Файл: Тюряев И.Я. Теоретические основы получения бутадиена и изопрена методами дегидрирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Область протекания реакции горения «угля» при температурах выше 400° С (внешнедиффузионная или внутридиффузионная) можно пределить по коэффициенту диффузии кислорода к поверх­ ности частицы и внутрь пор катализатора. Легко показать, что в описанных выше условиях коэффициент диффузии для кислорода

s а іо 1 2 и

й л и т в л ш о с т ь о п ы т а , м и л

6

В8 Ю 12

Ллителиностоопыта,мин

Рис. 34. Скорость выгорания уг­ листых отложений при регенера­ ции катализатора № 117 (объем­

ная скорость газа 8000 ч

*):

 

а — вли ян и е

тем пературы

( Р д

=

= 0 ,0 5 ат м): I

— 325,

2 — 350,

3

375° С (/ — Сн =

0,663: 2

сн =

= 0,666;

3 — Сн=

0,654

вес. % );

6 —

вли ян и е

н ачальной

кон цен трац ии

«угля» (350°

С;

P Q

= 0,05

атм)'.

1 — Сн =

0,457;

2 — 0,666;

3

1,046 вес. % ; в — вли ян и е начального

п арц и альн ого

давл ен и я

кислорода

(350° С; Сн =

I ...............

........

2 0,10 ат м .

D равен 1,7 см2/сек. Значения эффективного коэффициента диффу­ зии D3(j, для катализатора № 117, рассчитывают по уравнению*

Дэф —-

уснѵ0 Р*

_

I S L V/S

800тС 0 jM

 

)

где у — плотность частиц катализатора, г/см3-, Уд, — объем 1 моля кислорода в условиях регенерации, см.3-, D — размер частиц ката­ лизатора, см; т — время выгорания «угля» от начальной концент­ рации Св до конечной СК)сек\ М — вес 1 моля «угля» (12 г); Со,

* Это уравнение аналогично приведенным в работах [278, 279].

146


концентрация кислорода в газе, см3/см3 газа. Приводим рассчитан­ ные значения Пэф:

d, мм

0,8

1,5

3,0

£>эф, см2/сек

0,0010—0,0012

0,0030—0,0042

0,015—0,020

Несмотря на различие в структуре величины D 3ф для катализа­ тора № 117 оказались практически такими же, как и для катализа­ тора К-5.

Увеличение £>,ф с размером частиц алюмосиликатного катали­ затора отмечено в работе [278], где эта величина равна 0,001— 0,006 смг/сек. Возможно, что изменение 7)эф в зависимости от раз­ мера частиц объясняется тем, что с уменьшением частиц увеличи­ вается плотность упаковки, а следовательно, уменьшается поверх­ ность диффузии.

Из сравнения величин D и Д ,ф следует, что скорость выгора­ ния «угля» на катализаторе № 117 в диффузионной области опре­ деляется скоростью диффузии кислорода внутрь частиц. Скорость реакции во внутридиффузионной области выражается в этом слу­ чае уравнением того же типа, что и в кинетической области, но с заменой константы скорости на кажущуюся константу скорости kd, т. е. для скорости горения «угля» при регенерации

dC_

dx kJPP'o,.

Величина kd может быть найдена графически. При интегриро­ вании данного уравнения получается *

 

 

Си— С,<

= kdPо.т,

 

 

 

СНСК

 

откуда величина k d равна тангенсу угла

наклона

прямых зависи­

мости

Ск

от Р 0 х.

 

 

 

 

C-tfi«.

 

 

 

 

При

обработке опытных данных по

скорости

горения «угля»

на катализаторе № 117 при температуре выше 400° С с использова­ нием приведенного выше уравнения линейной зависимости не полу­ чено, поэтому применили следующее уравнение скорости:

§ - ^C Po,

или, после интегрирования:

ln - ^ - = kdP0,r.

UK

Зависимость ln (CJCK) от Р0і представлена на рис. 35, из которого следует, что кажущаяся константа скорости выгорания

При допущении постоянства среднего парциального давления Р 0>.

10*

147


углистых отложений при регенерации неподвижного слоя катали­ затора № 117 с размером частиц 0,8—3 мм при температуре 500— 600° С и исходном содержании «угля» 0,6—0,7 является почти по­

стоянной величиной, равной 0,25 атмГ{ сек~1.

Наблюдаемое уменьшение порядка реакции горения по концен­ трации «угля» можно предположительно объяснить изменением механизма горения при повышении температуры. Любопытно, что

Рис. 35. Графическое определение константы скорости горе­ ния «угля» при регенерации катализатора № 117:

Сн, вес.% : / — 0,62; 2 — 0,55; 3 — 0,73; 4 — 0,64; тем п ература, °С: 1, 3, 4 — 500; 2 — 600; d, мм: I, 2 — 3,0; 3 — 1,5; 4 — 0,8.

