Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 91. Дизель Ч 12/14.

приливы для крепления впускных патрубков 7 и выпуск­ ного коллектора 8 (полости всасывающих и выпускных клапанов выходят на одну сторону).

Поршень 10 неохлаждаемый, цельный из алюминие­ вого сплава. В головке поршня размещены канавки под три компрессионных кольца. Одна канавка для маслосъемных колец находится над поршневым пальцем, а

вторая — ниже

его. Над первым

(сверху)

компресси­

онным кольцом

сделана канавка,

служащая

тепловым

барьером (только у двигателей

с камерой

сгорания

в поршне).

 

 

 

•Поршневой палец стальной, полый, плавающего ти­ па, цементирован и закален, а по рабочей поверхности отшлифован и отполирован. Фиксируется палец в бо­ бышках поршня стопорными кольцами.

Шатун 12 стальной, штампованный, двутаврового сечения. В верхнюю головку его запрессована бронзо­ вая втулка с тремя' отверстиями для смазки пальца. Разъемная нижняя головка шатуна имеет стальные с заливкой свинцовистой бронзой вкладыши. Разъем нижней головки перпендикулярен продольной оси ша­ туна.

Коленчатый вал 13 цельный, стальной, кованый. По­ верхность рамовых и мотылевых шеек закалена токами высокой частоты, шлифована и полирована. На носке коленчатого вала имеется фланец для крепления махо­ вика, а на противоположном конце насажены две шес­ терни для привода генератора, циркуляционного насоса и распределительного вала.

Распределительный вал 2 цельный, стальной. Кулач­ ки впускных и выпускных клапанов одинакового про­ филя. Установлен распределительный вал в блоке ци­ линдров на шести алюминиевых опорных и одном брон-. зовом упорном подшипниках. Поверхность шеек и ку­ лачков закалена токами высокой частоты, шлифована и полирована.

Впускной и выпускной клапаны изготовлены из жа­ ропрочной стали и имеют одинаковую форму и размеры. Каждый клапан прижимается к седлу двумя концентрично расположенными пружинами. Привод клапанов осуществляется от кулачков распределительного вала через толкатели, штанги и коромысла.

Толкатели 3 стальные, полые, со вставной пятой под

170



штангу. Донышко толкателя и пята цементированы, за­ калены и полированы.

Штанги стальные, со сферическими цементированны­ ми концами. Коромысла 5 стальные с запрессованными бронзовыми втулками.

Реверсредуктор

двухдискового типа с

передаточны­

ми числами на передний ход 1 :3,037,

а на

задний ход

1 :2,96.

 

 

 

Пуск двигателя

осуществляется

сжатым воздухом

или электростартером от аккумуляторных батарей. Сис­ темы дизеля описаны выше.

Дизели NVD-24

Дизели NVD-24 завода им. Карла Яибкнехта (ГДР) изготавливают в трех-, четырех- и шестицилиндровом исполнении. Их применяют на маломерных судах в качестве главных (четырехцилиндровые с редуктором), а на более крупных.— в качестве вспомогательных двигателей.

Конструкция двигателей. Рассмотрим конструкцию четырехцилиндрового дизеля (рис.92). Остов его состоит из фундаментной рамы, блока цилиндров и цилиндро­ вых крышек. ,

Фундаментная рама 2 чугунная цельнолитая, закры­ того типа. Поперечные перегородки служат опорами для рамовых подшипников. Вкладыши рамовых подшипни­ ков стальные, залитые баббитом. Крышки подшипни­ ков крепятся двумя шпильками, ввернутыми в приливы перегородок фундаментной рамы. Смазка к рамовым подшипникам подводится через нижний вкладыш. Вто­ рой подшипник со стороны маховика является опорноупорным.

Блок цилиндров 13 чугунный, литой, крепится к фун­ даментной раме шпильками, линия соединения располо­ жена несколько выше оси коленчатого вала. Для ос­ мотра картера и доступа к подшипникам в блоке с обоих сторон имеются люки, закрываемые крышками. Свер­ ху в блок ввернуты шпильки для крепления цилиндровых крышек. Перепуск воды из блока в цилиндровую крышку осуществляется через ниппели с резиновыми уплотнительными кольцами.

171

Рис. 92. Дизель NVD-24.

Цилиндровые втулки 11 чугунные литые. Уплотнение втулок в гнезде блока цилиндров осуществляется свер­ ху притиркой бута втулки к посадочному пояску в вы­ точке блока, а снизу резиновым кольцом, вставленным в канавку на направляющем пояске втулки.

Крышки цилиндров 8 чугунные литые, индивидуаль­ ные для каждого цилиндра. В крышке имеются отвер­ стия для форсунки, всасывающего, выпускного, пусково­

го и предохранительного 7 клапанов, а также

предусмо­

трена возможность установки

газоотборного

клапана

для зарядки

пусковых баллонов.

 

Водяная

полость крышки

имеет для осмотров три

герметично закрывающихся лючка. На одной из крышек лючка крепится цинковый протектор.

Поршень 10 чугунный литой, с четырьмя канавками для компрессионных и двумя для маслосъемных колец. Днище поршня имеет полусферическую вогнутую форму. Полость головки поршня закрытая. Это предохраняет внутреннюю поверхность его донышка от образования масляного нагара и способствует выравниванию темпе­ ратуры последнего.

Поршневой палец 5 — плавающего типа,

стальной.

Рабочая поверхность его цементирована и закалена.

Шатун 12 — стальной, кованый, с круглым

сечением

стержня. В нижней разъемной головке шатуна устанав­ ливаются стальные, залитые баббитом вкладыши. В стер­ жне шатуна имеется сверление для подвода масла к по­ верхности поршневого пальца. В верхней головке шатуна запрессована бронзовая втулка, застопоренная сверху" болтом.

