Файл: Тюряев И.Я. Теоретические основы получения бутадиена и изопрена методами дегидрирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на количество удаляемого кислорода. Однако это не означает, что в данных условиях скорость горения углеводородов и водорода за счет избыточного кислорода не зависит от температуры. Дело в том, что в опытах наблюдается не скорость образования СО, С02 и Н20, а скорость их выделения, которая определяется скоростью десорбции этих веществ из катализатора. Для подтверждения были проведены опыты, в которых в течение первых 4 мин катализатор продувался

водородом (570° С, объемная скорость 1000 ч-1), а затем 8 мин пода­ вался бутан при тех же условиях. После продувки катализатора водородом в продуктах окисления кислорода содержалось в два раза, а воды — в три раза больше, чем в соответствующих опытах без продувки водородом, причем водородом уносится (десорбируется) лишь около 15—20% количества воды, выделяющейся затем при де­ гидрировании. Следовательно, скорость взаимодействия водорода с избыточным кислородом больше скорости взаимодействия углево­ дородов, однако скорость десорбции воды водородом во много раз меньше, чем бутаном или бутиленом. Влажность контактного газа в этих опытах составляла:

Время отбора проб га-

0—2

2—4

4—6

6—8

за, мин

 

 

 

 

Влажность газа, г/м3

11,3

10,8

13,0

9,7

При сравнении этих данных с данными табл. 17 видно, что влаж­ ность контактного газа в случае предварительной продувки катали­ затора водородом выше, чем в опытах без продувки; даже в конце дегидрирования она в первом случае все еще очень велика (9,7 г/м3). Оптимальный выход не достигается даже к концу восьмиминутного цикла и составляет только 37% (вместо 44% в опытах без продувки). Приведенные данные свидетельствуют о том, что десорбция воды с катализатора — медленный процесс. Это подтверждено и опытами, результаты которых изложены в главе V. Состав продуктов горения за счет избыточного кислорода (т. е. соотношение между количест­ вами С02, СО и Н20) указывает на то, что избыточный кислород взаимодействует в основном с углеводородами С4

Таким образом, каталитическое дегидрирование к-бутана на алюмо-хромовых катализаторах является нестационарным процес­ сом: непосредственно после регенерации активность катализатора примерно в два раза ниже максимально достигаемой при данном режиме, что вызывается избыточным содержанием кислорода на катализаторе (в виде окислов шестивалентного хрома и адсорбиро­ ванного кислорода). По мере того как избыточный кислород расходу­ ется на горение, а образующаяся при этом вода удаляется, актив­ ность катализатора повышается.

Аналогичные зависимости получены и при дегидрировании изо­ пентана 1116]. Следовательно, состав катализатора изменяется в результате его взаимодействия с реакционной средой (уменьшается

45


содержание высших окислов хрома), однако активность катализа­ тора связана не только с его текущим составом, но и с содержанием адсорбированной катализатором воды, или с влажностью выходя­ щего контактного газа. Активность катализатора достигает макси­ мальной величины, когда содержание воды в выходящем контакт­ ном газе не превышает 4—6 г/м3. Следует подчеркнуть, что влаж­ ность контактного газа определяется скоростью десорбции образую­ щейся воды. Восстановление шестива.аентного хрома, десорбция кислорода и горение протекают со значительно большей скоростью.

Минимальное содержание воды на промышленном алюмо-хромо- вом катализаторе, при котором наблюдается максимальная актив­ ность, характеризуется следующими величинами [113]:

Температура

дегидрирования

550

570

590

н-бутана,

°С

Содержание

воды в катализа­

2,2

3,0

3,4

торе, мг/г

 

Следовательно, чем выше температура дегидрирования, тем ката­ лизатор менее чувствителен к отравляющему действию воды. Исходя из этого, можно заключить, что при дегидрировании бутана на уста­ новках с циркулирующим катализатором его активность по всей высоте будет максимальной лишь в том случае, если содержание воды в нем не выше указанного минимума, соответствующего темпе­ ратуре в данном сечении реактора. Если же по мере прохождения катализатором реактора содержание воды в нем в результате де­ сорбции все время уменьшается и приближается к минимальному, активность катализатора будет непрерывно возрастать, поэтому вполне реален случай, когда активность катализатора на выходе из реактора будет выше, чем на входе [113].

