесса, применение Дау Б оказалось экономически выгодным. Катализатор Дау Б отличается и более рез ким снижением активности во времени. Так, если в течение первых 15 мин конверсия составляет 45—55%, то в среднем за 1 ч конверсия бутилена составляет 33—37%.
Т а б л и ц а 20 Параметры и показатели работы катализатора Дау Б в промышленных условиях [124]_______________________________________________________
|
Д лительность дегнд- |
|
П оказатели |
рнрования |
|
|
|
|
|
1 ч |
15 мин |
Среднее избыточное давление в реакторе, атм |
0,7—0,84 |
0,7— 1,0 |
Температура на выходе, °С |
593 — 648 |
593—677 |
Объемная скорость подачи бутилена, ч—1 |
115 |
125— 175 |
Разбавление бутилена водяным паром, моль/моль |
1 :20 |
1 :20 |
Конверсия бутилена за проход, % |
33—37 |
45—55 |
Избирательность, мол.% |
88—90 |
90—94 |
Утомляемость катализатора Дау Б характеризуется следующи
ми данными [123] (объемная скорость 118 ч~разбавление бутилена водяным паром 1:21 моль/моль; длительность дегидрирования 1 ч):
Длитель |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ность служ |
|
|
|
|
|
|
|
||
бы, месяцы |
|
|
|
|
|
|
|
||
Температура |
|
602 |
621 |
628 |
634 |
635 |
639 |
640 |
|
парогазовой |
|
|
|
|
|
|
|
||
смеси |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
входе, |
°С |
|
27 |
|
|
|
|
|
|
Перепад |
тем |
29 |
28 |
26 |
23 |
27 |
|
||
пературы |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
слое, |
°С |
% |
29 |
|
|
|
|
|
|
Конверсия, |
32 |
35 |
36 |
36 |
35 |
34 |
|||
Избиратель |
|
90 |
91 |
91 |
90 |
90 |
89 |
88 |
|
ность, |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
После семи месяцев работы удельная поверхность катализатора уменьшается до 2 мг/г, что непосредственно не связано с понижением активности.
Считается [123], что одной из причин снижения активности явля ются потери окиси хрома вследствие взаимодействия его с органи ческими хлоридами: за три месяца содержание Сг20 3 может пони зиться до половины. Допустимая потеря хрома неизвестна. Другая причина снижения — постепенное отравление катализатора соля ми меди, поступающими с бутиленом после системы разделения: за семь месяцев даже при тщательной очистке бутилена содержание
50
меди может достигнуть 0,04 % веса катализатора. Допустимое со держание меди неизвестно.
Особо следует подчеркнуть высокую чувствительность катали затора Дау Б: большинство металлов и их окислов, особенно медь и никель, являются для Дау Б ядами. По этой причине реакторы из хромо-никелевой стали футеруются жаропрочным бетоном. Катализатор при регенерации нельзя перегревать выше 680° С. «Переокисление» катализатора при регенерации или «перевосстановление» может привести к повышению конверсии и резкому умень шению избирательности [123]. Несмотря на все предосторожности катализатор иногда начинает резко ускорять крекинг, при этом таблетки могут рассыпаться в порошок [121]. В таком случае пони жение температуры — единственный путь уменьшения скорости крекинга. Для повышения стабильности катализатора рекоменду ется периодически (через 3 месяца) обрабатывать его водяным паром при температуре 675°С [123].
Важные исследования по определению фазового состава и при роды активных центров хром-кальций-никель-фосфатного катализа тора, близкого по составу к катализатору Дау Б, проведены Р. А. Буяновым и сотрудниками [208]. Они, в частности, установи ли, что указанный катализатор является однофазной системой, т. е. твердым раствором замещения на основе Са3 (Р04)2, в котором часть ионов кальция замещена на ионы никеля и хрома.
Активные центры, по-видимому, образованы соединениями, включающими никель, а фосфат кальция выполняет функцию носи теля, стабилизирующего ионы никеля путем образования твердого раствора. Ионы никеля находятся в поверхностном слое кристал лической решетки катализатора и вследствие стабилизирующего вли яния фосфата кальция не могут восстанавливаться до металла при дегидрировании. Образование металлического никеля привело бы, конечно, к резкому увеличению скорости крекинга бутилена и бута диена. Р. А. Буяновым и сотрудниками установлено, что крекирую щая активность фосфата никеля значительно выше, чем смешанного
калъций-никель-фосфатного. Следовательно, образование |
фосфата |
||
никеля также |
нежелательно. |
|
|
О к и с и ы й |
х р о м - ж е л е з о - ц и н к о в ы й |
к а т а |
|
л и з а т о р |
(К-16). Промышленный катализатор К-16 изготовля |
ется в виде цилиндриков диаметром 3—4 и длиной до 10 мм, плот ность слоя 1350 кг/м3, удельная поверхность после изготовления — около 20, а после периода разработки — 11—12 м2/г [10].
По данным [126], в катализаторе К-16 до работы имеются сле дующие соединения (вес.%): Сг03 — 0,5; Сг20 3— 5—6; ZnO — 2—4; Fe20 3 — 15—17; ZnCr20 4 — 45—50; FeCr20 4 — 20—25. Таким об разом, катализатор состоит в основном из хромитов цинка и железа, имеющих структуру шпинелей; не связанные в шпинель окислы же леза, хрома и цинка находятся в высокодисперсном состоянии.
