Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гайки должны навинчиваться втугую без особого усилия.

При установке связей сначала навинчивают нижнюю гайку и стопорят ее, потом затягивают до установлен­

ного

предела верхнюю гайку динамометрическим

ключом.

К

сборке поршневой группы двигателей приступают

после укладки коленчатого вала и запрессовки цилинд­ ровых втулок. В процессе сборки следует руководство­ ваться монтажными метками. При наличии в двигателях четырех клапанов, два из которых всасывающие, пор? шень следует устанавливать в строго определенное по­ ложение относительно указанных клапанов.

Необходимым условием надежной работы механиз­ ма узла движения является совпадение в мертвых точ­ ках осей поршня и шатуна с осью цилиндра. Для про­ верки этого условия поршень в сборе с шатуном опуска­ ют в цилиндр без поршневых колец. Так как при ремон­ те шатунно-поршневой группы в цехе была произведена точная центровка шатуна по поршню, то правильное по­ ложение поршня в цилиндре будет зависеть от качества пригонки мотылевого подшипника. С этой целью моты-

левую

шейку покрывают

тонким слоем краски,

затем

ставят

ее в в. м.т. и собирают мотылевый подшипник.

Для

более точных результатов проверки мотылевый

подшипник собирают без

прокладок.

 

П о

ожение поршня в

цилиндре проверяют по

зазо;

рам между поршнем и втулкой цилиндра со стороны но­ са и кормы. Замеры производят с верхнего и нижнего

торцов поршня набором

пластинок

щупа.

Кроме

того,

в тронковых

двигателях

следует проверять

односторон­

ний бортовой

зазор,

так

как при

положении

поршня

между в. м. т. и н. м.

т. он всегда будет прижат

к

втулке

цилиндра лишь с одной стороны. Перекос поршня в ци­ линдре приводит к ненормальному износу стенок втул­ ки и самого поршня, ухудшению теплоотдачи, пригоранию колец. Результаты замеров заносят в таблицу.

Несовпадение осей комплекта поршень — шагун и ци­ линдра устраняют шабрением мотылевого подшипника. Шейку мотыля покрывают тонким слоем краски, соби­ рают подшипник, делают один-два оборота коленчатого вала, после чего вскрывают подшипник и удаляют белый металл в окрашенных местах. По результатам измере-

281


кия зазоров определяют толщину слоя белого металла, подлежащего снятию. Перекос поршня в цилиндре не должен превышать 0,15 мм на 1 м длины поршня.

По окончании центровки шатунио-поршиевой группы разбирают мотылевый подшипник и поршень с шатуном вынимают из цилиндра. Перед установкой колец на пор-' шень следует промыть и обдуть сжатым воздухом весь комплект поршень — шатун.

Перед установкой колец на поршень их обычно обка­ тывают по канавкам, проверяя отсутствие заедания. При необходимости торцы колец пригоняют и пришаб­ ривают по плите.

Перед опусканием поршня в цилиндр стенки

втулки

и поршня следует смазать маслом,

предназначенным,

для данного двигателя. Во избежание

распираний

колец

при посадке в цилиндр применяют приспособление в ви­ де втулки с внутренним конусом. После заводки поршня в цилиндр шатун соединяют с мотылевым подшипником.

Затяжку болтов следует производить в соответствии с инструкцией, а в случае ее отсутствия можно восполь­ зоваться такими рекомендациями.

Шатунные болты следует затягивать постепенно и по­ переменно. При наличии в мотылевом подшипнике четы­ рех болтов их затягивают крест-накрест. Силу затяжки можно контролировать по удлинению болта или приме­ нить динамический ключ. Для малоуглеродистой стали удлинение болта не должно превышать 0,003 его перво­ начальной длины, для легированной — 0,0004. После за­ тяжки следует проверить величину масляного зазора с помощью щупа, индикатора или свинцовых выжимок. При замере щупом мотыль следует установить в н. м- т. и измерить зазор с каждого нижнего торца мотылевого подшипника.

При замере масляного зазора индикатором мотыль следует установить в в. м. т. индикатор — на раме, а его стержень упереть в корпус мотылевого подшипника. Установив шкалу индикатора на нуль, с помощью дом­ крата поднимают шатун до упора. Показание индикато­ ра будет соответствовать величине масляного зазора. При невозможности измерить зазор щупом или индика­ тором прибегают к свинцовым выжимкам.

При несоответствии зазора заданному значению его регулируют с помощью прокладок, вынимая или добав-

282


ляя одинаковой толщины прокладки с каждой стороны вкладыша.

Монтаж механизма газораспределительного устрой­ ства ДВС начинают с укладки распределительного вала на опорные подшипники. Пригонку вкладышей по шей­ кам распределительного вала ведут на краску шабером. Распределительный вал должен быть уложен в своих подшипниках так, чтобы его ось в вертикальной и гори­ зонтальной плоскостях была параллельна оси коленча­ того вала. О правильном зацеплении шестерен судят по контактным отпечаткам на краску, по величине боко­ вого зазора с обоих торцов сопрягающихся ше­ стерен.

