Файл: Тюряев И.Я. Теоретические основы получения бутадиена и изопрена методами дегидрирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 5
на количество удаляемого кислорода. Однако это не означает, что в данных условиях скорость горения углеводородов и водорода за счет избыточного кислорода не зависит от температуры. Дело в том, что в опытах наблюдается не скорость образования СО, С02 и Н20, а скорость их выделения, которая определяется скоростью десорбции этих веществ из катализатора. Для подтверждения были проведены опыты, в которых в течение первых 4 мин катализатор продувался
водородом (570° С, объемная скорость 1000 ч-1), а затем 8 мин пода вался бутан при тех же условиях. После продувки катализатора водородом в продуктах окисления кислорода содержалось в два раза, а воды — в три раза больше, чем в соответствующих опытах без продувки водородом, причем водородом уносится (десорбируется) лишь около 15—20% количества воды, выделяющейся затем при де гидрировании. Следовательно, скорость взаимодействия водорода с избыточным кислородом больше скорости взаимодействия углево дородов, однако скорость десорбции воды водородом во много раз меньше, чем бутаном или бутиленом. Влажность контактного газа в этих опытах составляла:
Время отбора проб га- |
0—2 |
2—4 |
4—6 |
6—8 |
за, мин |
|
|
|
|
Влажность газа, г/м3 |
11,3 |
10,8 |
13,0 |
9,7 |
При сравнении этих данных с данными табл. 17 видно, что влаж ность контактного газа в случае предварительной продувки катали затора водородом выше, чем в опытах без продувки; даже в конце дегидрирования она в первом случае все еще очень велика (9,7 г/м3). Оптимальный выход не достигается даже к концу восьмиминутного цикла и составляет только 37% (вместо 44% в опытах без продувки). Приведенные данные свидетельствуют о том, что десорбция воды с катализатора — медленный процесс. Это подтверждено и опытами, результаты которых изложены в главе V. Состав продуктов горения за счет избыточного кислорода (т. е. соотношение между количест вами С02, СО и Н20) указывает на то, что избыточный кислород взаимодействует в основном с углеводородами С4
Таким образом, каталитическое дегидрирование к-бутана на алюмо-хромовых катализаторах является нестационарным процес сом: непосредственно после регенерации активность катализатора примерно в два раза ниже максимально достигаемой при данном режиме, что вызывается избыточным содержанием кислорода на катализаторе (в виде окислов шестивалентного хрома и адсорбиро ванного кислорода). По мере того как избыточный кислород расходу ется на горение, а образующаяся при этом вода удаляется, актив ность катализатора повышается.
Аналогичные зависимости получены и при дегидрировании изо пентана 1116]. Следовательно, состав катализатора изменяется в результате его взаимодействия с реакционной средой (уменьшается
45
содержание высших окислов хрома), однако активность катализа тора связана не только с его текущим составом, но и с содержанием адсорбированной катализатором воды, или с влажностью выходя щего контактного газа. Активность катализатора достигает макси мальной величины, когда содержание воды в выходящем контакт ном газе не превышает 4—6 г/м3. Следует подчеркнуть, что влаж ность контактного газа определяется скоростью десорбции образую щейся воды. Восстановление шестива.аентного хрома, десорбция кислорода и горение протекают со значительно большей скоростью.
Минимальное содержание воды на промышленном алюмо-хромо- вом катализаторе, при котором наблюдается максимальная актив ность, характеризуется следующими величинами [113]:
Температура |
дегидрирования |
550 |
570 |
590 |
н-бутана, |
°С |
|||
Содержание |
воды в катализа |
2,2 |
3,0 |
3,4 |
торе, мг/г |
|
Следовательно, чем выше температура дегидрирования, тем ката лизатор менее чувствителен к отравляющему действию воды. Исходя из этого, можно заключить, что при дегидрировании бутана на уста новках с циркулирующим катализатором его активность по всей высоте будет максимальной лишь в том случае, если содержание воды в нем не выше указанного минимума, соответствующего темпе ратуре в данном сечении реактора. Если же по мере прохождения катализатором реактора содержание воды в нем в результате де сорбции все время уменьшается и приближается к минимальному, активность катализатора будет непрерывно возрастать, поэтому вполне реален случай, когда активность катализатора на выходе из реактора будет выше, чем на входе [113].
