Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на транзисторах ГУ и 72 и двух стабилитронах Д1 и Д2. Стаби­ лизированное напряжение подается на мультивибратор на тран­ зисторах ТЗ, Т4 и 75. Мультивибратор генерирует несимметричной формы прямоугольные импульсы. Транзисторы ТЗ и Т4 работают в режиме переключения. Пока конденсатор С2 разряжается через резистор R6, транзистор Т4 остается закрытым, а транзистор ТЗ открыт. На вход транзистора 75 поступает пульсирующий

ток, возникающий в эммитерной цепи транзистора Т4. Пока тран­ зистор Т4 открыт, транзистор 75 насыщается и закрывается, ко­ гда транзистор Т4 закрыт.

Якорь электромагнитного реле Р включен

в

коллекторную

цепь

транзистора 75, и потому притягивание

его

к сердечнику

реле

происходит через строго определенные

промежутки време­

ни. Эти промежутки времени являются основой отсчета времени, когда реле Р срабатывает и замыкает замыкающие контакты Р в цепи реле накопителей времени работы крана в целом и каж­ дого из механизмов. Питание катушек реле-накопителей осуще­ ствляется через выпрямитель Д4, собранный на диодах Д7Б, и

включение их

производится

контактами

К1К5 (значения

кон­

тактов: К1 — механизма

передвижения;

К2 — механизма

вылета

стрелы;

КЗ — механизма

поворота;

К4 —• замыкающей

лебедки;

К5 — поддерживающей лебедки).

и

числа подъема

крана

Для

учета

машинного

времени

ВНИИСтройдормашем был разработан прибор РК-ЗС (рис. 133). При перегрузке однородных грузов одинаковой массы учет числа подъемов позволяет суммировать наработку кранов в ты­

12*

179



сячах перегруженных тонн. Отсчет машинного времени начинает­ ся с того момента, когда при включении одного из электродвига­

телей сработает

реле Р2 и замыкает свои контакты Р2

в

цепи

~

220

 

счетчика машино-часов

СВ. Реле

Р2 по­

 

лучает

питание от

вторичной

обмотки

 

 

 

 

трансформатора тока ТрТ, который ра­

 

 

 

 

ботает в индикаторном режиме. Пульси­

 

 

 

 

рующее напряжение, создаваемое в це­

 

 

 

 

пи катушки реле Р2 диодом Д5, сглажи­

 

 

 

 

вается конденсатором С1. Счетчик ма­

 

 

 

 

шино-часов представляет собой электри­

 

 

 

 

ческие часы с четырьмя цифровыми ба­

 

 

 

 

рабанчиками общей емкостью 1000 ч с

 

 

 

 

точностью отсчета 0,1 ч. Пуск и останов­

 

 

 

 

ка часов осуществляется встроенным в

 

 

 

 

них устройством с тормозным штифтом,

 

 

 

 

а завод выполняется электромагнитом.

 

 

 

 

 

Счетчик числа подъемов СП сраба­

 

 

 

 

тывает

при

включении

двигателя

на

 

 

 

 

подъем

не

мгновенно,

а с выдержкой

 

 

 

 

времени в 5 с, которая обеспечивается

- £

j —

м -------

конденсатором

С2 и сопротивлением R3,

подключенных

параллельно катушке

ре­

 

 

 

 

ле

Р1.

Такая

задержка

срабатывания

 

 

' Т р Т

позволяет не

учитывать

случайные

и .

 

 

 

 

маневрированные

движения.

Катушка

5ис, 133. Счетчик машинно

Р1

находится

под

напряжением

при

го времени

и

числа подъ­

спуске

или

при

отсутствии

движения

емов

 

 

 

 

крюка. При движении крюка вверх не

 

 

 

 

 

 

 

 

менее чем на

1,5

м катушка Р1 обесто­

чивается и размыкает свои замыкающие контакты Р1, при этом счетчик подъема фиксирует один подъем. Счетчики машино-часов и количества подъемов получают питание от цепи переменного тока напряжением 220 В через понижающий трансформатор Тр1

ивыпрямитель Д1Д4, собранный по мостовой схеме.

Вцепи постоянного тока предусматривается также блок элек­ тролитических конденсаторов С1 для фильтрации напряжения и обеспечивания необходимого запаса энергии для завода электри­ ческих часов. Для автоматического поддержания постоянной тем­ пературы внутри прибора в цепь переменного тока встроен обо­ греватель ОБ, который в случае необходимости включается регу­ лятором РТ. Недостатком этого прибора является то, что он

учитывает общее время работы крана, не дифференцируя его по механизмам, а учитывая количество подъемов, не регистрирует величину их.

гут

Очевидно, что, отработав одно и то же время, два крана мо­

работать в различных

режимах: один — полностью используя

свою грузоподъемность, а

другой — только частично. В

этом слу­

чае

количество машино-часов и число подъемов будет

одинако­

180


выми. Один из кранов может работать с большим количеством пусков и переключений, связанных с технологией перегрузочных работ, а второй — с меньшим. Ни один из существующих прибо­ ров учета эти показатели не учитывает.

Вместе с тем именно нагрузка, испытываемая механизмами крана, и частота ее изменения сказываются на износе деталей, уз­

лов и

механизмов крана. Наиболее

рациональным для

учета

интенсивности их эксплуатации и степени использования

меха­

низмов

является выражение наработки в киловатт-часах ’.

