Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По

третьему маршруту

пирс — завод сахар с судна

проходит

через

самоходный бункер,

конвейеры

КЛ1, КЛ2,

КЛЗ и шибер­

ной заслонкой ША (в положении /)

направляется

на

конвейер

V Vю

Рис. 156. Одесская установка для перегрузки са­ хара-сырца

КЛ6, с него через шиберную заслонку ШБ (в положении //) на конвейер КЛ9 в бункерные весы БВ, затем в бункер БЗ и на конвейер КЗ сахарного завода.

Второй грузопоток со склада'может быть направлен по двум маршрутам: склад — вагоны и склад — завод.

233

Сахар по маршруту склад — вагоны забирается со склада лен­

точными питателями ЛП на систему конвейеров КЛ5КЛ6

и че­

рез шиберную заслонку ШБ (в положении I)

поступает

на

кон­

вейеры КЛ7КЛ8

на сбрасывающую тележку

СТ8.

Сахар

через

шиберную заслонку

ШД сбрасывается в бункеры

для

загрузки

вагонов. При смене вагонов или при перерывах в подаче

вагонов

после заполнения бункера перегрузочной станции конвейерная линия автоматически останавливается и повторно автоматически запускается при опорожнении бункера.

Со склада сахар может поступать на завод по следующему ' маршруту: ленточные питатели ЛП1 (ЛП2) подают сахар на кон­

вейеры

КЛ5КЛ6,

через

шиберную

заслонку

ШБ (в положе­

нии II)

на конвейер

КЛ9,

с него на

бункерные

весы БВ, через

бункер БЗ на конвейер завода КЗ.

Вся система может работать в двух режимах: в централизо­ ванном (диспетчерском), при котором диспетчер после получения с операторских пунктов сигналов о готовности к работе и уста­ новке шиберных заслонок в требуемое положение пускает уста­ новку по определенному маршруту, и местном, при котором уп­ равление отдельными механизмами осуществляется обслуживаю­ щим персоналом с помощью индивидуального управления, установленного у механизма.

§ 35. АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПТС

Автоматизация управления ПТС характерна централизован­ ным управлением с диспетчерского пункта, которое осуществимо благодаря хорошо развитой системе автоматического контроля. Автоматический контроль положения механизмов, степени за­ грузки, частоты вращения и других параметров осуществляется разнообразными по конструкции и назначению датчиками.

Автоматическое управление предусматривает электрические блокировки, причем схемы блокировки должны удовлетворять следующим требованиям:

они должны исключать неправильный набор схемы транспор­ тировки и возможность непроизвольного пуска вследствие техни­ ческих неисправностей;

они должны быть достаточно простыми, чтобы легко можно было обнаружить неисправности, надежными, удобными в обслу­ живании и не содержать большого количества кабелей;

они должны предусматривать возможность подключения конт­ рольных органов и подачи обратных сигналов о режиме работы и о возникших в процессе работы неисправностях. Кроме того, электрические блокировки должны позволять местное управление для опробования отдельных конвейеров или других механизмов.

Дистанционное управление с центрального диспетчерского пункта с проводной связью может осуществляться различными способами:

234


релейное управление, которое отличается невысокой стоимо­ стью и простотой обслуживания;

управление на магнитных или полупроводниковых логических элементах, т. е. на основе принципов логического управления;

телеуправление, которое может быть многоканальным с вре­

менным уплотнением и

многократным на тональных частотах

с частотным и временным

разделением каналов.

Рис. 157. Мнемоническая схема ПТС

Первый вид телеуправления позволяет посылать несколько команд и получать обратные сигналы по одной и той же жиле. Такая довольно сложная система отличается надежностью и при­ меняется для объектов, удаленных от центрального диспетчерско­ го пункта на значительное расстояние.

Второй вид обеспечивает управление и сигнализацию по одной паре жил в кабеле для любой точки конвейерной линии. Это очень сложная и дорогая система, и применима она для управле­ ния и контроля большого количества объектов, так как имеет 1100 каналов информации.