Величину бокового зазора определяют при помощи щупа, а при необходимости делают свинцовые оттиски. При правильном зацеплении начальные окружности двух смежных шестерен в течение полного оборота должны сопрягаться в одной точке. В этом случае кон­ тактные отпечатки будут располагаться симметрично относительно высоты и ширины зуба. Смещение отпе­ чатка вверх, вниз, вбок от оси симметрии будет свиде­ тельствовать о нарушении межцентрового расстояния или о перекосе шестерен в результате нарушения парал­ лельности их осей. Правильность зацепления по отпе­ чаткам легко определить на глаз. '

При установке на место шестерен привода газорас­ пределения следует вводить в зацепление так, чтобы зуб с меткой одной шестерни входил во впадину между зубьями с меткой другой шестерни.

Согласование взаимного расположения валов произ­ водится следующим образом. Промежуточные шестерни снимают или выводят из зацепления. В четырехтактном двигателе в первом от маховика цилиндре монтируют механизм передачи движения от распределительного ва­ ла к впускному и выпускному клапанам и устанавлива­ ют в них тепловой зазор. Мотыль-данного цилиндра ста­ вят в положение, соответствующее началу впуска при работе двигателя на передний ход. После этого распре­ делительный вал вращают до соприкосновения профиля кулака впускной шайбы с роликом толкателя. В этом положении сцепляют промежуточными шестернями ве­ дущую (на коленчатом валу) и ведомую (на распреде­ лительному валу) шестерни.

283

Вращая коленчатый вал в том же направлении, опре­ деляют моменты газораспределения впускного и выпуск­ ного клапанов. Если полученные данные согласуются с паспортными, то привод от коленчатого вала к распре­ делительному собран правильно.

Клапанные рычаги монтируют на крышах в процессе узловой сборки. Остальные детали привода собирают при монтаже двигателя. Сначала устанавливают толка­ тели, потом штанги толкателей.

При установке корпуса толкателя необходимо сле­ дить за плотностью прилегания его фланца к полке дви­ гателя. При установке штанг их предварительно прове­ ряют на прямолинейность с помощью линейки или про­ катыванием по плите. Штанги, имеющие прогиб, правят. Винты для регулировки тепловых зазоров должны иметь хорошее состояние опорных поверхностей резьбы. При наличии смятия или срыва резьбы в винтах, стопорных гайках или головках рычагов детали заменяют. Зака­ ленные поверхности наконечников и опорных проставок проверяют для обнаружения трещин и смятия.

Новые или отремонтированные крышки, прежде чем они будут поставлены на двигатель, должны пройти гид­ равлическое испытание. Перед постановкой крышек на место их протирают, обдувают сжатым воздухом и ос­ матривают.

Толщина красномедной прокладки оказывает влия­ ние на величину сжатия, поэтому ее следует принимать в соответствии с паспортными данными двигателя.

Посадка крышки должна быть свободной. Зазор между шпильками и отверстиями для них должен быть 12 мм и располагаться в направлении центра крышки, чтобы при нагревании она не могла свободно расши­ ряться.

В целях правильного сопряжения отверстий перелив­ ных патрубков, фланцев, впускных и выпускных коллек­ торов, а также правильного расположения роликов от­ носительно кулачных шайб необходимо ориентироваться на контрольные риски, нанесенные на торцовые поверх­ ности крышек и блока. При отсутствии контрольных ри­

сок следует

отрегулировать

положение

крышки, чтобы

не было перекосов в присоединяемых'

к ней фланцах

коллекторов

и деталях

механизма

газораспреде­

ления.

 

 

 

284


Присоединение впускных и выпускных коллекторов, а также переливных патрубков производят до оконча­ тельного закрепления крышек. Затяжка шпилек крышек должна производиться в полном соответствии с инструк­ цией завода-изготовителя.

Остальная сборка осуществляется в обратной после­ довательности разборки двигателя.

УКЛАДКА И ЦЕНТРОВКА ВАЛОПРОВОДА

Работы по замене набора и обшивке корпуса, демон­ тажа дейдвудной трубы валопровода и двигателей при­ водят к изменению оси валопровода.

Восстановление оси производят несколькими спосо­ бами: пробивкой световой линии при помощи оптиче­ ских приборов; по допустимым нагрузкам на подшип­ ники; по изломам и смещениям. Для коротких валопроводов длиной до 5 м базовые точки находят путем протягивания струны.

За основные базы принимается ось дейдвудной тру­ бы или кронштейна гребного вала, или мортры. Второй основной базой является центр соединительной муфты

между валом двигателя

или колеса

зубчатой

передачи

и упорным валом, если

перестановка

двигателя

нежела­

тельна или невозможна. Если же это возможно, то вто­ рой базой является центр носового рамового подшипни­ ка двигателя или точка на носовой переработке машин­ ного отделения. Монтаж валопровода разделяют на два этапа: установка гребного вала, выполняемая до спуска

судна на воду,

и монтаж остальной части валопровода

на стапеле и на

плаву.

После укладки гребного вала крепят сальник его, причем центр смещают вниз на 0,5—1,0 мм, чтобы при износе дейдвудного подшипника вал не оказался лежа­ щим на втулке сальника.

Гребной вал устанавливают таким образом, чтобы зазор между ступицей гребного винта и втулкой крон­ штейна или гайкой дейдвудной трубы у ахтерштевня точно соответствовал размеру по чертежу. После этого измеряют расстояние от плоскости фланца до ближай­ шей переборки, и полученный размер выбивают цифрами на наклепыше или фланце трубыЭтот замер определяет точное положение гребного, вала и особенно важен при

285