Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
лентопротяжный механизм и производится включение механиз мов поворота и изменения вылета стрелы. Эти механизмы рабо тают до тех пор, пока на высоте раскрытия грейфера блок запо минания не остановит лентопротяжный механизм. Двигатель замы кающей лебедки останавливается, грейфер раскрывается и, бу дучи раскрытым, поднимается уже поддерживающей и замы кающей лебедками, которые управляются канатным автоматом.
На определенной предусмотренной программой высоте подъем ное устройство снова включается блоком запоминания и осущест вляется спуск грейфера, поворот и изменение вылета стрелы, не обходимые для возвращения грузозахватного органа в исходное положение. При опускании грейфера на кучу груза двигатель поддерживающей лебедки останавливается при размыкании соот ветствующих контактов канатного автомата. Далее цикл повто ряется в той же последовательности.
В Одесском порту в краново-конвейерной установке для раз грузки сахара-сырца из судна для грейферного кранового пере гружателя применена система программного управления. Кран устанавливается против люка судна и совершает зачерпывание насыпного груза грейфером, закрывает и поднимает грейфер, затем уменьшает вылет стрелы и опорожняет грейфер над бунке ром, который закреплен на портале и стойкой опирается на под крановый путь. Далее цикл повторяется. Из бункера груз посту пает на ленточный питатель, расположенный на нижней площад ке портала, а с него через вертикальную спускную воронку в загрузочную тележку магистрального конвейера.
При такой технологической схеме разгрузки программируют ся только процессы зачерпывания и закрытия грейфера, подъема
иопускания его, изменения вылета стрелы. Передвижение крана
иповорот в случае необходимости осуществляются крановщиком. Программированные операции могут осуществляться также кра новщиком, но частота вращения механизмов подъема и измене
ния вылета стрелы при этом уменьшается вдвое, следовательно, и производительность кранового перегружателя при ручном уп равлении снижается вдвое. Кран может работать также в крюко вом режиме.
Программирование работы крана осуществляется крановщи ком вручную при выполнении первого цикла. В соответствии с конкретными условиями он задает перемещением датчиков изме нение вылета стрелы и перемещение грейфера. В дальнейшем при автоматической работе крана по заданной программе крановщик только контролирует работу датчиков и корректирует траекторию движения грейфера по мере разгрузки судна. В систему автома тики программного управления краном входит три основных уз ла: система датчиков в кабине управления, дифференциальный механизм в машинном отделении и датчик слабины натяжения канатов.
Система датчиков в кабине управления состоит из полуавто мата подъема и полуавтомата вылета, устройство и принцип рд-
173
боты которых одинаковы. Корпус полуавтомата представляет со бой трубу с вертикальной прорезью и направляющими. Внутри трубы размещен набор пружин и стаканов. В направляющих ходят бесконтактные индуктивные датчики со стопорными устрой ствами.. К стакану прикреплена стрелка с алюминиевыми лепест ками. Стакан перемещается по трубе, а прикрепленная к нему стрелка вместе с лепестками — в прорези. Перемещение стакана осуществляется с помощью каната, один конец которого прикреп
лен к стакану, |
а другой — к движущейся части |
соответствующе |
|
го механизма. |
канат полуавтомата |
подъема закреплен на бара |
|
Например, |
|||
банчике, кинематически связанном |
с барабаном |
поддерживающей |
лебедки механизма подъема, а канат полуавтомата механизма изменения вылета стрелы закреплен на стреле. Таким образом, при вращении барабана поддерживающей лебедки или при ка чании стрелы стакан перемещается и вместе с ним стрелка. В стрелке имеется прямоугольное окно, через которое просматрива ются деления шкалы, закрепленной на корпусе полуавтомата.
Для задания программы механизму подъема или механизму изменения вылета стрелы крановщик отжимает стопор датчика таким образом, чтобы его зуб вышел из зацепления с зубчатой рейкой направляющих. Затем перемещает датчик и устанавлива ет его, ориентируясь по делениям шкалы, в определенных поло жениях.
Например, датчики можно установить по шкале таким обра зом, чтобы они соответствовали максимальному и минималь ному положениям стрелы, если это необходимо для осуществле ния перегрузочного процесса.
При движении механизмов, а следовательно, и стаканов в трубе со стрелкой алюминиевые лепестки (экраны) проходят сквозь пазы датчиков, и последние срабатывают. Сигнал от дат чика поступает на полупроводниковый промежуточный усилитель, который подает его на промежуточные реле автоматического ре жима работы. Промежуточные реле непосредственно воздейству ют на схему управления магнитного контроллера соответствую щего кранового механизма. Питание датчиков и полупроводни кового промежуточного усилителя осуществляется постоянным током напряжением 24 В. Постоянный ток создается выпрями тельным устройством, состоящим из селенового выпрямителя и трансформатора, так как силовая цепь крана имеет напряжение 380 В переменного, а цепь управления — 220 В постоянного тока. Катушки реле магнитных контроллеров рассчитаны на ПО В, поэтому они включены последовательно с добавочными сопротив лениями.