Утомляемость катализатора. При длительной эксплуатации в промышленных условиях активность алюмо-хромовых катализато­ ров понижается. Причины этого могут быть различны. При дегидри­ ровании бутана до бутилена на установках с неподвижным слоем катализатора снижение активности катализатора связано, главным образом, с постепенным отравлением катализатора водой и с за­ грязнением его окислами железа [10]. Длительность службы катали­ затора одностадийного дегидрирования также определяется загряз­ ненностью окислами железа [5]. При предотвращении такого загряз­ нения катализатор служит один-два года.

КАТАЛИЗАТОРЫ ДЕГИДРИРОВАНИЯ я-БУТИЛЕНА И ИЗОАМИЛЕНА

Катализаторов для дегидрирования только бутана или толь­ ко изопентана пока нет. Также нет промышленных катализаторов, специально предназначенных для дегидрирования «-бутилена или изоамилена. Характеристика известных промышленных катализа­ торов дегидрирования «-бутилена и изоамилена представлена в табл. 19. Хотя все эти катализаторы эксплуатируются уже в течение

46


Т а б л и ц а 19

Характеристика промышленных катализаторов для дегидрирования бутилена [10]

М арка

Состав, %

 

Выход

б у т а ­

И збира­

 

к а тал и ­

У словия эк сп луата ­

Л и т ер а т у ­

затора

 

диена,

мол.%

тельность,

 

ции

 

 

мол. %

ра

 

 

 

 

1707

Шелл

105

Шелл

205

Филлипе 1490

Дау Б

К-16

72,4MgO +

+4,6СиО +

+18,4Fe20 3 +

+4,6К20

90Fe„O, +

+4СгД +

+6К2С03

То же, но с большим содержанием К2С03

Не известен

Ca„Ni (PO«),. стабилизирован- ' ный 2% Сг20 3

Окисный хромжелезоцинковый

Температура 630° С, объемная скорость 400 ч—1, разбавление па­ ром 10 : 1 *, дегидрирование 1 ч, регенерация 1 ч

Температура 630° С, объемная скорость 400 ч—1, разбавление па­ ром 10:1, длитель­ ность работы без регенерации — около недели

Температура 677° С, объемная скорость 500 ч—1, разбавление па­ ром 8: 1, дегидри­ рован ие 24 ч, регенерация 1 ч

Температура 649 ° С, разбавле­ ние паром 10:1, не требует регене­ рации в течение года

Температура 593—677° С, объемная скорость 125—175 ч - 1, разбавление па­ ром 20 : 1, дегидрирование 15—30 мин., регенерация 15—30 мин

Температура 585—630° С, объемная скорость 600 ч—1, разбавление паром 11:1, дегидрирование 4—6 ч, регене­ рация 1 ч

20,2

73

[6,89]

19,0—20,3

69—72

[6, 62, 89,

 

 

121]

19,5—20,5

73—75

[6, 62, 89]

20,5

76

[89]

42,5—

90—94

[122—

49,5 **

 

—124]

18—20

85—90*** [10, 120]

*М ольное отношение Н30 :С 4Нв.

**М аксимальный выход.

***По данным, полученным на полупромы ш ленной установке [10].

47


двух десятилетий, их физико-химические свойства описаны в лите­ ратуре далеко не так подробно, как свойства алюмо-хромовых катализаторов. Значительно больше сведений о катализаторах марок Дау Б и К-16.

Общие сведения о катализаторах. По своему составу катализато­ ры дегидрирования олефиновых углеводородов более разнообраз­ ны по сравнению с катализаторами дегидрирования парафиновых углеводородов и могут быть разделены на две группы: смешанные соли (Дау Б) и окислы (смесь окислов металлов). Общим для всех окисных катализаторов с известным составом является содержание в них в качестве одного из компонентов окиси железа; для ка­ тализаторов Шелл окислы железа служат основой. Во всех ката­ лизаторах, за исключением катализатора 1707, содержится окись хрома.

К а т а л и з а т о р 1707 использовался в США в годы второй мировой войны и в настоящее время не применяется. В связи с этим останавливаться на его свойствах нет необходимости.

К а т а л и з а т о р Ш е л л 105, по-видимому, уже не исполь­ зуется. Масштабы применения за рубежом трех основных промыш­ ленных катализаторов — Шелл 205, Филлипс 1490 и Дау Б — можно приблизительно оценить исходя из опубликованных данных. В Канаде и в Англии преимущественно используется катализатор Дау Б [89]. Для США полных данных для всех заводов не имеется; известно [89], что катализатор Шелл 205 применяется на заводах общей мощностью порядка 250 тыс. т бутадиена в год, катализатор Филлипс — 100, а катализатор Дау Б — порядка 160 тыс. т бута­ диена в год. Имеются указания [125], что в США был разработан но­ вый, более эффективный катализатор дегидрирования бутилена на основе окиси цинка, промотированный галлием, однако никаких сведений о его составе, свойствах и промышленном использовании не имеется.

