Файл: Сельскохозяйственная районная планировка учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
планировки уделялось и в связи со строительством круп ных городов, промышленных узлов и гидроэлектростан ций на Днепре, Волхове и некоторых других реках. Продолжалась начавшаяся еще в 20—30-х годах плани ровка курортов Крыма, Северного Кавказа, Ленин градской и других областей.
Однако если понятия о районной планировке, ее на значении и объектах достаточно полно определены и теоретически более или менее обоснованы для промыш ленных и курортных зон, то сельскохозяйственная рай онная планировка пока находится в начальной стадии становления. Составление схем планировки администра тивных сельскохозяйственных районов приобрело более широкие размеры лишь в 60-х годах.
Теоретическое обоснование сельскохозяйственной районной планировки дано многими авторами:^. А. Уда чиным, С. Г. Колесневым, Д. И. Богорадом, В. Г. Дави довичем, М. А. Гендельманом, Ф. П. Епифановым, П. К. Татуром, Г. В. Чешихиным и др. Все они сходят ся на том, что сельскохозяйственная районная плани ровка — государственное комплексное мероприятие по размещению и развитию производительных сил на тер ритории административных сельских районов.
На основе определения районной планировки, раз работанной П. Н. Першиным и другими исследователя ми, сельскохозяйственную районную планировку следу ет рассматривать как своеобразную завершающую ста дию государственного перспективного планирования размещения производительных сил на территории адми нистративного сельского района, детализирующую об щесоюзный план для конкретной территории данного района.
Сельскохозяйственная районная планировка — важ ное государственное мероприятие по детальному Плани рованию развития и размещения производительных сил, определению рациональных размеров специализирован ных предприятий и их землепользований, созданию ор ганизационно-территориальных предпосылок для рацио нального использования природных богатств, достиже ний науки и техники, трудовых ресурсов, развития эко номики всех предприятий и улучшения материального и культурного уровня жизни населения данного сель ского района.
3 Заказ № 6624 |
33 |
Объект сельскохозяйственной районной планировки
Главное направление районной планировки на всех этапах ее развития заключается в рациональном раз мещении производительных сил, в укреплении и совер шенствовании социалистических производственных от
ношений.
Коммунистической партией поставлена задача — разработать перспективный план ускорения темпов развития производительных сил на базе внедрения
впроизводство новейших достижений науки и техники.
Вуспешном решении этой задачи огромное значение приобретают работы по составлению схем районной пла нировки. Назрела необходимость повысить качество про ектных работ.
Впостановлении ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 12 сентября 1968 г. «Об упорядочении строи тельства на селе» рекомендуется в соответствии с про
ектами районной планировки и проектами планировки и застройки поселков улучшить их благоустройство, при дать им привлекательный архитектурный облик.
Назрела необходимость при разработке проектов (схем) сельскохозяйственной планировки путем совер шенствования методов проектирования и углубления технико-экономических расчетов повысить степень де тализации проектных решений. В некоторых районах и областях страны в 1970—1972 гг. проведены такие ра боты.
Однако пока во многих проектных институтах основ ные вопросы районной планировки решаются с разной степенью детализации, причем до сих пор еще недоста точно четко определена методика исчисления техникоэкономических обоснований как схем, так и проектов районной планировки.
По мере накопления опыта и развития теории район ной планировки в содержание схем или проектов сель скохозяйственной районной планировки будут вносить ся дополнения и изменения.
В зависимости от специализации и уровня интенси фикации сельскохозяйственного производства предприя тий того или иного района, размеров его территории бу дут определены и нормативы, по которым надо исчис лять на перспективу объемы отдельных отраслей народ-
34
ного хозяйства в районах, строительства в них поселков, дорог, мелиоративных сооружений и т. д. Для решения столь важных и взаимосвязанных между собой задач требуется установить четкие границы планировочного объекта.
