Файл: Сельскохозяйственная районная планировка учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

творение в жизнь входит в компетенцию руководящих органов каждого района.

Но работы по районной планировке могут обосно­ вать целесообразность того или иного изменения состава и границ сельских районов, поскольку они формируются под влиянием определенных районообразующих факто­ ров и объективных условий, которые анализируются в процессе планировочных работ. В каждом конкретном случае состав и размер района должны быть оптималь­ ными с точки зрения организационно-хозяйственного руководства, удобств административного управления, организации культурно-бытового обслуживания населе­ ния и в то же время с точки зрения экономии государ­ ственных средств на содержание комплекса районных учреждений.

Состав и границы сельских районов (как и размеры находящихся на их территории колхозов и совхозов) по мере развития производительных сил могут менять­ ся. Но эти изменения во всех случаях должны быть хо­ рошо обоснованы, причем необходимы экономические расчеты затрат времени трудящихся на получение раз­ личных видов услуг и др.

Во многих случаях целесообразно сопоставить раз­ личные варианты проектов формирования районов и вы­ брать оптимальный, обеспечивающий успешное разви­ тие района в хозяйственном и других отношениях. Такая работа может быть наиболее успешно выполнена именно в процессе составления схемы (проекта) районной пла­ нировки для группы смежных районов на основе анализа всего комплекса современных и перспективных данных о природных условиях, хозяйстве и населении данной территории.

Какие же требования предъявляются при составле­ нии проектов формирования сельских административ­ ных районов рациональных размеров?

1.На основе обследований, характеризующих при­ родные и экономические условия, распределить терри­ торию, хозяйства и населенные пункты между районами

сучетом перспективных планов развития народного хо­ зяйства республики или области.

2.Каждому району отвести такое количество земли, лесов, месторождений полезных ископаемых, водных ис­ точников и т. д., которое обеспечило бы наиболее выгод­ ное и взаимоувязанное размещение и строительство на

40

его территории сельскохозяйственных, промышленных и культурно-бытовых предприятий, транспортной сети, го­ родов, поселков и других объектов для наиболее целе­ сообразного использования местных природных бо­ гатств, материальных и трудовых ресурсов.

3. При установлении границ района выявить условия создания в нем аграрно-промышленных объединений или отдельных сельскохозяйственных и промышленных пред­ приятий, органически связанных между собой и обес­ печивающих эффективное разделение и высокую произ­ водительность труда.

4.Выявить условия эффективного размещения и строительства мелиоративных и противоэрозионных со­ оружений, вовлечения в хозяйственное производство но­ вых земель, окультуривания ранее освоенных.

5.Составить предварительный перспективный план развития всех отраслей народного хозяйства района с учетом размещения предприятий соседних районов дан­ ной области, расположения существующих или строя­ щихся специализированных предприятий государствен­ ной промышленности, межрайонных или межхозяйствен­

ных строительных организаций, элеваторов, железных и шоссейных дорог, вокзалов водного и воздушного транспорта, линий электросвязи, газопроводов, нефте­ проводов и т. д.

6. Определить в районе количество сельских, посел­ ковых, и городских Советов. При необходимости наме­ тить сферу деятельности Советов и количество населе­ ния на перспективу.

7. Создать внутри каждого формируемого сельского района благоприятные условия для улучшения культур­ но-бытового обслуживания населения.

При составлении проекта формирования района должны быть созданы наиболее благоприятные условия для развития ведущей отрасли сельскохозяйственного производства с учетом экономически выгодной произ­ водственно-технологической связи между всеми отрас­ лями народного хозяйства и рационального использова­ ния энергетических и транспортных ресурсов.

На 1 июля 1971 г. на территории СССР был 3031 сельский район; во многих из них районные центры — городские поселения. Размеры сельских районов весьма различны и зависят от плотности населения, характера хозяйства, развития транспортной сети и т. д.

41


Для примера приведем данные о территории некото­ рых сельских районов, установленные в 1963—1968 гг. в процессе районной планировки с учетом природных и экономических условий различных географических зон

СССР (табл. 1).

ВХабарском районе Алтайского края и Новоку­

банском районе Краснодарского края ведущие отрас­ ли — зерновое хозяйство и мясо-молочное скотоводство;

вКаркаралинском районе Казахской ССР — отгонное овцеводство и скотоводство. Землепользования хозяйств

вКаркаралинском районе в несколько раз больше, чем

вХабарском районе Алтайского края или Новокубан­ ском районе Краснодарского края, зато уровень интен­ сификации производства в последних значительно выше.

