Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
на транзисторах ГУ и 72 и двух стабилитронах Д1 и Д2. Стаби лизированное напряжение подается на мультивибратор на тран зисторах ТЗ, Т4 и 75. Мультивибратор генерирует несимметричной формы прямоугольные импульсы. Транзисторы ТЗ и Т4 работают в режиме переключения. Пока конденсатор С2 разряжается через резистор R6, транзистор Т4 остается закрытым, а транзистор ТЗ открыт. На вход транзистора 75 поступает пульсирующий
ток, возникающий в эммитерной цепи транзистора Т4. Пока тран зистор Т4 открыт, транзистор 75 насыщается и закрывается, ко гда транзистор Т4 закрыт.
Якорь электромагнитного реле Р включен |
в |
коллекторную |
|
цепь |
транзистора 75, и потому притягивание |
его |
к сердечнику |
реле |
происходит через строго определенные |
промежутки време |
ни. Эти промежутки времени являются основой отсчета времени, когда реле Р срабатывает и замыкает замыкающие контакты Р в цепи реле накопителей времени работы крана в целом и каж дого из механизмов. Питание катушек реле-накопителей осуще ствляется через выпрямитель Д4, собранный на диодах Д7Б, и
включение их |
производится |
контактами |
К1—К5 (значения |
кон |
||||
тактов: К1 — механизма |
передвижения; |
К2 — механизма |
вылета |
|||||
стрелы; |
КЗ — механизма |
поворота; |
К4 —• замыкающей |
лебедки; |
||||
К5 — поддерживающей лебедки). |
и |
числа подъема |
крана |
|||||
Для |
учета |
машинного |
времени |
ВНИИСтройдормашем был разработан прибор РК-ЗС (рис. 133). При перегрузке однородных грузов одинаковой массы учет числа подъемов позволяет суммировать наработку кранов в ты
12* |
179 |
сячах перегруженных тонн. Отсчет машинного времени начинает ся с того момента, когда при включении одного из электродвига
телей сработает |
реле Р2 и замыкает свои контакты Р2 |
в |
цепи |
|||||||||||
~ |
220 |
|
счетчика машино-часов |
СВ. Реле |
Р2 по |
|||||||||
|
лучает |
питание от |
вторичной |
обмотки |
||||||||||
|
|
|
|
трансформатора тока ТрТ, который ра |
||||||||||
|
|
|
|
ботает в индикаторном режиме. Пульси |
||||||||||
|
|
|
|
рующее напряжение, создаваемое в це |
||||||||||
|
|
|
|
пи катушки реле Р2 диодом Д5, сглажи |
||||||||||
|
|
|
|
вается конденсатором С1. Счетчик ма |
||||||||||
|
|
|
|
шино-часов представляет собой электри |
||||||||||
|
|
|
|
ческие часы с четырьмя цифровыми ба |
||||||||||
|
|
|
|
рабанчиками общей емкостью 1000 ч с |
||||||||||
|
|
|
|
точностью отсчета 0,1 ч. Пуск и останов |
||||||||||
|
|
|
|
ка часов осуществляется встроенным в |
||||||||||
|
|
|
|
них устройством с тормозным штифтом, |
||||||||||
|
|
|
|
а завод выполняется электромагнитом. |
||||||||||
|
|
|
|
|
Счетчик числа подъемов СП сраба |
|||||||||
|
|
|
|
тывает |
при |
включении |
двигателя |
на |
||||||
|
|
|
|
подъем |
не |
мгновенно, |
а с выдержкой |
|||||||
|
|
|
|
времени в 5 с, которая обеспечивается |
||||||||||
- £ |
j — |
— |
м ------- |
конденсатором |
С2 и сопротивлением R3, |
|||||||||
подключенных |
параллельно катушке |
ре |
||||||||||||
|
|
|
|
ле |
Р1. |
Такая |
задержка |
срабатывания |
||||||
|
|
' Т р Т |
позволяет не |
учитывать |
случайные |
и . |
||||||||
|
|
|
|
маневрированные |
движения. |
Катушка |
||||||||
5ис, 133. Счетчик машинно |
Р1 |
находится |
под |
напряжением |
при |
|||||||||
го времени |
и |
числа подъ |
спуске |
или |
при |
отсутствии |
движения |
|||||||
емов |
|
|
||||||||||||
|
|
крюка. При движении крюка вверх не |
||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
менее чем на |
1,5 |
м катушка Р1 обесто |
чивается и размыкает свои замыкающие контакты Р1, при этом счетчик подъема фиксирует один подъем. Счетчики машино-часов и количества подъемов получают питание от цепи переменного тока напряжением 220 В через понижающий трансформатор Тр1
ивыпрямитель Д1—Д4, собранный по мостовой схеме.
Вцепи постоянного тока предусматривается также блок элек тролитических конденсаторов С1 для фильтрации напряжения и обеспечивания необходимого запаса энергии для завода электри ческих часов. Для автоматического поддержания постоянной тем пературы внутри прибора в цепь переменного тока встроен обо греватель ОБ, который в случае необходимости включается регу лятором РТ. Недостатком этого прибора является то, что он
учитывает общее время работы крана, не дифференцируя его по механизмам, а учитывая количество подъемов, не регистрирует величину их.
гут |
Очевидно, что, отработав одно и то же время, два крана мо |
||
работать в различных |
режимах: один — полностью используя |
||
свою грузоподъемность, а |
другой — только частично. В |
этом слу |
|
чае |
количество машино-часов и число подъемов будет |
одинако |
180
выми. Один из кранов может работать с большим количеством пусков и переключений, связанных с технологией перегрузочных работ, а второй — с меньшим. Ни один из существующих прибо ров учета эти показатели не учитывает.
