Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компоновка комплекса предусматривает вариант склад— склад, когда складские конвейеры 6 и 15 через верхние 8 и 13 переваливают груз с одного склада в другой. Такой вариант не­ обходим для предотвращения слеживания.

Наконец, возможен комбинированный вариант вагон—склад— судно, когда происходит загрузка судна одновременно со склада и из разгружающихся вагонов. В этом случае работают конвейе­ ры 11, 10, 6, 15, 5, 16 и 2.

Рис. 154. Схема установки для перегрузки калийной соли в порту Вентспилс

Следующим примером высокопроизводительного комплекса является находящаяся в стадии монтажа установка в Николаев­ ском морском порту. Она предназначена для перегрузки желез­ ной руды и окомкованного концентрата — окатышей, который яв­ ляется перспективным сырьем для металлургической промыш­ ленности.

В состав установки (рис. 155) входит подъездной путь 2, на который локомотивом подается состав груженых вагонов. После ухода локомотива толкатель 1, выполненный в виде электроте­ лежки, выходит из тупика, где он находился перед началом опе­ рации, и подводит состав к вагоноопрокидывателю так, что пер­ вый вагон закатывается в вагоноопрокидыватель 3 роторного типа. Этот вагон отцепляется, а состав толкателем откатывается на 3—5 м назад. Правильность положения вагона в роторе конт­ ролируют концевые выключатели.

При повороте ротора на 170° груз высыпается в бункеры 4. Опрокидыватель снабжен тремя электровибраторами 8 для за­ чистит разгружаемых полувагонов. В общей компоновке преду­

228

смотрено при необходимости строительство помещения для разо­ грева руды, если зимой она прибудет в порты в смерзшемся ви­ де. После разгрузки вагона толкатель вкатывает в ротор очеред­ ной вагон, выталкивая одновременно порожний. Таким образом происходит разгрузка всего состава, после чего толкатель отво­ дится в тупик, а локомотив подает следующий состав.

У разгрузочной станции находится маневровое устройство 9 для сбора порожних вагонов после выхода их из вагоноопроки-

дывателя. Это устройство состоит из тележки, которая передвига­ ется под вагонами по специальным рельсам. Она приводится в движение канатной тягой от реверсивной электрической лебедки. Разгруженный вагон, выталкиваемый очередным вагоном, воздей­ ствует колесом на конечный выключатель, который включает ле­ бедку на движение тележки от вагоноопрокидывателя. При этом рычаги тележки механически разводятся, захватывают колесную пару и вагон продвигается.

При полном выходе из вагоноопрокидывателя его колесо на­ ездом на второй конечный выключатель подает сигнал на разре­ шение опрокидывания следующего вагона. В конце пути тележка воздействует на конечный выключатель, который дает импульс на ее остановку и реверсирование для возврата за следующим по­ рожним вагоном. При этом рычаги тележки автоматически скла­ дываются, пропуская вагон далее катиться по пути. Когда тележ­ ка возвратится в исходное положение, то ее остановку выполнит конечный выключатель.

Под каждым бункером находятся дробильный агрегат 5 и лен­ точный питатель 6. Последние имеют трехскоростной привод, что

229



позволяет регулировать производительность установки в преде­ лах 450, 600 и 900 т/ч. Регулирование производительности пита­ теля диктуется необходимостью создания равномерной скорости разгрузки руды из бункеров, в процессе разгрузки полувагонов. Полувагоны могут быть разных типов — четырех-, шести-и восьми­ осными. Бункеры также снабжены электровибраторами.

Таким образом, груз поступает на приемный конвейер 7, снабженный весами 10. Дальнейший путь груза определяется вы­

бранным вариантом работы, а именно:

вагоноопрокидыватель —

судно;

вагоноопрокидыватель — склад;

склад — судно.

Каждый

вариант

обеспечивает производительность комплекса

1800 т/ч.