Коленчатый вал 1 стальной, сплошной, цельнокова­ ный, без противовесов. Кормовой конец его имеет фла­ нец для посадки маховика. Между фланцем и рамовым подшипником установлена шестерня привода распреде­ лительного вала, а шестерня на переднем конце служит для привода вспомогательных механизмов.

Распределительный вал 3 стальной, расположен внутри блок-картера. Наличие люков в боковой стенке картера обеспечивает свободный доступ к распредели­ тельному валу. Распределительный вал имеет по три кулачка на каждый цилиндр: два для привода впускно­ го и выпускного клапанов и один для привода толкате­ ля топливного насоса. Кулачки для привода клапанов

173


посажены на шпонках, а кулачок для привода топливно­ го насоса закреплен на валу так, чтобы его можно бы­ ло поворачивать, при необходимости изменять угол опе­ режения подачи топлива.

Системы дизеля. Т о п л и в о п о д а ю щ а я с и с т е м а состоит из фильтров, насосов высокого давления, сое­ динительных трубопроводов и форсунки.

Топливный насос 4 высокого давления — плунжер­ ный золотникового типа, отдельный для каждого цилин­ дра. Плунжер насоса имеет осевое сверление, в котором установлен всасывающий клапан. Количество подавае­ мого топлива регулируют одновременным поворачива­ нием всех плунжеров с помощью зубчатых секторов, связанных через топливную рейку с тягой центробежно­ го регулятора прямого действия. Топливная форсунка 6 закрытого типа, многодырчатая с конической посадкой иглы. Распылитель имеет шесть топливораспыливающих отверстий диаметром 0,25 мм.

Топливный фильтр тонкой очистки фетровый, сдво­ енный, в корпусе каждого фильтра имеется спускная пробка и винт для выпуска воздуха.

С и с т е м а с м а з к и — комбинированная. Под дав­ лением, создаваемым шестеренчатым циркуляционным насосом, смазываются рамовые и мотылевые подшип­ ники коленчатого вала, поршневой палец, регулятор, подшипники промежуточных колес привода масляного насоса, подшипники привода распределительного вала и приводной механизм водяного насоса. Разбрызгивани­ ем смазываются цилиндровые втулки и поршни, внутрен­ ние подшипники распределительного вала, приводной

механизм клапанов и топливного

насоса.

 

Для прокачивания масла по объектам смазки перед

пуском двигателя и для откачки

отработавшего

масла

из картера (в случае замены) в

систему смазки

двига­

теля включен ручной маслопрокачивающий насос пор­ шневого типа.

Система охлаждения — проточной забортной водой. Вода на охлаждение подается поршневым насосом с приводом от коленчатого вала двигателя сначала в ма­ сляный холодильник, а затем в рубашку блока цилин­ дров. Из нее вода двумя параллельными потоками на­ правляется в цилиндровые крышки и на охлаждение вы­ пускного коллектора 9, после чего поступает в коллектор

174


и сливается за борт. Для регулировки температуры во­ ды на выходе из цилиндровой крышки установлен регу­ лировочный клапан. Температуру воды контролируют по ртутному или спиртовому термометру.

Пуск двигателя осуществляется сжатым газом из баллона. Для зарядки баллонов на цилиндровой крыш­ ке (первой со стороны маховика) установлен газоотбор­ ный клапан.

КАРБЮРАТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ Л

Карбюраторные двигатели Л выпускают в одно-, двух-, и четырехцилиндровом исполнении соответствен­ но Л-3, Л-6, Л-12. Эти двигатели применяются на мо­ торных лодках и катерах в качестве главных дви­ гателей.

Конструкция двигателей. Рассмотрим конструкцию двигателя Л-6 (рис. 93). Остов двигателя состоит из блока цилиндров и цилиндровой крышки.

Блок цилиндров 4 чугунный цельный литой, общий на два цилиндра (при четырехцилиндровом исполнении блок состоит из двух отливок). Цилиндровая крышка 5 чугунная, цельная литая, блочная (общая на два ци­ линдра). Цилиндры двигателя отлиты из чугуна за од­ но с блоком.

Шатун 2 стальной, штампованный, двутаврового се­ чения. Нижняя головка разъемная, имеет баббитовую заливку, а в верхнюю головку впрессована бронзовая втулка.

Поршень 3 отлит из чугуна, имеет плоское донышко, три канавки для компрессионных и одну для маслосъемного кольца. Коленчатый вал /7 стальной, штампо­ ванный, с двумя противовесами, установлен в картере на двух шарикоподшипниках. На коленчатом валу на­ ходятся шестерня для привода распределительного ва­ лика 9 и маховик 10, который одновременно является полумуфтой при соединении с приводными механиз­ мами.

Системы двигателя.

С и с т е м а т о п л и

в о п о д а ч и

состоит из топливного

бака и карбюратора.

Топливо к

карбюратору поступает самотеком. Система зажигания

состоит из магнето,

соединительных электропроводов

и свечей зажигания 6

(см. рис. 22).

175

С и с т е м а

с м а з к и разбрызгиванием

состоит

из

винтового насоса, который подает масло из нижней

ча­

сти

поддона

в маслосборное

корытце, расположенное

под

шатуном.

При вращении

коленчатого

вала шатун

Рис. 93. Двигатель Л-6.

захватывает масло и разбрызгивает его, образуя в кар тере туман. Кроме того, часть масла при захвате ша­ туном по сверлению в нижней головке поступает на смазку мотылевого подшипника. Уровень масла в кар­ тере контролируют мерной линейкой — щупом.

176