Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
следить за действием воздушных колпаков, поддерживая в них нормальное количество воздуха при помощи воз душных кранов. Режим работы поршневого насоса конт ролируют по показаниям контрольно-измерительных приборов.
При остановке |
насоса необходимо закрыть |
клапа |
|||||
ны на |
приемной магистрали, |
остановить двигатель, за |
|||||
крыть |
нагнетательный |
клапан, |
посредством |
спускных |
|||
кранов |
выпустить |
жидкость |
из |
цилиндров |
и |
закрыть |
|
спускные краны, затем |
осмотреть и вытереть |
насос. |
Причины, уменьшающие производительность насоса или снижающие напор следующие: износ или плохое об жатие сальников штока, забои на клапанах или на сед лах, поломка или нарушение регулировки пружин кла панов, засоренность сеток и фильтров, просос воздуха через неплотности во всасывающей магистрали. •
Появление ненормальных стуков и шумов может быть вызвано ослаблением в соединениях деталей, по паданием посторонних предметов в цилиндры, отсутст вием воздуха в воздушных колпаках, нарушением ре гулировки пружин клапанов.
В центробежные насосы, расположенные выше ватер линии и не имеющие невозвратных клапанов, необходи мо заливать воду во всасывающий трубопровод до появ ления воды в воздушных краниках. При пуске центро бежного насоса клапан на нагнетательной магистрали нужно некоторое время держать закрытым, а затем мед ленно открыть. При закрытом клапане на нагнетатель ном трубопроводе допустима работа насоса только в течение нескольких минут (во избежание перегрева дета лей). Для остановки центробежных насосов нужно оста новить двигатель, приводящий в действие насос, закрыть клапан на нагнетательном и всасывающем трубопрово дах и кран вакуумметра.
К основным неполадкам -в работе центробежных на сосов относятся: перекос вала вследствие износа вкла дышей или неравномерной их затяжки, падение напора или производительности в результате увеличения зазора между рабочим колесом и корпусом насоса, подсос воз духа во всасывающую магистраль. Нарушение смазки вызывает нагрев деталей насоса.
Изменение количества жидкости, подаваемого насо сом, осуществляется двумя способами; изменением числа
.304
Г
оборотов двигателя |
и частичным перекрытием клапана |
|
на нагнетательном |
трубопроводе. Первый |
способ более |
экономичен, но имеет узкий диапазон |
регулирования, |
второй менее экономичен, так как увеличиваются сопро тивления и уменьшается к. п. д.
В практике иногда возникает необходимость ..совме стной работы насосов. Если два насоса с отдельными всасывающими трубопроводами подают жидкость в об щую магистраль, то работа их называется параллель ной. Если же один насос подает жидкость во всасываю щий патрубок другого насоса, то работа их называется последовательной. При параллельной работе двух оди наковых центробежных насосов суммарная производи тельность выше, чем одного насоса,- а развиваемый на пор незначительно уменьшится. При последовательной работе центробежных насосов производительность их ос танется такой же, как у одного насоса, а напор увели чится, но будет меньше суммы напоров, развиваемых насосами в отдельности.
РУЛЕВОЕ, ЯКОРНОЕ И ШВАРТОВОЕ УСТРОЙСТВА
Рулевое устройство
Рулевое устройство служит для перекладывания руля при необходимости изменения курса судна по желанию судоводителя. Перекладывание руля осуществляется ру левыми машинами, которые бывают ручные, электриче ские, гидравлические комбинированные и др. На мало мерных судах применяются ручные рулевые машины.
Рулевая машина должна удовлетворять следующим требованиям:
быть реверсивной; быстрому вращению штурвала должна соответствовать и быстрая перекладка руля; время перекладки руля с борта на борт не должно пре вышать 30 с.
Ручные рулевые машины, устанавливают в рулевой рубке. Связь рулевой машины с баллером руля осуще ствляется рулевыми приводами. Рулевые приводы быва ют с гибкой связью (штуртросные, цепные) и с жесткой связью (зубчатые, винтовые).
Простейшая связь ручной рулевой машины с балле ром руля может осуществляться через гибкую цепную
20—180 |
305 |
или тросовую передачу (рис. 119). Цепь /, охватываю щая тяговый барабан 2 рулевой машины, направляется роликами 3 вдоль бортов и присоединяется своими кон цами к сектору 4, закрепленному на баллере 5.
На прямолинейных участках цепь заменяют стальны ми штангами. В бортовую проводку включены талрепные стяжки 6 для выборки слабины и амортизирующие буферные пружины 7. Недостаток рулевых приводов с
Рис. 119. Ручная рулевая машина с штуртросной проводкой.
гибкой связью заключается в том, что ветви штуртрос ной и цепной проводки в процессе эксплуатации сильно вытягивается (особенно тросы) и нуждаются в перио дическом подтягивании. Наличие слабин в проводке при ударах волны о перо руля вызывает рывки.
На маломерных судах с ручной рулевой машиной на ибольшее распространение получил валиковый рулевой привод. Он состоит из стальных валиков, соединенных между собой при помощи муфт, конических шестерен и карданных шарниров. Для уменьшения трения в опорах валиковая проводка монтируется на подшипниках ка чения.