Вместе с тем именно нагрузка, испытываемая механизмами крана, и частота ее изменения сказываются на износе деталей, уз
лов и |
механизмов крана. Наиболее |
рациональным для |
учета |
интенсивности их эксплуатации и степени использования |
меха |
||
низмов |
является выражение наработки в киловатт-часах ’. |
Поэто |
|
му по |
предложению авторов на двух |
портальных кранах |
типа |
«Ганц» в Одесском порту были установлены счетчики электриче ской энергии на каждом из четырех крановых механизмов.
Киловатт-час наиболее точно отражает использование крана по грузоподъ емности, число и продолжительность включений, и эта единица легко поддает ся учету. Так как сила тока зависит от нагрузки двигателя, при использова нии крана на большей грузоподъемности счетчик покажет большее количество киловатт-часов за одно и то же время работы двух кранов, если второй ис пользуется на меньшей грузоподъемности. Счетчик киловатт-часов отразит частоту пусков, так как пусковой ток во много раз превышает ток двигателя, работающего в установившемся режиме. Холостой ход, при котором также происходит износ крановых механизмов, учитывается такой единицей измере ния наработки, как киловатт-час. Учитывая универсальность этого количествен ного показателя, киловатт-час как единицу наработки можно использовать для
определения |
эксплуатационной |
надежности |
(характеристик надежности). |
- |
|
Из зарубежных источников известно о применении в США системы учета |
|||||
эксплуатации |
кранов с помощью |
химотронных измерителей (их конструк |
|||
ция и работа |
рассматриваются |
в |
§ 30) в комплексе с электронно-вычислитель |
||
ными машинами. В этом случае |
на кране |
устанавливается электронное |
сиг |
нальное устройство со сменными кассетами. В кассеты вкладываются йерфокарты, которые задают программу технического обслуживания и регистрируют данные о фактических режимах эксплуатации. Датчиками времени в кассетах
являются химотроны, включенные в цепь |
управления приводами крана. |
По истечении определенного времени, |
когда наступила необходимость в |
проведении технического обслуживания, на табло сигнального устройства за горается сигнальная лампочка и все необходимые работы выполняются. После выполнения работ кассету вынимают из гнезда и вставляют в него в перевер нутом виде. При этом меняется полярность включения химотронов и начинает ся новый цикл отсчета наработки. Во время перестановки кассет происходит просечка перфокарты (что служит для сбора информации о наработке), кото рая в дальнейшем обрабатывается с помощью ЭВМ.
Г Л А В А IX
АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
§ 25. АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВС
Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) в качестве привода применяются на плавучих кранах и других плавучих перегрузоч ных средствах, на передвижных кранах, на автопогрузчиках. ДВС в качестве привода используются также на перегрузочном1
1 Р е т м а н А. А., Ш и ф В. С. Измерение работы электрических кранов. «Морской флот», 1970. № 1.
181
оборудовании, предназначенном для перегрузки и перевозки кон тейнеров (козловой кран на пневмоколесном ходу, тягачи для буксировки трейлеров с контейнерами).
Автоматическое регулирование в ДВС сводится к автоматиче скому поддержанию заданной частоты вращения двигателя, оп ределенного температурного режима в системе охлаждения, дав ления в системе смазки и постоянной величины напряжения в системе электрооборудования.
При работе двигателей перегрузочных машин нагрузка и ча стота вращения изменяются в широких пределах в зависимости от массы поднимаемых грузов, вылета стрелы, степени совмеще ния работы отдельных исполнительных механизмов и других фак торов. В промежутках между грузовыми операциями в перегру
зочном процессе двигатели работают на холостом |
ходу. Таким |
образом, двигатели перегрузочных машин работают |
в условиях |
резко переменных режимов, когда частые и большие |
изменения |
нагрузки приводят к значительным отклонениям частоты враще ния от номинального значения.
А в т о м а т и ч е с к о е п о д д е р ж а н и е з а д а н н о й ч а с т о т ы в р а щ е н и я в дизелях обеспечивается всережимным регу лятором частоты вращения. Всережимный регулятор предохраняет двигатель от разноса в случае разгрузки и обеспечивает устойчи вый холостой ход.
Однако эффективность и экономичность работы дизеля опти мальны только на определенных режимах. На других режимах эти показатели ухудшаются. Поэтому целесообразно поддержи вать внешнюю нагрузку в определенных значениях, когда момент сопротивления рабочих механизмов изменяется. Для выравнива ния момента сопротивления, который приходится преодолевать двигателю, целесообразно вводить бесступенчатые автоматиче ские передачи.
Такие передачи могут рассматриваться как орган, регулирую щий режим работы двигателя изменением нагрузки, приходящей ся на него, подобно тому как всережимный регулятор обеспечи вает постоянную частоту вращения при изменяющейся нагрузке. Примером регулирования нагрузки на двигатель может служить коробка перемены передач, благодаря которой к двигателю под водится меньшее внешнее сопротивление и соответственно умень шается скорость движения рабочего механизма.
Автоматическая передача на перегрузочных машинах может осуществляться либо с помощью бесступенчатого редуктора (бес ступенчатая фрикционная передача) с автоматическим регуля тором передаточного числа, либо гидродинамической передачей, применяемой, например, на пневмоколесном кране К-161 или на погрузчике фирмы «Валмет». Конструкция и принцип работы гид родинамической передачи автопогрузчика «Валмет» рассмотре ны в § 5.
Применение регулируемого гидротрансформатора совместно с муфтой сцепления, например на автопогрузчике «Тоёта», осво
182