скорость выгорания «угля» при регенерации промышленного алю- мо-хромового катализатора одностадийного дегидрирования бутана (катализатор Гудри) выражается также уравнением первого поряд­ ка по «углю» [282], которое в указанной работе приводится в сле­ дующем виде:

Ц

dx = kPo> f,

где f — текущее количество «угля» (в долях от исходного содер­ жания).

Для катализатора Гудри (частицы-цилиндрики диаметром 3 мм и длиной 4 мм; удельная поверхность 50 м2/г; начальная концент­ рация «угля» 0,04—3 вес. %; состав «угля»: С—95, Н —5 вес. %; Р0г — = 0,25—0,39 атм; общее давление 1,1—1,9 атм) энергия актива­ ции процесса выгорания «угля» в температурном интервале 339— 444° С равна 18500 ± 1700 кал/моль [282], а

lnk = ---- --------

1-13,27,

где Т выражено в градусах Фаренгейта. С повышением темпера­ туры скорость горения тормозится внутренней диффузией. Эффек­

148

тивный коэффициент диффузии в поры катализатора найден рав­ ным 0,031 см2/сек, что очень близко к значению £)эф для катализа­ тора № 117 с таким же размером частиц.

Сравнение данных по скорости выгорания «угля» на катализа­ торах К-5 и № 117 показывает, что на катализаторе К-5 скорость горения в несколько раз больше, чем на катализаторе № 117. Следовательно, состав катализатора (даже одного типа) существен­ но влияет на скорость горения углистых отложений.

Выгорание углистых отложений при регенерации катализаторов паро-воздушной смесью

Кинетические закономерности этого процесса для большин­ ства катализаторов дегидрирования практически не исследованы, поэтому ограничимся лишь некоторыми замечаниями. При продувке катализатора паро-воздушной смесью углистые отложения взаи­ модействуют как с водяным паром, так и с кислородом. Скорость первого процесса значительно меньше второго: из практики извест­ но, что без введения воздуха регенерация (одним паром) идет очень медленно.

Казалось бы можно отдельно определить скорость регенерации водяным паром и скорость регенерации кислородом и, просумми­ ровав их, получить скорость регенерации в паро-воздушной смеси. Кроме того, есть основания предположить, что реакцией регенера­ ции паром можно вообще пренебречь, так как скорость ее мала по сравнению со скоростью регенерации кислородом. Однако в дейст­ вительности закономерности регенерации паро-воздушными сме­ сями оказались значительно сложнее. Так, по данным Р. А. Буя­ нова [283], скорость регенерации в паро-кислородных смесях на 1,5 порядка больше суммы скоростей регенерации катализатора водяным паром и аргоно-кислородными смесями. Состав газов регенерации в этих случаях также различен.

Для объяснения этих закономерностей высказывается [283] предположение о трех различных механизмах взаимодействия «угля»: с кислородом (в отсутствие водяного пара), с водяным паром (в отсутствие кислорода) и со смесью кислорода с водяным паром.

Это различие в скоростях хорошо иллюстрирует рис. 36:

скорость

регенерации

в паро-аргоно-кислородных смесях

(02 : Аг : НаО = 1 : 4 : 50,

мольное отношение) примерно в 30

раз больше скорости регенерации аргоно-кислородной смесью [283]. Общие закономерности регенерации активированного промыш­ ленного кальций-никель-фосфатного катализатора (удельная по­ верхность 5,3—6,4 м2/г, объем пор .0,34—0,40 см3/г) сводятся к сле­ дующему [283]. При регенерации катализатора с большим содер­ жанием «угля» (более 1 вес. %) паро-аргоно-кислородной и арго­ но-кислородной смесями скорость выгорания сначала повышается (до содержания «угля» около 0,5%), а затем уменьшается. При регенерации только водяным паром с увеличением концентрации

149


«угля» скорость выгорания также уменьшается и при содержании «угля» более 1,6% горение практически прекращается.

Во всех случаях наблюдается первый порядок реакции по кис­ лороду; процесс не осложняется внутридиффузионными факторами даже при использовании частиц размером 4,5—5 мм.

С,бес. %

— Т м и н

Рис. 36. Ход регенерации кальций-никель-фосфатного катализато­ ра водяным паром (/), аргоно-кислородной (2) и паро-аргоно-кисло­ родной (3) смесями (концентрация кислорода в смеси 2%, темпера­ тура 610° С).

Найдено, что при концентрации «угля» на катализаторе до 1 вес.% в температурном интервале 570—650° С скорость регене­ рации водяным паром

где С„акс — предельное содержание «угля», при котором регене­ рация паром практически не наблюдается из-за полной блокировки активных центров; для исследованного образца Смакс ~ 1,7%, а

k = 15,5 - exp (— 15 300/RT).

Скорость регенерации аргоно-кислородными и паро-аргоно-кис­ лородными смесями описывается уравнениями одного и того же типа:

различающимися только константами скоростей. При регенерации аргоно-кислородными смесями k2 = 0,43 exp (—85007&Г), при ре­ генерации паро-аргоно-кислородными k.2 = 97,5 exp (—8200!RT).

