Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стоящее время начинают внедряться тиристорные схемы с бескон­ тактным импульсным управлением. Достоинства электронного управления возрастают при использовании печатных схем. Вся же остальная аппаратура управления погрузчиком остается прежней.

Д л я автоматического регулирования скорости подъема в не­ которых погрузчиках зарубежного производства, в частности фир­ мы «Хайстер», гидравлическая система снабжена клапаном пере­ ключения скорости подъема груза. Он позволяет легкие по массе

грузы поднимать со скоростью примерно в два раза большей, чем тяжелые, причем переключение с одной скорости на другую про­ исходит автоматически, в зависимости от массы груза..

Клапан переключения скорости подъема груза (рис. 144) со­ стоит из корпуса 10, внутри которого помещены три шариковых клапана 11, 13, 14 и плунжер 2. Каждый клапан состоит из шари­ ка, который лежит на коронке 12, имеющей центральное отверстие и пружины за исключением клапана 14. Пружины, поджимающие шарик к седлу каждого клапана, имеют различную силу давле­ ния. Узел плунжера является тем чувствительным элементом системы, который реагирует на давление жидкости, оказыва­

емое на поршень при подъеме груза той или иной массы, опреде- * ляя скорость подъема груза. Этот узел состоит из штока, выпол­ ненного заодно с указанным плунжером 2, двух шайб 4, пружи­ ны 3 между ними, давление которой через шток на шарик 13 клапана можно регулировать гайкой 5.

При подъеме любого по массе груза золотник 9 в корпусе 8 распределителя находится в положении, указанном на рисунке. Поэтому поток жидкости, нагнетаемый в трубопровод г, лерете-

13*

195

кает через шейку золотника в канал б и далее — в трубопро­

вод в.

Когда груз легкий по массе, то для перемещения поршня ци­ линдра 1 подъема груза требуется относительно небольшое уси­ лие. Поэтому давление жидкости недостаточно, чтобы преодолеть сопротивление пружины 3, и клапан 6 остается закрытым. Тогда

жидкость проходит

через

клапан 14

(путь жидкости показан

сплошной стрелкой)

и поступает в поршневую полость цилиндра,

в результате чего поршень

начинает

подниматься. Вытесняемая

из штоковой полости жидкость еше плотнее прижимает шарик 13 клапана к седлу, но, пройдя через центральное отверстие и про­ рези в коронке, перемещает шарик 14 и вливается в основной по­ ток. Так как объем жидкости, поступающей в подпоршневое пространство цилиндра подъема, увеличивается, то скорость подъема груза повышается.

При подъеме тяжелого груза давление в системе повышается

настолько,

что

сопротивление пружины 3 преодолевается, шарик

6 клапана

открывается, шток с плунжером

2 перемещается вниз

и открывается

клапан 13 (путь жидкости

показан пунктирной

стрелкой).-Жидкость по прежнему пути нагнетается в подпорш­ невое пространство цилиндра 1 подъема груза, но теперь вытес­ няемая из штоковой полости жидкость не может влиться в ос­ новной поток, так как клапан 14 остается закрытым. Поэтому скорость подъема груза остается пониженной. Вместе с тем поток вытесняемой жидкости не может проникнуть в корпус золотника по каналу а, так как этому препятствует реборда 7 золотника. В связи с этим открывается шарик 11 клапана, и жидкость ухо­ дит на слив.

Для опускания поднятого груза необходимо в распределите­ ле переместить золотник вниз по схеме. Тогда каналы а и б ока­ жутся сообщенными верхней шейкой золотника, а нижерасположенная шейка сообщит каналы г и д . Таким образом, жидкость от насоса через каналы д пойдет на слив, а вытесняемая из под­ поршневого пространства жидкость (ее путь показан штрих-пунк­ тирной стрелкой) пройдет клапан 14, поступит в трубопровод в, каналы б и а распределителя, окажет в первую очередь давление на шарик 13 клапана. Этот клапан откроется, и жидкость устре­ мится в штоковую полость цилиндра 1 подъема груза. Это необхо­ димо, чтобы заполнить вакуум в полости. Поскольку при опускании груза выталкивается жидкости больше, чем требуется для запол­ нения штоковой полости, избыток жидкости откроет клапан 11 и пойдет на слив.