Некоторые авторы [128] начальную удельную поверхность ка тализатора К-16 оценивают в 32, а после разработки — 15 м 2/г.
4 * |
5 1 |
Разработка катализатора — это формирование его пористой струк туры, обеспечивающей повышение избирательности и срока служ бы путем проведения последовательных циклов дегидрирование — регенерация. Режим разработки отличается от последующего рабо чего режима эксплуатации катализатора. Условия разработки влия ют на последующую активность и стабильность катализатора.
Согласно данным [128], в промышленных условиях лучшие пока затели обеспечиваются таким режимом разработки: температура дегидрирования 540—560° С, объемная скорость по углеводородам
400—600 ч~1, разбавление водяным паром 1 : 10 (моль/моль), последо вательность и продолжительность дегидрирования: три раза — по 1 ч, два раза — по 2 ч, два раза — по 3 ч, температура регенера ции 610° С. При такой разработке удельная поверхность катализато ра уменьшается от 32 до 15 м2/г. После разработки средний вы ход бутадиена в промышленном реакторе за 250 ч работы состав
ляет |
15,7 |
вес.%, |
а |
избирательность — 79,5 вес.%. |
Р . |
А. |
Буянов |
и |
сотрудники [126, 127] изучили физико-химиче- |
скиехарактеристики катализатора К-16 и нашли, что в процессе раз работки формируется более устойчивая широкопористая структура катализатора в результате перехода части свободных окислов в шпинели и укрупнения кристаллических образований (табл. 21). Формирование структуры катализатора К-16 с более крупными по рами ослабляет влияние внутридиффузионного торможения, что и является причиной повышения избирательности.
Таблица 21
Изменение структуры хром-железо-цинкового катализатора при разработке [127]
Характеристика катализатора
Удельная поверхность, х 2/г Общий объем пор, см?!г Радиус мелких пор, А
До разра |
После раз |
ботки |
работки |
22,0 |
18,0 |
0,22 |
0,9 |
НО |
400 |
Активность катализатора К-16 в течение одного рабочего цикла существенно изменяется, хотя и не столь резко, как активность ката лизатора Дау Б. Так, в лабораторном изотермическом реакторе при температуре 600° С, объемной скорости 1000 ч~ 1 и мольном разбав лении 10:1 активность за 6 ч дегидрирования изменяется следую щим образом [10]:
Продолжитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
ность работы, |
ч |
35,4 |
34,6 |
28,3 |
21,7 |
14,4 |
|
Выход |
С4Н0, |
30,0 |
|||||
мол.% |
|
|
|
|
|
|
|
Избирательность, |
- 82,2 |
88,2 |
92,4 |
91,5 |
92,8 |
88,2 |
|
МОЛ.% |
|
|
|
|
|
|
Аналогичным образом изменяются выходы и в адиабатическом реакторе. Например, в полупромышленном трехслойном реакторе с
52
вводом водяного пара в каждый из слоев при температуре в верх ней части каждого слоя 600°, суммарной объемной скорости подачи
бутилена 345 ч-1 и разбавлении водяным паром в первом слое 5,5 : : 1, во втором 9,5 : 1 и в третьем 12 : 1 моль!моль получены такие по казатели [10]:
Продолжительность работы, ч |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выход С4Н„, вес.% |
23,2 |
28,0 |
32,2 |
30,9 |
27,9 |
Избирательность, вес.% |
71,7 |
79,3 |
00,0 |
02,0 |
80,5 |
Как следует из этих данных, первый час работы катализатора харак теризуется низкой избирательностью, что является одним из недо статков катализатора К-16.
Причины изменения активности и избирательности в течение од ной фазы дегидрирования пока нельзя считать достаточно изучен ными, однако исследованиями последних лет [126] многое уже
выяснено. |
Установлено, что |
|
в катализаторе |
К-16, содер |
|
жащем |
после |
регенерации |
0,42% шестивалентного хрома и 0,45% двухвалентного желе за, уже после 2 мин дегидри рования Сг6+ исчезает, а со
держание Fe2+ увеличивается до 4,2% и далее остается по стоянным. На этом основании считают, что в первые же ми
нуты дегидрирования Сг6+ вос
станавливается |
до |
Сг3+, |
а |
Рис. |
4. Изменение величины удельной |
|||
Fe03 — до Fe30 4 |
Однако |
по |
||||||
поверхности (1) и содержания |
Сг6+ после |
|||||||
вышение активности |
и изби |
|||||||
регенерации (2) при старении |
хром-желе- |
|||||||
рательности |
происходит |
го |
зо-цинкового катализатора. |
|
||||
раздо медленнее. На основа |
|
|
|
|||||
нии данных |
по изменению магнитных свойств и параметра решет |
|||||||
ки делается |
вывод о том, что образующаяся Fe30 4 частично кри |
|||||||
сталлизуется |
в шпинель и |
частично |
взаимодействует с хроматами |
железа и цинка с образованием твердого раствора. Эти изменения, предположительно, и приводят к повышению активности катали затора.
Повышение избирательности, по-видимому, можно объяснить блокировкой самых мелких пор углистыми отложениями, что умень шает внутридиффузионное торможение и выводит процесс дегидри рования в кинетическую область (из-за малой скорости диффузии в мелких порах образующийся бутадиен в большей степени разлага ется именно в таких порах) [126, 128]. Дальнейшее снижение актив ности может вызываться только зауглероженностью катализатора.
Второй недостаток катализатора К-16 — сравнительно неболь шой срок его службы. Падение активности катализатора в процессе
53