Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

колпаке, постепенно растворяется в жидкости, поэтому его надо добавлять, для чего на всасывающем патрубке имеются маленькие воздушные клапаны 5, подсасываю­ щие воздух из атмосферы.

Рис. 112. Тарельчатые клапаны:

а — п л о с к и й , б — конический.

Рис. 113. Пластинчатые клапаны:

а — с стальными пластинами, б с пластиной нз кожи .

Периодическое соединение гидравлического цилинд­ ра со всасывающим и нагнетательным патрубками осу-, ществляется клапанами,, которые действуют автомати­ чески.

Конструкции клапанов поршневых насосов разнооб­ разны, изготовляют их из стали, бронзы и пластмасс. Плоский тарельчатый клапан с нижними направляющи­ ми перьями показан на рис. 112, а. Тарелки клапана / и 2 прижимаются к гнездам клапанов 3 и 4.

397

Конический тарельчатый клапан изображен на рис. 112 б. Коническая тарелка 1 прижимается пружиной 2-к седлу 3. Тарелка клапана может быть снабжена на­ правляющим штоком 4.

Пластинчатый клапан (рис. 113, а) состоит из трех стальных пластин / с отверстиями 2 в двух нижних пла­ стинах, отбойника 3 и седла 4. Пластинчатый клапан, устанавливаемый на насосах, которые перекачивают жидкость температурой не выше 40°С и при низком дав­ лении, показан на рис. 113, б. Клапан имеет одну пла­ стину 1 из кожи, резины или пластмассы. В седле 4 за­ креплена шпилька 2. Давление жидкости поднимает пластину и, изгибая ее, прижимает к отбойнику 3 гайкой 5, регулируя высоту подъема пластины.

Центробежные насосы

На современных судах они получили широкое распро­ странение. Их используют в качестве циркуляционных, осушительных, пожарных и т. п. Они компактны, меньше по габаритам, чем поршневые насосы при одинаковой производительности. Отсутствие клапанов позволяет пе­ рекачивать этими насосами сильно загрязненные жид­ кости. При установившемся режиме работы они создают постоянное давление и имеют равномерную подачу жид­ кости. Центробежные насосы не самовсасывающие, что является их недостатком, поэтому перед пуском насоса всасывающую магистраль необходимо заливать жид­ костью.

Одноступенчатый центробежный насос (рис. 114) со­ стоит из рабочего колеса / с лопатками. Рабочее колесо насажено на вал 5 и расположено в кожухе 2 улиткооб­ разной формы. В верхней части улитки для контроля за заполнением установлен пробный краник 7. Уплотнение вала осуществляется сальниками 6. К центральной ча­ сти рабочего колеса подведена всасывающая труба 3, а от верхней части улитки отведена нагнетательная труба 4. При вращении рабочего колеса жидкость, находящая­ ся между лопатками, отбрасывается центробежной силой от центра колеса к наружной окружности и попада­ ет в спиральный канал кожуха. В результате этого у центра колеса создается разрежение, обеспечивающее непрерывное поступление жидкости из всасывающей трубы.

298


Рабочее колесо центробежного насоса характеризует­ ся профилем лопаток. Лопатки бывают загнутыми назад (против вращения колеса) или загнутыми вперед по хо­ ду вращения рабочего колеса. Лопатки, загнутые назад, применяются у центробежных насосов, перекачивающих жидкости. При таком профиле скорость выхода жидко­ сти из рабочего колеса меньше и, следовательно, меньше гидравлические потери.

Рис. 114. Центробежный насос.

Лопатки, загнутые вперед, применяются у судовых вентиляторов, имеющих большую производительность, а такой профиль лопаток позволяет перемещать воздух с большими скоростями (10—15 м/с). Количество лопаток

iу центробежного насоса обычно 6—9, а у вентиляторов значительно больше.

На рис. 115 показан судовой вентилятор. К сварному корпусу / присоединен приемный патрубок 2 с фланцем. Внутри корпуса помещено рабочее колесо, выполненное из сплошного 3 и кольцевого 4 дисков, между которыми вварены корытообразные лопатки 5. Сплошной диск 3 прикреплен винтами к конической втулке-ступице 6, по­ саженной на вал при помощи шпонки. Со стороны вса­ сывания на вал вентилятора навинчена гайка-обтекатель 7, которая удерживает втулку-ступицу от осевого пере­ мещения. Для соединения вентилятора с электродвига­ телем на корпусе имеется кольцо 8.

299

В зависимости от высоты нагнетания центробежные насосы делятся на насосы низкого (высота нагнетания воды 20 м вод. ст.), среднего (высота нагнетания воды до 50 м вод. ст.) и высокого давления (высота нагнета­ ния воды до 250 м вод. ст. и выше). Первые насосы вы-

Рнс. 115. Центробежный вентилятор.

полняют преимущественно одноступенчатыми, т. е. с од­ ним рабочим колесом, а вторые и третьи — многоступен­ чатыми с несколькими рабочими колесами.

