Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

следить за действием воздушных колпаков, поддерживая в них нормальное количество воздуха при помощи воз­ душных кранов. Режим работы поршневого насоса конт­ ролируют по показаниям контрольно-измерительных приборов.

При остановке

насоса необходимо закрыть

клапа­

ны на

приемной магистрали,

остановить двигатель, за­

крыть

нагнетательный

клапан,

посредством

спускных

кранов

выпустить

жидкость

из

цилиндров

и

закрыть

спускные краны, затем

осмотреть и вытереть

насос.

Причины, уменьшающие производительность насоса или снижающие напор следующие: износ или плохое об­ жатие сальников штока, забои на клапанах или на сед­ лах, поломка или нарушение регулировки пружин кла­ панов, засоренность сеток и фильтров, просос воздуха через неплотности во всасывающей магистрали. •

Появление ненормальных стуков и шумов может быть вызвано ослаблением в соединениях деталей, по­ паданием посторонних предметов в цилиндры, отсутст­ вием воздуха в воздушных колпаках, нарушением ре­ гулировки пружин клапанов.

В центробежные насосы, расположенные выше ватер­ линии и не имеющие невозвратных клапанов, необходи­ мо заливать воду во всасывающий трубопровод до появ­ ления воды в воздушных краниках. При пуске центро­ бежного насоса клапан на нагнетательной магистрали нужно некоторое время держать закрытым, а затем мед­ ленно открыть. При закрытом клапане на нагнетатель­ ном трубопроводе допустима работа насоса только в течение нескольких минут (во избежание перегрева дета­ лей). Для остановки центробежных насосов нужно оста­ новить двигатель, приводящий в действие насос, закрыть клапан на нагнетательном и всасывающем трубопрово­ дах и кран вакуумметра.

К основным неполадкам -в работе центробежных на­ сосов относятся: перекос вала вследствие износа вкла­ дышей или неравномерной их затяжки, падение напора или производительности в результате увеличения зазора между рабочим колесом и корпусом насоса, подсос воз­ духа во всасывающую магистраль. Нарушение смазки вызывает нагрев деталей насоса.

Изменение количества жидкости, подаваемого насо­ сом, осуществляется двумя способами; изменением числа

.304

Г


оборотов двигателя

и частичным перекрытием клапана

на нагнетательном

трубопроводе. Первый

способ более

экономичен, но имеет узкий диапазон

регулирования,

второй менее экономичен, так как увеличиваются сопро­ тивления и уменьшается к. п. д.

В практике иногда возникает необходимость ..совме­ стной работы насосов. Если два насоса с отдельными всасывающими трубопроводами подают жидкость в об­ щую магистраль, то работа их называется параллель­ ной. Если же один насос подает жидкость во всасываю­ щий патрубок другого насоса, то работа их называется последовательной. При параллельной работе двух оди­ наковых центробежных насосов суммарная производи­ тельность выше, чем одного насоса,- а развиваемый на­ пор незначительно уменьшится. При последовательной работе центробежных насосов производительность их ос­ танется такой же, как у одного насоса, а напор увели­ чится, но будет меньше суммы напоров, развиваемых насосами в отдельности.

РУЛЕВОЕ, ЯКОРНОЕ И ШВАРТОВОЕ УСТРОЙСТВА

Рулевое устройство

Рулевое устройство служит для перекладывания руля при необходимости изменения курса судна по желанию судоводителя. Перекладывание руля осуществляется ру­ левыми машинами, которые бывают ручные, электриче­ ские, гидравлические комбинированные и др. На мало­ мерных судах применяются ручные рулевые машины.

Рулевая машина должна удовлетворять следующим требованиям:

быть реверсивной; быстрому вращению штурвала должна соответствовать и быстрая перекладка руля; время перекладки руля с борта на борт не должно пре­ вышать 30 с.

Ручные рулевые машины, устанавливают в рулевой рубке. Связь рулевой машины с баллером руля осуще­ ствляется рулевыми приводами. Рулевые приводы быва­ ют с гибкой связью (штуртросные, цепные) и с жесткой связью (зубчатые, винтовые).

Простейшая связь ручной рулевой машины с балле­ ром руля может осуществляться через гибкую цепную

20—180

305

или тросовую передачу (рис. 119). Цепь /, охватываю­ щая тяговый барабан 2 рулевой машины, направляется роликами 3 вдоль бортов и присоединяется своими кон­ цами к сектору 4, закрепленному на баллере 5.

На прямолинейных участках цепь заменяют стальны­ ми штангами. В бортовую проводку включены талрепные стяжки 6 для выборки слабины и амортизирующие буферные пружины 7. Недостаток рулевых приводов с

Рис. 119. Ручная рулевая машина с штуртросной проводкой.

гибкой связью заключается в том, что ветви штуртрос­ ной и цепной проводки в процессе эксплуатации сильно вытягивается (особенно тросы) и нуждаются в перио­ дическом подтягивании. Наличие слабин в проводке при ударах волны о перо руля вызывает рывки.

На маломерных судах с ручной рулевой машиной на­ ибольшее распространение получил валиковый рулевой привод. Он состоит из стальных валиков, соединенных между собой при помощи муфт, конических шестерен и карданных шарниров. Для уменьшения трения в опорах валиковая проводка монтируется на подшипниках ка­ чения.

