Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
Рис. 151. Электрическая схема роторного вагоноопрокидывателя
Продолжительность звукового сигнала определяется выдерж кой времени реле РПС. Реле времени РБП с выдержкой времени замыкает свои контакты РБП в цепи лампы готовности к пуску ЛГП на пульте управления, если рукоятка контроллера стоит в нулевом положении (нулевая блокировка обеспечивается реле напряжения PH).
При переводе рукоятки командоконтроллера на второе поло жение «Вперед» получают питание катушки контакторов IB, 2Н, 1Л и 2Л. Контакторы срабатывают, и замыкаются силовые кон
такты 1В и 1Л в цепи статора |
двигателя 1М и контакты 2Н и |
2Л — в цепи статора двигателя |
2М, одновременно происходит |
растормаживание роторов. Двигатели с полностью введенными в
цепь роторов сопротивлениями начинают вращаться в разные сто роны. Но так как двигатель 1М в цепи ротора имеет на одну ступень сопротивления меньше, чем двигатель 2М, то результи рующий момент привода направлен в сторону опрокидывания, а вращающий момент двигателя 2М обеспечивает плавное вра щение ротора с зажатым в нем груженым вагоном.
Одновременно с началом пуска двигателей размыкаются раз мыкающие контакты 1Л в цепи катушки реле 1РУ и в цепи ре ле РБ. Реле РБ с выдержкой времени отключает питание катуш ки контактора 2Н и включает контактор 2В. Двигатель 2М изме няет направление своего вращения и начинает разгоняться в ту же сторону, что и двигатель 1М. Одновременно замыкаются раз мыкающие контакты РБ в цепи катушки контактора П. Выдерж ка времени срабатывания реле РБ подобрана таким образом, чтобы контактор Я включался после того, как вагон зажат на платформе.
Контактор Я срабатывает, шунтирует ступень противовключения, размыкает свои контакты в цепи катушки реле времени 1РУ, обеспечивая ее, и замыкает свои замыкающие блок-контакты в цепи катушек контакторов ускорения 1У1 и 1У2. Через некоторую выдержку времени блок-контакты 1РУ замыкаются и контакторы 1У1 и 1У2 срабатывают, шунтируя свои ступени сопротивления в цепях роторов двигателя 1М и 2М. Двигатели продолжают разго няться. Как следует из схемы, разгон двигателей осуществляется в функции времени, который описан в § 6.
Одновременно замыкаются контакты 1У1 в цепи катушек кон такторов 2У1 и 2У2, подготавливая включение этих контакторов, и размыкаются контакты 1У1 в цепи катушки реле времени 2РУ. Катушка реле обесточивается, и через некоторую выдержку вре мени его контакты замыкаются. Получают питание катушки кон такторов второй ступени ускорения. Контакторы 2У1 и 2У2 сра батывают, шунтируют свои ступени сопротивления, замыкается контакт 2У1 в цепи катушек контакторов ЗУ1 и ЗУ2. Контакторы срабатывают и выводят последние ступени сопротивления. Дви гатели 1М и 2М выходят на режим естественных характеристик.
Одновременно размыкающими блок-контактами ЗУ1 отключа ются реле РПС и РБВ. Ротор опрокидывателя на полной частоте
?22
вращения поворачивается на 170°, срабатывает конечный выклю чатель 1ПВ1, и двигатели 1М и 2М отключаются, так как катуш ки контакторов 1В и 2В обесточиваются. Одновременно обесточи вается реле времени РВ. Срабатывают тормоза, управляемые двигателями 1МТ и 2МТ. Если по какой-либо причине контакты 1ПВ1 не разомкнутся, то при повороте на 175° разомкнутся дуб лирующие аварийные контакты 2ПВ1 и катушки контакторов 1В и 2В будут обесточены.
