Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
колпаке, постепенно растворяется в жидкости, поэтому его надо добавлять, для чего на всасывающем патрубке имеются маленькие воздушные клапаны 5, подсасываю щие воздух из атмосферы.
Рис. 112. Тарельчатые клапаны:
а — п л о с к и й , б — конический.
Рис. 113. Пластинчатые клапаны:
а — с стальными пластинами, б — с пластиной нз кожи .
Периодическое соединение гидравлического цилинд ра со всасывающим и нагнетательным патрубками осу-, ществляется клапанами,, которые действуют автомати чески.
Конструкции клапанов поршневых насосов разнооб разны, изготовляют их из стали, бронзы и пластмасс. Плоский тарельчатый клапан с нижними направляющи ми перьями показан на рис. 112, а. Тарелки клапана / и 2 прижимаются к гнездам клапанов 3 и 4.
397
Конический тарельчатый клапан изображен на рис. 112 б. Коническая тарелка 1 прижимается пружиной 2-к седлу 3. Тарелка клапана может быть снабжена на правляющим штоком 4.
Пластинчатый клапан (рис. 113, а) состоит из трех стальных пластин / с отверстиями 2 в двух нижних пла стинах, отбойника 3 и седла 4. Пластинчатый клапан, устанавливаемый на насосах, которые перекачивают жидкость температурой не выше 40°С и при низком дав лении, показан на рис. 113, б. Клапан имеет одну пла стину 1 из кожи, резины или пластмассы. В седле 4 за креплена шпилька 2. Давление жидкости поднимает пластину и, изгибая ее, прижимает к отбойнику 3 гайкой 5, регулируя высоту подъема пластины.
Центробежные насосы
На современных судах они получили широкое распро странение. Их используют в качестве циркуляционных, осушительных, пожарных и т. п. Они компактны, меньше по габаритам, чем поршневые насосы при одинаковой производительности. Отсутствие клапанов позволяет пе рекачивать этими насосами сильно загрязненные жид кости. При установившемся режиме работы они создают постоянное давление и имеют равномерную подачу жид кости. Центробежные насосы не самовсасывающие, что является их недостатком, поэтому перед пуском насоса всасывающую магистраль необходимо заливать жид костью.
Одноступенчатый центробежный насос (рис. 114) со стоит из рабочего колеса / с лопатками. Рабочее колесо насажено на вал 5 и расположено в кожухе 2 улиткооб разной формы. В верхней части улитки для контроля за заполнением установлен пробный краник 7. Уплотнение вала осуществляется сальниками 6. К центральной ча сти рабочего колеса подведена всасывающая труба 3, а от верхней части улитки отведена нагнетательная труба 4. При вращении рабочего колеса жидкость, находящая ся между лопатками, отбрасывается центробежной силой от центра колеса к наружной окружности и попада ет в спиральный канал кожуха. В результате этого у центра колеса создается разрежение, обеспечивающее непрерывное поступление жидкости из всасывающей трубы.
298
Рабочее колесо центробежного насоса характеризует ся профилем лопаток. Лопатки бывают загнутыми назад (против вращения колеса) или загнутыми вперед по хо ду вращения рабочего колеса. Лопатки, загнутые назад, применяются у центробежных насосов, перекачивающих жидкости. При таком профиле скорость выхода жидко сти из рабочего колеса меньше и, следовательно, меньше гидравлические потери.
Рис. 114. Центробежный насос.
Лопатки, загнутые вперед, применяются у судовых вентиляторов, имеющих большую производительность, а такой профиль лопаток позволяет перемещать воздух с большими скоростями (10—15 м/с). Количество лопаток
iу центробежного насоса обычно 6—9, а у вентиляторов значительно больше.
На рис. 115 показан судовой вентилятор. К сварному корпусу / присоединен приемный патрубок 2 с фланцем. Внутри корпуса помещено рабочее колесо, выполненное из сплошного 3 и кольцевого 4 дисков, между которыми вварены корытообразные лопатки 5. Сплошной диск 3 прикреплен винтами к конической втулке-ступице 6, по саженной на вал при помощи шпонки. Со стороны вса сывания на вал вентилятора навинчена гайка-обтекатель 7, которая удерживает втулку-ступицу от осевого пере мещения. Для соединения вентилятора с электродвига телем на корпусе имеется кольцо 8.
299
В зависимости от высоты нагнетания центробежные насосы делятся на насосы низкого (высота нагнетания воды 20 м вод. ст.), среднего (высота нагнетания воды до 50 м вод. ст.) и высокого давления (высота нагнета ния воды до 250 м вод. ст. и выше). Первые насосы вы-
Рнс. 115. Центробежный вентилятор.
полняют преимущественно одноступенчатыми, т. е. с од ним рабочим колесом, а вторые и третьи — многоступен чатыми с несколькими рабочими колесами.