На рис. 120 приведена схема ручного рулевого при­ вода с валиковой проводкой. Вращение штурвального колеса / передается через конические шестерни и шар-

306


пир вертикальному валику 2, который связан другим шарниром с парой конических шестерен, помещенных в коробке 3. Следующая за коробкой валиковая линия для удобства монтажа составлена из отдельных отрез-' ков 4, соединенных карданными шарнирами 5, опирается на опоры 6 с шариковыми подшипниками и передает вращение паре конических шестерен, помещенных в ли­ той кормовой коробке 7. Выше ведомой конической ше­ стерни в этой коробке находится цилиндрическая ше­ стерня, укрепленная с ней на общем вертикальном вали­ ке и входящая в зацепление с зубчатым сектором 8, закрепленным на баллере 9 руля.

Динамические

усилия, возникающие

при ударе волн

о перо руля, поглощаются

тормозной

муфтой,

находя­

щейся в рулевой колонке.

 

 

 

Неисправность

рулевого

механизма

может

привести

к крупной аварии

судна, поэтому правила эксплуатации

предъявляют особые требования к исправности и надеж­ ности действия рулевых механизмов.

Штуртросная и валиковая передачи периодически осматривают, а трущиеся детали (блоки, шарниры, кони­ ческие шестерни) смазывают. Штуртрос, изношенный на 0,1 первоначального диаметра, подлежит замене.

Редукторы приводов в процессе работы не должны нагреваться выше определенной температуры. Рулевой механизм ежедневно осматривает вахтенный механик. Запрещается выпускать судно в море, если руль пере­ кладывается с борта на борт недостаточно быстро (больше 30 с), недостаточен угол перекладки руля на каждый борт (менее 35°), имеется скручивание баллера на угол более 7° (без пересадки сектора или румпеля на новую шпонку), неисправен запасной рулевой привод и механизм переключения с основного привода на за­ пасный.

Якорное и швартовое устройства

Якорное устройство служит для надежного удержа­ ния судна при стоянке на рейде и в море. К якорному устройству относятся якоря, якорные цепи, якорные клюзы, стопора и якорные машины. Якорное устройство должно обеспечивать следующее: быструю отдачу ста­ нового якоря; травление якорной цепи на необходимую глубину и плавное прекращение вытравливания цепи

308


выбирания якорной цепи с якорем; надежное крепление якорной цепи к корпусу судна при стоянке на якоре и в ходу, не допускающее самопроизвольного вытравлива­ ния: быстрое отделение якоря и якорной цепи от корпу­ са судна с отдачей их за борт (в аварийных случаях).

Швартовое устройство предназначено для надежно­ го неподвижного закрепления судна у пристаней, при­ чальных стенок портов и буев. К швартовому устройст­ ву относятся швартовы, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки для уборки швартовов и швартовые машины.

Для спуска и подъема становых якорей применяют якорные машины. По . расположению тяговых валов эти машины разделяются на брашпили с горизонталь­ ным и шпили с вертикальным расположением валов. Кроме того, брашпили имеют два цепных барабана, благодаря чему можно поднимать и опускать оба якоря. Шпили имеют один цепной барабан.

На рыбопромысловых и транспортных судах в основ­ ном применяют брашпили. В зависимости от вида ис­ пользуемой энергии брашпили бывают ручные, электри­ ческие, гидравлические и паровые. На маломерных су­ дах с главными двигателями мощностью до 100 л. с. при­ меняют ручные брашпили.

Ручной брашпиль с вращающимися рукоятками по­ казан на рис. 121. На тяговом валу 1 свободно враща­ ются два цепных барабана 2, изготовленные за одно целое с тормозными дисками ленточных тормозов 5, уп­ равление которыми осуществляется рукоятками 4. В се­ редине тягового вала на шпонке посажена ведомая шестерня 5. Включение цепных барабанов осуществляет­ ся кулачковыми муфтами 6. Ведомая шестерня входит в зацепление с шестерней 7 промежуточного вала 8. Вто­

рая

шестерня 9

промежуточного вала входит в зацепле­

ние

с шестерней

10 ведущего вала

привод которого

осуществляется

съемными рукоятками

12.

На консольных концах тягового вала посажены турачки 13 для швартовых и других операций. При необ­ ходимости увеличить скорость выбирания якорной цепи или швартовов рукоятки можно надеть на консольные концы промежуточного вала.

Скорость подъема одного якоря ручным брашпилем должна быть не менее 2,5 м/мин при усилии на рукоят­ ках не более 16 кгс (16-104 ) на одного человека.

309


Запрещается выход в плавание со следующими не­ исправностями якорного устройства: отсутствием в клю­ зах одного якоря; проскакиванием звеньев цепи по цеп­ ным барабанам при подъеме якорей; износом калибра цепи более чем на 10%; неисправностями ленточных

Рис. 121. Брашпиль.

стопров и отсутствием надежного зажима барабанов; неисправностью разобщительных муфт, препятствующих включению и выключению барабанов.

На маломерных судах швартовые операции осущест­ вляют с помощью брашпилей, которые для этой цели имеют турачки. При выполнении швартовых операций цепные барабаны закрепляют тормозами и выключают кулачковыми муфтами. Это дает возможность выбирать

310