При отключении контактора 1В размыкаются контакты 1В в цепи питания катушек контакторов 1Л и 2Л. Эти контакторы так же отключаются, а размыкающие контакты 2Л замыкаются, и катушки контакторов 1Т и 2Т оказываются под напряжением, так как контакты путевого выключателя 2ПВ5 предварительно за не сколько градусов до полного поворота ротора замкнулись. Кон такторы IT и 2Т срабатывают, включаются электродвигатели вибраторов 1МВ и 2МВ. Обесточенное реле времени РВ через 5—6 с замыкает свои размыкающие контакты в цепи катушек контакторов 1Н и 2Н. Контакторы сработают и замкнут свои си ловые контакты в цепи статоров двигателей 1М и 2М. Одновре менно получит питание катушка реле контроля остановки PRO, которое обеспечивает надежную работу контакторов направле ния, и замкнутся замыкающие блок-контакты 1Н. Катушки кон такторов 1Л и 2Л окажутся под напряжением.
Контакторы 1Л и 2Л сработают, размыкающие контакты 2Л разомкнутся, и контакторы 1Т и 2Т электровибратора отключат ся. Одновременно разомкнутся контакты 2Л в цепи катушки ре ле РВ. Двигатели 1М и 2М начнут возвращать ротор с опорож ненным вагоном в исходное положение. Когда до исходного поло жения останется 15—20°, замыкаются контакты путевого выклю чателя 2ПВЗ и включается реле торможения РТ. Оно разомкнет цепь питания контакторов ускорения 1У—ЗУ, и в роторы двига телей будут введены ступени сопротивления, частота вращения двигателей снизится.
Когда до исходного положения останется 8—9°, контакты 2ПВЗ разомкнутся и реле торможения РТ обесточится, но вы держка времени подобрана таким образом, что при замыкании контактов РТ двигатели уже будут отключены контактами 1ПВ2 или 1ПВ5 путевого выключателя. Если же вращающий момент, развиваемый двигателями 1М и 2М перед остановкой ротора вагоноопрокидывателя, окажется недостаточным, чтобы преодолеть момент, создаваемый силами сжатия пружин при освобождении вагона, контакты РТ успевают замкнуться. В этом случае катуш ки контакторов ускорения снова окажутся под напряжением, и из цепи роторов двигателей 1М и 2М будут выведены ступени со противления. Вращающий момент двигателей увеличится, и ротор вагоноопрокидывателя будет возвращен в исходное положение.
Контакты 1ПВ2 или 1ПВ5 включаются избирателем режима ИР в зависимости от грузоподьемности вагона, который поставлен для разгрузки в ротор вагоноопрокидывателя. Контакты 1ПВ2
223
выключаются |
при грузоподъемности вагона |
60 |
т, а контакты |
|
1ПВ5 — при |
грузоподъемности вагона |
93 т. |
в |
исходное поло |
После возвращения опорожненного |
вагона |
жение он выталкивается, и при прохождении определенного уча стка пути в устройстве для уборки вагонов кратковременно за мыкается конечный выключатель 2КВ. Катушка реле блокировки хода «Вперед» РБВ получает питание и замыкает свои контакты РБВ, шунтирующие контакты конечного выключателя 2КВ, и контакты РБВ в цепи питания катушки реле РБВ.
Если же опорожненный вагон не убран, то контакты 2КВ ос
танутся разомкнутыми. Катушка реле РБВ не получит |
питания, |
|
а контакты РБВ в |
цепи катушки реле РБП будут разомкнуты. |
|
Пустить двигатели |
вагоноопрокидывателя в этом случае |
невоз |
можно. В случае необходимости реле РБВ можно включить вруч ную дублирующей кнопкой КБ. После выталкивания вагона включается сирена 2СС, контакты включения которой связаны с
конечным выключателем |
2КВ. Кнопка |
2КС |
используется |
|
для |
сигнализации машинисту |
локомотива, |
убирающего вагоны, |
а |
||
кнопка 1КС включения |
сирены ICC — для сигнализации |
маши |
|||
нисту локомотива, подающего груженые вагоны. |
с |
по |
|||
Положение ротора вагоноопрокидывателя |
указывается |
мощью красных 1ЛК, 2ЛК и зеленых светофоров 1ЛЗ и 2ЛЗ, которые дублируются на пульте оператора лампами ЗЛК и ЗЛЗ, Кроме того, на пульте управления размещены кнопки управления и командоконтроллер, с помощью которого можно осуществлять ручное или автоматическое (на втором положении командоконтроллера) управление.