В СССР для дегидрирования н-бутилена в течение многих лет при­ меняется катализатор К-16 [10], а затем для этих целей был создан катализатор марки КНФ и разработаны процессы дегидрирования на нем н-бутилена и изоамилена [16].

К а т а л и з а т о р Ш е л л 205 выпускается в виде краснова­ то-коричневых таблеток двух размеров: около 10 X 10 мм — для засыпки нижнего слоя реактора и 5 X 5 мм — для засыпки основ­ ного слоя. Плотность слоя катализатора 1200 кг/м5. Фирма-изго­ товитель («Шелл Кемикл Корпорейшн») указывает, что в лаборатор­ ном реакторе «при весьма специфических условиях проведения опы­ тов» конверсия бутилена на катализаторе Шелл 205 составляет 20— 26% при избирательности 75—85%, что соответствует выходу бута­ диена 17—19% [10].

Отмечаются следующие положительные качества этого катали­ затора [121]: большая механическая прочность, устойчивость в работе (нечувствительность к колебаниям производственных усло­ вий), относительно небольшие потери времени на регенерацию,

48


небольшое разбавление водяным паром, отсутствие потребности в воздухе для регенерации (регенерация только паром), долговечность (срок службы от одного года до двух лет). Недостаток катализато­ ра — низкая избирательность.

К а т а л и з а т о р Д а у Б. Основа этого катализатора — двойная фосфорнокислая соль кальция и никеля, стабилизированная окисью хрома. Химический состав фосфата выражается формулой CasNi (Р04)„. В исходную пасту добавляется 2% графита для улуч­ шения формовки.

Катализатор Дау Б выпускается в виде таблеток 4,8 X 4,8 мм и имеет до прокалки следующий химический состав (вес. %) [121]:

Р04~ — 53,5; Са — 30,0;

Ni — 5,0;

Сг20 3 — 2,0; С

(графит) —

0,2; Н20 — 6,0; остальное

(1,5% )—

не указывается.

Фактически

атомное отношение Ca: Ni = 8,79 : 1,00, а (Ca + Ni) : Р 04 = 1,47 :

: 1,00 [ 122] .

Свежий катализатор после прокаливания имеет удельную по­ верхность 5—6 ж2/г. Введение окиси хрома в катализатор Дау Б приводит не только к его стабильности, но и к повышению активнос­ ти, что видно из данных, полученных при дегидрировании бутилена

(температура 650° С, объемная скорость около 300 ч—1, мольное от­ ношение С4Н8 : Н20 = 1 : 20, длительность дегидрирования 1 ч) [122]. Приводим данные о содержании С4Н0 во фракции С4, %:

Продолжи-

1

2

3

18

21

42

49

256

тельность

работы,

ч

 

 

 

 

 

 

 

Катализатор

39,0

38,6

38,4

32,8

32,0

29,4

 

 

без Сг20 3

Катализатор

 

 

 

 

 

 

 

о 1%

42,4

43,0

43,4

44,4

44,2

43,4

42,8

42,2

Сг20 3

В промышленных условиях

на свежезагруженном катализаторе

процесс дегидрирования «-бутилена начинают проводить при

темпе­

ратуре 538—566° С

[124],

а затем в течение одной-двух

недель

температуру дегидрирования постепенно

повышают до 620° С. Оп­

тимальной температурой по производительности считается 620—

663° С,

а

оптимальная

длительность

дегидрирования — 15

мин

(такая же длительность и регенерации).

на

показатели

про­

О

влиянии производственных условий

мышленной

установки (реактор — вертикальный сосуд диамет­

ром

4,8

м,

высота слоя

катализатора 1,8

м)

свидетельствуют

данные табл. 20. Катализатор Дау Б

отличается

от других следу­

ющими особенностями: более высокой температурой дегидрирова­ ния, большим разбавлением водяным паром, небольшой объемной скоростью подачи бутилена. Все это указывает на то, что ско­ рость дегидрирования на нем (на единицу объема или веса) заметно

4 3 -1 3 1 8

49