Сравнивая проводное управление с помощью слаботочной ап­ паратуры и телеуправление, следует отметить, что применение аппаратуры слабого тока значительно уменьшает экономические затраты на устройство и эксплуатацию установок диспетчерского управления. Эта аппаратура работает надежно и легко осваива­ ется обслуживающим персоналом. Применение телеуправления целесообразно только на очень больших расстояниях.

Автоматизированное диспетчерское управление с центрального пульта осуществляется при широком применении слаботочной и бесконтактной аппаратуры. Центральная диспетчерская обору­ дуется пультом управления (рис. 157) с мнемонической скелет­

235

ной схемой участков поточно-транспортной системы, где символа­ ми изображены технологические потоки, агрегаты и машины со встроенными в символические изображения приборами контроля и сигнализации. В пульт управления настольного типа встроены ключи управления. Рядом с диспетчерской располагается аппа­ ратная, в которой устанавливаются щиты управления. Для слож­ ных и разветвленных ПТС предусматриваются подпункты с ап­ паратурой диспетчерского управления в помещениях силовых распределительных пунктов.

Централизованное диспетчерское управление позволяет опера­ тору набирать любой предусмотренный технологией перегрузоч­ ный вариант путем включения головных механизмов. Соответст­ вующие блокировки обеспечивают установленный порядок пуска и остановки механизмов и машин, исключают возможность оши­ бок в операциях набора технологической схемы перегрузки.

Импульсы управления, как правило, поступают в направле­ нии, противоположном прохождению груза по системе конвейе­ ров. Общие принципы централизованного управления конвейер­ ными линиями с диспетчерского пункта сводятся к следующему.

Оператор на мнемонической схеме .набирает технологическую схему, а затем производит пуск с помощью пускового ключа. После включения ключа на всей выбранной трассе появляется предупредительный сигнал, который выполняет роль опроса.

Символические обозначения

набранных конвейеров светятся

на мнемосхеме часто мигающим

белым

светом.

Символические

изображения остальных конвейеров или

других

перегрузочных

машин не светятся, т. е. используется так называемый негатив­ ный опрос (отсутствие отказа расценивается как разрешение). Если какой-либо из набранных механизмов не может быть ис­ пользован, его символическое обозначение также светится часто мигающим светом, но с пониженным накалом, и схема ожидания дает сигнал, запрещающий пуск.

Через некоторое время после подачи предупредительного сиг­ нала приводится в действие привод первого механизма или ма­ шины. Его символическое изображение на мнемонической схеме начинает светиться ровным белым светом, а по окончании разго­ на привода загорается красная сигнальная лампочка. Автомати­ чески приводится в действие следующий привод.

Таким образом, приказ пуска автоматически передается от одного привода к другому и по смене сигналов можно наблюдать за пуском, работой и остановкой набранной линии. Так, если ме­ ханизм или машина еще работает, но подготовлены к отключе­ нию, сигнальная лампа продолжает гореть ровным белым светом

спониженным накалом.

Вслучае необходимости опробования отдельных механизмов или их наладки в схемах автоматического управления предусмат­ ривается возможность перехода с централизованного диспетчер­ ского управления на местное. При этом сигнальная лампа на пульте горит редко мигающим светом.

2 3 6


Рассмотрим автоматизацию управления поточно-транспортны- мй системами на примере Одесской установки.

Выбор грузопотока осуществляется двумя переключателями: либо переключателем набора маршрута пирса, либо переключа­ телем набора маршрута склада, а выбор маршрута выполняется изменением положения соответствующего переключателя. Так, пе­ реключатель набора маршрута пирса имеет четыре положения:

положение

0 —«Выключен»;

положение

90°—«Маршрут

пирс —

склад»; положение

—45°— «Маршрут пирс — вагон»; положение

+ 45°— «Маршрут

пирс — завод». Переключатель

набора

марш­

рута склада имеет

три положения: положение 0— «Выключен»;

положение

—45°— «Маршрут

склад — вагон»; положение

+45°^-

«Маршрут склад — вагон».

