Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

укладке всей линии вала и при ремонте и эксплуатации, когда вал находится под водой.

Работы по монтажу линии вала начинают с подго­ товки фундаментов под опорные и упорные подшипники. Обрабатывают фундаменты пневматическими шлифо­ вальными машинами, причем проверка производится ли­ нейкой, которую накладывают вдоль и поперек фунда­ мента, и пластинкой щупа 0,05 мм, которая не должна проходить между опорной поверхностью и линейкой. На полках фундамента делается уклон от 0,5 до 1,0 мм в наружную сторону, чтобы легче было заводить клинья,

Подшипники устанавливают на фундаментах, рас­ консервировав их, сняв предварительно верхние крыш­ ки и положив под подошву каждого подшипника дубо­ вые или металлические клинья толщиной немного боль: шей, чем это было задано по чертежу.

Подшипник перемещают отжимными болтами; для

горизонтального перемещения

к

фундаменту

временно

приваривают планки.

 

 

 

 

В тех случаях, когда промежуточный вал

опирается

на один

подшипник,

устанавливают специальный мон­

тажный

подшипник,

который

по

окончании

центровки

линии вала снимают и сздают заказчику в качестве за­ пасного приспособления.

Различают два этапа центровки вала: "предваритель­ ный и окончательный. При предварительной центровке вала его устанавливают с точностью до 0,15—0,20 мм; подшипники стоят еще на отжимных болтах и верхние крышки не поставлены. Окончательную центровку про­ изводят при установленных верхних крышках и заведен­ ных под подошву подшипника клиньях.

Центровку вала можно производить различными спо­ собами. Наиболее старым является способ по изломам и смещениям, когда валы центруют последовательно, причем каждый предыдущий вал принимается за базо­ вый, а к нему прицентровывается каждый последующий.

Если ось центрируемого вала расположена в верти­ кальной плоскости и смещена параллельно базовому ва­ лу, то говорят, что такой вал «смещен» по отношению к базовому в вертикальной плоскости; если ось центри­ руемого вала лежит в горизонтальной плоскости и па­ раллельна оси базового вала, то центрируемый вал сме­ щен к борту .или к диаметральной плоскости .судна-.-...

286.


Если ось центрируемого вала не параллельна оси ба­ зового вала, а находится под углом к нему, то говорят, что ось центрируемого вала имеет «излом», который так­ же замеряют и исправляют в тех же взаимно перпенди­ кулярных плоскостях. На рис. 107 показаны случаи из­ лома вала, правильная установка его и смещение линии вала.

Обычно при центровке линии вала' приходится уст­ ранять смещение и излом. Центровку валов начинают

Рис. 107.

Центровка

валов:

 

а — излом

вала, б п р а в и л ь н а я

установка, в — сме­

щение линии вала.

 

 

с первого промежуточного

вала,

прилегающего к греб­

ному, который считают установленным правильно, и от него как от базы монтируют линию вала. Центруемый вал придвигают к гребному таким образом, чтобы зазор

между фланцами был минимальным (около

1 мм). За­

зоры замеряют

в

каждом

положении вала

в четырех

точках: вверху, внизу и с обоих бортов.

 

 

 

Если

диаметр

вала

незначителен

и,

следовательно,

диаметр

фланца

невелик, для

центровки

на

фланцах

укрепляют

стрелы

(рис. 108,а), увеличивающие

диа­

метры. На

стрелах

производят

замеры,

что

повышает

точность

результатов.

 

 

 

 

 

 

 

Для

снятия замеров

оба

вала — базовый

и центруе­

мый— необходимо

поворачивать последовательно

на

90°. Полученные измерения заносят в таблицу.

 

На некоторых заводах

при

центровке валов с

по­

мощью

стрел

вместо

щупа

применяют

индикатор

(рис. 108,6"), что значительно ускоряет производство

за­

меров. Для

этой

цели

на

фланцах

валов

укрепляют

стрелы 6, имеющие отверстия 1 и 2, в которые вставля­ ют особый штифт 3 индикатора 4; индикатор прикреп­ ляется к штифту винтом 7. Во время замеров концы

287


штифтов упираются в измерительные площадки па стре­ лах, ножки 5 индикаторов перемещаются и по положе­ нию стрелок на шкале индикатора отсчитывают деле­ ния, по которым можно определить величины смещения и излома.

Центровка вала, считается законченной, если смеще­ ние оси не превосходит 0,15 мм, а излом 0,20 мм на 1 м длины.

Рис. 108. Измерение излома и смещения осей валов:

о — п р и помощи стрелок п щупа, б — при помощи стрелок и индикатора.

При проверке и окончательной установке валов под­ шипники удерживаются отжимными болтами, с по­ мощью которых их передвигают в такое положение, ко­

торое требуется по замерам. Подшипники

устанавлива­

ют на клиньях,

толщина которых

делается

с запасом

в 0,1—0,2 мм

на обжатие клина

и пришабровку по

месту.

