Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шения движения, и только после этого замыкаются контакты ре­ ле сигнала в цепи магнитного пускателя.

При установке переключателя режима управления в положе­ ние «Ручное управление» нажимают кнопку, и сбрасывающая тележка перемещается вперед или назад. Затем переключатель переводят в положение «Автоматическое управление», и включа­ ется челночное движение тележки, путь которой ограничивается путевыми переключателями. При остановке тележки срабатывает реле восстановления схемы предупредительной сигнализации, пре­ дотвращая повторный пуск тележки без сигнализации. При наез­ де сбрасывающей тележки на один из аварийных конечных выключателей, которые ограничивают предельное движение, сра­ батывает реле аварийной остановки, которое останавливает кон­ вейер и подает сигнал об аварийной остановке сбрасывающей тележки.

В соответствии с технологией погрузки сахара в вагоны сбра­ сывающая тележка СТ8 ленточного конвейера КЛ8 может сбра­ сывать груз либо по всей длине бункера передаточной станции, либо на отдельных участках его в зависимости от подачи ваго­ нов. Благодаря автоматическому контролю уровня груза ДУ1,..., ДУ4 по участкам бункера, при заполнении его грузопоток пере­ ключается на склад, если происходит разгрузка судна, либо кон­ вейерная линия останавливается, если погрузка вагонов осущест­ вляется со склада. Управление заполнением бункера производится с операторского пункта. Оператор при помощи переключателя выбирает участок работы или задает челночный режим сбрасыва­ ющей тележке, и происходит заполнение всего бункера. Включе­

ние передвижения сбрасывающей тележки также

осуществляется

с предварительной звуковой сигнализацией.

складе ручное

Управление лопастными питателями ЛП на

установочное, когда питатель устанавливается на выбранном для работы участке и работает стационарно. При челночном движе­ нии питателя управление автоматическое; Передвижение его в пределах заданного участка ограничивается путевыми переключа­ телями. Выбор режима управления производит оператор пере­ ключателем, который подает питание соответственно на реле руч­ ной работы или на реле автоматической работы лопастного пи­ тателя.

Выбирается скорость передвижения питателя, и он подгоня­ ется на определенный участок работы. Затем кнопкой управления включается челночное движение питателя, а затем включается ленточный конвейер КЛ5. После того как сработало реле скоро­ сти конвейера, включается электродвигатель лопастей питателя.

Выбор скорости зависит от маршрута: большая при маршру­ те склад — вагон и малая при маршруте склад — завод — и осу­ ществляется маршрутными реле, причем при маршруте склад — завод работает один питатель, а второй автоматически отключа­ ется. В цепях реле автоматического режима работы первый пи­ татель имеет размыкающие контакты второго и наоборот, тем

240


самым осуществляется электрическая блокировка. Однако при работе по маршруту склад — вагон эти контакты шунтируются маршрутным реле, и оба питателя работают одновременно, обе­ спечивая полную производительность.

Ограничение предельного передвижения питателей осуществ­ ляется конечными выключателями, которые расположены по одну сторону пути для одного питателя и с другой стороны пути — для второго. Выбор участков пути осуществляется оператором на складском операторском пункте замыканием выключателей. На лопастных питателях устанавливаются также конечные выключа­ тели, предотвращающие их столкновение и чрезмерное натяжение

кабеля.

заслонок ША,

ШБ,

ШВ в положения

Разворот шиберных

I vi

II осуществляется

электродвигателями,

а

шиберных засло­

нок

ШГ и ШД сбрасывающих тележек

СТ4

и СТ8— вручную.

Положение заслонок контролируется конечными выключателями. Выбор дистанционного или местного управления осуществля­ ется диспетчером с помощью переключателя. Установка шибер­ ных заслонок ША и ШБ в требуемое положение выполняется диспетчером дистанционно и контролируется реле положения шибера, которое замыкает свои контакты в цепи реле пуска маршрута и включает сигнальные лампы на диспетчерском

пункте.

Местное управление производится с помощью кнопок управ­ ления, при этом зажигаются сигнальные лампы, фиксирующие положение шиберной заслонки. Шиберная заслонка ШВ надвесового бункера управляется с операторского пункта весов. При за­ полнении одного из бункеров срабатывает реле и заслонка пере­ мещается в положение, соответствующее заполнению второго бункера.

Взвешивание и выпуск груза производится весовщиком-опера- тором. Пока происходит взвешивание сахара в одном бункере, второй наполняется. Опорожнение бункера контролируется реле времени, которое останавливает поступление груза, если бункер не успел опорожниться. Весовщик может осуществлять и местное управление с кнопочного поста по сигналам ламп положения ши­ берной заслонки и заполнения бункера.

§ 36. АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ РАБОТЫ ПТС

Автоматический контроль осуществляется различными датчи­ ками или другими устройствами, выполняющими роль датчиков, например реле скорости.

Все приборы контроля ПТС по назначению можно разделить на приборы, контролирующие работу конвейеров, и на приборы, контролирующие работу других устройств.