В процессе работы крановщик следит за движением |
стрелок |
по шкалам полуавтоматов и определяет, на какой высоте |
и на |
каком вылете находится в данный момент грейфер. В дальнейшем перемещением вручную датчиков вдоль направляющих он может корректировать траекторию движения грейфера.
174
Дифференциальный механизм предназначен для автоматиза ции процесса зачерпывания груза и разгрузки грейфера и являет ся частью системы автоматического управления перегружателем.
Конструкция и |
рабода |
подобного дифференциала рассмотрена |
|
в § |
17. |
|
|
ля |
Дифференциал механизма подъема грейферного перегружате |
||
(рис. 130). в |
отличие |
от дифференциала, приведенного на |
рис. 86, имеет две обоймы и три конечных выключателя. При за черпывании груза грейфером поддерживающий барабан ПБ лебед ки неподвижен, а замыкающий барабан ЗБ вращается по ча совой стрелке. Через цилиндрическую зубчатую пару 1 вращение
Рис, 130. Схема дифференциального механизма кранового грейферно-конвейер ного перегружателя
передается конической шестерне, которая приводит во вращение колесо 2, находящееся с ней в зацеплении. Колесо 2 сидит на шпиндельном валу 3 на шлицах. Вал вращается, и, так как его конец имеет трапецеидальную резьбу, он вывертывается из ко нического колеса 10, перемещаясь по шлицам колеса 2 влево. Обоймы 6 и 8 скреплены с валом зажимами 7 и потому, враща ясь вместе с валом, они перемещаются по направляющим 11 влево. В конце процесса зачерпывания груза линейка обоймы 6 нажимает на ролик крайнего левого выключателя 4, который срабатывает и дает сигнал на подъем груженого грейфера.
Подъем грейфера осуществляется двумя лебедками. При од- новременной-работе их вал приводится во вращение коническими колесами 2 и 10. При разгрузке барабан поддерживающей ле бедки неподвижен, а барабан замыкающей вращается в противо положном направлении. В этом случае вал ввертывается в кони ческое колесо 10 и перемещается вправо. В конце процесса раз грузки линейка правой обоймы 8 нажимает на ролик конечного выключателя 9. Он срабатывает и подает сигнал на включение двигателя механизма изменения вылета стрелы.
175
Дополнительный выключатель 5 предназначен для снижения частоты вращения двигателя замыкающей лебедки к концу про цесса зачерпывания, чтобы уравнять с частотой вращения двига теля поддерживающей лебедки, так как он не успевает сразу набрать номинальную частоту вращения. Благодаря этому подъ ем грейфера двумя лебедками осуществляется плавно, без дина мических нагрузок.
Рис. 131. Схема формирования траектории кранового грейферно-конвейерного перегружателя
Датчик слабины каната, который одновременно является огра ничителем грузоподъемности, служит для подачи команды на за черпывание при посадке порожнего грейфера на груз. При этом натяжение канатов ослабевает, рычаг под действием собственной массы, опускается в нижнее положение и своим концом нажимает на ролик нижнего конечного выключателя. Замыкаются контакты в цепи управления электродвигателем барабана замыкающей лебедки, и он включается, начинается зачерпывание.
Проследим работу грейферного перегружателя с программным управлением по схеме, приведенной на рис. 131.
Крановщик включает кран на определенный режим работы сдвоенным автоматическим переключателем, который имеет четы
176
ре фиксированных положения: Р — ручное управление |
при рабо |
|||
те |
грейфером; |
А — автоматический режим; К — ручное управле |
||
ние |
при |
работе |
крюком; Б — режим перемонтажа бункера. Кра |
|
новщик |
сначала |
включает положение Р и отрабатывает движе |
||
ния, |
т. е. задает программу перемещением датчиков в |
полуавто |
матах. Затем включает положение А. Порожний раскрытый грей фер из положения разгрузки над серединой бункера (точка 1) начинает движение в сторону борта судна. До определенного момента это движение (траектория 1—2) несовмещенное, а затем по сигналу датчика вылета Д4 происходит включение двигателей лебедок механизма подъема на спуск, и движение увеличения вылета совмещается с опусканием грейфера. Совмещение рабо чих движений осуществляется по траектории 2—4.
При подходе грейфера к точке 3 траектории срабатывает дат чик Д5 и происходит плавное затормаживание двигателя меха низма изменения вылета таким образом, что в точке 4 двигатель
останавливается. Срабатывает датчик Д6, после |
чего осуществ |
||
ляется несовмещенный спуск грейфера в |
трюм |
по |
траектории |
4—6. В точке 5 траектории по сигналу датчика |
Д7 |
происходит |
|
притормаживание грейфера. |
(точка |
6) |
срабатывает |
После опускания грейфера на груз |
датчик слабины каната, и по этому сигналу начинается процесс
зачерпывания груза с помощью |
дифференциального механизма. |
В конце процесса зачерпывания |
срабатывает конечный выклю |
чатель дифференциала и подает сигнал на подъем заполненного грейфера.
