Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бождает водителя от ручного управления муфтой сцепления при переключении передач с помощью рычагов управления. Таким образом, установка мощного гидротрансформатора с широким диапазоном регулирования позволяет повысить производитель­ ность труда при погрузочно-разгрузочных работах. Гидротранс­ форматор автоматически регулирует вращающий момент в зави­

симости от изменения

нагрузки.

В

случае

увеличения

нагрузки

уменьшается

частота

вращения

двигателя

и создается

больший

вращающий

момент,

а в случае

уменьшения — автоматически

увеличивается частота

вращения

двигателя

и уменьшается вра­

щающий момент.

 

 

 

 

 

Следует отметить, что автоматическое бесступенчатое измене­ ние частоты вращения и нагрузочного момента уменьшает потери частоты вращения и энергии двигателя в процессе изменения. Кроме того, разгон двигателей с гидропередачей может проис­ ходить при неизменной частоте вращения без затраты энергии на ускорение двигателя под нагрузкой.

А в т о м а т и ч е с к о е п о д д е р ж а н и е т е м п е р а т у р н о г о р е ж и м а двигателя обеспечивается термостатом и вентилятором.

В условиях работы с малыми нагрузками и в холодное вре­ мя года возникает опасность переохлаждения двигателя. При пе­ реохлаждении резко увеличивается износ цилиндров и поршне­ вых колец, повышается вязкость масла. Вследствие этого возрас­ тают механические потери и ухудшается экономичность работы двигателя.

Чтобы предупредить переохлаждение двигателя и обеспечить ускоренный прогрев после пуска, в систему охлаждения включа­ ется автоматический клапан-термостат, благодаря которому ре­ гулируется циркуляция охлаждающей жидкости. Кроме того, ин­ тенсивность прохождения воздуха через радиатор регулируется специальным устройством-жалюзи, положение пластин которого иногда управляется также термостатом. Термостат устанавлива­ ют в выходном патрубке рубашки охлаждения.

Действие термостата основано на свойстве легкокипящих жид­

костей или легкоплавких твердых тел увеличивать

свой объем

при нагревании. Термостаты бывают с жидкостным

наполните­

лем и твердым, одно- и двухклапанные.

На двигателях подъемно-транспортных машин (ПТМ) установ­ лены сильфонные одно-и двухклапанные термостаты (рис. 134, о). Управление основным 5 и перепускным 7 клапанами выполняет­ ся сильфоном 9, который представляет собой гофрированный тон­ костенный латунный баллончик, внутри которого находится смесь двух частей дистиллированной воды и одной части спирта.

Если температура охлаждающей жидкости в двигателе низ­ кая, сильфон в патрубке 4 находится в сжатом состоянии. При этом клапан 5 перекрывает выход жидкости в радиатор, и она циркулирует через перепускные окна в корпусе термостата 3 по малому кругу, т. е. внутри рубашки охлаждения 2, снова посту­ пая через патрубок 1 к насосу.

183


По мере нагрева охлаждающей жидкости наполнитель силь­ фона испаряется, давление увеличивается, сильфон расширяется. Шток 8 при этом перемещается вверх и клапан 5 поднимается

tJ П и ш

Рис. 134. Термостаты:

а — с жидкостным наполнителем; б — с твердым наполнителем

с гнезда 6. Оба клапана, таким образом, открыты, и охлаждаю­ щая жидкость циркулирует как по малому, так и по большому кругу. Когда температура охлаждающей жидкости достигнет оп­ тимальной величины, клапан 7, который также перемещается по мере расширения сильфона, перекрывает малый круг циркуля-

184

ции. Вся охлаждающая жидкость начинает циркулировать только по большому кругу.

Таким образом, поддержание заданной температуры охлаж­ дающей жидкости обеспечивается регулированием количества ох­

лаждающей жидкости,

проходящей через радиатор двигателей

передвижных, кранов и

автопогрузчиков

или через

холодильник

двигателей плавучих кранов и других

плавучих

перегрузочных

средств.

 

 

 

 

В настоящее время

получает распространение

термостат

с

твердым наполнителем

(рис. 134,6). В качестве наполнителя

ис­

пользуется кристаллический воск или смесь церезина с медными опилками. Такой термостат состоит из медного баллончика 10, закрытого резиновой диафрагмой 12 со штоком 14, который пе­ ремещается в направляющих 13. Направляющие соединены с баллончиком скобой 21. Шток связан коромыслом 17 с *заслон­ кой 15.

Если двигатель холодный, активная масса находится в твер­ дом состоянии и заслонка под действием пружины 18 перекры­ вает отверстие 19 между полостями патрубков 16 и 22. Охлаж­ дающая жидкость циркулирует по малому кругу. По мере прогрева

двигателя активная

масса

плавится, увеличивается

в ' объе­

ме, перемещает буфер 20, а вместе с ним и шток

14

вверх. За­

слонка при этом открывается, перепуская

охлаждающую

жид­

кость по большому кругу, причем

количество жидкости,

прохо­

дящей через радиатор,

и в

этом

случае

зависит

от степени от­

крытия заслонки.

