Файл: Учебное пособие Омск 2002 Маркетинг Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обращается к людям, в то время, когда они более восприимчивы к ее воздействию; надпись на телефонной будке напоминает о том, чтобы вы позвонили в ваш любимый ресторан и заказали столик, надпись на вагоне предлагает попробовать сладости, пока вы будете ехать в поезде, а надпись в автобусе напоминает о программе новостей, выходящей на определенной радиостанции» [34, с. 56].

К основным типам наружной рекламы относят крупногабаритный плакат, чаще всего размером 3x6, хотя бывают и другие размеры, как больше, так и меньше, и различные световые короба. Картер Г. так же относит к ним «раскрашенные автобусы, стены, телефонные будки, грузовики, надписи на такси, железнодорожные вагоны, дисплей в аэропортах и автовокзалах, рекламные щиты и тележки в магазинах, надписи на крышах зданий, часы на магазинах» [14, с. 38].

Все исследователи сходятся во мнении, что специфика наружной рекламы в том, что она мгновенно схватывается и запоминается. Рисунок должен быть простым и броским. Иллюстрация одна и не больше семи слов. Пушкарев Е. С. рекомендует использовать «простые, ясные шрифты, чтобы объявления можно было прочесть с расстояния 30-50 м; выигрышная высота букв – не менее 75 мм, а если объявление рассчитано на восприятие с расстояния 120-150 мм – не менее 350 мм» [28, с. 67]. Кроме того, рекомендуется вводить в объявление визуальные элементы телевизионной рекламы и проверить, как воспринимается готовая наружная реклама в дождь, пасмурную погоду, не заслоняется ли она зданиями, деревьями, машинами.

«Реклама в местах продажи осуществляется внутри и снаружи магазина, демонстрационного зала. Основными видами подобной рекламы являются: витрины, наружная вывеска и оформление магазина, плакаты и афиши в магазине и снаружи, проекционные установки для показа диапозитивов внутри магазина, показ товаров в употреблении в магазине, демонстрационном зале или салоне, реклама по радио в магазине» [33, с. 67].

Вещевая реклама предусматривает передачу постоянным контрагентам, а также розничным потребителям бесплатно подарков, образцов товаров, премий. В качестве рекламных подарков обычно используются недорогие предметы: записные книжки, календари, авторучки, бумажники, портсигары, пепельницы, зажигалки, значки. На эти предметы наносится название фирмы, а иногда также ее адрес и характер ее
деятельности (например, в календарях и записных книжках). Сам факт передачи подарка создает благоприятное отношение к фирме.

Реклама в оформлении товара. Сюда относятся элементы непосредственной упаковки товаров (этикетки, коробки, флаконы, пакеты). Хорошо оформленная упаковка является одним из активных средств привлечения внимания потенциального потребителя.

Реклама путем показа товара в действии. Демонстрация товаров на ярмарках и выставках, на консигнационных складах выступает весьма убедительным средством рекламы. Она воздействует на покупателя, убеждая его в достоинствах и преимуществах товара. В период демонстрации можно получить также информацию об условиях продажи, ценах, сроках поставки и т. д.

«Престижная реклама» включает рекламу не только товара, но и самой фирмы. Популяризируются достижения фирмы-изготовителя в научных исследованиях, в современном проектировании, в прогрессивных методах производства и оснащенности новейшим оборудованием, умелом обслуживании покупателей. Объектом рекламной информации является также общая политика предприятия, его история, система повышения квалификации, руководящие работники и т. д. Здесь используются самые разнообразные средства. К ним, в частности, относятся печатная информация, пресс-конференции, публичные лекции, визиты на предприятия, кино, радио, телевидение, учреждение стипендий и фондов, предоставление учебных пособий учебным заведениям и другим учреждениям, передача подарков и мелких сувениров» [7, с. 25].


Реклама с использованием товарных знаков и марочных названий. Возникла как разновидность имиджевой рекламы. Включает создание у потребителя образа компании, тесно связанного и с качеством товара и с логотипом компании.

Выбор графика проведения рекламных кампаний

После выбора средств информации необходимо решить, сколько печатного пространства или эфирного времени необходимо приобрести и в каком промежутке времени должны быть использованы полученные возможности.

Типы графиков рекламной кампании

Сегодня распространено много видов графиков. Ниже приводятся 6 наиболее употребляемых:

1. Последовательный – самый легкий график. Реклама размещается раз в неделю в течение 52 недель или раз в месяц в течение 12 месяцев.

2. Сезонный – СМИ используется наиболее интенсивно во время пиковых сезонных распродаж.

3. Импульсная подача – СМИ используются периодически, через равные интервалы, независимо от времени года.

4. Неравномерные импульсы – реклама размещается через неравные интервалы, пытаясь внести изменения в традиционные потребительские циклы спроса.

5. Рывок – этот тип используется для мощного начала кампании. Обычно его можно наблюдать каждую осень с выходом на рынок новых моделей автомобилей.

