Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
укладке всей линии вала и при ремонте и эксплуатации, когда вал находится под водой.
Работы по монтажу линии вала начинают с подго товки фундаментов под опорные и упорные подшипники. Обрабатывают фундаменты пневматическими шлифо вальными машинами, причем проверка производится ли нейкой, которую накладывают вдоль и поперек фунда мента, и пластинкой щупа 0,05 мм, которая не должна проходить между опорной поверхностью и линейкой. На полках фундамента делается уклон от 0,5 до 1,0 мм в наружную сторону, чтобы легче было заводить клинья,
Подшипники устанавливают на фундаментах, рас консервировав их, сняв предварительно верхние крыш ки и положив под подошву каждого подшипника дубо вые или металлические клинья толщиной немного боль: шей, чем это было задано по чертежу.
Подшипник перемещают отжимными болтами; для
горизонтального перемещения |
к |
фундаменту |
временно |
||
приваривают планки. |
|
|
|
|
|
В тех случаях, когда промежуточный вал |
опирается |
||||
на один |
подшипник, |
устанавливают специальный мон |
|||
тажный |
подшипник, |
который |
по |
окончании |
центровки |
линии вала снимают и сздают заказчику в качестве за пасного приспособления.
Различают два этапа центровки вала: "предваритель ный и окончательный. При предварительной центровке вала его устанавливают с точностью до 0,15—0,20 мм; подшипники стоят еще на отжимных болтах и верхние крышки не поставлены. Окончательную центровку про изводят при установленных верхних крышках и заведен ных под подошву подшипника клиньях.
Центровку вала можно производить различными спо собами. Наиболее старым является способ по изломам и смещениям, когда валы центруют последовательно, причем каждый предыдущий вал принимается за базо вый, а к нему прицентровывается каждый последующий.
Если ось центрируемого вала расположена в верти кальной плоскости и смещена параллельно базовому ва лу, то говорят, что такой вал «смещен» по отношению к базовому в вертикальной плоскости; если ось центри руемого вала лежит в горизонтальной плоскости и па раллельна оси базового вала, то центрируемый вал сме щен к борту .или к диаметральной плоскости .судна-.-...
286.
Если ось центрируемого вала не параллельна оси ба зового вала, а находится под углом к нему, то говорят, что ось центрируемого вала имеет «излом», который так же замеряют и исправляют в тех же взаимно перпенди кулярных плоскостях. На рис. 107 показаны случаи из лома вала, правильная установка его и смещение линии вала.
Обычно при центровке линии вала' приходится уст ранять смещение и излом. Центровку валов начинают
Рис. 107. |
Центровка |
валов: |
|
а — излом |
вала, б — п р а в и л ь н а я |
установка, в — сме |
|
щение линии вала. |
|
|
|
с первого промежуточного |
вала, |
прилегающего к греб |
ному, который считают установленным правильно, и от него как от базы монтируют линию вала. Центруемый вал придвигают к гребному таким образом, чтобы зазор
между фланцами был минимальным (около |
1 мм). За |
||||||||||
зоры замеряют |
в |
каждом |
положении вала |
в четырех |
|||||||
точках: вверху, внизу и с обоих бортов. |
|
|
|
||||||||
Если |
диаметр |
вала |
незначителен |
и, |
следовательно, |
||||||
диаметр |
фланца |
невелик, для |
центровки |
на |
фланцах |
||||||
укрепляют |
стрелы |
(рис. 108,а), увеличивающие |
диа |
||||||||
метры. На |
стрелах |
производят |
замеры, |
что |
повышает |
||||||
точность |
результатов. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Для |
снятия замеров |
оба |
вала — базовый |
и центруе |
|||||||
мый— необходимо |
поворачивать последовательно |
на |
|||||||||
90°. Полученные измерения заносят в таблицу. |
|
||||||||||
На некоторых заводах |
при |
центровке валов с |
по |
||||||||
мощью |
стрел |
вместо |
щупа |
применяют |
индикатор |
||||||
(рис. 108,6"), что значительно ускоряет производство |
за |
||||||||||
меров. Для |
этой |
цели |
на |
фланцах |
валов |
укрепляют |
стрелы 6, имеющие отверстия 1 и 2, в которые вставля ют особый штифт 3 индикатора 4; индикатор прикреп ляется к штифту винтом 7. Во время замеров концы
287
штифтов упираются в измерительные площадки па стре лах, ножки 5 индикаторов перемещаются и по положе нию стрелок на шкале индикатора отсчитывают деле ния, по которым можно определить величины смещения и излома.
Центровка вала, считается законченной, если смеще ние оси не превосходит 0,15 мм, а излом 0,20 мм на 1 м длины.
Рис. 108. Измерение излома и смещения осей валов:
о — п р и помощи стрелок п щупа, б — при помощи стрелок и индикатора.
