Файл: Сельскохозяйственная районная планировка учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
творение в жизнь входит в компетенцию руководящих органов каждого района.
Но работы по районной планировке могут обосно вать целесообразность того или иного изменения состава и границ сельских районов, поскольку они формируются под влиянием определенных районообразующих факто ров и объективных условий, которые анализируются в процессе планировочных работ. В каждом конкретном случае состав и размер района должны быть оптималь ными с точки зрения организационно-хозяйственного руководства, удобств административного управления, организации культурно-бытового обслуживания населе ния и в то же время с точки зрения экономии государ ственных средств на содержание комплекса районных учреждений.
Состав и границы сельских районов (как и размеры находящихся на их территории колхозов и совхозов) по мере развития производительных сил могут менять ся. Но эти изменения во всех случаях должны быть хо рошо обоснованы, причем необходимы экономические расчеты затрат времени трудящихся на получение раз личных видов услуг и др.
Во многих случаях целесообразно сопоставить раз личные варианты проектов формирования районов и вы брать оптимальный, обеспечивающий успешное разви тие района в хозяйственном и других отношениях. Такая работа может быть наиболее успешно выполнена именно в процессе составления схемы (проекта) районной пла нировки для группы смежных районов на основе анализа всего комплекса современных и перспективных данных о природных условиях, хозяйстве и населении данной территории.
Какие же требования предъявляются при составле нии проектов формирования сельских административ ных районов рациональных размеров?
1.На основе обследований, характеризующих при родные и экономические условия, распределить терри торию, хозяйства и населенные пункты между районами
сучетом перспективных планов развития народного хо зяйства республики или области.
2.Каждому району отвести такое количество земли, лесов, месторождений полезных ископаемых, водных ис точников и т. д., которое обеспечило бы наиболее выгод ное и взаимоувязанное размещение и строительство на
40
его территории сельскохозяйственных, промышленных и культурно-бытовых предприятий, транспортной сети, го родов, поселков и других объектов для наиболее целе сообразного использования местных природных бо гатств, материальных и трудовых ресурсов.
3. При установлении границ района выявить условия создания в нем аграрно-промышленных объединений или отдельных сельскохозяйственных и промышленных пред приятий, органически связанных между собой и обес печивающих эффективное разделение и высокую произ водительность труда.
4.Выявить условия эффективного размещения и строительства мелиоративных и противоэрозионных со оружений, вовлечения в хозяйственное производство но вых земель, окультуривания ранее освоенных.
5.Составить предварительный перспективный план развития всех отраслей народного хозяйства района с учетом размещения предприятий соседних районов дан ной области, расположения существующих или строя щихся специализированных предприятий государствен ной промышленности, межрайонных или межхозяйствен
ных строительных организаций, элеваторов, железных и шоссейных дорог, вокзалов водного и воздушного транспорта, линий электросвязи, газопроводов, нефте проводов и т. д.
6. Определить в районе количество сельских, посел ковых, и городских Советов. При необходимости наме тить сферу деятельности Советов и количество населе ния на перспективу.
7. Создать внутри каждого формируемого сельского района благоприятные условия для улучшения культур но-бытового обслуживания населения.
При составлении проекта формирования района должны быть созданы наиболее благоприятные условия для развития ведущей отрасли сельскохозяйственного производства с учетом экономически выгодной произ водственно-технологической связи между всеми отрас лями народного хозяйства и рационального использова ния энергетических и транспортных ресурсов.
На 1 июля 1971 г. на территории СССР был 3031 сельский район; во многих из них районные центры — городские поселения. Размеры сельских районов весьма различны и зависят от плотности населения, характера хозяйства, развития транспортной сети и т. д.
41
Для примера приведем данные о территории некото рых сельских районов, установленные в 1963—1968 гг. в процессе районной планировки с учетом природных и экономических условий различных географических зон
СССР (табл. 1).
ВХабарском районе Алтайского края и Новоку
банском районе Краснодарского края ведущие отрас ли — зерновое хозяйство и мясо-молочное скотоводство;
вКаркаралинском районе Казахской ССР — отгонное овцеводство и скотоводство. Землепользования хозяйств
вКаркаралинском районе в несколько раз больше, чем
вХабарском районе Алтайского края или Новокубан ском районе Краснодарского края, зато уровень интен сификации производства в последних значительно выше.
