Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
Гайки должны навинчиваться втугую без особого усилия.
При установке связей сначала навинчивают нижнюю гайку и стопорят ее, потом затягивают до установлен
ного |
предела верхнюю гайку динамометрическим |
ключом. |
|
К |
сборке поршневой группы двигателей приступают |
после укладки коленчатого вала и запрессовки цилинд ровых втулок. В процессе сборки следует руководство ваться монтажными метками. При наличии в двигателях четырех клапанов, два из которых всасывающие, пор? шень следует устанавливать в строго определенное по ложение относительно указанных клапанов.
Необходимым условием надежной работы механиз ма узла движения является совпадение в мертвых точ ках осей поршня и шатуна с осью цилиндра. Для про верки этого условия поршень в сборе с шатуном опуска ют в цилиндр без поршневых колец. Так как при ремон те шатунно-поршневой группы в цехе была произведена точная центровка шатуна по поршню, то правильное по ложение поршня в цилиндре будет зависеть от качества пригонки мотылевого подшипника. С этой целью моты-
левую |
шейку покрывают |
тонким слоем краски, |
затем |
ставят |
ее в в. м.т. и собирают мотылевый подшипник. |
||
Для |
более точных результатов проверки мотылевый |
||
подшипник собирают без |
прокладок. |
|
|
П о |
ожение поршня в |
цилиндре проверяют по |
зазо; |
рам между поршнем и втулкой цилиндра со стороны но са и кормы. Замеры производят с верхнего и нижнего
торцов поршня набором |
пластинок |
щупа. |
Кроме |
того, |
|||
в тронковых |
двигателях |
следует проверять |
односторон |
||||
ний бортовой |
зазор, |
так |
как при |
положении |
поршня |
||
между в. м. т. и н. м. |
т. он всегда будет прижат |
к |
втулке |
цилиндра лишь с одной стороны. Перекос поршня в ци линдре приводит к ненормальному износу стенок втул ки и самого поршня, ухудшению теплоотдачи, пригоранию колец. Результаты замеров заносят в таблицу.
Несовпадение осей комплекта поршень — шагун и ци линдра устраняют шабрением мотылевого подшипника. Шейку мотыля покрывают тонким слоем краски, соби рают подшипник, делают один-два оборота коленчатого вала, после чего вскрывают подшипник и удаляют белый металл в окрашенных местах. По результатам измере-
281
кия зазоров определяют толщину слоя белого металла, подлежащего снятию. Перекос поршня в цилиндре не должен превышать 0,15 мм на 1 м длины поршня.
По окончании центровки шатунио-поршиевой группы разбирают мотылевый подшипник и поршень с шатуном вынимают из цилиндра. Перед установкой колец на пор-' шень следует промыть и обдуть сжатым воздухом весь комплект поршень — шатун.
Перед установкой колец на поршень их обычно обка тывают по канавкам, проверяя отсутствие заедания. При необходимости торцы колец пригоняют и пришаб ривают по плите.
Перед опусканием поршня в цилиндр стенки |
втулки |
|
и поршня следует смазать маслом, |
предназначенным, |
|
для данного двигателя. Во избежание |
распираний |
колец |
при посадке в цилиндр применяют приспособление в ви де втулки с внутренним конусом. После заводки поршня в цилиндр шатун соединяют с мотылевым подшипником.
Затяжку болтов следует производить в соответствии с инструкцией, а в случае ее отсутствия можно восполь зоваться такими рекомендациями.
Шатунные болты следует затягивать постепенно и по переменно. При наличии в мотылевом подшипнике четы рех болтов их затягивают крест-накрест. Силу затяжки можно контролировать по удлинению болта или приме нить динамический ключ. Для малоуглеродистой стали удлинение болта не должно превышать 0,003 его перво начальной длины, для легированной — 0,0004. После за тяжки следует проверить величину масляного зазора с помощью щупа, индикатора или свинцовых выжимок. При замере щупом мотыль следует установить в н. м- т. и измерить зазор с каждого нижнего торца мотылевого подшипника.
При замере масляного зазора индикатором мотыль следует установить в в. м. т. индикатор — на раме, а его стержень упереть в корпус мотылевого подшипника. Установив шкалу индикатора на нуль, с помощью дом крата поднимают шатун до упора. Показание индикато ра будет соответствовать величине масляного зазора. При невозможности измерить зазор щупом или индика тором прибегают к свинцовым выжимкам.
При несоответствии зазора заданному значению его регулируют с помощью прокладок, вынимая или добав-
282
ляя одинаковой толщины прокладки с каждой стороны вкладыша.
Монтаж механизма газораспределительного устрой ства ДВС начинают с укладки распределительного вала на опорные подшипники. Пригонку вкладышей по шей кам распределительного вала ведут на краску шабером. Распределительный вал должен быть уложен в своих подшипниках так, чтобы его ось в вертикальной и гори зонтальной плоскостях была параллельна оси коленча того вала. О правильном зацеплении шестерен судят по контактным отпечаткам на краску, по величине боко вого зазора с обоих торцов сопрягающихся ше стерен.
