Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
муфта 6 через рычажный механизм 14 перемещает на жимной диск, который прижимает диск переднего хода к корпусу разобщительной муфты. Вследствие сил тре ния диск переднего хода сцепляется с корпусом и пус
тотелый вал 13 начинает вращаться |
в ту же |
сторону, |
|||||
что и коленчатый вал двигателя, |
передавая |
при |
этом |
||||
вращение через шестерни 7 и 12 на гребной |
вал. |
|
|
||||
При переводе рычага управления |
реверсредуктором |
||||||
Е положение «назад» |
с корпусом |
разобщительной |
муф |
||||
ты сцепляется |
диск заднего хода, |
который через |
вал 9 |
||||
и шестерни 8, |
10, и 12 передает вращение на гребной вал |
||||||
в противоположном |
направлении, |
обеспечивая |
задний |
||||
ход. |
|
|
|
|
|
|
|
При нейтральном положении рычага управления ре версредуктором нажимной диск находится в среднем по
ложении, оставляя свободными оба |
диска, и вращение |
на гребной вал не передается. |
|
Ревесредукторы данной схемы могут длительно ра |
|
ботать на заднем ходу, что является |
их достоинством, |
однако величина передаваемого ими крутящего момента ограничена. Кроме того, малые расстояния между дис ками в корпусе требуют высокого качества их монта жа, так как. незначительный перекос дисков при высо ких встречных скоростях может вызвать их нагревание вследствие трения и заедание их.
Уход за реверсивными муфтами и редукторами в ос |
||
новном сводится |
к строгому соблюдению |
норм смазки |
и периодичности |
заливки масла. Излишняя |
подача смаз |
ки |
может вызвать пробуксовывание ведомых дисков и |
||
их |
перегревание. |
|
|
|
Для шарикоподшипников передних опор валов перед |
||
него и заднего хода и |
шарикоподшипника каретки |
пе |
|
реключения применяют |
консистентную смазку, а |
для |
|
шестерен редуктора и других подшипников — масло |
АК- |
||
10, АК-15 или МС-14. |
|
|
Винты регулируемого шага (ВРШ)
В отличие от винтов фиксированного шага лопасти ВРШ могут поворачиваться на ходу судна вокруг своей оси с помощью специального приводного механизма, изменяя при этом шаг и упор от полного хода вперед до полного хода назад.
160
Впервые ВРШ появились на винто-парусных судах, оборудованных паровыми машинами и служили только для установки лопастей во флюгерное положение при движении под парусами. С развитием судовых неревер сивных двигателей ВРШ использовались в качестве ре версивного устройства. В настоящее время (наряду с реверсивными целями) ВРШ применяется как средство
|
|
6 |
|
г |
|
|
Рис. 88." Схемы |
винтов с поворотными |
лопа |
|
|||
стями. |
|
|
|
|
|
|
для более |
полного использования |
мощности |
главных |
|||
двигателей |
на |
судах, |
длительное |
время |
работающих |
|
в переменных |
режимах (буксиры, |
ледоколы, |
рыбодо- |
|||
бывающие |
суда). |
|
|
|
|
Винт регулируемого шага состоит из винта с пово ротными лопастями и механизма изменения шага вин та, который может располагаться вне ступицы винта на валопроводе или непосредственно внутри ступицы вин та. Наибольшее распространение полудила первая схема.
Винт с поворотными лопастями может изготавливать
ся по одной из наиболее часто встречающихся |
схем |
|
(рис.88). На рис.88, |
а показана схема поворота лопа |
|
сти винта с помощью |
конических шестерен 1 п 2, укреп |
|
ленных соответственно на корневой части лопасти |
вин |
|
та и вращающейся штанге 3 механизма изменения |
ma |
ll—180 |
161 |
га винта. Вращая "штангу 3 вручную или с помощью какого-либо привода, можно осуществить поворот ло пасти винта. На рис.88, б показана схема поворота ло пасти винта с помощью зубчатого реечного соединения. Зубчатая шестерня 4, укрепленная на корневой части лопасти винта, находится в зацеплении с зубчатой рей кой 5. Поворот лопасти осуществляется осевым переме
щением зубчатой рейки при вращении |
ходового винта 7 |
|||
в гайке |
6. |
в показана схема поворота лопасти |
|
|
На |
рис.88, |
вин |
||
та с помощью |
кривошипно-кулисного |
механизма. |
На |
Рис. 89. Схема гидравлического привода механизма изменения шага винта.
штанге 5 расположен поводок 9 с поперечным пазом. В этот паз вставляется камень 10 кулисы, эксцентрично укрепленный на диске корня лопасти. Поворот лопасти винта осуществляется осевым перемещением штанги с помощью механизма изменения шага винта.