Вагонооцрокидыватели применяются для разгрузки вагонов с навалочными грузами, например в портах Усть-Донецк, Жданов, Николаев.
Г Л А В А XII
АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОТОЧНО-ТРАНСПОРТНЫХ
СИСТЕМ
§ 34. ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ
Последние десятилетия развития механизации перегрузки на валочных грузов в портах характерны созданием поточно-транс портных систем (ПТС), которые представляют собой комплекс машин и механизмов, состоящих из: вагоноопрокидывателей или других средств разгрузки железнодорожных вагонов; протяжен ных конвейерных линий со станциями перегрузки; складов; машин для погрузки навалочных грузов на суда. В других случаях ПТС состоят из: кранов, предназначенных для разгрузки навалочных грузов; конвейерных линий; складов; бункеров и других уст ройств, если перегрузка ведется с судна на берег.
224
Эти сложные и протяженные, занимающие большую площадь и дорогостоящие сооружения для перегрузки навалочных грузов получили название высокопроизводительных механизированных комплексов для перегрузки навалочных грузов. К ним относятся установки: Мурманская для погрузки апатитового концентрата на суда, Вентспилсская для погрузки калийной соли на суда, Одесская для выгрузки сахара-сырца из судна, Николаевская для перегрузки железной руды и окомкованного концентрата-окаты ша и др.
Рис. 152. Схема компоновки высокопроизводительного комплекса для перегруз ки навалочного груза на склад или судно
Высокопроизводительные комплексы по переработке навалоч ных грузов строятся на конвейерных схемах и компонуются в за висимости от назначения порта, а именно: различают порты по грузки, порты разгрузки и порты комбинированного назначения — для погрузки и разгрузки.
В принципе комплекс порта погрузки состоит из разгрузочной станции 3 (рис. 152),' на которую подаются груженые железно дорожные вагоны, прибывающие на ветку 4. Разгружаются ваго ны с помощью вагоноопрокидывателей в бункеры 5. Порожние вагоны поступают на стрелку 1 и на путь 2 для формирования состава. Из бункеров груз поступает на приемный ленточный кон вейер 6, передается на поперечный 10 и через пересыпную стан цию 11 на складской конвейер 12. С этого конвейера груз снима ет машина 13, называемая стаккером, который формирует штабе ли груза 9 на складе.
15 А. А. Ретман, В. С. Шиф |
225 |
Возможен и прямой вариант, когда груз с конвейера 10 по ступает на причальные конвейеры 14. С них причальная погрузоч ная машина 15 производит загрузку судна. При подаче груза со склада машина, называемая реклаймером 8, расформировывает
штабель и загружает конвейеры 7 и далее конвейерами |
10 и 14 |
||||
груз подается к причальной машине |
15 |
и в трюм |
судна. Благо |
||
|
даря высокой |
степени |
автоматизации |
||
|
всем комплексом управляют три-четыре |
||||
|
оператора. |
|
|
|
|
|
В современных перегрузочных комп |
||||
|
лексах широко применяются автомати |
||||
|
ческий контроль и автоматическое уп- |
||||
'<2 |
равление с |
использованием |
новейших |
||
п |
достижений |
техники. |
|
включают |
|
Некоторые |
комплексы |
Рис. 153. Схема Мур манской установки для перегрузки апатитового концентрата
устройства для сортировки груза, а также для автоматического взвешивания. Перегрузочные комплексы, в составе которых име ются транзитные склады, также оборудованы весовыми перегру зочными башнями, где операции взвешивания с помощью весовых бункеров регулируются электронным программирующим устрой ством.
Примером другой компоновки высокопроизводительного комп лекса может служить Мурманская установка для загрузки судов апатитовым концентратом (рис. 153).