К приборам контроля работы конвейеров относятся реле ско­ рости, реле проскальзывания, натяжения, схода ленты с ролико-

16 А. А. Ретман, В. С. Шиф

241


опор, обрыва ленты вдоль и поперек, наличия материала на ленте.

Важнейшим прибором автоматического контроля является ре­ ле скорости, которое обеспечивает запретно-разрешающую и ава­

рийную блокировки

отдельных

конвейерных

секций ПТС.

Реле

скорости могут быть гидравлическими, которые не

получили

широкого распространения, так

как

они

громоздки

и

требуют

тщательного ухода,

центробежными

и электрическими

(контакт­

 

 

ными и бесконтактными).

цент­

 

 

 

Принципиальная схема

 

 

робежного

реле скорости дана на

 

 

рис. 158. Вал 8 с вращающейся

 

 

системой

муфты 4, рычагов 5 и

 

 

грузиков

6

получает

вращение

 

 

от

натяжного барабана

конвей­

1

 

ера

через

зубчатую, цепную

или

В схему уп р а в л е н и я

 

техстропную передачу.

Под

дей­

конвейерам и

 

Рис. 158. Центробежное реле скорости

ствием центробежных сил грузи­

ки 6 расходятся в стороны

и пе­

 

 

 

 

ремещают

 

подвижную

муфту 7,

которая, в свою очередь, выдвигает толкатель 3. Когда натяжной барабан достигнет номинальной частоты вращения, толкатель уп­ рется в коромысло 2, которое замыкает контакты 1, например в це­ пи управления двигателем другого конвейера.

Электрическое реле скорости может представлять собой тахогенераторный датчик, связанный с валом барабана. При враще­ нии барабана в генераторе индуктируется переменная э.д .с. и через выпрямитель поступает на катушки поляризованного реле, которые шунтированы конденсатором. Конденсатор является фильтром, и, кроме того, он создает определенную выдержку вре­ мени при включении и выключении контактов цепи питания ка­ тушки исполнительного реле.

Индукционный датчик скорости устанавливается под средним роликом верхней роликоопоры конвейера. Он состоит из постоян­ ных магнитов, которые заключены между двумя последовательно соединенными катушками. При вращении ролика в катушках дат­ чика индуктируется переменная э. д. с., которая усиливается по­ лупроводниковым усилителем. Регулировка чувствительности

датчика осуществляется изменением величины зазора

между ним

и роликом. Индукционный датчик работает надежно,

так как не

имеет вращающихся и трущихся частей.

В индукционном реле скорости вращение барабана конвейера заставляет вращаться постоянный магнит внутри специальной медной чаши, в которой индуктируются токи. В результате взаи­ модействия магнитных полей постоянного магнита и медной чаши последняя вращается с жестко связанным с ней поворотным ку­ лаком. В зависимости от направления вращения кулак нажимает на соответствующий рычаг, включающий контакты микроперек­ лючателя.

242


Рассмотренные реле скорости не обладают высокой чувстви­ тельностью. Более совершенным является бесконтактное реле с индуктивным датчиком скорости и блоком управления, которое включает аппаратуру дистанционного управления по принципу полярного разделения управляющих сигналов с использованием

высокочастотных

телемеханических

элементов.

скорости

Индуктивный

датчик такого бесконтактного реле

крепится либо под дополнительным

опорным роликом

холостой

ветви ленточного

конвейера, либо

вблизи приводной

звездочки

под холостой ветвью цепи цепного конвейера. Датчик в этом слу­ чае располагается таким образом, чтобы ось цепи совпадала с линией, соединяющей центры его магнитов.

Рис. 159. Датчик пробук-

Рис. 160. Электрическая схема двухпредельного

совки ленты

реле скорости

При транспортировании различных грузов изменяется нагруз­ ка, приходящаяся на ленту. Если лента перегружена, наблюдает­ ся проскальзывание ленты, которое может привести к полной про­ буксовке. Для контроля проскальзывания ленты применяются различные устройства; одно из них — датчик пробуксовки ленты

(рис. 159).

Этот датчик реагирует также на перегрузку конвейера, разрыв ленты, нарушение целостности роликоопор и другие неисправно­ сти. Если лента 2 не пробуксовывает относительно натяжного барабана 3, то период вращения его постоянный, как и рычага 1. Следовательно, при вращении барабана рычаг проходит мимо ко­ нечного выключателя пробуксовки 4 и замыкает контакты в цепи питания катушки реле времени пробуксовки. Это реле регулиру­ ется таким образом, чтобы время отпускания им замыкающих контактов было немного больше времени полного оборота рычага. При пробуксовке ленты время полного оборота рычага увеличи­ вается, реле времени пробуксовки размыкает свои контакты, так как замыкающие контакты конечного выключателя пробуксовки будут разомкнуты дольше уставки реле. Реле в этом случае разомкнет свои контакты в цепи питания катушки магнитного пускателя предыдущего конвейера, который подает груз на бук­ сующий.

Для контроля проскальзывания ленты может применяться двухпредельное реле скорости (рис. 160).

16*

2 4 3