 

 

 

 

 

 

 

Автоматическое поддержание

оптимального

температурного

режима в системе охлаждения достигается также путем регули­ рования частоты вращения вентилятора. Естественно, что с уве­ личением частоты вращения двигателя увеличивается и частота вращения вентилятора. На современных конструкциях двигателей в систему привода вентилятора встраивается электромагнитная муфта, которая отключает вентилятор при снижении температу­ ры охлаждающей жидкости (рис. 135).

Автоматическое включение электромагнитной муфты осущест­ вляется датчиком, который представляет собой термосопротивле­ ние, устанавливаемое в верхнем бачке радиатора. Лопасти вен­ тилятора крепятся на фланце 1, ступица которого закреплена на подшипнике 2, насаженном на валу 9 водяного насоса. Ступица вентилятора свободно проворачивается относительно шкива 6, в который вмонтированы обмотки электромагнита 5, получающие питание от источников тока двигателя. Ток подается через кон­ тактный диск 7 и щетку, закрепленную в щеткодержателе 8. Между фланцем ступицы и шкивом расположен ведомый диск 4, который перемещается по ступице по шлицам. Осевое перемеще­ ние диска ограничивается винтами 3.

При увеличении температуры охлаждающей жидкости цепь питания обмоток электромагнита замыкается и ведомый диск

1 85


притягивается к шкиву. Вентилятор получает вращение, обеспе­

чивая охлаждение.

Появились также вентиляторы, у которых в зависимости от скоростного режима под действием центробежной силы автома­

тически изменяется угол атаки.

Температурный режим, создаваемый системой охлаждения, влияет почти на все показатели работы двигателя. От автомати­ ческого поддержания температуры охлаждающей жидкости в заданных пределах обеспечивается оптимальная мощность и эко­ номичность его работы.

Д а в л е н и е в с и с т е м а х с м а з к и двигателей автоматиче­ ски поддерживается в.определенных пределах с помощью регули­ ровочных клапанов, которые могут быть шарикового, тарельчатого или плунжерного типа. Клапан обычно встраивается в корпус или крышку масляного насоса со стороны нагнетания и перепускает масло в полость всасывания при увеличении давления сверх ве­ личины, на которую он отрегулирован. На некоторых дизелях в приемное отверстие топливного насоса встраивается защитное приспособление, которое автоматически останавливает двигатель, отключая поступление топлива, при уменьшении давления масла ниже допустимого значения.

186

Клапан остановки (рис.

136) состоит из корпуса 1 с ниппелем

7 маслоподводящей трубки

и ниппелем 8 топливоподводящей

трубки. Внутри корпуса заключен клапан 2, нажимной шток 3 с регулируемой головкой 5. Шток проходит через уплотнительный сальник 6, размещенный в корпусе 4 подвода масла к клапану.

Если давление масла в системе выше предельно допустимого, то оно, поступая через отверстие б, отжимает шариковый и зо­ лотниковые клапаны влево. При этом топливоподводящие отвер­ стия а в корпусе клапана совмещаются с отверстиями в в клапа­ не, и топливо проходит в корпус топливного насоса. Если же дав­

ление в системе уменьшится, то под действием пружины клапан займет положение, изображенное на рисунке, отверстия а и в будут разобщены и подача топлива прекратится.

При пуске двигателя, когда давление низкое, необходимо на­ давить на головку нажимного штока и отжать клапан до совпа­ дения отверстий а й в .

Кроме того, в системе охлаждения масла предусмотрен предо­ хранительный клапан, который открывается при снижении давле­ ния масла, и температура его автоматически поддерживается в заданных пределах.

А в т о м а т и ч е с к о е р е г у л и р о в а н и е в е л и ч и н ы н а ­ п р я ж е н и я , снимаемого с генератора, защита его от перегрузки и автоматическое отключение от аккумуляторной батареи осущест­ вляются системой приборов, объединенных в реле-регуляторе. В реле-регулятор входит регулятор напряжения, ограничитель то­ ка и реле обратного тока.

На рис. 137 дана схема бесконтактного реле-регулятора. Ре­ гулятор напряжения представляет собой усилитель постоянного тока, собранный на трех транзисторах. Обмотка возбуждения ОВ генератора включена в цепь эмиттера транзистора ТЗ. Стабили­ зация режима работы усилителя при колебаниях температуры окружающей среды выполняется терморезистором R4. Регулиров­ ка реле-регулятора производится переменным резистором R5.

187


При повышении напряжения генератора ток транзистора 77 растет, что приводит к увеличению отрицательного напряжения на базе транзистора Т2. При возрастании тока в цепи коллекто­ ра этого транзистора увеличивается падение напряжения на ре­ зисторе R6 и ток в цепи базы транзистора ТЗ уменьшается, что приводит к уменьшению отрицательного -напряжения на базе это­

го транзистора.