ВБекабадском районе Узбекской ССР и Свалявском районе Украинской ССР размеры землепользований не­ велики, но степень интенсификации сельскохозяйствен­

ного производства высокая. В Мосальском районе Ка­ лужской области почвы в основном подзолистые, слабо окультуренные. Здесь производят молоко, картофель, лен, мясо. Хозяйства Мосальского района сильно по­ страдали от разрушений во время Великой Отечествен­ ной войны. Здесь нужны большие капиталовложения для дренажа избыточно увлажненных участков, транс­ формации земель с целью вовлечения в производство малопродуктивных кормовых угодий, укрупнения масси­ вов пашни, пастбищ и сенокосов. В Бекабадском же районе все земли окультурены, территория хорошо обо­

рудована дорогами, построено

много

поселков

город­

ского типа. Здесь денежные доходы с 1

га от реализации

продукции, получаемой с орошаемых земель,

пример­

но в 8—15 раз выше, чем

в Мосальском

районе,

хотя капитальных вложений в последнем на 1 га земли планируется по схеме примерно на 30% больше. Все эти особенности развития различных районов страны необ­

ходимо учитывать при составлении схем районной пла­ нировки.

В Шушенском районе Красноярского края доля сельскохозяйственных угодий составляет лишь 9,6% от всей площади района. По схеме районной планировки намечены лесоустройство и обработка древесины. В кол­ хозах и совхозах на перспективу будет в 2 раза увели­

чено

производство зерна, молока и мяса, а овощей —

в 4,5

раза.

42


Я

S

ч

о

я

н

Размеры сельских районов и сельскохозяйственных предприятий в них

о

 

Я " 5

СП

00

ю

ин

05

СО

сч

СЧ

о

 

 

 

g 5 Э

Г-Н CN

со“ »-Г о

со“

оо“

 

 

 

 

 

 

 

СЧ

 

 

 

сч

г-н

 

 

 

 

 

h l

Ю

00

ю

СО

00

 

 

ю

 

 

00

 

X 5 >S

Tt^

ю

о “

 

ч к

О 5 Я

со“

ю“

ь-“

сч“

Ң-Г

іо

нН

СО

«J н о

 

 

 

 

нН

со

со.

 

 

 

 

о>5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он^

J3 о U,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОС

ч ,s >>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я 5

со

о

іо

00

СО

оо

05

о

сч

ІО

со

 

s 3«а 2

аГ

©“

1—н

нН

сч“

©“

тК

00

г--“ со*

сч“

 

 

сч

05

СО

со

СО

со

ю

 

Tt*

 

О д

 

со

 

сч

 

СО

со

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

о

 

сч

о

Tf

1-Н

ю

ІО

05

оо

 

 

со

г-н

о

""t

о

t'-“

05

О)

О)

О)“

сч

 

 

СО

со

со

со

 

о

4t*

ю

 

 

 

 

 

 

сч

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

 

 

 

 

ч о»

05

СО

^

СО

СЧ

 

О

05

05

со

05

 

 

Г-.

НН

нН

СЧ

Г-н

СЧ

 

 

^

НН

 

о £

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

»Я

я

я

о

я

я

»Я 2

яЯ о о е

6

о, £ X

43


Для большинства сельских районов современный их состав и границы можно считать отвечающими требо­ ваниям данного этапа развития экономики и культур­ ного строительства. Но в ряде случаев нужно укрупнять или разукрупнять районы, создавать новые, например в зонах нового орошения и освоения земель в республи­ ках Средней Азии и Казахской ССР, а также в районах Поволжья, Сибири. Но такого рода мероприятия следу­ ет проводить лишь после тщательного анализа всех факторов и условий, па основе научно обоснованных проектов районной планировки, поскольку всякая не­ оправданная ломка сложившегося районирования нано­ сит большой ущерб планомерному развитию хозяйства и культурно-бытового обслуживания сельского насе­ ления.

Формирование сельских административных районов рациональных размеров на территории области, края или республики имеет исключительно большое значение для успешного развития производительных сил не толь­ ко самого района, но и страны в целом.

Землеустроителям совместно с другими специалиста­ ми областные и республиканские директивные организа­ ции часто поручают разработать проекты формирова­ ния сельских административных районов за счет много­ земельных районов и примыкающих к их границам вновь осваиваемых территорий степных или пустынных земель.