§28. ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОГРУЗЧИКАМИ

Кчислу портовых погрузчиков с дистанционным управлением относятся машины типа ПТС, ПСГ, МВС, БМТ и др.

Трюмный погрузчик для сыпучих грузов типа ПТС. Он слу­ жит для подачи груза с просвета люка судна в подпалубное про-

196


странство, т. е. является метательной машиной. Груз грейфером подается в бункер погрузчика, из него высыпается на ленточный конвейер, который сбрасывает его в подпалубное пространство. Этот конвейер может изменять угол наклона к горизонту и пово­ рачиваться относительно вертикальной оси, когда надо изменить направление метания груза.

Дистанционное управление погрузчиками ПТС осуществляется с переносного пульта, который представляет собой ящик с кно­ почной панелью из органического стекла. Многожильный кабель, соединяющий машину с пультом, вводится в боковую стенку ящика через уплотнение. Пульт можно крепить на ремне или на штативе. На панели расположены кнопки и ключи, с помощью которых можно осуществлять дистанционное управление всеми механизмами. На этой же панели находятся кнопка сигнала и аварийная, а на стенке — выключатели освещения машины. Про­ зрачная кнопочная панель имеет подсветку изнутри, благодаря чему оператор видит все надписи и кнопки, находясь в трюме.

Установочные движения погрузчика

осуществляются лишь в

то время, пока нажаты

кнопки,

что обеспечивает

безопасность

работы в тесных помещениях.

Управление механизмом по­

ворота осуществляется

с пульта

ключом

«Вперед» — «Назад», ме­

ханизмом наклона выдвижного конвейера — ключом

«Наверх» —

«Вниз». На погрузчиках ПТС-5 и ПТС-5М имеется еще выключа­ тель электропривода питателя и выключатель питания цепей уп­ равления и подсветки надписей. В этихже погрузчиках предус­ мотрена электрическая блокировка, не допускающая включения электропривода питателя прежде, чем будет включен двигатель конвейера.

Подключение кабелей питания напряжением 380 В и дистан­ ционного управления напряжением 36 В к машине осуществля­ ется штепсельными разъемами. Автоматическая защита электро­ двигателей от токов короткого замыкания выполняется предохра­ нителями, от перегрузки— тепловыми реле магнитных пускателей, а в предельных положениях механизмов срабатывают конечные выключатели.

Погрузчик типа МВС (машина вагонная соляная). Машина предназначена для рыхления и разгрузки слеживающихся гру­ зов, в частности прибывающих в крытых железнодорожных ва­ гонах. Машина по фронту упирается в стену груза, ее шнеки-рых­ лители, снабженные фрезерными зубьями, рыхлят груз, и он обрушивается. Шнеки-подгребатели с правым и левым винтом по­ дают груз к средней части машины, где ковши элеватора его за­ черпывают и высыпают на ленточный конвейер. Дальнейшая его переработка осуществляется в зависимости от схемы перегрузки. Для удобства работы можно изменять наклон ленточного конвей­ ера к горизонту и отводить его в стороны.

Электрооборудование погрузчика МВС-ЗМ состоит из: элек­ троприводов гусеничного хода; заборного устройства, которое включает в себя ковшовый элеватор и подгребающие горизон­

197


тальные шнеки; механизм подъема заборного устройства; отгру­ жающего конвейера; конвейера-удлинителя; электропривода до­ полнительного конвейера под площадкой; освещения.

Управление машиной дистанционное с переносного пульта напряжением 12 В, который подсоединен к ней гибким шланго­ вым кабелем. На пульте установлены: две кнопки «Пуск» и «Стоп» управления электродвигателями заборного устройства, от­ гружающего конвейера и конвейера-удлинителя; два ключа уп­ равления электродвигателями передвижения соответственно для левой и правой гусеничных цепей; ключ управления электродви­ гателем подъема и опускания заборного устройства. Кроме того, на выносном пульте размещены кнопка сигнала, сигнальная лам­ почка и выключатель цепей управления.

Электрическая блокировка не допускает пуска двигателя заборного устройства прежде, чем будет произведено включение двигателя конвейера-удлинителя, а затем отгружающего конвейе­ ра. При отключении останавливается сначала двигатель заборно­ го устройства, а вслед за ним автоматически — двигатель отгру­ жающего конвейера и конвейера-удлинителя.

Электрическая защита осуществляется конечными выключа­ телями, тепловыми реле и максимальным реле автоматического выключателя.