Вихревые насосы
Их применяют для подачи забортной воды в цирку ляционных системах охлаждения быстроходных дизелей. На рис. 116 показан вихревой насос с боковыми канала ми. Он состоит из двух половин корпуса и помещенной между ними крыльчатки. В обоих половинах корпуса со стороны крыльчатки имеются спиральные каналы 1 и 4. Глубина спиральных клапанов вначале увеличивается до участка 5 с постоянной глубиной, затем уменьшается и постепенно сходит на нет. Вода в корпус насоса посту пает через окно 2, сообщающееся с входным патрубком, а отводится из корпуса через окно 3 к нагнетательному патрубку. Патрубки расположены вверху насоса, поэто му вода после остановки его всегда остается в корпусе. При пуске насоса оставшаяся вода, заполняющая объем между лопатками под действием центробежной силы вы тесняется в каналы / и 4. При этом на участках кана-
300
лов, где глубина их увеличивается, вследствие увеличе ния объема образуется разрежение и через окно 2 сначала засасывается воздух (если он имеется во всасы вающем патрубке), а затем и вода. При дальнейшем по вороте крыльчатки уменьшается глубина и объем кана лов и вода, заполняя все пространство между лопатками,
Рис. 116. Вихревой насос.
вытесняет воздух через окно 3 в нагнетательный патру бок. Откачав весь воздух из всасывающего патрубка, на сос начинает засасывать и нагнетать воду. Эти насосы самовсасывающие, что является их положительным ка чеством.
Шестеренчатые насосы
Их применяют в качест ве циркуляционных в систе ме смазки дизеля для пере качивания топлива, воды и других жидкостей. На рис. 117 показана схема шесте ренчатого насоса. На веду щем валу на шпонке укреп лена ведущая шестерня 1, с которой сцеплена ведомая шестерня 2, свободно вра щающаяся на своем валу.
Жидкость подводится через Рис. 117. Шестеренчатый насос.
301
канал 3, заполняет впадины между зубцами и увлека ется шестернями при их вращении, а затем выжимается из этих впадин через канал 4, в нагнетательный патру бок. Для предупреждения чрезмерного повышения дав ления в нагнетательной линии эти насосы снабжаются редукционным клапаном.
Винтовые насосы
Их применяют в качестве циркуляционных в системе смазки дизеля для перекачивания топлива, масла и дру гих жидкостей высокой вязкости. В этих насосах жид-
Рис. 118. Винтовой насос.
кость движется равномерно и прямолинейно, вследствие чего исключается ее вспенивание.
Винтовые насосы конструктивно выполняют одновальными, чаще двухвальными и трехвальными. Двухвальный винтовой насос (рис. 118) состоит из двух стальных валов 7 и 5, расположенных в корпусе 2. Ве дущий вал 8 имеет двухзаходную ленточную резьбу пра вого вращения, а ведомый вал 7— такую же резьбу ле вого вращения. Витки резьбы ведущего вала плотно вхо дят во впадины резьбы ведомого вала. На корпусе насоса имеются два фланца для присоединения прием ного и отливного трубопроводов. На выходе из корпуса ведущий вал уплотнен сальником 5, расположенным в
302
крышке 4, которая прикреплена к фланцу 3. Оба вала вращаются в бронзовых подшипниках 6. Взаимное осе вое положение валов фиксируется круговыми высту пами 9.
При вращении ведущего вала витки червяков захва тывают жидкость и проталкивают ее, как гайку, по резь бе в осевом направлении от всасывающей полости А к нагнетательной полости Б. При движении в насосе жид кость создает осевое давление на червяки и стремится сместить их в сторону всасывания. Для уравновешива ния возникающего давления в ведущем валу просверлен осевой канал, по которому жидкость из нагнетательной полости поступает под левый торец ведущего вала и по сверлению в упорной шайбе 10 проходит под торец ведо мого вала.
Осевой канал в ведомом валу служит для отвода жидкости, попавшей под правый торец этого вала, в ка меру всасывания. Для предохранения от повышения дав ления в нагнетательной магистрали сверх допустимого на насосе установлен предохранительный клапан 1.
При эксплуатации винтовых насосов категорически запрещается пуск насоса без жидкости во всасывающем патрубке, так как при работе всухую сильно разогрева ются червяки и заклинивают подшипники. Привод насо сов осуществляется непосредственно от главного двига теля (навешенные насосы) или от индивидуального элек тродвигателя.
Эксплуатация судовых насосов
Перед пуском поршневой насос необходимо тщатель но осмотреть и убедиться, не мешают ли его работе по
сторонние |
предметы, |
проверить поступление смазки |
к трущимся |
деталям. |
Затем открывают спускные кра |
ны, проворачивают насос вручную и закрывают спускные краны. Открывают клапан на нагнетательном, а затем на всасывающем трубопроводе. Во время работы насоса необходимо следить за появлением стука и шума, не свойственных его нормальной работе. При обнаружении указанных недостатков насос надо остановить и осмот реть и устранить причины, вызвавшие ненормальности в работе насоса.
Смазка к трущимся деталям насоса должна пода ваться экономно и в достаточном количестве. Следует
303