Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
те на своих штатных местах. Ходовые испытания прово дят по заранее согласованной с приемной комиссией программе.
ПРОТЕКТОРЫ, ПРОКЛАДОЧНЫЕ И НАБИВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Протектора применяют для защиты деталей двигате лей от коррозии. Сущность этого метода заключается в том, что на деталь двигателя, подверженную действию агрессивной среды, навешивают пластину (протектор), имеющую больший отрицательный потенциал, чем де таль. Такие пластины изготовляют из алюминиево-маг- ниевых сплавов. При контакте протектора с деталью об разуется гальваническая пара. Помимо подбора качест венного материала для протекторов, надежность защиты детали от коррозии определяется рациональным осу ществлением контакта между протектором и деталью, их размещением и выбором лакокрасочного покрытия в районе установки протекторов.
В двигателях протекторы устанавливаются в охлаж дающих полостях цилиндровых крышек, блоков цилинд ров, выхлопных и водяных насосов.
Для прокладок 'применяют прессшпан или картон, резину, ткани, различные плетенки из пряжи, фибру, асбест, паронит и различные металлические прокладки.
Прокладки из прессшпана применяют в трубопрово дах, работающих при невысоких температурах, особен но целесообразно ставить их на водяных трубопрово дах, так как прессшпан совершенно обезвреден и не придает воде привкус. Наиболее целесообразны про-, кладки из прессшпана толщиной 1,5—2 мм.
Для обеспечения равномерного и плотного прилега ния к фланцам прокладку смачивают в воде, посыпают мелким графитом.
Для трубопроводов, работающих под большим дав лением, прокладки рекомендуется пропитывать или проваривать в олифе или смазывать шеллаком. В хоро шо пригнанных соединениях ставят плотную бумагу.
Резину для |
прокладок применяют в чистом виде или |
с парусиновой |
прослойкой. Резиновые прокладки ставят |
на водяных трубопроводах, |
а |
также на масляных, на |
нефтяных — нефтестойкие, |
на |
бензиновых — бензостой- |
19* |
291 |
кие. Резина выпускается в листах и специальными изде лиями. Перед постановкой резиновые прокладки покры вают мелом или тальком.
Ткани — парусина, холст и другие, пропитанные су риком или белилами, применяют в соединениях, не под вергающихся частой разборке. Плетенки из льняной или пеньковой пряди, пропитанные'суриком или белилами применяют для прокладок при установке горловин в от секах и цистернах, для подмотки на резьбовые соеди нения.
Фибра — минерал волокнистого строения «Горный лен» является твердым и в то же время эластичным ма териалом, не устойчив против действия жидкостей, а поэтому прокладки ставят на воздухопроводах высо кого давления.
Асбест листовой и шнуровой применяют |
в соедине |
ниях, подвергающихся действию высоких |
температур |
в выхлопных трубопроводах. |
|
Паронит — смесь асбеста с каучуком, |
применяется |
в трубопроводах высокого давления, перед |
установкой |
его слегка смачивают и посыпают с обеих сторон гра фитом.
Медные и стальные прокладки ставят в соединениях, работающих под большим давлением и при высокой температуре. Набивочные материалы —льняные и пень ковые пряди, сплетенные в круглые или квадратные жгуты, пропитанные минеральным маслом или салом с графитом, ставят в сальниках насосов, дейдвудных труб.
Р А З Д Е Л III СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И РЫБОПРОМЫСЛОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Судовые вспомогательные и рыбопромысловые ме ханизмы являются неотъемлемой частью рыбопромы слового судна и позволяют обеспечить нормальную тех ническую эксплуатацию его.
Механизмы и аппараты, обслуживающие главные двигатели и выполняющие функции специального су дового назначения, называются вспомогательными. Они разделяются на палубные и внутрисудовые. К палубным механизмам относятся брашпили, шпили, рулевые ус
тройства, грузовые |
лебедки, на |
рыбопромысловых |
су |
д а х — траловые и |
сейнерные |
лебедки, дрифтерные |
|
шпили, ярусоподъемники и т. п. К внутрисудовым |
вспо |
могательным механизмам относятся различные насосы, вентиляторы, компрессоры, механизмы и аппараты су довых систем.
ГЛАВА 9
СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
НАСОСЫ
По своему назначению насосы делятся на две груп пы: насосы, обслуживающие судовую силовую установ ку, и насосы общесудового назначения. К первой груп пе относятся топливо-перекачивающие, топливоподкачивающие, масляные, водяные и др., ко второй группе — осушительные, пожарные, санитарные и вентиляторы. Насосы характеризуются следующими основными пока зателями:
производительностью, напором (давление, которое создает насос при транспортировке жидкости по трубо проводу) и потребляемой мощностью.
293
Надежность работы насоса определяется его вса сывающей способностью, которая зависит как от рода и температуры перекачиваемой жидкости, так и от кон струкции самого насоса.