Поэто­

му по

предложению авторов на двух

портальных кранах

типа

«Ганц» в Одесском порту были установлены счетчики электриче­ ской энергии на каждом из четырех крановых механизмов.

Киловатт-час наиболее точно отражает использование крана по грузоподъ­ емности, число и продолжительность включений, и эта единица легко поддает­ ся учету. Так как сила тока зависит от нагрузки двигателя, при использова­ нии крана на большей грузоподъемности счетчик покажет большее количество киловатт-часов за одно и то же время работы двух кранов, если второй ис­ пользуется на меньшей грузоподъемности. Счетчик киловатт-часов отразит частоту пусков, так как пусковой ток во много раз превышает ток двигателя, работающего в установившемся режиме. Холостой ход, при котором также происходит износ крановых механизмов, учитывается такой единицей измере­ ния наработки, как киловатт-час. Учитывая универсальность этого количествен­ ного показателя, киловатт-час как единицу наработки можно использовать для

определения

эксплуатационной

надежности

(характеристик надежности).

-

Из зарубежных источников известно о применении в США системы учета

эксплуатации

кранов с помощью

химотронных измерителей (их конструк­

ция и работа

рассматриваются

в

§ 30) в комплексе с электронно-вычислитель­

ными машинами. В этом случае

на кране

устанавливается электронное

сиг­

нальное устройство со сменными кассетами. В кассеты вкладываются йерфокарты, которые задают программу технического обслуживания и регистрируют данные о фактических режимах эксплуатации. Датчиками времени в кассетах

являются химотроны, включенные в цепь

управления приводами крана.

По истечении определенного времени,

когда наступила необходимость в

проведении технического обслуживания, на табло сигнального устройства за­ горается сигнальная лампочка и все необходимые работы выполняются. После выполнения работ кассету вынимают из гнезда и вставляют в него в перевер­ нутом виде. При этом меняется полярность включения химотронов и начинает­ ся новый цикл отсчета наработки. Во время перестановки кассет происходит просечка перфокарты (что служит для сбора информации о наработке), кото­ рая в дальнейшем обрабатывается с помощью ЭВМ.

Г Л А В А IX

АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

§ 25. АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВС

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) в качестве привода применяются на плавучих кранах и других плавучих перегрузоч­ ных средствах, на передвижных кранах, на автопогрузчиках. ДВС в качестве привода используются также на перегрузочном1

1 Р е т м а н А. А., Ш и ф В. С. Измерение работы электрических кранов. «Морской флот», 1970. № 1.

181


оборудовании, предназначенном для перегрузки и перевозки кон­ тейнеров (козловой кран на пневмоколесном ходу, тягачи для буксировки трейлеров с контейнерами).

Автоматическое регулирование в ДВС сводится к автоматиче­ скому поддержанию заданной частоты вращения двигателя, оп­ ределенного температурного режима в системе охлаждения, дав­ ления в системе смазки и постоянной величины напряжения в системе электрооборудования.

При работе двигателей перегрузочных машин нагрузка и ча­ стота вращения изменяются в широких пределах в зависимости от массы поднимаемых грузов, вылета стрелы, степени совмеще­ ния работы отдельных исполнительных механизмов и других фак­ торов. В промежутках между грузовыми операциями в перегру­

зочном процессе двигатели работают на холостом

ходу. Таким

образом, двигатели перегрузочных машин работают

в условиях

резко переменных режимов, когда частые и большие

изменения

нагрузки приводят к значительным отклонениям частоты враще­ ния от номинального значения.

А в т о м а т и ч е с к о е п о д д е р ж а н и е з а д а н н о й ч а с ­ т о т ы в р а щ е н и я в дизелях обеспечивается всережимным регу­ лятором частоты вращения. Всережимный регулятор предохраняет двигатель от разноса в случае разгрузки и обеспечивает устойчи­ вый холостой ход.

Однако эффективность и экономичность работы дизеля опти­ мальны только на определенных режимах. На других режимах эти показатели ухудшаются. Поэтому целесообразно поддержи­ вать внешнюю нагрузку в определенных значениях, когда момент сопротивления рабочих механизмов изменяется. Для выравнива­ ния момента сопротивления, который приходится преодолевать двигателю, целесообразно вводить бесступенчатые автоматиче­ ские передачи.

Такие передачи могут рассматриваться как орган, регулирую­ щий режим работы двигателя изменением нагрузки, приходящей­ ся на него, подобно тому как всережимный регулятор обеспечи­ вает постоянную частоту вращения при изменяющейся нагрузке. Примером регулирования нагрузки на двигатель может служить коробка перемены передач, благодаря которой к двигателю под­ водится меньшее внешнее сопротивление и соответственно умень­ шается скорость движения рабочего механизма.

Автоматическая передача на перегрузочных машинах может осуществляться либо с помощью бесступенчатого редуктора (бес­ ступенчатая фрикционная передача) с автоматическим регуля­ тором передаточного числа, либо гидродинамической передачей, применяемой, например, на пневмоколесном кране К-161 или на погрузчике фирмы «Валмет». Конструкция и принцип работы гид­ родинамической передачи автопогрузчика «Валмет» рассмотре­ ны в § 5.

Применение регулируемого гидротрансформатора совместно с муфтой сцепления, например на автопогрузчике «Тоёта», осво­

182