При выполнении этой работы предварительно требу­ ется:

изучить местные природные и экономические условия, особенности ведения сельскохозяйственного производ­ ства, порядок размещения и развития производительных сил в прошлом;

собрать от всех заинтересованных организаций и ве­ домств предложения о развитии отраслей народного хо­ зяйства, улучшении использования земельных, водных, лесных, материальных и трудовых ресурсов;

составить гипотезу о строительстве и развитии на землеустраиваемой территории организуемых или ре­ конструируемых районов того или иного числа промыш­ ленных и сельскохозяйственных предприятий, мелиора­ тивных, противоэрозионных и дорожных сооружений, комбинатов бытового обслуживания, школ, больниц, до­ мов культуры, домов отдыха, пионерских лагерей, ту­ ристских баз и т. д.

44

На основе анализа всего этого материала земле­ устроители приступают к формированию сельских адми­ нистративных районов.

В последние 20 лет в некоторых зонах Средней Азии, Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и Нечернозем­ ной полосы было организовано несколько новых рай­ онов путем разукрупнения существующих или перерас­ пределения земель между несколькими смежными рай­ онами. В отдельных случаях формировались районы на осваиваемых необжитых землях.

Во всех случаях в первую очередь составляют кар­ ты, на которые наносят границы районов и предприятий, размещаемых на их территории. В процессе проектиро­ вания разрабатывают несколько вариантов формиро­ вания районов с технико-экономическими расчетами по их обоснованию.

Порядок формирования сельских административных районов рассмотрим на примере крупного массива, рас­ положенного в центральной части Туркменской ССР.

Вреспублике в результате строительства Каракум­ ского канала земли, ранее использовавшиеся экстенсив­ но или совершенно не использовавшиеся, будут вовле­ чены в сельскохозяйственный оборот. В связи с этим землеустроители Туркменгипрозема получили задание составить проект формирования сельских районов по отдельным оазисам республики.

Водном из оазисов к 1971 г. было 3385 тыс. га зем­ ли. В течение многих лет здесь на 139 тыс. га пашни возделывали хлопчатник, люцерну, пшеницу, кукурузу,

овощные и бахчевые культуры. Кроме того, имелось 1,3 тыс. га многолетних насаждений, 133 тыс. га зале­ жей, а пастбища занимали 2860 тыс. га. Для полива использовались воды небольшой горной реки. В веге­ тационный период часто не хватало воды для ороше­ ния посевов хлопчатника.

В 1971—1973 гг. разрабатывался проект формирова­ ния новых районов. По первому варианту намечалось на территории оазиса создать 10 районов, по второму— 8, по третьему — 7, по четвертому -—6, а по пятому — 5 районов.

При разработке всех вариантов землеустроители вместе с экономистами, гидротехниками, строителями, агрономами, почвоведами, геоботаниками и другими специалистами составили технико-экономический до­

45


клад, в котором были обстоятельно проанализированы материалы, подготовленные к каждому из пяти вариан­ тов формирования сельских административных районов. Правительством республики был утвержден пятый ва­ риант, по которому на территории оазиса создается пять районов. Среди всех землепользователей распреде­ лено около 421 тыс. га орошаемых земель. Освоение но­ вых земель и реорганизацию землепользований отдель­ ных хозяйств намечено осуществить с учетом реальных возможностей каждого предприятия. Порядок освоения и распределения земель между специализированными хозяйствами показан в таблице 2.

Т а б л и ц а 2

Распределение поливных земель между отраслями сельского хозяйства (тыс. га)

Отрасли

Исходный

1971 г.

 

 

 

1

 

количество хо­ зяйств

общая площадь

в том числе оро­ шаемая

количество хо­ зяйств

На перспективу

площадьобщая

намечено

через лет10

через лет15—20

 

оросить

Хлопководство

 

80

314,9

136,3

77

525,8

172,2

373,7

Животноводство

 

6

21,4

1,8

12

59,4

12,4

31,4

Плодоводство и виногра-

1

1,0

0,1

3

9,2

1,8

7,3

дарство

бахче-

1

0,7

0,1

1

2,4

0,5

1,9

Овощеводство и

водство

 

8

11,7

0,6

7

12,9

1,5

6,4

Прочие

 

И т о г о

 

96

349,7

138,9

100

609,7

188,4

420,7

Все специализированные хозяйства размещены с та­

ким расчетом,

чтобы

каждое

из них могло получать во­

ду из одного близко расположенного водного источника. Группа таких хозяйств условно разбита на пять масси­ вов. Для каждого массива разработан план освоения земель на переходные годы с учетом реальных возмож­ ностей каждого хозяйства, сроков строительства ирри­ гационной сети, поселков, дорог.

Каждый район имеет компактную конфигурацию и удобное расположение землепользований по отношению к каналам и дорогам. Поселки административных цент­ ров выбраны примерно в центре территории районов.

46