Теоретическая высота всасывания любого насоса для воды равна 10,33 м, а действительная значительно мень ше. Уменьшение теоретической высоты всасывания про исходит вследствие частичного парообразования и на личия сопротивлений во всасывающем трубопроводе, которые приходится преодолевать движущейся жид кости. Интенсивность парообразования во всасывающем трубопроводе усиливается с увеличением разрежения и температуры перекачиваемой жидкости. Поэтому насо сы рекомендуется располагать по возможности ближе к уровню приема жидкости. Для контроля за разреже нием на всасывающем патрубке насоса устанавливают
вакуумметр, а |
для контроля |
за |
давлением, |
развивае |
|
мым насосом, |
на |
нагнетательном |
патрубке |
монтируют |
|
манометр. Сумма |
показаний |
манометра и |
вакууммет |
ра определяет полный напор, развиваемый насосом.
Поршневые насосы |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Рабочий цикл поршневого насоса состоит из процес |
||||||||
сов |
всасывания и нагнетания. |
У насоса' |
простого |
дей- |
|||||
|
» |
|
ствия |
(рис. |
109) |
при |
|||
|
| |
[* |
движении |
поршня |
3 |
||||
|
|
|
вправо |
в |
гидравличе |
||||
|
|
|
ском |
цилиндре 2 |
про |
||||
|
|
|
исходит |
|
разрежение, |
||||
|
|
|
поэтому |
|
жидкость |
|
че |
||
|
|
|
рез всасывающий |
кла |
|||||
|
|
|
пан 1 поступает в гид |
||||||
|
|
|
равлический |
цилиндр. |
|||||
|
|
|
При |
движении |
поршня |
||||
|
|
|
влево |
|
всасывающий |
||||
|
|
|
клапан |
закрывается |
и |
||||
Рис: |
109. |
Схема поршневого насоса |
жидкость |
через нагне |
|||||
тательный клапан 4 вы |
|||||||||
простого |
действия. |
талкивается в |
нагнета |
||||||
|
|
|
тельный |
|
патрубок. За |
один цикл в насосах простого действия происходит один раз всасывание и один раз нагнетание. В насо-
294
сах двойного действия за одни цикл происходит два раза всасывание. Эти насосы имеют два вса
сывающих |
и два |
нагнетательных |
клапана. |
Ручной |
||
насос двойного действия показан на |
рис. ПО. |
Корпус |
||||
насоса / отлит за одно с цилиндром |
2, |
в котором |
поме |
|||
щены два |
поршня |
3, отлитые вместе |
с |
фасонным |
што- |
Рис. ПО. Ручной поршневой насос двойного действия.
ком 4. Шток имеет в середине паз, в который входит ро
лик 5 рычага 6. С обеих сторон корпуса |
крепятся |
кла |
||||
панные коробки 7 со всасывающим 8 |
и |
нагнетатель |
||||
ным 9 клапанами. Сверху клапанные коробки |
закрыты |
|||||
крышками 10. На оси рычага |
6 |
также укреплен |
рычаг |
|||
11 с рукояткой 12. К фланцу |
13 |
присоединяется всасы |
||||
вающий, а к фланцу 14—нагнетательный |
|
трубопроводы. |
||||
Для слива жидкости из насоса имеются |
сливные |
проб |
||||
ки 15. Насос обычно крепится |
на переборке |
или |
свя |
|||
зях корпуса судна. |
|
|
А |
|
|
|
Перемещая рукоятку из положения |
в положение |
|||||
Б и обратно поршни 3 в цилиндре соответственно |
тоже |
295
перемещаются, всасывая и нагнетая жидкость. Для пор шневых насосов характерна неравномерность подачи жидкости. Для уменьшения ее иногда применяют насо сы тройного и четвертного действия. Они обычно име ют индивидуальный механический привод.
Производительность поршневых насосов зависит от диаметра и хода поршня, числа двойных ходов поршня в единицу времени и количества работающих гидравли ческих полостей.
Плунжерные насосы
Одной из разновидностей поршневых насосов про стого действия являются плунжерный, или скальчатый,
насос. Он отличается от обыкновенных |
поршневых |
на |
||||||
|
сосов |
тем, что |
вместо |
|||||
|
поршня |
имеет |
|
плун |
||||
|
жер, |
или |
скалку, |
кото |
||||
|
рые |
выполняют |
|
одно |
||||
|
временно |
роль |
поршня |
|||||
|
и штока. Для уменьше |
|||||||
|
ния |
|
неравномерности |
|||||
|
подачи, |
на |
|
корпусе |
||||
|
насоса |
устанавливают |
||||||
|
воздушный |
|
колпак. |
|||||
|
При движении плунже |
|||||||
|
ра 3 вправо (рис. |
|
111) |
|||||
|
в гидравлической |
поло |
||||||
|
сти |
насоса |
возникает |
|||||
|
разрежение, |
в |
резуль |
|||||
|
тате |
которого |
всасыва |
|||||
|
ющий |
клапан |
/ |
откры |
||||
Рис. 111. Схема плунжерного насоса |
вается |
и |
жидкость |
по |
||||
с воздушным колпаком. |
ступает |
внутрь |
|
поло |
||||
|
сти. |
|
При |
движении |
||||
плунжера 3 влево жидкость частично |
|
выталкивается |
||||||
через нагнетательный клапан 2 в нагнетательный |
|
пат |
||||||
рубок, а частично в воздушный |
клапан 4. |
Находящийся |
в колпаке воздух при этом сжимается, а затем при хо де всасывания, когда нагнетательный клапан закрыт, расширяется и выталкивает жидкость в нагнетательный патрубок, обеспечивая более равномерную подачу. Во время работы насоса, воздух, находящийся в воздушном
296