На рис. 88, г показана схема поворота лопасти винта с помощью кривошипно-шатунного механизма. На ко нусе штанги 11 имеется ползунок 12, который через ша тун связан с пальцем, эксцентрично расположенным на диске корня лопасти. Поворот лопасти винта осущест вляется осевым перемещением штанги с помощью меха низма изменения шага винта.
Раньше на большинстве небольших рыбопромысло вых судов применялся ручной привод механизма изме нения шага винта. В настоящее время все большее рас пространение находит гидравлический привод от специ ального сервомотора.
162
На рис.89 показана схема гидравлического привода механизма изменения шага винта. На валопроводе жест ко укреплен гидроцилиндр 3, который при работе дви гателя вращается вместе с валом. Внутри гидроцилинд ра расположен поршень 2, жестко связанный со штан гой /. Поршень со штангой перемещается под давле нием масла на поршень при поступлении его в одну из полостей гидроцилиндра. Давление масла создается специальным шестеренчатым насосом. Масло подводит ся к гидроцилиндру через золотниковый маслораспределитель 4, который укреплен неподвижно, а вал вращает ся внутри буксы. Уплотнение между валом и буксой до стигается с помощью сальников. Масло из распредели теля в полость гидроцилиндра и оттуда поступает по сверлениям в штанге или по кольцевому каналу между штангой и выточкой вала. Перемещение поршня также передается через скользящий подшипник 5 на указатель положения шага винта или на золотник маслораспределителя для осуществления обратной связи.
ГЛАВА 4
КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ НА МАЛОМЕРНЫХ СУДАХ
ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Дизели 4 10,5/13
Дизели Ч 10,5/13 изготавливаются в одно-, двух-, че тырех- и шестицилиндровом исполнении с номинальной цилиндровой мощностью 10 э. л. с , нереверсивные, с вихрекамерным смесеобразованием, без наддува. Одно- и двухцилиндровые дизели применяют на маломерных судах в качестве главных, а на более крупных — в качест ве вспомогательных. Четырех- и шестицилиндровые ди зели используют только как вспомогательные. Конструк ция основных деталей всего ряда дизелей унифицирована.
Конструкция дизелей. Рассмотрим устройство одноцилиндрического судового дизеля Ч 10,5/13 (рис. 90).
163
Рнс. 90. Дизель |
410,5/13: |
в — поперечный разрез, |
6 — продольный разрез . |
Остов дизеля представляет собой блок-картер 5, от литый из чугуна. В нижней части на боковых стенках картера расположены смотровые люки с крышками 6, на одной из которых имеется сапун 7, служащий для за
ливки масла в картер и сообщения |
полости |
картера |
||
с атмосферой. Блок-картер внизу разделен |
перегородкой |
|||
14 на две части — кривошипную камеру и |
картер шес |
|||
терен привода распределительного |
вала. Два |
рамовых |
||
опорных |
шарикоподшипников 15 и 17 установлены сле |
|||
дующим |
образом: один в отверстие |
перегородки, второй |
в отверстие торцовой крышки. Коленчатый вал из дви гателя вынимают в сторону маховика при снятии торцо
вой крышки |
блок-картера. |
|
Цилиндровая втулка 3 вставная, чугунная. В гнезде |
||
блока она |
уплотняется сверху |
притиркой опорного |
бурта , а снизу двумя резиновыми |
кольцами. |
Цилиндровая крышка / цельнолитая, чугунная, кре пится к блок-картеру четырьмя шпильками с гайками. Уплотнение между крышкой и блоком осуществляется асбостальной прокладкой. В крышке расположены вса сывающий и выпускной клапаны, форсунка, вихревая
камера |
с неохлаждаемой жаропрочной вставкой и све |
|||
ча накаливания. Сверху на крышке установлены |
стоя |
|||
ки для |
крепления |
коромысел привода клапанов. |
Кла |
|
паны |
и |
коромысла |
сверху закрыты чугунным |
кожу |
хом |
13. |
|
|
|
Поршень 2 литой, чугунный с плоским днищем. На поршне имеется шесть канавок для установки в них поршневых колец. Пять канавок расположены на голов ке и служат для установки в них четырех компрессион ных и одного маслосъемного кольца, а шестая канавка находится ниже поршневого пальца на юбке и служит для установки маслосъемного кольца.
Поршневой палец плавающего типа, стальной, цемен тирован и закален, наружная поверхность шлифован ная, внутри он полый. В бобышках поршня палец фик сируется пружинными стопорными кольцами.