Все вопросы размещения и развития производитель ных сил области, республики или края решаются при разработке перспективных планов развития народного хозяйства на какой-то период времени, обычно на пять лет. Освоение же схем районной планировки осуществ ляется в значительно более длительные сроки. В схемах предусматривается детальное размещение отдельных предприятий, поселков и коммуникаций на конкретной территории относительно небольшого размера. Деталь ная же разработка схем планировки для обширных тер риторий области или республики требует больших за трат труда, что подчас не под силу проектировщикам. К тому же в этом случае нельзя обеспечить участия в разработке схем планировки работников отдельных пред приятий.
Практика проектных организаций показывает, что планировка всей области исключает детальную (кон кретную) планировку размещения предприятий и всех объектов строительства. Она обычно сводится к состав лению перспективных планов развития по весьма укруп ненным экономическим показателям народнохозяйствен ного планирования.
На этой основе затем проводится детальная плани ровка в границах каждого сельского административного района.
Объектом сельскохозяйственной планировки является административный сельский район. Современные адми нистративные сельские районы являются одновременно
иэкономическими единицами, в которых создаются бла гоприятные организационно-территориальные и хозяйст венные условия для успешного развития всех отраслей. Они объединены единым планом развития производства
икультуры.
Академик П. Н. Першин на основе обобщения работ по районной планировке еще в 1933 г. указывал, что нельзя конкретно осуществить все элементы планировки па территории области или республики. «Находятся и такие,— писал он,—которые весь Советский Союз склон ны рассматривать как единый планировочный район...
з* |
35 |
Таким образом «планировочный район» теряет всякую реальную определенность и становится всеобъемлющим феноменом, мыслимым в любом масштабе. Совершенно очевидно, что тут имеет место своеобразный планиро вочный «загиб», отрывающий районную планировку от конкретной действительности и лишающий ее основ ных специфических черт: конкретного размещения пред приятий и сетей с отводом конкретных земельных участ ков на определенной территории. Это может быть осуществлено только в определенно ограниченной мест ности, с полным учетом реальных условий, всех ее состав ных частей, а не в общем и целом... Районная планиров ка по самому своему существу представляет конкрети зированную в местных условиях деталь общесоюзного плана размещения производительных сил и внутриоб ластного плана специализации районов»1.
Определение объекта районной планировки, данное П. Н. Першиным, вполне соответствует и современным требованиям.
В настоящее время необходимо лишь совершенство вать методы составления схем сельскохозяйственной районной планировки в границах современных админи стративных сельских районов, а иногда групп смежных районов, связанных общностью интересов развития экономики и культуры.
Поэтому схемы (проекты) районной планировки должны детально разрабатываться для каждого сель ского района как низового звена государственного пла нирования, размещения и развития производительных сил.
Современный сельскохозяйственный административ ный район собственно и является небольшой мест ностью.
Схема (проект) районной планировки, составлен ная для конкретного района с указанием планируемого объема производства, перспектив улучшения использо вания земель, строительства поселков, дорог и других инженерных коммуникаций, по существу предопреде ляет производственную деятельность тружеников рай она.
1 П е р ш и н |
П. II. Экономические основы содержания и мето |
дологии районной |
планировки. М., 1934, с. 24—25. |
36
Понятие о сельском административном районе как объекте планировки
Термин «район» применяется в различных значениях. Нередко им пользуются для обозначения территории распространения тех или иных явлений, характеризую щихся общностью своеобразных признаков. Так, терри торию страны делят на районы климатические, почвен ные, строительные, экономические и т. д. Районы в этом понимании не являются объектами сельскохозяйствен ной районной планировки. При разработке схем сель скохозяйственной районной планировки эти обширные пространства и их специфику обычно изучают для вы явления влияния климата, почв и т. п. на определение различных способов размещения и развития производи тельных сил, для разработки особых приемов освоения и использования земельных, водных и трудовых ресурсов в административном районе.
Сельский административный район — это часть тер ритории страны, обладающая экономическим и адми нистративным единством, с едиными органами управле ния и планирования производства расположенных на ней предприятий.
В Советском Союзе каждый такой район формирует ся с учетом наиболее рационального территориального разделения труда. Экономически целесообразное рай онирование возможно лишь при условии правильного размещения на территории каждого района специали зированных предприятий.