Подъем осуществляется по траектории 6—7. В точке 7 сраба тывает датчик Д9, включается двигатель механизма изменения вылета стрелы и происходит совмещение операций подъема грей фера и уменьшения вылета по траектории 7—8. В точке 8 сраба тывает датчик Д10, и после этого осуществляется горизонтальное перемещение грейфера к бункеру. В точках 10, а затем 11 проис ходит плавное затормаживание его движения, и в точке 1 по сигналу датчика Д11 грейфер останавливается. При этом начи нается раскрытие и опорожнение грейфера. После полного рас крытия срабатывает конечный выключатель дифференциала и сно ва начинается горизонтальное перемещение раскрытого грейфера по траектории 1—2 в сторону трюма судна.
Чтобы предотвратить столкновение грейфера с бункером на малых вылетах стрелы, предусмотрен выключатель ДЗ, не допус кающий раньше достижения точки 9 совмещения движений подъ ема — опускания и изменения вылета стрелы. Положение датчиков Д10, Д11, Д22, Д12 при работе в автоматическом режиме оста ется постоянным, а положение датчиков Д4, Д5, Д6, Д7, Д9, раз мещенных в кабине управления, изменяется и корректируется крановщиком вручную в процессе разгрузки судна.
Крановый грейферно-конвейерный перегружатель входит в комплексную' установку для переработки сахара-сырца, которая подробно рассмотрена в § 34.
12 А. А. Ретман, В. С. Шиф |
177 |
§ 24. А В Т О М А Т И Ч Е С К И Й УЧЕТ Р А Б О Т Ы К Р А Н О В
Учет работы кранов может осуществляться различными способами, напри мер можно учитывать количество перегруженных тонн груза. Такой способ учета необходим для заполнения нарядов и грузовой документации. Кроме то го, количество перегруженных краном тонн груза является количественным показателем наработки для существующего ремонтного цикла портальных кра нов в системе Министерства морского флота (ММФ). Такой же количествен
ный показатель наработки кранов используется |
в железнодорожном |
тран |
|
спорте. На речном флоте, в промышленности и |
в строительстве |
количествен |
|
ным показателем работы кранов являются отработанные машино-часы. |
Для |
||
самоходных стреловых кранов морских портов |
количественным |
показателем |
наработки являются и количество перегруженных тонн груза, и машино-часы. Как показатель наработки количество перегруженных тонн груза не отве чает требованиям пропорциональности изнашивания крановых механизмов и облегчения планирования предупредительных мероприятий. Так, если два кра на работают на одном и том же варианте перегрузки, но один из них в силу технологических обстоятельств разворачивает стрелу, например, на 90°, а вто рой— на 180°, то первый кран перегрузит большее количество тонн, а изна шивание его механизма поворота будет меньше, чем второго. Очевидно, что первый кран, отработав меньшее количество часов, перегрузит большее количе ство тонн груза. При выражении межпрофилактических и межремонтных пе
риодов существующего ремонтного цикла для кранов |
в тысячах перегружен |
|||
ных |
тонн трудно |
планировать |
планово-предупредительные мероприятия, так |
|
как |
предсказать |
фактическую |
наработку практически |
невозможно. |
Автоматизация учета работы кранов в настоящее время осу ществляется в нескольких направлениях, т. е. автоматизация учета перегруженных тонн груза, автоматизация учета машиночасов, автоматизация учета подъемов и др.
Автоматический учет количества перегруженных тонн груза производится крановыми весами. Однако крановые весы не полу чили широкого распространения, так как возникающие при рабо те крана силы инерции искажают их показания. Чтобы обеспе чить достаточно большую точность, подъем с грузом необходимо останавливать и успокаивать, что уменьшает производительность крана. Крановые весы устанавливались на кранах «Блейхерт», «Абус» и показывали массу поднимаемого груза, т. е. разовый отсчет, суммарную массу, и учитывали число взвешиваний. При вод весов осуществляется благодаря натяжению грузовых кана тов крана под действием массы поднимаемого груза.
Счетчик |
времени работы крана и отдельных механизмов |
||
(рис. 132), |
предложенный |
рационализаторами |
Рижского порта, |
состоит из |
понижающего |
трансформатора Тр |
с выпрямителем, |
стабилизатора напряжения, датчика импульсов, накопителя им пульсов со шкалой. Всего шесть шкал (общая и механизмов пе редвижения, вылета стрелы, поворота, замыкающей лебедки и поддерживающей лебедки), на каждой из которых четыре цифры в часах и последняя цифра в десятых долях часа.
Трансформатор прибора получает питание от цепи управле ния. Пониженное напряжение поступает на выпрямитель ДЗ, со бранный на диодах Д7Б по мостовой схеме. Выпрямленное на пряжение, колебания которого на входе достигают 20%, стабили зируется электронным стабилизатором напряжения, собранным
178