Она состоит из вагонной разгрузочной галереи 21, где проис ходит разгрузка специализированных вагонов с поднимающимся кузовом. Из галереи груз можно направить либо на склад, либо на причал к судну. Для складирования груз с конвейеров 22 и 1
через перегрузочные станции 2 поступает |
на конвейеры: 3, 4, 5, |
6, 7 я 8. Конвейер 8 является складским. |
С него груз снимается |
разгрузочной тележкой и сбрасывается в склад 9 шатрового типа. При подаче груза на причал он с конвейеров 22 и 1 последо
вательно передается |
через перегрузочные станции 2, |
19, 17 и |
15 |
на конвейеры 20, 18, |
16 и 14, и далее погрузочная |
машина |
13 |
производит загрузку |
судна. |
|
|
При осуществлении третьего варианта работы склад—причал груз со склада через бункерные щели в полу поступает на про ходящие под складом конвейеры 10, передается на откатные 11, затем на конвейеры 12, через перегрузочную станцию 2 — на кон вейеры 20 и далее аналогично предыдущему варианту.
226 *
Все |
узлы |
переброса груза |
снабжены приборами для предот |
|||
вращения завала груза. К |
ним |
относятся датчики завалов и |
||||
вибраторы. |
Если |
возникает |
завал |
груза, срабатывает нижний |
||
датчик, который |
включает вибратор. Если вибратор не может спра |
|||||
виться |
с завалом |
и уровень груза в узле переброса растет, то |
||||
срабатывает |
верхний датчик |
завала, который останавливает |
конвейер. Кроме того, для предотвращения завалов и обеспече ния безаварийной работы конвейеров на валу неприводных бара банов установлено индукционное реле скорости. Оно обеспечива ет выключение привода данного конвейера при снижении скорости ниже допустимой. На конвейерах 16 установлены автоматические весы.
Синхронизация движения погрузочной машины и сбрасываю щей тележки причального конвейера осуществляется с помощью двух индуктивных датчиков. Синхронизация движения может также обеспечиваться радиоактивными устройствами, состоящими из датчиков и приемников радиоактивного излучения.
Излучение радиоактивного элемента, например Со6о, установ ленного на погрузочной машине, воспринимается одним из трех
гамма-реле |
разгрузочной тележки. Если перегрузочная машина |
на причале |
переместилась, например вперед, то излучение также |
перемещается и попадает на счетчик гамма-реле сбрасывающей
тележки, соответствующий включению ее двигателя |
механизма |
||
передвижения «Вперед». Тележка начинает |
перемещаться впе |
||
ред, пока излучение снова не попадет |
на |
среднее |
гамма-реле. |
В этом случае двигатель передвижения |
тележки будет останов |
лен, и она окажется против погрузочной машины. Аналогично осу ществляется синхронизация при передвижении перегрузочной ма шины назад.
Перегрузочный комплекс по перегрузке калийной соли в пор ту Вентспилс (рис. 154) состоит из вагонной галереи 12, где ва гоны разгружаются. Груз по течкам поступает на ленточный кон вейер 11, передается на приемный 10 и на центральную перегру зочную станцию 9. В зависимости от варианта работы станция направляет поток груза по назначению. При необходимости скла дирования груз поступает на конвейер 8 или 13. Это определяет ся наличием свободных отсеков для штабелирования груза на одном из складов 7 или 14. С конвейеров 8 или 13 груз снимает ся разгрузочной тележкой и по приставнойу боковому отвально му конвейеру направляется в штабель.
При выдаче из склада груз поступает на конвейеры 6 или 15, которые находятся в траншеях под полом склада, через перегру
зочную станцию |
9 передается на |
конвейер 5 и далее — на маги |
|
стральные береговые |
конвейеры |
2 и 16. С них груз передается |
|
на загрузочный |
конвейер 3 береговой машины / и по его стрело |
||
вому конвейеру 4 через трубу на метатель и в трюм судна. |
|||
При прямом варианте вагон—судно груз из вагонной галереи |
|||
конвейерами 11, |
10, 5, |
16 и 2 поступает на береговые машины и |
|
в трюмы судна. |
|
|
|
15; |
227 |