Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

постоянное радиальное смещение от эксцентрика, который связан

счасовым механизмом прибора зубчатой передачей.

Спомощью хронографа можно проследить время работы дви­ гателя, так как в это время машина будет вибрировать, а перорезец, связанное через систему рычагов с маятником, который воспринимает вибрацию, будет вместо прямой линии выписывать виброграмму.

Внастоящее время получили распространение электрохимиче­ ские измерители времени работы — химотроны (рис. 146). Прин­ цип их действия основан на том, что при прохождении электриче­ ского тока через электролит количество разложившегося вещества

пропорционально количеству электричества (закон Фарадея).

Рис. 146. Химотронные приборы для учета машинного времени:

а — ртутный микрокулометр; б — электрохимический интегратор тока; в — мемистор

При этом установлено, что количество вещества, осажденного на катоде при электролизе, не зависит от температуры, давления, концентрации электролита. Осажденный на катоде металл при отсутствии тока сохраняется неограниченно долго, что позволяет запоминать и сохранять полученную информацию о наработке.

Наиболее простым химотронным Измерителем времени явля­ ется ртутный микрокулометр (рис. 146, а), который представляет собой герметический стеклянный капилляр 1. Капилляр заполнен столбиком ртути 3, разделенным на две части слоем электроли­ та 4. В концы капилляра впаяны электроды 2, а на корпусе на­ несена равномерная шкала 5, проградуированная в часах рабо­ ты. При пропускании постоянного тока длина анодной части ртутного столбика уменьшается, а катодного — увеличивается, в результате разделительная капелька электролита перемещается пропорционально времени протекания электрического тока.

При изменении полярности питающего тока электролит начи­ нает перемещаться в противоположную сторону; таким образом, микрокулометр является обратимым прибором. При длине капил­ ляра 20—40 мм можно учитывать наработку от 2 до 10 000 ч с точностью визуального отсчета ±3% . Масштаб градуировки ка­ пилляра зависит от силы пропускаемого тока, который может из­

меняться от

1

мкА до 5

мА. Микрокулометр устойчиво работает

в диапазоне

от

—20 до

+100° С.

Другой конструкцией химотронного прибора для учета нара­ ботки является электрохимический интегратор тока, который

205


представляет собой герметический корпус 1 (рис. 146, б) диамет­ ром не более 8 мм и длиной примерно 10 мм, заполненный элек­ тролитом 4, с двумя электродами 2. Электроды выполняются из материала, стойкого к воздействию электролита (графит, плати­ на, золото). На анод нанесено небольшое количество серебра 6, которое при пропускании электрического тока переносится на ка­ тод. Когда все серебро перенесено, резко увеличивается разность

потенциалов между электродами химотрона,

последовательно

включенного через резистор в цепь питания.

 

до

Такое резкое увеличение разности

потенциалов (от 0,2

0,8 В) используется для включения

сигнального

устройства.

Ко­

личество часов, через которое срабатывает сигнальное устройство, следовательно время переноса серебра с анода на катод, может регулироваться в широких пределах посредством изменения силы пропускаемого тока. Этот прибор может работать в диапазоне температур от —50 до +70° С.

Третьей разновидностью химотронного прибора является уп­ равляемое сопротивление (мемистор). Он состоит из герметиче­ ского корпуса 1 (рис. 146,в), заполненного электролитом 4, внутри которого размещены анод 2 и резистор 7 с двумя вывода­ ми. В качестве электролита используются раствор соли металла, из которого выполнен анод. При пропускании электрического то­

ка металл с анода переносится на

 

поверхность резистора, при

этом изменяется его сопротивление

от 2 до 150

Ом пропорцио­

нально времени прохождения тока.

Мемистор

является обрати­

мым прибором учета наработки, т. е. при изменении полярности

питающего

тока осажденный на резисторе металл снов.а осаждается

на аноде

и

сопротивление резистора увеличивается. Кроме того, ме-

мисторы

могут работать в импульсном режиме, что позволяет

использовать их для учета не только времени наработки, но и ко­ личества включений.

Химотроны отличаются высокой надежностью, относительно низкой стоимостью, возможностью непосредственного ввода ин­ формации без предварительной обработки в ЭВМ. Электрохими­ ческие измерители времени с успехом могут быть применены для учета наработки электропогрузчиков и других машин, где имеет­ ся источник питания электрическим током.

Автоматическое взвешивание груза на вилочных подхватах погрузчика осуществляется устройством, функциональная схема которого приведена на рис. 147. Так как давление в цилиндре механизма подъема вил пропорционально массе поднятого на ви­ лах груза, это давление измеряется первичным измерителем ПИ массы гидравлического типа и преобразуется в движение штока измерителя, возврат которого при снятии нагрузки осуществляет­ ся тарированной пружиной.

Линейное перемещение штока первичного измерителя ПИ трансформируется в преобразователе Пр в угол поворота кодо­ вого датчика К Д • Кодовый датчик состоит из двух дисков с де­ лениями, представляющими собой измерительную шкалу в соот­

206


ветствии с рассчитанным кодом, и набора фотодиодов. Один диск отсчитывает единицы, а второй — десятки и сотни килограммов, причем при повороте одного диска на 360° второй поворачивается только на 0,1 оборота. Фотодиоды считают показания дисков и через усилители подают импульсы в блок дискретного считывания и суммирования БДСС.