В местах передачи груза с одной конвейерной линии на дру­

гую находятся

перегрузочные

станции 11, где установлены ши­

берные заслонки. В зависимости от их

положения

поток груза

пересыпается на тот или иной

конвейер,

что определяет

осуще­

ствление выбранного варианта работы.

 

с приемно­

При

варианте

вагоноопрокидыватель — судно груз

го конвейера 7 через соответствующие перегрузочные станции по­ следовательно транспортируется конвейерами 12, 24 на эстакад­ ный причальный конвейер 28. С этого конвейера сбрасывающая тележка передает груз на приемный конвейер погрузочной маши­ ны 31 и далее в трюм судна. Для синхронного передвижения сбрасывающей тележки и погрузочной машины между ними су­ ществует механическая связь. Таким образом, при прямом вари­ анте возможна работа только одной погрузочной машины.

При варианте вагоноопрокидыватель — склад груз транспор­ тируется конвейерами 7, 12 и 17. С последнего сбрасывающая те­ лежка передает его на стаккер 18, который формирует штабель 19

на одной из двух складских площадок общей

площадью свыше

15 000

м2.

13 и 14 расформи­

При

варианте склад — судно реклаймеры

ровывают штабель на одной складской площадке, загружают конвейер 15 и посредством конвейеров 25 и 30 передают его на погрузочную машину 29 и в трюм судна. Следовательно, при та­ кой схеме работает только одна погрузочная машина.

Конвейеры 24 и 25 оборудованы весами 26 и 27, которые конт­ ролируют количество груза, поступающего в трюмы, загружаемо­ го судна.

При подаче груза со второй складской площадки работают рек­ лаймеры 23 и 21, загружая конвейер 22. При этом возможна пере­

дача груза по двум маршрутам:

машине

29\

а)

на

конвейеры

25,

30

к

погрузочной

б)

на

конвейеры

24,

28

к

погрузочной

машине

31.

Наконец, можно расформировывать штабели на обеих склад­ ских площадках, и тогда груз идет по обоим указанным маршрутам, т. е. загрузку судна производят одновременно обе погрузочные машины.

Кроме указанных трех вариантов работы, можно осуществить и комбинированный, когда поток груза по варианту вагоноопро­

230


кидыватель — судно поступает на причальную погрузочную ма­ шину 31, а по варианту склад — судно — на машину 29.

Складские конвейеры 15, 17 и 22 имеют две натяжные стан­ ции 16 и одну приводную 20.

Всхеме перегрузочного комплекса предусмотрены вентиляци­ онные установки в местах интенсивного пылеобразования, како­ выми являются перегрузочные станции и узел вагоноопрокидывателя. Кроме этого, имеется система гидросмыва, которая позволя­ ет при помощи мокрой уборки внутренних помещений перегрузочных станций и конвейерных галерей удалять постепен­ но оседающую и скапливающуюся рудную пыль.

Управление всем комплексом разбито на две группы.

Впервую группу входят машины с местным управлением.

Кним относятся узел вагоноопрокидывателя, стаккер, реклаймеры

ипогрузочные машины, так как их управление осуществляет ма­ шинист из кабин соответствующих машин, но погрузочными ма­ шинами можно управлять дистанционно с палубы судна посред­ ством переносного пульта управления.

Во вторую группу входят машины с дистанционным управле­ нием. Оно централизованное (автоматическое) и ведется из опе­ раторского пункта с помощью ключей и кнопок, расположенных на щите мнемосхемы. В эту группу входят конвейеры, дробилки, питатели и шиберы перегрузочных станций. Для распределения электроэнергии и размещения аппаратуры автоматики в перегру­ зочных станциях на приводных станциях конвейеров и в здании вагоноопрокидывателя установлены щиты станций управления. Выбор маршрута производится тремя ключами с помощью реле

выбора маршрутов, расположенных на соответствующих щитах станций управления. Чтобы исключить несовместимые маршруты, предусмотрены блокировки в цепях реле выбора маршрутов и сигнализация запрета выбора. Кроме этого правильность выбрра можно проконтролировать по мнемосхеме, на которой ярким све­ том загораются лампочки тех изображенных механизмов, кото­ рые участвуют в выбранном маршруте. Реле выбора маршрутов подготавливают цепи включения реле механизмов выбранного маршрута и переводят шиберные заслонки на перегрузочных станциях в требуемое положение.

