Файл: Тюряев И.Я. Теоретические основы получения бутадиена и изопрена методами дегидрирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Близкие результаты были получены [286] и при изучении ско­ рости образования шестивалентного хрома при окислении алюмо-

хромового

катализатора

(удельная поверхность

30 м3/г,

объем

пор 0,25

см31г, размер

частиц 0,25—0,3 мм,

плотность

слоя

0,83 г/см3) при температуре 550—800° С и парциальном давлении кислорода 0,05—0,2 атм. Окислению подвергали зауглероженный

катализатор. В этих условиях количество Сг6+ зависело не только от температуры и времени, но и от парциального давления кисло­ рода:

С =

Лт0-110- 1-2^

-

(Ѵ.Ю)

lg А =

700 ± 100

+

0,09

 

4 ,5757

1,1ЗР%

 

 

 

 

 

 

В промышленных условиях зоны выгорания «угля» и окисле­ ния катализатора разделены [10, 287], окисление катализатора и десорбция воды проводятся при продувке катализатора воздухом. В этом случае уравнение (V, 10) превращается в С = Лт0-0836, т. е. очень близкое к уравнению (Ѵ,9), а

lg А

700 ± 100

0,977.

4 ,5757

 

 

Вообще, из уравнения (Ѵ,10) следует, что влияние концентрации кислорода не велико. Так, при Рог = 0,1 атм п = 0,0968, что достаточно близко к п = 0,0836 при Р0г = 0,21 атм. Следует отметить, что в отсутствие диффузионного торможения концент­ рация кислорода вряд ли должна влиять на скорость окисления.

.Полученная в работе [286] величина Е указывает на возможность такого торможения.

Состав алюмо-хромовых катализаторов влияет на скорость образования Сг6+. Для уже упоминавшегося катализатора № 117 количество Сге+ при его окислении [281]

С =

А

т

0 ' 0 4 2 ,

lg А = ^

^

-

+ 0,677.

Кажущаяся энергия активации Е ~

2000 кал/моль.

Данные о скорости окисления

других катализаторов дегидри­

рования углеводородов не опубликованы, хотя влияние этих про­ цессов на свойства катализаторов несомненно.

СКОРОСТЬ ДЕСОРБЦИИ водяных ПАРОВ

Алюмо-хромовые катализаторы очень чувствительны к отравляющему действию воды, что можно объяснить сильной адсорб­ цией воды на у-А120 3. Известно [288], что каталитическая актив­ ность у-А120 3, например в реакции гидрирования С2Н4, повышается с увеличением температуры и длительности прокалки и понижается в присутствии паров воды; для полного отравления достаточно, чтобы на поверхности окиси алюминия адсорбировалось 0,15%

153



Н20 (или 1,5 мг на 1 г А120 3), что соответствует покрытию только 2% поверхности. Согласно одной из теорий [97], отравление алю- мо-хромовых катализаторов водой обусловлено взаимодействием

ее с активными центрами, содержащими Сг2+, в результате чего эти центры разрушаются.

Факт отравления алюмо-хромовых катализаторов водой явля­ ется бесспорным, а потому регенерация таких катализаторов долж­ на проводиться при условиях, обеспечивающих не только выгора­ ние углистых отложений, но и максимальную десорбцию водяных паров [287]. Следовательно, кинетические закономерности десорб­ ции воды необходимы и для проектирования установок, и для управ­ ления процессом.

Данные по скорости десорбции воды при прокалке промышлен­ ного катализатора дегидрирования бутана получены только в одной работе [280]. Опыты проводили на проточной установке. В реактор загружали 40 см3 высушенного при температуре 105° С катализато­ ра К-5 с частицами размером 0,7 мм. Реактор нагревали до 105° С, и катализатор вновь сушили в токе воздуха, осушенного хлорно­ кислым магнием. Затем температуру постепенно повышали до 650° С, и катализатор прокаливался в токе сухого воздуха до пре­ кращения выделения воды, определяемой по привесу поглотитель­ ных трубочек с хлорнокислым магнием. После 2-часовой прокалки при температуре 650° С выделение воды прекращалось; количество выделившейся при такой прокалке воды принималось за ее содер­ жание на катализаторе.

Скорость выделения воды при различных условиях определяли также по привесу поглотительных трубочек и оценивали для каж­ дой из температур по количеству воды, отнесенной к начальному ее содержанию при достижении данной температуры. Установлено, что скорость десорбции воды в исследованных условиях прак­ тически не зависит от объемной скорости воздуха,' что можно было предположить и априори, так как вследствие незначительного количества выделяемой воды концентрация ее в газе составляет лишь небольшую долю от равновесной величины, а поэтому движущаяся сила десорбции в этих условиях практически не зави­ сит от скорости подачи воздуха.