6. Направленный импульс – такой график разработан для поддержки особых изделий производителя с тем, чтобы приобретение этого товара за время прохождения данного рекламного графика существенно возрастало по сравнению с другими периодами.

Как мы можем заметить, импульсная подача является основным способом почти для всех графиков, за исключением простейших, а степень непрерывности или периодичности является лишь одним из аспектов стратегии. Таким образом, при составлении реального графика опытный маркетолог должен тщательно рассмотреть стратегический аспект рекламного плана, чтобы в графике реально отразились первоначально намеченные цели.

Определение охвата, частотности и непрерывности подачи рекламных объявлений


Маркетолог вправе сам определять верную комбинацию охвата, частотности и непрерывности, при условии, что он не забывает о следующих основных положениях.

1. Непрерывность важна потому, что реклама часто забывается аудиторией, если она не находится у нее постоянно на слуху и на виду. В большинстве случаев рекламодатель лишь потратит свои деньги зря, если его кампания будет длиться в течение недели, затем последует перерыв на 6 недель, после чего то же объявление будет помещено в СМИ еще на одну неделю. Достижение непрерывности требует вложения значительного капитала в рамках довольно длительного срока.

2. Непрерывно повторяющиеся объявления необходимы, чтобы запечатлеть их в памяти широкой аудитории. Рекламодатель, помещающий свою рекламную вставку на радио всего 4-5 раз в неделю, упускает громадные возможности частотности (обычно для соблюдения непрерывности), что делает рекламный график практически бесполезным.

3. По мере возрастания случаев появления одного объявления в СМИ увеличивается как число людей, которые запоминают рекламу, так и период, в течение которого они будут ее помнить. Именно поэтому большинство маркетологов полагают, что частотность является важнейшим фактором, так как она – ключ к запоминанию.

4. Рекламный взрыв, вероятно, вызовет запоминание у большого круга людей на короткий промежуток времени, после чего необходимо ровно распределить график в течение всего года. Это наиболее часто встречающаяся стратегия поддержания частотности при ограниченном бюджете.

5. Меньшее количество показов рекламы среди достаточно обширной группы обеспечивает более высокое значение запоминания у фактической аудитории, чем если бы реклама демонстрировалась чаще, но в ограниченной аудитории. Другими словами, имеется предел, за которым охват становится важнее, чем частотность.

Составление медиаплана рекламной кампании

Конечным результатом подготовки рекламной кампании является составление плана ее проведения и окончательной сметы расходов. При этом необходимо полученную сумму расходов сравнить с той суммой, которую выделил рекламодатель на проведение рекламной кампании.

Медиапланом называется конкретное расписание выходов рекламы любого типа на конкретный промежуток времени с указанием расценок, дат выходов, форматов, адресов или продолжительности размещаемой рекламы, снабженное некоторыми
медиапредпочтениями (частотой просмотра ТВ, прослушивания радиопрограмм, сведениями о популярности различных изданий) различных групп населения. При этом точность и конкретность плана должна быть такой, чтобы заказ рекламы был возможен не только в агентстве, его разработавшем, но и в любом другом без запросов дополнительной информации.

В медиапланировании используется система коэффициентов и показателей. Наиболее полно эти показатели и коэффициенты описаны в книге Рожкова И. Я. «Реклама: планка для «профи» и в цикле статей Крылова И. В. «Введение в медиапланирование», опубликованном в журнале «Рекламные технологии». Также некоторая информация по данному вопросу содержится в статье Ермолаевой О. Я. «Основные понятия и термины, используемые в медиаисследованиях и медиапланировании», опубликованной в журнале «Маркетинг и маркетинговые исследования в России».

Рассмотрим расчет показателей по каждому СМИ в отдельности.

Наружная реклама

По существу медиапланирование наружной рекламы начинается и заканчивается расчетом цены за тысячу экспозиций – визуальных контактов со зрителем. По-английски этот показатель называется cost per thousand (CPT). В терминологии стандарта TV ARMS v. 1.0 показатель CPT переводится на русский язык как затраты на тысячу зрителей и определяется как отношение бюджета РК к численности ее аудитории в тысячах человек.

Показатель можно рассчитать по следующей простой формуле:

Цена за тысячу = (стоимость изготовления конструкции и аренды места /число экспозиций за сутки) * 1000 [35, с. 3]. (1)

Электронные СМИ

Медиапланирование для телевидения и радио в принципе сходно. Разница между ними состоит в том, что для радио невозможно рассчитать «персональный» рейтинг каждой радиопередачи, так как «радиослушание» в отличие от «телесмотрения» носит фоновый характер, и слушатель часто «блуждает» по эфиру от одной радиостанции к другой. Поэтому для радио рассчитывается «средняя 15-минутная аудитория» (average quarter-hour) – среднее количество радиослушателей данной радиостанции на протяжении как минимум 15-ти минут в течение одного дня.

Отличаются радио и телевидение также прайм-таймами, т. е. теми временными