 

 

 

диспет­

Набор и пуск определенного маршрута производится

чером следующим образом.

маршрута

пирса

(переключатель

1. Переключатель набора

набора маршрута склада) устанавливается в требуемое положе­ ние.

2.

Шиберные

заслонки переводятся в соответствующие поло­

жения (/ или II).

 

опроса готовности операторских пунк­

3.

Подаются сигналы

тов

(см. рис. 156). Таких пунктов шесть: сбрасывающая тележ­

ка СТ4 конвейера

КЛ4,

сбрасывающая тележка СТ8 конвейера

КЛ8, самоходные бункеры СБ на пирсе, лопастные питатели ЛП на складе, сахарный завод, бункерные весы БВ. В функции опе­ ратора входит подготовка соответствующего механизма к работе, выбор участка работы. Оператор сообщает диспетчеру о готов­ ности пункта, что фиксируется у диспетчера замыканием кон­ тактов соответствующих реле готовности.

4. По получении ответов о готовности к работе операторских пунктов диспетчер включает пусковые кнопки соответствующего маршрута.

При установке, например, маршрута пирс — завод, включает­ ся сигнальная лампа набора маршрута либо запрета и подготав­ ливается к включению соответствующее маршрутное реле. Однов­ ременно включается реле подачи предварительного сигнала. Дис­

петчер нажатием кнопки

управления

шиберными заслонками

устанавливает

участвующие

в данном

маршруте

шиберную

за­

слонку ША в

положение

I,

а заслонку

ШБ — в

положение

II.

Когда заслонки займут требуемое положение,

на пульте загора­

ются сигнальные лампы

положения шиберов

и замкнутся соот­

ветствующие контакты и цепи маршрутного реле.

После опроса операторов нажатием кнопки и получения от­ вета о готовности срабатывают реле готовности и замыкаются их контакты в цепи маршрутного реле, а также загораются сиг­ нальные лампы готовности. Диспетчер включает маршрут, и од­ новременно включается реле предупредительной сигнализации, раздаются звуковые и включаются предупредительные сигналы, оповещающие о работе соответствующих конвейеров. Через неко­

237


торую выдержку времени

реле времени

подачи сигнала

подает

питание на катушку реле

пуска маршрута.

Маршрутное

реле,

сработав, самоблокируется

и замыкает

свои

контакты

в

цепях

управления конвейера, подготавливая к пуску следующий. После­ довательность включения конвейеров должна быть обратна по­ следовательности прохождения груза. О включении маршрутного реле сигнализирует лампа пуска маршрута.

Срабатывают магнитные пускатели, замыкая силовые контак­ ты в цепи статоров двигателей конвейера завода КЗ, затем — конвейеров КЛ9КЛ6 и т. д. Очередность и последовательность пуска соответствующих конвейеров обеспечивается реле скорости. Одновременно реле скорости своими контактами замыкает цепь питания реле-повторителя, которое, сработав, в свою очередь раз­ рывает цепь питания реле подачи предупредительной сигнализа­ ции, возвращая схему предупредительной сигнализации в исход­ ное положение. Запуск маршрута закончен.

Остановка работы маршрута осуществляется диспетчером нажатием кнопки. При этом срабатывает и блокируется реле ос­ тановки ранее набранного грузопотока. Контакты этих реле в це пях маршрутных реле размыкаются, но остаются зашунтированными контактами реле наличия материала на оконечном в марш­ руте конвейере. Когда оконечный конвейер освободится от груза, контакты реле наличия материала размыкают цепь питания маршрутного реле. Обесточившись, маршрутное реле размыкает контакты в цепи управления двигателями конвейеров, и происхо­ дит их остановка. Одновременно разблокируется реле остановки, и схема приходит в исходное положение. Подается, сигнал разре­ шения остановки механизмов на местные операторские пункты.

