Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для вызова кабины, например на первый этаж, необходимо нажать на кнопку 1КВ. При этом включается сигнальная лам­ почка 1ЛВ на световом табло, а кнопка остается утопленной, так как получает питание катушка 1КВ. Одновременно катушка реле сигнала PC обесточивается и замыкает свои контакты PC в цепи звукового сигнала ЗС и размыкает свои контакты в цепи катуш­ ки реле времени РВ. Таким образом, при нажатии на кнопку вы­ зова раздается звуковой сигнал, продолжительность которого зависит от выдержки времени, на которую отрегулировано реле РВ. Вызов зарегистрирован, но при открытии шахтной двери пер­ вого этажа он автоматически снимается шунтированием катушки 1КВ кнопки вызова контактами 1ДШ.

В современных скоростных лифтах автоматизируется также переключение обмоток двигателя в зависимости от частоты вра­ щения. Благодаря этому обеспечивается точность остановки каби­ ны независимо от степени ее загрузки. Это достигается тем, что параллельно отключающим контактам включаются шунтирующие, зависящие от частоты вращения.

Автоматическое управление лифтом может осуществляться селектором, предназначенным для выбора этажей, на которых должна остановиться кабина. Роль селектора в тихоходных лиф­ тах выполняют этажные переключатели в шахте или централь­ ный аппарат в машинном помещении. С помощью селектора обес­ печивается фиксированное положение кабины в шахте. Наиболее простой конструкцией электромеханического селектора является командоконтроллер, вал которого приводится в движение через редуктор от вала лебедки. Переключение контактов такого селек­ тора происходит в момент перехода кабины лифта из зоны пре­ дыдущего этажа в зону последующего.

Применяется также механический селектор с магнитным кор­ ректором, который называется иногда центральным этажным ап­ паратом. Магнитный корректор состоит из фрикционной муфты, шайбы с регулируемыми кулачками и электромагнита. Это уст­ ройство корректирует положение вала этажного аппарата, если его положение не соответствует положению кабины в шахте из-за проскальзывания каната на канатоведущем шкиве. Выключатель

корректора устанавливается в шахте лифта

между

наиболее

часто используемыми остановками, например

между

первым и

вторым этажами, и своими контактами размыкает или замыкает цепь электромагнита.

При замкнутой цепи якорь электромагнита притянут и вал этажного аппарата не вращается, если его положение не соот­ ветствует положению кабины вследствие проскальзывания кана­ тов на ведущем шкиве. Шайба с помощью кулачка удерживается рычагом выключателя корректора до тех пор, пока рычаг не сместится с отводки, установленной на кабине лифта. Расстояние между опорными кулачками пропорционально длине отводки. Соответствие между положением кабины и положением вала

2 1 7


этажного аппарата будет достигнуто, когда она пройдет путь, равный длине отводки.

Внастоящее время существует система автоматического уп­ равления лифтом с бесконтактным селектором с запоминающим устройством. Запоминающее устройство представляет собой пря­ моугольную или квадратичную матрицу с магнитными тороидаль­ ными элементами или с транзисторами. Если на складе работает несколько лифтов, то управление ими может быть дистанционным диспетчерским. В этом случае внешние вызовы регистрируются, собираются и с оптимальной последовательностью распределяют­ ся устройством автоматического управления.

Возможно и программное управление лифтами. При работе на заданной программе кабины отдельных лифтов обслуживают оп­ ределенные зоны этажей, а некоторые этажи проходят безоста­ новочно.

Для измерения массы поднимаемого груза целесообразно при­ менение полупроводниковых тензодатчиков, конструкция и прин­ цип работы которых описаны в § 3.

Всоответствии с Единой системой планово-предупредительно­ го ремонта и рациональной эксплуатации технологического обо­ рудования машиностроительных предприятий наработка лифтов измеряется в километрах пробега кабины. В Положении о плано­ во-предупредительном ремонте перегрузочных машин морских портов количественный показатель наработки лифтов не оговорен, поэтому целесообразно осуществлять автоматический учет нара­ ботки в киловатт-часах.

§33. АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛЯМИ

Всовременные высокопроизводительные комплексы по пере­

валке навалочных грузов часто входят вагоноопрокидыватели. Это установки, предназначенные для разгрузки железнодорожных вагонов путем наклона или переворачивания платформы, на ко­ торую груженый вагон закатывается, а затем надежно закрепля­ ется. Вагоноопрокидыватели, у которых груз высыпается через торец вагона, называются торцевыми, а у которых через боковую стенку — боковыми. При этом угол наклона разгрузочной плат­ формы менее 90°. Если же этот угол превышает 90°, то опроки­ дыватель называется круговым. При повороте вагона в несколь­ ких плоскостях опрокидыватель получает название комбиниро­ ванного. Все перечисленные типы вагоноопрокидывателей имеют устройства, удерживающие вагон при опрокидывании, ускоряю­ щие разгрузку, особенно слеживающихся или смерзающихся грузов.

Автоматизация вагоноопрокидывателей характеризуется опти­ мальным объемом автоматизации, применением серийной аппара­ туры и построением схем автоматики таким образом, чтобы воз­ можная неисправность (обрыв провода, отказ какого-либо эле­ мента системы) не приводила к неправильной или опасной рабо­

218


те отдельных механизмов или всего опрокидывателя в целом. Управление работой автоматизированного вагоноопрокидывателя имеет два основных режима: общий и индивидуальный, а общий режим в свою очередь подразделяется на автоматический и опе­ раторский (дистанционный).