Шатун 4 двухтаврового сечения, штампованный, стальной. В верхнюю головку его запрессована бронзо вая втулка с четырьмя отверстиями для смазки пальца, а нижняя разъемная головка имеет вкладыш из алю- миниево-никелевой ленты. Разъем нижней головки рас положен под углом 45° к продольной оси, что позволя-
166
ет вынимать поршень вместе с Шатуном вверх через ци линдровую втулку.
Коленчатый вал 5 цельный, штампованный, сталь ной. Щеки кривошипа круглые с противовесами. Мотылевая шейка пустотелая, с торцов закрыта заглушками. Для подвода масла внутрь мотылевой шейки в валу имеются сверления.
На переднем конце вала укреплена шестерня для привода распределительного вала 10, а на специальной шейке свободно посажена маслогюдводящая шайба 9. На заднем конце установлен чугунный маховик с мет ками на ободе 16, которые соответствуют в. м. т., началу всасывания и началу подачи топлива и служат для про верки фаз газораспределения и момента подачи то плива.
Распределительный вал стальной, изготовлен за одно целое с кулачками привода клапанов и топливного на соса. Установлен вал на двух шарикоподшипниках. На переднем конце вала установлены центробежный регу лятор и шестерня привода, а в торец ввернут храповик для рукоятки при ручном запуске (устройство вала по казано на рис. 66).
Системы дизеля. С и с т е м а с м а з к и — комбиниро ванная. Мотылевые подшипники смазываются под дав лением, создаваемым шестеренчатым насосом, а цилиндр, поршень, поршневой палец, механизм газораспределения и регулятор — разбрызгиванием. Для смазки втулок ко ромысел применяют фитильную смазку.
Масло заливают в картер, уровень которого опреде ляют по меткам на щупе. Для контроля давления масла установлен манометр 11. В системе имеются войлочный фильтр 12 (см. рис. 90, б) грубой очистки и картонный фильтр тонкой очистки. Привод масляного насоса осу ществлен от торца коленчатого вала.
С и с т е м а т о п л и в о п о д а ч и состоит из войлоч ного фильтра, насоса высокого давления с рукояткой для ручной прокачки топлива, соединительного трубопрово да и форсунки. Топливный насос плунжерный, золотни кового типа. Топливная форсунка закрытого типа со штифтовым распылителем. (Устройство форсунки пока зано на рис. 63).
С и с т е м а о х л а ж д е н и я |
— проточной забортной |
водой. Вода из-за борта подается |
циркуляционным насо- |
167
сом вихревого типа сначала в рубашку блока, а затем в цилиндровую крышку и в рубашку выпускного пат рубка, а после этого сливается за борт.
Привод шестеренчатого насоса — от промежуточной шестерни привода распределительного вала.
Пуск двигателя осуществляется вручную пусковой рукояткой. Для облегчения пуска имеется декомпресси-
онное устройство и электрический |
запальник. |
|
||
Дизели Ч 12/14 |
|
|
|
|
Дизели Ч |
12/14 раньше |
изготавливались |
двух ти |
|
пов— с вихревой камерой в крышке и с камерой сгора |
||||
ния в поршне. В настоящее |
время |
выпуск вихрекамер- |
||
ных двигателей |
прекращен. |
Кроме того, некоторые дизе |
||
ли этого ряда |
выпускают с |
газотурбонаддувом |
(напри |
мер, дизели заводских марок К-157М и К-166). Индекс М в заводских марках судовых дизелей обозначает, что они служат для привода электрогенераторов. Все дизели выполняют в шестицилиндровом исполнении.
Применяют дизели этого ряда на |
маломерных судах |
||
в качестве |
главных |
(К-152, К-551, |
К-161), а на более |
крупных в |
качестве |
вспомогательных (К-157М, К-459). |
Конструкция основных деталей всего ряда дизелей уни фицирована.
. Конструкция дизелей. Остов дизеля (рис. 91) пред ставляет собой блок-картер 1, отлитый из чугуна (его устройство рассмотрено на рис.30).
Цилиндровая втулка 11 вставная, литая чугунная, снаружи для уменьшения кавитационного износа хро мирована. В гнезде блока она уплотнена сверху при тиркой опорного бурта, а снизу двумя резиновыми коль цами.
Цилиндровая крышка 9 литая чугунная, одна на два цилиндра, крепится к блок-картеру шестью шпильками. Уплотнение между крышкой и блоком осуществляется асбостальной прокладкой.
В крышке размещены (на каждый цилиндр) всасы вающий 6 и выпускной клапаны, форсунка 4, свеча на каливания, а у двигателей с воздушным пуском — пус ковой клапан.
Сверху на плоскости крышки крепятся кронштейны для коромысел, клапанов, а сбоку стенка крышки имеет
168