Следовательно,

снижается сила

тока,

который

проходит

через

него и обмотку

возбуждения

генератора. Таким

образом,

выходное напряжение генератора уменьшается до номи­

 

 

 

 

 

 

 

нального значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если же напряжение генера­

 

 

 

 

 

 

 

тора стало меньше номиналь­

 

 

 

 

 

 

 

ного, то все рассмотренные

 

 

 

 

 

 

 

процессы в регуляторе про­

 

 

 

 

 

 

 

текают

в

 

противоположном

 

 

 

 

 

 

 

направлении и ток возбуж­

 

 

 

 

 

 

 

дения

 

генератора

увеличива­

 

 

 

 

 

 

 

ется.

Оптимальную

величину

 

 

 

 

 

 

 

выходного

 

напряжения

гене­

 

 

 

 

 

 

 

ратора

регулируют

резисто­

 

 

 

 

 

 

 

ром R5 на средних частотах

 

 

 

 

 

 

 

вращения

двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ограничение

максимально­

 

 

 

 

 

 

 

го тока генератора осуществ­

Рис.

137. Бесконтактный

реле-регулятор

ляется

 

при

помощи

транзи­

 

 

 

 

 

 

 

стора

77,

 

который

изменяет

напряжение

на

базе

транзистора

77

в зависимости

от

величи­

ны

падения

напряжения прямого

тока

 

при

прохождении

че­

рез диоды Д1

и Д2.

Эти же

мощные диоды

 

выполняют

роль

реле обратного тока. Предельная сила тока устанавливается пе­ ременным резистором R9.

Бесконтактные реле-регуляторы по сравнению с реле-регуля­ торами контактного типа не требуют частой регулировки, работа­ ют плавно, безынерционно и обеспечивают стабильную величину напряжения.

§ 26. АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ РАБОТЫ ДВС

При работе ДВС необходимо контролировать температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения, температуру и давление в системе смазки, количество топлива в баке.

Контроль осуществляется специальными приборами — указа­ телями температуры, давления, уровня, которые состоят из дат­ чиков и приемников-указателей. По принципу действия указатели бывают электротепловыми импульсными, электромагнитными и магнитоэлектрическими.

Основной деталью электротепловых импульсных приборов является термобиметаллическая упругая пластина, которая со­ стоит из двух наложенных одна на другую и сваренных между

188


7
Рис. 138. Сигнализация о перегреве + охлаждающей жидкости

собой полос металла. Для активной стороны пружинистой пла­ стины применяют хромоникелевую или молибденовую сталь, об­ ладающую большим линейным расширением, чем инвар, который является материалом пассивной стороны.

При нагреве термобиметаллическая пластина изгибается. Эти пластины приемников-указателей температуры охлаждающей жидкости и давления масла, а также датчика давления масла имеют форму буквы П. Компенсационное плечо пластины закреп­ лено неподвижно, а рабочее плечо, на которое навита обмотка из константановой проволоки,— консольно. Свободный конец термо­ биметаллической пластины при изгибании приводит в движение либо стрелки приемниковуказателей температуры охлаждающей жидкости или масла, либо размыкает кон­ такты цепи датчика давле­ ния масла.

Термобиметаллические пластины используются так­ же в датчиках температу­ ры охлаждающей жидкости или масла, которые уста­ навливаются в латунных

корпусах непосредственно в измеряемой среде, и в цепях конт­ рольных ламп, сигнализирующих о предельных значениях изме­ ряемых величин.

Указатель температуры охлаждающей жидкости (масла в системе смазки) состоит из датчика, ввернутого в рубашку ох­ лаждения головки двигателя и приемника-указателя, который размещается на приборной доске двигателя. Ток, проходящий по обмотке термобиметаллической пластины в корпусе датчика, на­ гревает ее, и она изгибается, размыкая -контакты электрической цепи. После остывания пластины контакты снова замыкаются.

Так, при температуре охлаждающей жидкости +40° С кон­ такты обычно вибрируют с частотой 125 периодов в минуту. При этой температуре время замкнутого состояния контактов боль­ шое, поэтому пластина приемника-указателя изгибается до пре­ дельного значения и перемещает стрелку до деления 40° С. По мере повышения температуры в системе охлаждения корпус дат­ чика нагревается и время замкнутого состояния контактов пла­ стины уменьшается. Пластина в приемнике-указателе выравнива­ ется, перемещая стрелку прибора.

Датчик контрольной лампы предельной температуры охлаж­ дающей жидкости имеет такую же конструкцию, как и датчик температуры, но на термобиметаллической пластине отсутствует обмотка. При нагреве корпуса датчика (рис. 138) до предельной температуры заключенная в нем термобиметаллическая пластина 2 изгибается и замыкаются контакты 1 в цепи контрольной лам­ пы 3. Лампа загорается, сигнализируя о достижении предела.

189