Расшифрованная в блоке команда подается на импульсный счетчик НС массы, который имеет сбрасывающее устройство СУ, дающее возможность устанавливать импульсный счетчик ИС на

Рис. 147.

Функциональная схема

устройства автоматического взвешивания гру­

 

за на

вилах погрузчика

нулевые

деления, и на воспринимающий орган ВО единичного

взвешивания.

Блок БДСС сблокирован через блок управления системой ав­ томатики БУСА с блоком управления погрузчиком БУП, благо­ даря чему взвешивание происходит только в положении, когда машина остановлена. Кроме того, измерение массы поднятого груза производится только при определенном положении рамы грузоподъемника и вилочных подхватов погрузчика.

Для установки вил в требуемом положении система взвешива­ ния имеет датчик положения вил по высоте ДПВ и задающее устройство ЗУ. При подъеме или опускании вил датчик ДПВ и задающее устройство ЗУ подают сигналы в нуль-орган НО, где они сравниваются. В тот момент, когда сигналы совпадут, нуль-

орган

НО подает команду в блок управления погрузчиком БУП,

а тот,

в свою очередь,— исполнительному механизму подъема-

опускания вил ИМПОВ. Перемещение вил приостанавливается на необходимой высоте. Чтобы устранить влияние перекоса вилоч­ ных подхватов на показания прибора, в системе взвешивания предусмотрены корректоры: датчики положения вил по вертикали ДПВВ и по горизонтали ДПВГ, которые воздействуют на блок питания БП и одновременно через блок управления погрузчиком

2 0 7


БУП на исполнительный механизм наклона вил ИМНВ и на ис­ полнительный механизм подъема-опускания вил ИМПОВ.

После того как положение погрузчика, его рамы, грузоподъем­ ника и вилочных подхватов с грузом зафиксировано, производит­ ся взвешивание и суммирование массы нарастающим итогом. Однако точный учет количества перегружаемых грузов взвеши­ ванием приводит к снижению производительности погрузчика вследствие необходимости его остановки.

«

§ 31. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Режим зарядки аккумуляторных батарей зависит от того, яв­ ляется батарея щелочной или кислотной, от емкости аккумуля­ торной батареи, от количества аккумуляторов и от того, как про­ изводится зарядка: при постоянной силе тока или при постоянном

напряжении.

Проще автоматизировать зарядку щелочных батарей, так как она выполняется в один этап как при постоянной силе зарядного тока, так и при постоянном напряжении, подводимом к батарее.

Зарядка кислотных батарей при постоянной силе тока произ­ водится в два этапа. Первый этап от начала зарядки до начала обильного газообразования осуществляется при силе зарядного

тока, равной одной десятой емкости аккумуляторной

батареи, а

на втором этапе от начала бурного газообразования

до

конца

зарядки сила тока снижается вдвое, т. е. составляет

одну

двад­

цатую емкости аккумуляторной батареи.

При зарядке щелочных аккумуляторных батарей постоянным током, сила которого равна четверти емкости батареи, необходи­ мо в процессе зарядки постепенно повышать напряжение, подво­ димое к батарее. Эта регулировка при использовании машинных преобразователей проводилась вручную. Зарядчик, наблюдая за показанием амперметра, постепенно выводил ступени сопротивле­ ния, включенного последовательно с заряжаемой батареей, либо изменял поток возбуждения генератора постоянного тока.

Сейчас в большинстве морских портов зарядные станции пере­ оборудуются, машинные выпрямители заменяются полупроводни­ ковыми, отличающимися небольшими размерами, надежностью работы, простотой ухода. Количество зарядных агрегатов опреде­ ляется количеством зарядных постов. Это позволяет для каждого зарядного поста создавать свой оптимальный режим зарядки и автоматически поддерживать его благодаря применению дрос­ селей насыщения.

Зарядка щелочных аккумуляторных батарей может, как из­ вестно, производиться и при постоянном напряжении из расчета

1,5 В на один аккумулятор.

При

этом

вследствие

увеличения

э. д. с. батареи зарядный ток

не остается постоянным. Так, в на­

чале

процесса зарядки

сила

зарядного

тока выше

номинальной,

а в

конце процесса — в

несколько

раз

меньше номинальной.

208


На зарядных станциях используются различные полупровод­ никовые выпрямительные агрегаты, но наиболее широкое распро­ странение в портах получили агрегаты ВАЗ-70-150, электриче­ ская схема которого приведена на рис. 148.

а е с

Рис. 148. Электрическая схема выпрямительного зарядного агрегата ВАЗ-70-150

Этот зарядный агрегат представляет собой металлический шкаф с передней и задней дверцами, разделенный на две секции вертикальной стенкой. В секции со стороны задней дверцы смон­

14 А. А. Гетман, В, С, Шиф

2 0 9