 

 

 

Отверстия'для болтов в клиньях делают на 1—2 мм больше диаметра крепежного болта. Чтобы не снимать с места подшипники, центры отверстий в фундаменте намечают через подошву подшипника специальным кер­ ном, выточенным по диаметру отверстия в ней. Отвер­ стие в фундаменте под калиброванные болты сверлят также через отверстия в подошве подшипника сверлом

288

диаметром на 0,5—1,0 мм меньше заданного с тем, что­

бы окончательный размер

отверстия как в подошве, так

и фундаменте

был доведен

разверткой.

 

 

После пригонки концевых клиньев. подшипники об-'

жимают временными

болтами,

затем

отжимные

болты

ослабляют и вновь проверяют центровку

вала. Получив

удовлетворительные

результаты,

ставят

калиброванные

(призонные)

болты,

пришабривают

остальные

клинья

и устанавливают подшипник окончательно. После этого линию вала проверяют еще раз.

Прилегание вкладыша подшипника к шейке вала проверяют по краске, причем угол прилегания должен быть не менее 100—110°. В носовой и кормовой частях подшипника предусматривают масляные зазоры. Верх­ ние зазоры определяют свинцовой выжимкой (проволо­ кой), а зазоры в разъеме— щупом.

Большинство заводов центровку вала производят по •допустимым нагрузкам на подшипники.

ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ НА СТЕНДЕ ИЛИ СУДНЕ

Для

проверки качества ремонта и сборки . деталей

главных

двигателей проводят

испытания в соответствии

с Правилами Регистра СССР

по специально разрабо­

танной судоремонтным заводом программе, согласован­ ной с механико-судовой службой судовладельца.

В процессе стендовых испытаний проверяют мощ­ ность установки в целом и по каждому цилиндру в от­ дельности, число оборотов вращения вала: максималь­ ное, номинальное, минимальное устойчивое. Определяют расход воздуха, необходимый для пуска двигателя в хо­ лодном состоянии. После обработки результатов стендо­ вых испытаний окончательно регулируют двигатели.

Стендовые испытания оформляют протоколом. На испытаниях должны присутствовать представитель су­ довладельца, инспектор Регистра СССР и отдела техни­ ческого контроля завода. Лица, принимающие участие в стендовых испытаниях, должны следить за показания­ ми контрольно-измерительных приборов; вести наблю­ дение за работой деталей машин; контролировать сте­ пень их нагрева и характер работы; отмечать ненор­ мальный стук, вибрацию, неплотность и непрочность соединений, пропуск воздуха, газов, масла и топлива.

19—180

289


При испытании непременным условием является не­ прерывность заданного режима. Если вынужденная ос­ тановка потребовала менее 15 мин перерыва испытаний, то заданный режим должен быть повторен. При оста­ новке более 15 мим все испытание должно быть повто­ рено с самого начала.

Остановка

двигателя

производится каждый

раз

после работы

на режиме

100%-ной нагрузки и

после

перегрузки, составляющей 10% номинальной мощности. Указанные остановки сопровождаются осмотром и про­ веркой деталей для определения степени их нагрева.

По окончании стендовых испытаний представители завода производят выборочное вскрытие двух-трех ци­ линдров, рамовых и мотылевых подшипников, а также механизма движения и поршневой группы, чтобы убе­ диться в правильности выполненного монтажа и взаим­ ной работы деталей, а также качества использованного материала. При этом обмеряют втулки цилиндров, поршни пальцев и шейки вала. Результаты заносят в ве­ домость дефектов, которую подписывают представители завода-заказчика и инспектор Регистра СССР.

После окончательного устранения всех отмеченных дефектов лицо, принимающее двигатель или машину после ремонта, совместно с представителем завода и ин­ спектором Регистра СССР подписывает формуляр отре­ монтированного главного двигателя.

Швартовые испытания производятся с целью провер­ ки качества выполнения монтажных работ в механиз­ мах, агрегатах, отдельных узлах, а также проверки надежности работы аппаратов, приборов, устройств, раз­ личных систем и трубопроводов, обслужиЁающих двига­ тели. Испытания ведут по программе, разработанной заводом и согласованной с заказчиком.

Ходовые испытания являются завершающим этапом, определяющим готовность судна после ремонта. К ходо­ вым испытаниям судно допускается в том случае, когда на нем устранены все дефекты, отмеченные во время швартовых испытаний. К началу ходовых испытаний заводом должна быть заполнена' и подобрана вся техни­ ческая документация, чтобы своевременно предъявить ее заказчику.

Контрольно-измерительные приборы и защитная ап­ паратура должны быть установлены в полном комплек-

290