Специализация предприятий в каждом сельском рай оне устанавливается на основе плановых заданий госу дарства. При разработке схем районной планировки тре буется в данной зоне создать наиболее благоприятные организационно-хозяйственные и территориальные усло вия, способствующие преимущественному развитию ве дущей отрасли сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах.
При районировании и определении специализации организуемых или реорганизуемых сельских районов выявляют взаимосвязь й возможности кооперирования ведущих отраслей хозяйства в данном и других районах области, края или республики. Наряду с этим выявляют важнейшие районообразующие факторы, оказывающие влияние на развитие экономики и культуры как отдель-
37
ного района, так и тесно связанных с ним других рай
онов области.
При решении вопросов районирования важную роль играют также транспорт, телефонизация и радиофика ция, так как они обеспечивают экономическую, полити ческую и культурную связь между отдельными хозяйст вами и населенными пунктами административных сель ских районов.
Таким образом, при районировании устанавливают весь комплекс экономических, политических, админист ративно-управленческих и культурных связей, необхо димых для успешного развития производства, культуры и роста материального благосостояния населения. По этому необходимо не только определить современное состояние производительных сил, но и разработать пер спективы их размещения и развития на весь планируе мый период.
Сельские административные районы различаются по площади, населению, характеру специализации сельско хозяйственных предприятий и другим показателям.
Формирование сельских административных районов
При разработке схем районной планировки требу ется непременное использование материалов райони рования территории страны и ее отдельных зон. В СССР
накоплен уже богатый опыт по интегральному экономи ческому районированию. Крупные экономические рай оны по тем или иным признакам выделены во всех со юзных республиках. Теория и методология выделения таких районов разработаны рядом ученых: И. Г. Алек сандровым, Н. Н. Баранским, В. Г. Давидовичем, Г. М. Кржижановским, М. Н. Колосовским, С. А. Кова левым, В. В. Покшишевским и др. В последние годы вопросы районирования сельскохозяйственных .террито рий изучаются многими учеными в связи с разработкой систем ведения сельского хозяйства по отдельным зонам страны.
В основу составления схем сельскохозяйственной районной планировки должны быть положены все достижения по интегральному районированию и мате риалы специальных работ по выделению сельскохозяй ственных зон с учетом размещения в них специализиро-
38
ванных промышленных предприятий и комплексов.
В каждой из этих зон формируются сельскохозяйствен ные районы.
Административно-территориальное районирование, основной единицей которого в сельской местности яв ляются сельские административные районы, имеет су щественное значение при проведении районной плани ровки. Каждый сельский район представляет собой часть территории той или иной зоны с определенным соста вом земельных угодий разного назначения, с группой хозяйств и населенных пунктов, тяготеющих к районно му центру, связанных местной транспортной сетью как с ним, так и между собой. Сельский район имеет общее административное руководство и организацию системы культурно-бытового обслуживания населения, а также планирования производства и организационно-хозяйст венного руководства. Все эти функции осуществляют специальные районные органы.
В условиях планового хозяйства сельские админи стративные районы приобретают определенные черты производственно-территориальных единиц, как низшего звена экономического районирования страны. Такие чер ты, как хозяйственная целостность, проявляются в раз
личной |
степени — в |
зависимости от истории формиро |
вания |
и развития |
каждого района, рациональности |
состава |
его территории, но во всех случаях он представля |
ет собой определенную территориально-производствен ную единицу, получающую государственные производ ственные задания и обеспечивающую их выполнение, возможно более эффективно используя местные природ ные и трудовые ресурсы. Каждый сельский район в то же время — часть производственно-территориального комплекса определенной республики, края или области и часть какого-либо внутриобластного экономического подрайона или зоны.
Все это определяет место сельских административ ных районов как основных единиц при проведении сель ской районной планировки. Если же ее разрабатывают в целом для группы смежных районов, объединенных значительными межрайонными связями (например, еди ной ирригационной или транспортной сетью, тяготени ем к более крупным городским центрам и т. п.), то и в этом случае все расчеты и предложения в конечном сче те подразделяются для каждого района, так как их пре-
39