Организацию работы комплекса рассмотрим на примере ва­ рианта склад — судно.

Этот вариант осуществляется одной или двумя погрузочными машинами. Заранее технологическая группа порта составляет ти­ повые технологические карты обоих вариантов для судов различ­ ных типов. Прораб после согласования с судовой администрацией порядка обработки судна и количества руды, загруж аем ^ в каждый трюм, сообщает это оператору посредством телефонных аппаратов, которые находятся на ногах порталов погрузочных машин. После оповещения оператор выбирает оптимальныйвари­ ант маршрута груза со склада и информирует по телефону или с помощью громкоговорящей связи машинистов и транспортер-

231


щиков тех машин, которые должны обслуживать избранный маршрут груза. Они дают ответный сигнал о готовности их ма­ шин, и на центральном пункте оператора на мнемонической схе­ ме, где символически изображены машины, участвующие в марш­ руте груза, загораются световые лампочки.

Когда прораб даст команду на погрузку судна, оператор про­ изводит запуск маршрута на погрузку судна и одновременно по телефонной связи разрешает машинистам реклаймеров произво­ дить расформирование штабелей груза. Оператор по мнемосхе­ ме контролирует включение в работу каждой машины. Так как каждый трюм может принять только определенное количество груза, то оператор по табло наблюдает за показанием весов со­ ответствующих конвейеров. Когда количество погруженного гру­ за достигло предельной нормы, он подает команду машинистам реклаймеров о прекращении подачи груза на складской конвейер. Одновременно оператор оповещает машинистов об их дальней­ шей работе. Например, если погрузочная машина переезжает к другому трюмусудна, после установки ее в рабочее положение машинист сообщает об этом оператору, и тогда оператор подает команду машинистам реклаймеров на загрузку складского кон­ вейера и маршрут груза повторяется. В период перехода причаль­ ной машины конвейеры либо останавливаются, либо работают вхолостую.

В комплекс сооружений Одесской установки для перегрузки сахара-сырца и сахара на экспорт (рис. 156) входит пирс, на ко­ тором установлены: грейферно-конвейерный кран-перегружатель ГККП с программным управлением и три портальных крана ПК; система конвейерных линий КЛ с самоходными бункерами СБ; перегрузочными станциями- ПС, сбрасывающими тележками СТ, бункерами, взвешивающими устройствами; диспетчерский пункт; шесть операторских пунктов и различные устройства автоматиче­ ского контроля и управления работой всей установки.

Установка предусматривает два грузопотока.

Первый грузопоток с разгружаемого судна может осуществ­

ляться

тремя маршрутами: пирс — склад, пирс — вагоны, пирс —

завод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

перегрузке

по

маршруту

пирс — склад

сахар-сырец из

трюма

судна поступает

через

самоходный

бункер

на

ленточные

конвейеры КЛ1КЛ2КЛЗ,

через шиберную

заслонку ША,

установленную в положении //, на

конвейер КЛ4 склада,

где с

помощью сбрасывающей тележки СТ4 поступает

в

устройство

для разгрузки с шибером ШГ.

маршруту

пирс — вагоны

сахар,

При

перегрузке

по второму

поступив с судна по системе конвейеров К.Л1КЛ2— КЛЗ в бун­ кер, шиберной заслонкой ША (в положении I) направляется на конвейер КЛ6, с него через шиберную заслонку ШБ (в положе­ нии I) на конвейеры КЛ7КЛ8. Сбрасывающая тележка СТЗ через шиберную заслонку ШД направляет груз для загрузки же­ лезнодорожных вагонов.

232