Утомляемость катализатора. При длительной эксплуатации в промышленных условиях активность алюмо-хромовых катализато ров понижается. Причины этого могут быть различны. При дегидри ровании бутана до бутилена на установках с неподвижным слоем катализатора снижение активности катализатора связано, главным образом, с постепенным отравлением катализатора водой и с за грязнением его окислами железа [10]. Длительность службы катали затора одностадийного дегидрирования также определяется загряз ненностью окислами железа [5]. При предотвращении такого загряз нения катализатор служит один-два года.
КАТАЛИЗАТОРЫ ДЕГИДРИРОВАНИЯ я-БУТИЛЕНА И ИЗОАМИЛЕНА
Катализаторов для дегидрирования только бутана или толь ко изопентана пока нет. Также нет промышленных катализаторов, специально предназначенных для дегидрирования «-бутилена или изоамилена. Характеристика известных промышленных катализа торов дегидрирования «-бутилена и изоамилена представлена в табл. 19. Хотя все эти катализаторы эксплуатируются уже в течение
46
Т а б л и ц а 19
Характеристика промышленных катализаторов для дегидрирования бутилена [10]
М арка |
Состав, % |
|
Выход |
б у т а |
И збира |
|
к а тал и |
У словия эк сп луата |
Л и т ер а т у |
||||
затора |
|
диена, |
мол.% |
тельность, |
||
|
ции |
|
|
мол. % |
ра |
|
|
|
|
|
1707
Шелл
105
Шелл
205
Филлипе 1490
Дау Б
К-16
72,4MgO +
+4,6СиО +
+18,4Fe20 3 +
+4,6К20
90Fe„O, +
+4СгД +
+6К2С03
То же, но с большим содержанием К2С03
Не известен
Ca„Ni (PO«),. стабилизирован- ' ный 2% Сг20 3
Окисный хромжелезоцинковый
Температура 630° С, объемная скорость 400 ч—1, разбавление па ром 10 : 1 *, дегидрирование 1 ч, регенерация 1 ч
Температура 630° С, объемная скорость 400 ч—1, разбавление па ром 10:1, длитель ность работы без регенерации — около недели
Температура 677° С, объемная скорость 500 ч—1, разбавление па ром 8: 1, дегидри рован ие 24 ч, регенерация 1 ч
Температура 649 ° С, разбавле ние паром 10:1, не требует регене рации в течение года
Температура 593—677° С, объемная скорость 125—175 ч - 1, разбавление па ром 20 : 1, дегидрирование 15—30 мин., регенерация 15—30 мин
Температура 585—630° С, объемная скорость 600 ч—1, разбавление паром 11:1, дегидрирование 4—6 ч, регене рация 1 ч
20,2 |
73 |
[6,89] |
19,0—20,3 |
69—72 |
[6, 62, 89, |
|
|
121] |
19,5—20,5 |
73—75 |
[6, 62, 89] |
20,5 |
76 |
[89] |
42,5— |
90—94 |
[122— |
49,5 ** |
|
—124] |
18—20 |
85—90*** [10, 120] |
*М ольное отношение Н30 :С 4Нв.
**М аксимальный выход.
***По данным, полученным на полупромы ш ленной установке [10].
47
двух десятилетий, их физико-химические свойства описаны в лите ратуре далеко не так подробно, как свойства алюмо-хромовых катализаторов. Значительно больше сведений о катализаторах марок Дау Б и К-16.
Общие сведения о катализаторах. По своему составу катализато ры дегидрирования олефиновых углеводородов более разнообраз ны по сравнению с катализаторами дегидрирования парафиновых углеводородов и могут быть разделены на две группы: смешанные соли (Дау Б) и окислы (смесь окислов металлов). Общим для всех окисных катализаторов с известным составом является содержание в них в качестве одного из компонентов окиси железа; для ка тализаторов Шелл окислы железа служат основой. Во всех ката лизаторах, за исключением катализатора 1707, содержится окись хрома.
К а т а л и з а т о р 1707 использовался в США в годы второй мировой войны и в настоящее время не применяется. В связи с этим останавливаться на его свойствах нет необходимости.
К а т а л и з а т о р Ш е л л 105, по-видимому, уже не исполь зуется. Масштабы применения за рубежом трех основных промыш ленных катализаторов — Шелл 205, Филлипс 1490 и Дау Б — можно приблизительно оценить исходя из опубликованных данных. В Канаде и в Англии преимущественно используется катализатор Дау Б [89]. Для США полных данных для всех заводов не имеется; известно [89], что катализатор Шелл 205 применяется на заводах общей мощностью порядка 250 тыс. т бутадиена в год, катализатор Филлипс — 100, а катализатор Дау Б — порядка 160 тыс. т бута диена в год. Имеются указания [125], что в США был разработан но вый, более эффективный катализатор дегидрирования бутилена на основе окиси цинка, промотированный галлием, однако никаких сведений о его составе, свойствах и промышленном использовании не имеется.