Общее количество десорбированной воды при нагревании ка­ тализатора до температуры 650° Си при прокалке при этой темпера­ туре в течение 1,5 ч равно 0,835 мгіг катализатора, а минимальное

содержание влаги (q0), остающейся при

прокалке до различной

температуры, составляет:

 

 

Т ем перату­

Содержание

влаги,

ра, °С

мг/г

 

300

0,445

 

400

0,334

 

500

0,207

 

600

0,092

 

650

0,02

 

154


Изменение отношения количества десорбированной воды q к ее начальному для данной температуры содержанию <7 „ (при объем­

ной скорости подачи воздуха 250 ч~') иллюстрируется данными табл. 49.

Т а б л и ц а 49

Скорость десорбции воды при прокалке катализатора К-5 |І0]

q/qa после прокалки в течение (мин)

Т ем п ерату­

 

 

 

 

 

р а , °С

10

20

30

60

90

 

300

0,075

0,10

0,12

0,175

0,19

400

0,07

0,13

0,165

0,24

0,29

500

0,12

0,17

0,25

0,34

0,41

600

0,21

0,25

0,4

0,595

650

0,25

0,275

0,72

0,99

Изменение величины qlq0 со временем достаточно хорошо вы­

ражается уравнением

 

qlqo — А т0,61

(Ѵ,П)

Найдено, что константа скорости десорбции для данной тем­ пературы определяется начальным содержанием воды (мг/г) на катализаторе:

0 ,2 -0 ,4

lg 4 , =

/800

\

- ^ + 0.49J

 

0,1—0,2

lg 4 , =

— ^ - + 0 ,6 5

 

< 0 ,1

lg

+ 2 ,6 1

(V, 12)

Такая зависимость константы скорости не является неожидан­ ной. Можно полагать, что часть воды на катализаторе адсорбиро­ вана физически, а часть хемосорбирована. Естественно предполо­ жить, что физически адсорбированная вода удаляется легче, чем хемосорбированная. Кажущаяся энергия активации десорбции хемо­ сорбированной воды должна быть близкой энергии активации хими­ ческих реакций. Полученные результаты подтверждают это; как видно из приведенных уравнений, энергия активации десорбции

воды

возрастает с температурой и при 600—650° С равна

15 600

кал!моль.

Из трех процессов, происходящих при регенерации алюмо-хро- мовых катализаторов (горение углистых отложений, окисление и десорбция воды), самым медленным является десорбция воды, а самым быстрым — выгорание «угля».

155


ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА И СВОЙСТВ КАТАЛИЗАТОРОВ ПРИ РЕГЕНЕРАЦИИ

Хотя об изменениях состава и свойств катализаторов уже неоднократно указывалось в соответствующих параграфах глав III, IV и V, необходимо еще раз возвратиться к этому в связи с рассмот­ рением процессов регенерации.

Изменение структуры. Поскольку регенерация катализаторов дегидрирования углеводородов проводится при более высоких тем­ пературах по сравнению с процессом собственно дегидрирования, все фазовые и структурные изменения катализаторов, вызывающие в конечном счете их старение (снижение активности), в основном протекают в период регенерации.

К сожалению, структурные и фазовые изменения промышлен­ ных катализаторов практически не изучены. Можно лишь указать на одно такое исследование [126, 127], в котором установлено, что старение (утомляемость) катализатора К-16 связано с постепен­ ным уменьшением удельной поверхности за счет кристаллизации; характер изменения удельной поверхности этого катализатора в промышленном реакторе представлен на рис. 4 (см. главу III).

Уменьшение удельной поверхности во времени, по-видимому, наблюдается и для других катализаторов дегидрирования [123], однако данные по зависимости активности катализаторов от удель­ ной поверхности не опубликованы.

Соотношение компонентов. Общим свойством всех промышлен­ ных катализаторов дегидрирования углеводородов является посте­ пенная потеря какого-либо из компонентов. Например, в процессе эксплуатации в катализаторе Дау Б уменьшается содержание Сг20 3 [123], в катализаторах Шелл — К20 , в хром-железо-цинко- вом — ZnO. Потеря тех или иных компонентов и изменения состава катализатора неизбежно должны приводить к уменьшению его активности, но никаких сведений об этом в литературе не имеется.

Изменение состава и свойств катализатора. Лишь для алюмохромовых катализаторов установлена качественная связь между составом после регенерации и активностью в реакции дегидриро­ вания rt-бутана.

Для выяснения зависимости между температурой регенерации, составом катализатора и его активностью была проведена [289] серия опытов с регенерацией одного из образцов алюмо-хромового катализатора при температуре 450—650° С. Регенерацию осуществ­ ляли воздухом в течение 1 ч. Активность катализатора оценивали по выходу бутилена при дегидрировании бутана в стандартных ус­

ловиях: температура 550° С, объемная скорость 1000 ч~\ длитель­ ность опыта 20 мин. Полученный контактный газ собирали и ана­ лизировали за первые 10 и за последующие 10 мин. Если регенера­ цию проводили при температуре 450—500° С, нагревание до темпе­ ратуры дегидрирования (550° С) осуществляли в токе очищенного азота для предотвращения дополнительного окисления; снижение

156