Интересно отметить, что скорость регенерации алюмосиликат­ ного катализатора в присутствии водяного пара возрастает 1284], что видно из полученного авторами уравнения

г — KPot (1 + к2Рн,о) ■С.

150

Причины различий в закономерностях регенерации хром- кальций-никель-фосфатного и алюмосиликатного катализаторов пока не ясны.

СКОРОСТЬ ОКИСЛЕНИЯ КАТАЛИЗАТОРОВ

 

 

Окислы металлов

переменной

валентности,

входящие

в состав катализаторов дегидрирования

углеводородов, в

про­

цессе регенерации частично

переходят из

низшего в

высшее

ва­

лентное состояние (окисляются). Характер протекания этиго про­ цесса указывает на то, что окислению подвергаются в основном окислы поверхностного слоя.

Окисление алюмо-хромовых катализаторов. Как указывалось в главе III, алюмо-хромовые катализаторы характеризуются тем, что в процессе дегидрирования окислы шестивалентного хрома восстанавливаются до трехвалентного [113]; при регенерации обра­ зуются соединения хрома с высшей валентностью.

Окисление Сг20 3 в алюмо-хромовых катализаторах изучали

многие авторы.

процесса окисления

хрома

Наиболее обстоятельное изучение

в алюмо-хромовых катализаторах (с

разным содержанием

Сг20 3)

проведено в работе [95], однако и в ней, как и во всех предыдущих, скорость процесса не исследовалась. Проанализируем полученные нами данные по скорости окисления промышленного алюмо-хромо- вого катализатора [10, 280].

Скорость образования шестивалентного хрома определяли на установке проточного типа. В кварцевый реактор загружали 5 г восстановленного катализатора с размером частиц около 0,7 мм, температуру печи доводили до заданной, а затем в печь помещали реактор, заполненный очищенным азотом. При достижении требуе­ мой температуры катализатора в реактор подавали азото-кислород­ ную смесь. После окончания опыта реактор заполняли азотом, вынимали из печи и быстро охлаждали. Содержание шестивалент­ ного хрома определяли иодометрическим методом: из навески катализатора шестивалентный хром экстрагировали водой при кипячении; подкисленный раствор (после добавления Na4P2Ö7) титровали гипосульфитом натрия в присутствии крахмала.

Предварительно было установлено, что при температуре 450— 600° С скорость окисления не зависит от объемной скорости газа

(в пределах 1000—4000 ч~х). Данные по скорости образования шести­

валентного хрома приведены

в табл. 48.

интервала 450—

Результаты исследований

для температурного

500° С хорошо описываются уравнением

 

 

С = Лт",

(Ѵ,7)

где С — содержание шестивалентного хрома, вес. %; А — темпе­ ратурный коэффициент; т — время, мин.

151


Показатель степени п оказался равным 0,098, а температурная зависимость коэффициента А выражается уравнением

 

 

lg А = - И І Іі + 0,766,

 

(Ѵ,8)

откуда

величина

кажущейся

энергии

активации

процесса Е =

= 3700

калімоль.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 48

 

 

 

 

 

 

 

Влияние температуры на скорость образования

 

 

шестивалентного хрома (вес.%) при окислении

 

 

промышленного алюмо-хромового катализатора

 

 

Темпе-

 

 

Время, мин

 

 

 

р атѵ ра .

 

2

3

 

 

20

 

 

ÖC

 

5

10

60

 

400

 

 

 

0,36

0,39

0,46

0,52

 

450

.—

0,52

0,56

0,58

0,65

 

500

0,065

0,51

0,53

0,60

0,67

0,69

0,75

 

550

0,57

0,63

0,65

0,69

0,75

0,78

0,82

 

600

0,67

0,69

0,70

0,72

0,75

0,80

0,85

 

П р и м е ч а н и е .

Объемная

скорость

газа 4000 ч

концен­

 

трация кислорода на

входе в

рёактор 5% [lOJ.

 

 

Итак, скорость образования шестивалентного хрома при окис­ лении промышленного алюмо-хромового катализатора описывается. уравнением

С == Лт0,098

(Ѵ,9)

Полученное уравнение аналогично уравнению

предложенному для описания скорости восстановления Мо03 в Мо02 при обработке водородом алюмо-молибденового катализатора [254]. При интегрировании этого уравнения получим

 

ѵ »

=

т =

г ^

 

где

W0 и W — начальный

вес

катализатора и вес ко

времени т;

а и b — коэффициенты.

 

 

Мо03, коэффициент b найден

Для образца, содержащего 8,5%

[254]

равным 0,904; в этом случае показатель 1 — b =

0,096, что

почти равно полученному нами значению п. К сожалению, в работе [254] не указана величина Е (опыты проведены при одной темпе­ ратуре).

Полученную [10, 280] величину Е = 3700 калімоль для окисле­ ния Сг20 3 в СЮ3 можно сравнить с энергией активации реакции обмена О18 с окисью хрома, указанной в работе [285], в которой установлено, что кислород в окиси хрома обладает значительной подвижностью, а энергия активации изотопного обмена при тем­ пературах выше 410° С составляет 1000—4000 калімоль.

152