Величину бокового зазора определяют при помощи щупа, а при необходимости делают свинцовые оттиски. При правильном зацеплении начальные окружности двух смежных шестерен в течение полного оборота должны сопрягаться в одной точке. В этом случае кон тактные отпечатки будут располагаться симметрично относительно высоты и ширины зуба. Смещение отпе чатка вверх, вниз, вбок от оси симметрии будет свиде тельствовать о нарушении межцентрового расстояния или о перекосе шестерен в результате нарушения парал лельности их осей. Правильность зацепления по отпе чаткам легко определить на глаз. '
При установке на место шестерен привода газорас пределения следует вводить в зацепление так, чтобы зуб с меткой одной шестерни входил во впадину между зубьями с меткой другой шестерни.
Согласование взаимного расположения валов произ водится следующим образом. Промежуточные шестерни снимают или выводят из зацепления. В четырехтактном двигателе в первом от маховика цилиндре монтируют механизм передачи движения от распределительного ва ла к впускному и выпускному клапанам и устанавлива ют в них тепловой зазор. Мотыль-данного цилиндра ста вят в положение, соответствующее началу впуска при работе двигателя на передний ход. После этого распре делительный вал вращают до соприкосновения профиля кулака впускной шайбы с роликом толкателя. В этом положении сцепляют промежуточными шестернями ве дущую (на коленчатом валу) и ведомую (на распреде лительному валу) шестерни.
283
Вращая коленчатый вал в том же направлении, опре деляют моменты газораспределения впускного и выпуск ного клапанов. Если полученные данные согласуются с паспортными, то привод от коленчатого вала к распре делительному собран правильно.
Клапанные рычаги монтируют на крышах в процессе узловой сборки. Остальные детали привода собирают при монтаже двигателя. Сначала устанавливают толка тели, потом штанги толкателей.
При установке корпуса толкателя необходимо сле дить за плотностью прилегания его фланца к полке дви гателя. При установке штанг их предварительно прове ряют на прямолинейность с помощью линейки или про катыванием по плите. Штанги, имеющие прогиб, правят. Винты для регулировки тепловых зазоров должны иметь хорошее состояние опорных поверхностей резьбы. При наличии смятия или срыва резьбы в винтах, стопорных гайках или головках рычагов детали заменяют. Зака ленные поверхности наконечников и опорных проставок проверяют для обнаружения трещин и смятия.
Новые или отремонтированные крышки, прежде чем они будут поставлены на двигатель, должны пройти гид равлическое испытание. Перед постановкой крышек на место их протирают, обдувают сжатым воздухом и ос матривают.
Толщина красномедной прокладки оказывает влия ние на величину сжатия, поэтому ее следует принимать в соответствии с паспортными данными двигателя.
Посадка крышки должна быть свободной. Зазор между шпильками и отверстиями для них должен быть 1—2 мм и располагаться в направлении центра крышки, чтобы при нагревании она не могла свободно расши ряться.
В целях правильного сопряжения отверстий перелив ных патрубков, фланцев, впускных и выпускных коллек торов, а также правильного расположения роликов от носительно кулачных шайб необходимо ориентироваться на контрольные риски, нанесенные на торцовые поверх ности крышек и блока. При отсутствии контрольных ри
сок следует |
отрегулировать |
положение |
крышки, чтобы |
не было перекосов в присоединяемых' |
к ней фланцах |
||
коллекторов |
и деталях |
механизма |
газораспреде |
ления. |
|
|
|
284
Присоединение впускных и выпускных коллекторов, а также переливных патрубков производят до оконча тельного закрепления крышек. Затяжка шпилек крышек должна производиться в полном соответствии с инструк цией завода-изготовителя.
Остальная сборка осуществляется в обратной после довательности разборки двигателя.
УКЛАДКА И ЦЕНТРОВКА ВАЛОПРОВОДА
Работы по замене набора и обшивке корпуса, демон тажа дейдвудной трубы валопровода и двигателей при водят к изменению оси валопровода.
Восстановление оси производят несколькими спосо бами: пробивкой световой линии при помощи оптиче ских приборов; по допустимым нагрузкам на подшип ники; по изломам и смещениям. Для коротких валопроводов длиной до 5 м базовые точки находят путем протягивания струны.
За основные базы принимается ось дейдвудной тру бы или кронштейна гребного вала, или мортры. Второй основной базой является центр соединительной муфты
между валом двигателя |
или колеса |
зубчатой |
передачи |
и упорным валом, если |
перестановка |
двигателя |
нежела |
тельна или невозможна. Если же это возможно, то вто рой базой является центр носового рамового подшипни ка двигателя или точка на носовой переработке машин ного отделения. Монтаж валопровода разделяют на два этапа: установка гребного вала, выполняемая до спуска
судна на воду, |
и монтаж остальной части валопровода |
на стапеле и на |
плаву. |
После укладки гребного вала крепят сальник его, причем центр смещают вниз на 0,5—1,0 мм, чтобы при износе дейдвудного подшипника вал не оказался лежа щим на втулке сальника.
Гребной вал устанавливают таким образом, чтобы зазор между ступицей гребного винта и втулкой крон штейна или гайкой дейдвудной трубы у ахтерштевня точно соответствовал размеру по чертежу. После этого измеряют расстояние от плоскости фланца до ближай шей переборки, и полученный размер выбивают цифрами на наклепыше или фланце трубыЭтот замер определяет точное положение гребного, вала и особенно важен при
285