При общем автоматическом управлении вмешательство опера­ тора необходимо только при переходе от автоматизированных процессов к неавтоматизированным, например, подача груженых вагонов и уборка опорожненных. Эти процессы выполняются с помощью маневровых локомотивов, управляемых машинистами. Управление разгрузкой вагонов осуществляется автоматически, а операторский (дистанционный) режим необходим для управления переходами между разгрузкой, подачей и уборкой составов. Вклю­ чение дистанционного режима сигнализируется специальным табло.

Для опробования и наладки механизмов применяется индиви­ дуальный режим управления, который выполняется оператором аппаратурой ручного управления. Оператор в этом случае нахо­ дится около управляемого агрегата и наблюдает за его работой. Автоматика в этом режиме необходима только для обеспечения безопасности.

Управление работой вагоноопрокидывателя осуществляется с центрального пульта, на который вынесены все аппараты: по вы­ бору режимов управления; по управлению пусковыми операция­ ми и сигнализацией, связанной с работой опрокидывателя.

В систему сигнализации входит звуковая сигнализация без­ опасности, которая служит для предупреждения о начале работы линии разгрузки и подается при включении дистанционного ре­ жима управления. Только спустя определенное время после пода­ чи звукового сигнала напряжение подается на пусковой блок системы автоматического управления. Такая блокировка не до­ пускает пуска механизма опрокидывателя до подачи сигнала без­ опасности.

Для определения начального момента перехода к дистанцион­ ному управлению на центральном пульте должно зажигаться све­

товое табло

с надписью

«Управление», после

чего

напряжение

подается на

пусковой блок.

работы

на линиях надвига

Для создания безопасных условий

и уборки используется

сигнализация

маневровых

светофоров.

Разгрузку вагона можно включить только при закрытых светофо­ рах, а зеленые огни на линии разгрузки включаются при готовно­ сти ее к приему маневровых локомотивов. Кроме того, с помо­ щью световых табло подаются сигналы о положении вагонов на путях надвига и об их уборке, о подходе вагонов для разгрузки.

Предусматривается также сигнализация о нахождении основ­ ных механизмов вагоноопрокидывателя в исходном положении, об исправности их.

Для соблюдения определенного порядка действий при дистан­ ционном управлении перехода от неавтоматизированного процес­

219



са подачи груженого вагона к автоматизированному процессу разгрузки, который включает в себя несколько отдельных опера­ ций, предусматривается система сигнальных табло.

Все сигналы, которые должен воспринимать оператор, можно

разделить на четыре группы.

Первая группа — это сигналы об автоматическом включении резервных устройств, о чем свидетельствует загорание на пульте управления соответствующей лампы.

Вторая группа — сигналы срабатывания защиты, которые слу­ жат для предотвращения аварии. Сигналы этой группы должны быть одновременно звуковыми и световыми.

Сигналы третьей группы облегчают поиск и устранение неис­

правностей.

Четвертая группа — это сигналы, связанные с технологией ра­ боты вагоноопрокидывателя, которые могут быть световыми и звуковыми, например «Открыть светофор», «Состав готов», «Путь свободен», «Путь заполнен». Сигнальное табло с надписью «Со­ став готов» остается включенным, пока т а пути надвига остается хотя бы один полувагон, благодаря чему оператор постоянно ин­ формирован о возможности продолжения разгрузки.

На рис. 151 представлена электрическая схема стационарно­ го роторного опрокидывателя, у которого автоматизировано оп­ рокидывание груженого вагона, включение и выключение электро­ двигателя вибратора, возврат разгруженного вагона в исходное положение, а также предусмотрены автоматическая блокировка

исигнализация.

Висходном положении ротора вагоноопрокидывателя замкну­ ты контакты 1ПВЗ и 1ПВ4 путевого выключателя, получает пи­ тание катушка контактора сигнализации КС. Контактор КС сра­

батывает и замыкает контакты КС в цепи катушки блокировоч­ ного реле РБ и контакты КС, дающие сигнал в цепь управления вагонотолкателя (эта цепь на схеме не показана). При включен­ ном контакторе КС движение вагонотолкателя в сторону вагоно-

•опрокидывателя невозможно. Правильность установки вагона ав­ томатически контролируется с помощью трех фотореле 1ФР—ЗФР и реле контроля установки вагона РК■ Исправность работы фо­ тореле осуществляется с помощью реле засветки РЗ.

При правильной установке вагона контакты реле 1ФР, ЗФР и РЗ замкнутся и получит питание катушка реле РК, реле срабо­ тает, замкнет свои замыкающие контакты РК в цепи сигнальной лампы ЛУ, на пульт управления оператору будет подан сигнал. Одновременно замкнутся контакты РК в цепи катушки реле вре­ мени РБП. О правильности установки вагона оператора может информировать и рабочий, контролирующий работу вагоноопроки­ дывателя. В этом случае он нажмет на кнопку разрешения пус­

ка КР,

получит питание

катушка промежуточного реле сигна­

лизации

РПС,

которое замкнет свои контакты в цепи электри­

ческого

звонка

Зв, также

установленного на пульте управ­

ления.

 

 

 

220