ВБекабадском районе Узбекской ССР и Свалявском районе Украинской ССР размеры землепользований не велики, но степень интенсификации сельскохозяйствен
ного производства высокая. В Мосальском районе Ка лужской области почвы в основном подзолистые, слабо окультуренные. Здесь производят молоко, картофель, лен, мясо. Хозяйства Мосальского района сильно по страдали от разрушений во время Великой Отечествен ной войны. Здесь нужны большие капиталовложения для дренажа избыточно увлажненных участков, транс формации земель с целью вовлечения в производство малопродуктивных кормовых угодий, укрупнения масси вов пашни, пастбищ и сенокосов. В Бекабадском же районе все земли окультурены, территория хорошо обо
рудована дорогами, построено |
много |
поселков |
город |
ского типа. Здесь денежные доходы с 1 |
га от реализации |
||
продукции, получаемой с орошаемых земель, |
пример |
||
но в 8—15 раз выше, чем |
в Мосальском |
районе, |
хотя капитальных вложений в последнем на 1 га земли планируется по схеме примерно на 30% больше. Все эти особенности развития различных районов страны необ
ходимо учитывать при составлении схем районной пла нировки.
В Шушенском районе Красноярского края доля сельскохозяйственных угодий составляет лишь 9,6% от всей площади района. По схеме районной планировки намечены лесоустройство и обработка древесины. В кол хозах и совхозах на перспективу будет в 2 раза увели
чено |
производство зерна, молока и мяса, а овощей — |
в 4,5 |
раза. |
42
Я
=г
S
ч
о
я
н
Размеры сельских районов и сельскохозяйственных предприятий в них
о
|
Я " 5 |
СП |
00 |
ю |
ин |
05 |
СО |
сч |
СЧ |
о |
|
|
|
g 5 Э |
Г-Н CN |
со“ »-Г о |
со“ |
оо“ |
|
|
|
|
|||
|
|
|
СЧ |
|
|
|
сч |
г-н |
|
|
|
|
|
h l |
Ю |
00 |
ю |
СО |
00 |
|
|
ю |
|
|
00 |
|
X 5 >S |
Tt^ |
ю |
о “ |
|
|||||||
ч к |
О 5 Я |
со“ |
ю“ |
ь-“ |
сч“ |
Ң-Г |
іо |
нН |
СО |
|||
«J н о |
|
|
|
|
нН |
со |
со. |
|
|
|
|
|
о>5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Он^ |
J3 о U, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОС |
ч ,s >> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
g к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ü n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я 5 |
со |
о |
іо |
00 |
СО |
оо |
05 |
о |
сч |
ІО |
со |
|
s 3«а 2 |
аГ |
©“ |
1—н |
нН |
сч“ |
©“ |
тК |
00 |
г--“ со* |
сч“ |
|
|
|
сч |
05 |
СО |
со |
СО |
со |
ю |
|
Tt* |
||
|
О д |
|
со |
|
сч |
|
СО |
со |
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
о |
|
сч |
о |
Tf |
1-Н |
ю |
ІО |
05 |
оо |
|
|
со |
г-н |
о |
""t |
о |
t'-“ |
05 |
О) |
О) |
О)“ |
сч |
|
|
СО |
со |
со |
со |
|
о |
4t* |
ю |
|
||
|
|
|
|
|
сч |
|
со |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
|
|
ч о» |
05 |
СО |
^ |
СО |
СЧ |
|
О |
05 |
05 |
со |
05 |
|
|
Г-. |
НН |
нН |
СЧ |
Г-н |
СЧ |
|
|
^ |
НН |
|
|
о £ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л
»Я
я
я
о
я
я
»Я 2
яЯ о о е
6
о, £ X
43
Для большинства сельских районов современный их состав и границы можно считать отвечающими требо ваниям данного этапа развития экономики и культур ного строительства. Но в ряде случаев нужно укрупнять или разукрупнять районы, создавать новые, например в зонах нового орошения и освоения земель в республи ках Средней Азии и Казахской ССР, а также в районах Поволжья, Сибири. Но такого рода мероприятия следу ет проводить лишь после тщательного анализа всех факторов и условий, па основе научно обоснованных проектов районной планировки, поскольку всякая не оправданная ломка сложившегося районирования нано сит большой ущерб планомерному развитию хозяйства и культурно-бытового обслуживания сельского насе ления.
Формирование сельских административных районов рациональных размеров на территории области, края или республики имеет исключительно большое значение для успешного развития производительных сил не толь ко самого района, но и страны в целом.
Землеустроителям совместно с другими специалиста ми областные и республиканские директивные организа ции часто поручают разработать проекты формирова ния сельских административных районов за счет много земельных районов и примыкающих к их границам вновь осваиваемых территорий степных или пустынных земель.