В СССР для дегидрирования н-бутилена в течение многих лет при меняется катализатор К-16 [10], а затем для этих целей был создан катализатор марки КНФ и разработаны процессы дегидрирования на нем н-бутилена и изоамилена [16].
К а т а л и з а т о р Ш е л л 205 выпускается в виде краснова то-коричневых таблеток двух размеров: около 10 X 10 мм — для засыпки нижнего слоя реактора и 5 X 5 мм — для засыпки основ ного слоя. Плотность слоя катализатора 1200 кг/м5. Фирма-изго товитель («Шелл Кемикл Корпорейшн») указывает, что в лаборатор ном реакторе «при весьма специфических условиях проведения опы тов» конверсия бутилена на катализаторе Шелл 205 составляет 20— 26% при избирательности 75—85%, что соответствует выходу бута диена 17—19% [10].
Отмечаются следующие положительные качества этого катали затора [121]: большая механическая прочность, устойчивость в работе (нечувствительность к колебаниям производственных усло вий), относительно небольшие потери времени на регенерацию,
48
небольшое разбавление водяным паром, отсутствие потребности в воздухе для регенерации (регенерация только паром), долговечность (срок службы от одного года до двух лет). Недостаток катализато ра — низкая избирательность.
К а т а л и з а т о р Д а у Б. Основа этого катализатора — двойная фосфорнокислая соль кальция и никеля, стабилизированная окисью хрома. Химический состав фосфата выражается формулой CasNi (Р04)„. В исходную пасту добавляется 2% графита для улуч шения формовки.
Катализатор Дау Б выпускается в виде таблеток 4,8 X 4,8 мм и имеет до прокалки следующий химический состав (вес. %) [121]:
Р04~ — 53,5; Са — 30,0; |
Ni — 5,0; |
Сг20 3 — 2,0; С |
(графит) — |
0,2; Н20 — 6,0; остальное |
(1,5% )— |
не указывается. |
Фактически |
атомное отношение Ca: Ni = 8,79 : 1,00, а (Ca + Ni) : Р 04 = 1,47 :
: 1,00 [ 122] .
Свежий катализатор после прокаливания имеет удельную по верхность 5—6 ж2/г. Введение окиси хрома в катализатор Дау Б приводит не только к его стабильности, но и к повышению активнос ти, что видно из данных, полученных при дегидрировании бутилена
(температура 650° С, объемная скорость около 300 ч—1, мольное от ношение С4Н8 : Н20 = 1 : 20, длительность дегидрирования 1 ч) [122]. Приводим данные о содержании С4Н0 во фракции С4, %:
Продолжи- |
1 |
2 |
3 |
18 |
21 |
42 |
49 |
256 |
тельность |
||||||||
работы, |
ч |
|
|
|
|
|
|
|
Катализатор |
39,0 |
38,6 |
38,4 |
32,8 |
32,0 |
29,4 |
|
|
без Сг20 3 |
— |
— |
||||||
Катализатор |
|
|
|
|
|
|
|
|
о 1% |
42,4 |
43,0 |
43,4 |
44,4 |
44,2 |
43,4 |
42,8 |
42,2 |
Сг20 3 |
||||||||
В промышленных условиях |
на свежезагруженном катализаторе |
|||||||
процесс дегидрирования «-бутилена начинают проводить при |
темпе |
|||||||
ратуре 538—566° С |
[124], |
а затем в течение одной-двух |
недель |
|||||
температуру дегидрирования постепенно |
повышают до 620° С. Оп |
тимальной температурой по производительности считается 620—
663° С, |
а |
оптимальная |
длительность |
дегидрирования — 15 |
мин |
|||
(такая же длительность и регенерации). |
на |
показатели |
про |
|||||
О |
влиянии производственных условий |
|||||||
мышленной |
установки (реактор — вертикальный сосуд диамет |
|||||||
ром |
4,8 |
м, |
высота слоя |
катализатора 1,8 |
м) |
свидетельствуют |
||
данные табл. 20. Катализатор Дау Б |
отличается |
от других следу |
ющими особенностями: более высокой температурой дегидрирова ния, большим разбавлением водяным паром, небольшой объемной скоростью подачи бутилена. Все это указывает на то, что ско рость дегидрирования на нем (на единицу объема или веса) заметно
4 3 -1 3 1 8 |
49 |