На рис. 120 приведена схема ручного рулевого при вода с валиковой проводкой. Вращение штурвального колеса / передается через конические шестерни и шар-
306
пир вертикальному валику 2, который связан другим шарниром с парой конических шестерен, помещенных в коробке 3. Следующая за коробкой валиковая линия для удобства монтажа составлена из отдельных отрез-' ков 4, соединенных карданными шарнирами 5, опирается на опоры 6 с шариковыми подшипниками и передает вращение паре конических шестерен, помещенных в ли той кормовой коробке 7. Выше ведомой конической ше стерни в этой коробке находится цилиндрическая ше стерня, укрепленная с ней на общем вертикальном вали ке и входящая в зацепление с зубчатым сектором 8, закрепленным на баллере 9 руля.
Динамические |
усилия, возникающие |
при ударе волн |
||
о перо руля, поглощаются |
тормозной |
муфтой, |
находя |
|
щейся в рулевой колонке. |
|
|
|
|
Неисправность |
рулевого |
механизма |
может |
привести |
к крупной аварии |
судна, поэтому правила эксплуатации |
предъявляют особые требования к исправности и надеж ности действия рулевых механизмов.
Штуртросная и валиковая передачи периодически осматривают, а трущиеся детали (блоки, шарниры, кони ческие шестерни) смазывают. Штуртрос, изношенный на 0,1 первоначального диаметра, подлежит замене.
Редукторы приводов в процессе работы не должны нагреваться выше определенной температуры. Рулевой механизм ежедневно осматривает вахтенный механик. Запрещается выпускать судно в море, если руль пере кладывается с борта на борт недостаточно быстро (больше 30 с), недостаточен угол перекладки руля на каждый борт (менее 35°), имеется скручивание баллера на угол более 7° (без пересадки сектора или румпеля на новую шпонку), неисправен запасной рулевой привод и механизм переключения с основного привода на за пасный.
Якорное и швартовое устройства
Якорное устройство служит для надежного удержа ния судна при стоянке на рейде и в море. К якорному устройству относятся якоря, якорные цепи, якорные клюзы, стопора и якорные машины. Якорное устройство должно обеспечивать следующее: быструю отдачу ста нового якоря; травление якорной цепи на необходимую глубину и плавное прекращение вытравливания цепи
308
выбирания якорной цепи с якорем; надежное крепление якорной цепи к корпусу судна при стоянке на якоре и в ходу, не допускающее самопроизвольного вытравлива ния: быстрое отделение якоря и якорной цепи от корпу са судна с отдачей их за борт (в аварийных случаях).
Швартовое устройство предназначено для надежно го неподвижного закрепления судна у пристаней, при чальных стенок портов и буев. К швартовому устройст ву относятся швартовы, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки для уборки швартовов и швартовые машины.
Для спуска и подъема становых якорей применяют якорные машины. По . расположению тяговых валов эти машины разделяются на брашпили с горизонталь ным и шпили с вертикальным расположением валов. Кроме того, брашпили имеют два цепных барабана, благодаря чему можно поднимать и опускать оба якоря. Шпили имеют один цепной барабан.
На рыбопромысловых и транспортных судах в основ ном применяют брашпили. В зависимости от вида ис пользуемой энергии брашпили бывают ручные, электри ческие, гидравлические и паровые. На маломерных су дах с главными двигателями мощностью до 100 л. с. при меняют ручные брашпили.
Ручной брашпиль с вращающимися рукоятками по казан на рис. 121. На тяговом валу 1 свободно враща ются два цепных барабана 2, изготовленные за одно целое с тормозными дисками ленточных тормозов 5, уп равление которыми осуществляется рукоятками 4. В се редине тягового вала на шпонке посажена ведомая шестерня 5. Включение цепных барабанов осуществляет ся кулачковыми муфтами 6. Ведомая шестерня входит в зацепление с шестерней 7 промежуточного вала 8. Вто
рая |
шестерня 9 |
промежуточного вала входит в зацепле |
|
ние |
с шестерней |
10 ведущего вала |
привод которого |
осуществляется |
съемными рукоятками |
12. |
На консольных концах тягового вала посажены турачки 13 для швартовых и других операций. При необ ходимости увеличить скорость выбирания якорной цепи или швартовов рукоятки можно надеть на консольные концы промежуточного вала.
Скорость подъема одного якоря ручным брашпилем должна быть не менее 2,5 м/мин при усилии на рукоят ках не более 16 кгс (16-104 ) на одного человека.
309
Запрещается выход в плавание со следующими не исправностями якорного устройства: отсутствием в клю зах одного якоря; проскакиванием звеньев цепи по цеп ным барабанам при подъеме якорей; износом калибра цепи более чем на 10%; неисправностями ленточных
Рис. 121. Брашпиль.
стопров и отсутствием надежного зажима барабанов; неисправностью разобщительных муфт, препятствующих включению и выключению барабанов.
На маломерных судах швартовые операции осущест вляют с помощью брашпилей, которые для этой цели имеют турачки. При выполнении швартовых операций цепные барабаны закрепляют тормозами и выключают кулачковыми муфтами. Это дает возможность выбирать
310