Вихревые насосы

Их применяют для подачи забортной воды в цирку­ ляционных системах охлаждения быстроходных дизелей. На рис. 116 показан вихревой насос с боковыми канала­ ми. Он состоит из двух половин корпуса и помещенной между ними крыльчатки. В обоих половинах корпуса со стороны крыльчатки имеются спиральные каналы 1 и 4. Глубина спиральных клапанов вначале увеличивается до участка 5 с постоянной глубиной, затем уменьшается и постепенно сходит на нет. Вода в корпус насоса посту­ пает через окно 2, сообщающееся с входным патрубком, а отводится из корпуса через окно 3 к нагнетательному патрубку. Патрубки расположены вверху насоса, поэто­ му вода после остановки его всегда остается в корпусе. При пуске насоса оставшаяся вода, заполняющая объем между лопатками под действием центробежной силы вы­ тесняется в каналы / и 4. При этом на участках кана-

300



лов, где глубина их увеличивается, вследствие увеличе­ ния объема образуется разрежение и через окно 2 сначала засасывается воздух (если он имеется во всасы­ вающем патрубке), а затем и вода. При дальнейшем по­ вороте крыльчатки уменьшается глубина и объем кана­ лов и вода, заполняя все пространство между лопатками,

Рис. 116. Вихревой насос.

вытесняет воздух через окно 3 в нагнетательный патру­ бок. Откачав весь воздух из всасывающего патрубка, на­ сос начинает засасывать и нагнетать воду. Эти насосы самовсасывающие, что является их положительным ка­ чеством.

Шестеренчатые насосы

Их применяют в качест­ ве циркуляционных в систе­ ме смазки дизеля для пере­ качивания топлива, воды и других жидкостей. На рис. 117 показана схема шесте­ ренчатого насоса. На веду­ щем валу на шпонке укреп­ лена ведущая шестерня 1, с которой сцеплена ведомая шестерня 2, свободно вра­ щающаяся на своем валу.

Жидкость подводится через Рис. 117. Шестеренчатый насос.

301

канал 3, заполняет впадины между зубцами и увлека­ ется шестернями при их вращении, а затем выжимается из этих впадин через канал 4, в нагнетательный патру­ бок. Для предупреждения чрезмерного повышения дав­ ления в нагнетательной линии эти насосы снабжаются редукционным клапаном.

Винтовые насосы

Их применяют в качестве циркуляционных в системе смазки дизеля для перекачивания топлива, масла и дру­ гих жидкостей высокой вязкости. В этих насосах жид-

Рис. 118. Винтовой насос.

кость движется равномерно и прямолинейно, вследствие чего исключается ее вспенивание.

Винтовые насосы конструктивно выполняют одновальными, чаще двухвальными и трехвальными. Двухвальный винтовой насос (рис. 118) состоит из двух стальных валов 7 и 5, расположенных в корпусе 2. Ве­ дущий вал 8 имеет двухзаходную ленточную резьбу пра­ вого вращения, а ведомый вал 7— такую же резьбу ле­ вого вращения. Витки резьбы ведущего вала плотно вхо­ дят во впадины резьбы ведомого вала. На корпусе насоса имеются два фланца для присоединения прием­ ного и отливного трубопроводов. На выходе из корпуса ведущий вал уплотнен сальником 5, расположенным в

302


крышке 4, которая прикреплена к фланцу 3. Оба вала вращаются в бронзовых подшипниках 6. Взаимное осе­ вое положение валов фиксируется круговыми высту­ пами 9.

При вращении ведущего вала витки червяков захва­ тывают жидкость и проталкивают ее, как гайку, по резь­ бе в осевом направлении от всасывающей полости А к нагнетательной полости Б. При движении в насосе жид­ кость создает осевое давление на червяки и стремится сместить их в сторону всасывания. Для уравновешива­ ния возникающего давления в ведущем валу просверлен осевой канал, по которому жидкость из нагнетательной полости поступает под левый торец ведущего вала и по сверлению в упорной шайбе 10 проходит под торец ведо­ мого вала.

Осевой канал в ведомом валу служит для отвода жидкости, попавшей под правый торец этого вала, в ка­ меру всасывания. Для предохранения от повышения дав­ ления в нагнетательной магистрали сверх допустимого на насосе установлен предохранительный клапан 1.

При эксплуатации винтовых насосов категорически запрещается пуск насоса без жидкости во всасывающем патрубке, так как при работе всухую сильно разогрева­ ются червяки и заклинивают подшипники. Привод насо­ сов осуществляется непосредственно от главного двига­ теля (навешенные насосы) или от индивидуального элек­ тродвигателя.

Эксплуатация судовых насосов

Перед пуском поршневой насос необходимо тщатель­ но осмотреть и убедиться, не мешают ли его работе по­

сторонние

предметы,

проверить поступление смазки

к трущимся

деталям.

Затем открывают спускные кра­

ны, проворачивают насос вручную и закрывают спускные краны. Открывают клапан на нагнетательном, а затем на всасывающем трубопроводе. Во время работы насоса необходимо следить за появлением стука и шума, не свойственных его нормальной работе. При обнаружении указанных недостатков насос надо остановить и осмот­ реть и устранить причины, вызвавшие ненормальности в работе насоса.

Смазка к трущимся деталям насоса должна пода­ ваться экономно и в достаточном количестве. Следует

303