При выполнении этой работы предварительно требу ется:
изучить местные природные и экономические условия, особенности ведения сельскохозяйственного производ ства, порядок размещения и развития производительных сил в прошлом;
собрать от всех заинтересованных организаций и ве домств предложения о развитии отраслей народного хо зяйства, улучшении использования земельных, водных, лесных, материальных и трудовых ресурсов;
составить гипотезу о строительстве и развитии на землеустраиваемой территории организуемых или ре конструируемых районов того или иного числа промыш ленных и сельскохозяйственных предприятий, мелиора тивных, противоэрозионных и дорожных сооружений, комбинатов бытового обслуживания, школ, больниц, до мов культуры, домов отдыха, пионерских лагерей, ту ристских баз и т. д.
44
На основе анализа всего этого материала земле устроители приступают к формированию сельских адми нистративных районов.
В последние 20 лет в некоторых зонах Средней Азии, Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и Нечернозем ной полосы было организовано несколько новых рай онов путем разукрупнения существующих или перерас пределения земель между несколькими смежными рай онами. В отдельных случаях формировались районы на осваиваемых необжитых землях.
Во всех случаях в первую очередь составляют кар ты, на которые наносят границы районов и предприятий, размещаемых на их территории. В процессе проектиро вания разрабатывают несколько вариантов формиро вания районов с технико-экономическими расчетами по их обоснованию.
Порядок формирования сельских административных районов рассмотрим на примере крупного массива, рас положенного в центральной части Туркменской ССР.
Вреспублике в результате строительства Каракум ского канала земли, ранее использовавшиеся экстенсив но или совершенно не использовавшиеся, будут вовле чены в сельскохозяйственный оборот. В связи с этим землеустроители Туркменгипрозема получили задание составить проект формирования сельских районов по отдельным оазисам республики.
Водном из оазисов к 1971 г. было 3385 тыс. га зем ли. В течение многих лет здесь на 139 тыс. га пашни возделывали хлопчатник, люцерну, пшеницу, кукурузу,
овощные и бахчевые культуры. Кроме того, имелось 1,3 тыс. га многолетних насаждений, 133 тыс. га зале жей, а пастбища занимали 2860 тыс. га. Для полива использовались воды небольшой горной реки. В веге тационный период часто не хватало воды для ороше ния посевов хлопчатника.
В 1971—1973 гг. разрабатывался проект формирова ния новых районов. По первому варианту намечалось на территории оазиса создать 10 районов, по второму— 8, по третьему — 7, по четвертому -—6, а по пятому — 5 районов.
При разработке всех вариантов землеустроители вместе с экономистами, гидротехниками, строителями, агрономами, почвоведами, геоботаниками и другими специалистами составили технико-экономический до
45
клад, в котором были обстоятельно проанализированы материалы, подготовленные к каждому из пяти вариан тов формирования сельских административных районов. Правительством республики был утвержден пятый ва риант, по которому на территории оазиса создается пять районов. Среди всех землепользователей распреде лено около 421 тыс. га орошаемых земель. Освоение но вых земель и реорганизацию землепользований отдель ных хозяйств намечено осуществить с учетом реальных возможностей каждого предприятия. Порядок освоения и распределения земель между специализированными хозяйствами показан в таблице 2.
Т а б л и ц а 2
Распределение поливных земель между отраслями сельского хозяйства (тыс. га)
Отрасли
Исходный |
1971 г. |
|
|
|
|
1 |
|
количество хо зяйств |
общая площадь |
в том числе оро шаемая |
количество хо зяйств |
На перспективу
площадьобщая |
намечено |
|
через лет10 |
через лет15—20 |
|
|
оросить |
Хлопководство |
|
80 |
314,9 |
136,3 |
77 |
525,8 |
172,2 |
373,7 |
Животноводство |
|
6 |
21,4 |
1,8 |
12 |
59,4 |
12,4 |
31,4 |
Плодоводство и виногра- |
1 |
1,0 |
0,1 |
3 |
9,2 |
1,8 |
7,3 |
|
дарство |
бахче- |
1 |
0,7 |
0,1 |
1 |
2,4 |
0,5 |
1,9 |
Овощеводство и |
||||||||
водство |
|
8 |
11,7 |
0,6 |
7 |
12,9 |
1,5 |
6,4 |
Прочие |
|
|||||||
И т о г о |
|
96 |
349,7 |
138,9 |
100 |
609,7 |
188,4 |
420,7 |
Все специализированные хозяйства размещены с та |
||||||||
ким расчетом, |
чтобы |
каждое |
из них могло получать во |
ду из одного близко расположенного водного источника. Группа таких хозяйств условно разбита на пять масси вов. Для каждого массива разработан план освоения земель на переходные годы с учетом реальных возмож ностей каждого хозяйства, сроков строительства ирри гационной сети, поселков, дорог.
Каждый район имеет компактную конфигурацию и удобное расположение землепользований по отношению к каналам и дорогам. Поселки административных цент ров выбраны примерно в центре территории районов.
46