Автоматический выключатель установлен в общей цепи пита­ ния электрооборудования погрузчика. Его включение и выключе­ ние может производиться непосредственно кнопками «Пуск» и «Стоп» с кнопочного поста, установленного на машине, а также выключателем на пульте управления дистанционно. Для того чтобы обеспечить автоматический контроль заземления, один ко­ нец катушки магнитного цускателя автомата соединен с фазой, а другой — с корпусом машины. При отсутствии надежного зазем­ ления автомат не включится. Автомат также обеспечивает защи­ ту от пониженного напряжения и нулевую защиту.

Трюмный малогабаритный бульдозер типа БМТ. Его исполь­ зуют для перемещения навалочных грузов и зачистки грузовых помещений морских судов, но он находит применение на склад­ ских, строительных и других работах. Он представляет собой ма­ шину на гусеничном ходу, снабженную отвалом (ножом), который может быть установлен прямым, обратным и косым в зависимо­ сти от характера выполняемой работы. Привод передвижения — механический, а управление отвалом — гидравлическое. Одна из последних моделей бульдозера, а именно БМТ-4Б, имеет дистан­ ционное управление.

Электрооборудование бульдозера БМТ-4Б-М состоит из элек­ тродвигателей правой и левой гусеничных цепей, гидронасоса и кабельного барабана, а при наличии навесного оборудования и его электродвигателя. В электрооборудование также входит то­ коподводящее устройство и освещение.

Дистанционное управление осуществляется с переносного пульта, питаемого напряжением 36 В.

198


Для управления двигателями передвижения служит комби­ нированный ключ. При установке рукоятки ключа в положение «Вперед» или «Назад» электродвигатели левой и правой гусенич­ ных цепей включаются одновременно в заданном направлении. При установке ключа в положение «Вправо» или «Влево» оба

электродвигателя передвижения

включаются в разные стороны,

и бульдозер разворачивается на

месте влево или вправо. Если

же рукоятка ключа находится в среднем положении, то включа­ ется один электродвигатель и происходит поворот машины в со­ ответствующую сторону на одной гусенице.

Движение отвала осуществляется гидравлической системой погрузчика. Управление им выполняется электрогидравлическими реверсивными золотниками. Включение золотников на движение «Подъем» — «Спуск» и «Отвал вперед» — «Отвал назад» произво­ дится соответствующими ключами. Для того чтобы управлять навесным оборудованием, необходимо сделать переключение клю­ чом.

Переносный пульт управления подсоединяется к бульдозеру гибким шланговым кабелем длиной 20 м. В цепь дистанционного управления включен также контактор, который осуществляет ав­ томатический контроль за надежностью заземления.

Предусматривается автоматическая защита от токов короткого замыкания и перегрузки двигателей, защита от чрезмерного разматывания кабеля конечными выключателями и автоматиче­ ское поддержание постоянного натяжения его с помощью гидро­ муфты.

Трюмный погрузчик типа ПСГ. Он относится к числу разгру­ зочных машин и предназначен для подачи навалочных грузов из подпалубного пространства на просвет люка судна.

Погрузчик состоит из качающихся загребающих лап, кото­ рые из кучи подают груз на приемный конвейер— ленточный у погрузчиков ПСГ-100 и пластинчатый у погрузчиков ПСГ-200. Далее груз сбрасывается на отвальный конвейер и подается на просвет люка судна. Для манёвренности и выполнения рабочих операций погрузчик имеет механический привод передвижения и работы обоих конвейеров, а привод механизмов изменения угла наклона к горизонту обоих конвейеров, поворота отвального кон­ вейера и обслуживания тормозов — гидравлический. Управление всеми механизмами производится дистанционно от переносного кнопочного пульта управления, который связан с машиной деся­

тиметровым гибким кабелем, подключенным к питающему

устрой­

ству.

 

 

 

Электрооборудование погрузчика

ПСГ-100

состоит

из трех

нереверсивных электродвигателей

(рис. 145,

а): Д Н — насоса,

ДОК — отвального конвейера, ДПК — приемного конвейера и од­ ного реверсивного; Д Д — передвижения, магнитных пускателей; электромагнитных золотниковых распределителей 4 (рис. 145, б), кнопок, универсальных переключателей, аппаратов защиты и других элементов.

19Э