При проверке и окончательной установке валов под шипники удерживаются отжимными болтами, с по мощью которых их передвигают в такое положение, ко
торое требуется по замерам. Подшипники |
устанавлива |
||
ют на клиньях, |
толщина которых |
делается |
с запасом |
в 0,1—0,2 мм |
на обжатие клина |
и пришабровку по |
|
месту. |
|
|
|
Отверстия'для болтов в клиньях делают на 1—2 мм больше диаметра крепежного болта. Чтобы не снимать с места подшипники, центры отверстий в фундаменте намечают через подошву подшипника специальным кер ном, выточенным по диаметру отверстия в ней. Отвер стие в фундаменте под калиброванные болты сверлят также через отверстия в подошве подшипника сверлом
288
диаметром на 0,5—1,0 мм меньше заданного с тем, что
бы окончательный размер |
отверстия как в подошве, так |
||||||
и фундаменте |
был доведен |
разверткой. |
|
|
|||
После пригонки концевых клиньев. подшипники об-' |
|||||||
жимают временными |
болтами, |
затем |
отжимные |
болты |
|||
ослабляют и вновь проверяют центровку |
вала. Получив |
||||||
удовлетворительные |
результаты, |
ставят |
калиброванные |
||||
(призонные) |
болты, |
пришабривают |
остальные |
клинья |
и устанавливают подшипник окончательно. После этого линию вала проверяют еще раз.
Прилегание вкладыша подшипника к шейке вала проверяют по краске, причем угол прилегания должен быть не менее 100—110°. В носовой и кормовой частях подшипника предусматривают масляные зазоры. Верх ние зазоры определяют свинцовой выжимкой (проволо кой), а зазоры в разъеме— щупом.
Большинство заводов центровку вала производят по •допустимым нагрузкам на подшипники.
ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ НА СТЕНДЕ ИЛИ СУДНЕ
Для |
проверки качества ремонта и сборки . деталей |
|
главных |
двигателей проводят |
испытания в соответствии |
с Правилами Регистра СССР |
по специально разрабо |
танной судоремонтным заводом программе, согласован ной с механико-судовой службой судовладельца.
В процессе стендовых испытаний проверяют мощ ность установки в целом и по каждому цилиндру в от дельности, число оборотов вращения вала: максималь ное, номинальное, минимальное устойчивое. Определяют расход воздуха, необходимый для пуска двигателя в хо лодном состоянии. После обработки результатов стендо вых испытаний окончательно регулируют двигатели.
Стендовые испытания оформляют протоколом. На испытаниях должны присутствовать представитель су довладельца, инспектор Регистра СССР и отдела техни ческого контроля завода. Лица, принимающие участие в стендовых испытаниях, должны следить за показания ми контрольно-измерительных приборов; вести наблю дение за работой деталей машин; контролировать сте пень их нагрева и характер работы; отмечать ненор мальный стук, вибрацию, неплотность и непрочность соединений, пропуск воздуха, газов, масла и топлива.
19—180 |
289 |
При испытании непременным условием является не прерывность заданного режима. Если вынужденная ос тановка потребовала менее 15 мин перерыва испытаний, то заданный режим должен быть повторен. При оста новке более 15 мим все испытание должно быть повто рено с самого начала.
Остановка |
двигателя |
производится каждый |
раз |
после работы |
на режиме |
100%-ной нагрузки и |
после |
перегрузки, составляющей 10% номинальной мощности. Указанные остановки сопровождаются осмотром и про веркой деталей для определения степени их нагрева.
По окончании стендовых испытаний представители завода производят выборочное вскрытие двух-трех ци линдров, рамовых и мотылевых подшипников, а также механизма движения и поршневой группы, чтобы убе диться в правильности выполненного монтажа и взаим ной работы деталей, а также качества использованного материала. При этом обмеряют втулки цилиндров, поршни пальцев и шейки вала. Результаты заносят в ве домость дефектов, которую подписывают представители завода-заказчика и инспектор Регистра СССР.
После окончательного устранения всех отмеченных дефектов лицо, принимающее двигатель или машину после ремонта, совместно с представителем завода и ин спектором Регистра СССР подписывает формуляр отре монтированного главного двигателя.
Швартовые испытания производятся с целью провер ки качества выполнения монтажных работ в механиз мах, агрегатах, отдельных узлах, а также проверки надежности работы аппаратов, приборов, устройств, раз личных систем и трубопроводов, обслужиЁающих двига тели. Испытания ведут по программе, разработанной заводом и согласованной с заказчиком.
Ходовые испытания являются завершающим этапом, определяющим готовность судна после ремонта. К ходо вым испытаниям судно допускается в том случае, когда на нем устранены все дефекты, отмеченные во время швартовых испытаний. К началу ходовых испытаний заводом должна быть заполнена' и подобрана вся техни ческая документация, чтобы своевременно предъявить ее заказчику.
Контрольно-измерительные приборы и защитная ап паратура должны быть установлены в полном комплек-
290