Рассмотрим особенности автоматизации управления отдель­ ных механизмов этого перегрузочного комплекса.

Кран-перегружатель оборудован съемным бункером, который через стойку опирается на подкрановый путь, ленточным питате­ лем, который может перемещаться по нижней площадке портала и вертикальной спускной воронкой.

Бункер может разворачиваться: в рабочем положении его вер­ тикальная ось находится в вертикальной плоскости, а в нерабо­ чем направлена горизонтально. Разворот его, который может осу­ ществляться или дистанционно из кабины крановщика, или с по­ мощью пульта, расположенного на портале, необходим для предотвращения столкновения выступающего за габарит портала бункера с судном при перемещении перегружателя по подкрано­ вым путям. Для разворота бункера необходимо нажать кнопку пуска двигателя механизма разворота, но включение двигателя произойдет только в том случае, если ленточный питатель будет находиться в среднем положении нижней площадки крана.

Остановка двигателя механизма разворота, когда бункер до­ стигнет походного положения, осуществляется конечным выклю­ чателем. Бункер в этом положении автоматически стопорится фиксаторами, и в кабину управления подается сигнал.

238


Возвращение бункера в рабочее положение также возможно только, если питатель находится посередине нижней площадки крана. При нажатии на кнопку «Пуск» фиксаторы втягиваются гидротолкателями. Бункер начинает разворачиваться. Остановка двигателя механизма разворота бункера производится автомати­ чески конечным выключателем. Затем выдвигаются фиксаторы, и реле времени, предусмотренное в цепи управления, обеспечивает питание тормоза, пока бункер под действием собственной массы не прижмется упорами к фиксаторам. После этого питатель возв­ ращается в исходное положение, и срабатывает конечный выклю­ чатель, который размыкает цепь управления двигателя передви­ жения его.

В схеме управления предусматривается также блокировка вы­ ключателем, определяющим среднее положение питателя. Эта блокировка не дает возможность включить механизм разворота бункера, если питатель выдвинут.

Оба барабана-питателя приводные с датчиком скорости. При работе кранового перегружателя в автоматическом режиме датчик скорости выключает механизм подъема при остановке ленты пи­ тателя. Управление механизмами передвижения и вращения лен­ точного питателя осуществляется кнопками из кабины кранов­ щика.

Загрузочная тележка или самоходный бункер СБ (см. рис. 156) устанавливается на рельсовом пути, проложенном по металло­ конструкции магистрального ленточного конвейера КЛ1. На ее раме установлен датчик скорости, представляющий собой цент­ робежное реле частоты вращения, которое выключает привод пи­ тателя в случае остановки магистрального конвейера.

Управление ленточными конвейерами может быть дистанцион­ ным и местным. Выбор вида управления осуществляется перек­ лючателем; Участие того или иного конвейера в маршруте опре­ деляется замыканием контактов маршрутного реле в цепях управления магнитными пускателями. Последовательность вклю­ чения и выдержка времени последовательного включения выпол­ няются реле скорости, установленными на натяжных барабанах. При местном управлении включается реле ручного управления, которое разблокирует цепи управления конвейерами, и управление ими осуществляется с помощью индивидуальных местных кно­ почных станций. Аварийная остановка осуществляется кнопочны­ ми станциями в транспортерных галереях.

Управление сбрасывающей тележки СТ4 ленточного конвейе­ ра ЛК4 двойное: ручное для установки тележки в определенное положение и автоматическое, обеспечивающее челночное движе­ ние. Режим управления выполняется переключателем и соответ­ ствующими реле: реле ручной работы или реле автоматической работы сбрасывающей тележки.

Перед началом движения сбрасывающей тележки подается кнопкой предупредительный сигнал. Через некоторую выдержку времени реле времени отключает сигнал, включает лампу разре­

239