Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ценных наименований продукции — министерствами и ве домствами. Из 12,2 тыс. наименований продукции, плани руемой Госснабом СССР, в 1968 г. около 10 тыс. наиме нований было передано на распределение территориаль ным органам материально-технического снабжения 1 6 .
При организации Государственного комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабже нию предполагалось, что сфера деятельности его органов на местах (главных управлений в союзных республиках и территориальных управлений в районах РСФСР) будет сводиться к планированию обеспечения материальными ресурсами республиканских и союзно-республиканских министерств и ведомств, снабжаемых через Советы Ми нистров союзных республик.
Однако практика хозяйствования в новых условиях показала, что при огромных размерах хозяйства каждой отрасли промышленности общесоюзное министерство не может оперативно и правильно решать вопросы мате
риально-технического снабжения подчиненных ему пред |
|
приятий. Поэтому Госснаб СССР и большинство |
союзных |
и союзно-республиканских министерств и ведомств пере |
|
дали планирование снабжения предприятий |
главным |
управлениям по материально-техническому |
снабжению |
в союзных республиках и территориальным |
управлениям |
врайонах РСФСР.
Внастоящее время такую передачу функций планиро вания осуществило большинство союзных министерств и ведомств. Общесоюзные предприятия, расположенные, например, на территории Белоруссии, обращаются теперь по вопросам снабжения непосредственно в Главснаб БССР, минуя свои министерства.
Сейчас Главснаб БССР планирует поставки для 300 потребителей около 12000 различных видов продукции.
Такой порядок значительно упрощает систему распре деления продукции, дает возможность решать вопросы поставок на основе взаимовыгодных связей между пред приятиями и снабженческо-сбытовыми органами, позво ляет с меньшими затратами удовлетворять потребности предприятий.
1 6 В. К у р о т ч е н к,о. Об основных проблемах экономики мате риально-технического снабжения. «Материально-техническое снабже ние», 1968, № 3, стр. 3.-
2G
Вцелях совершенствования действующего порядка и дальнейшего развития принципа демократического цент рализма в планировании и организации обращения средств производства целесообразно установить для пред приятий союзно-республиканских министерств и ведомств такой же порядок снабжения по номенклатуре продукции, планируемой Госснабом СССР, какой существует для общесоюзных предприятий, т. е. осуществлять планиро вание их обеспечения непосредственно территориальными органами снабжения, минуя министерства и ведомства. Сначала это целесообразно осуществить для предприятий союзно-республиканских министерств и ведомств, а в дальнейшем этот опыт можно будет распространить и на оставшуюся группу предприятий республиканского под чинения.
Вусловиях хозяйственной реформы детализированное натуральное распределение средств производства умень шает экономическую заинтересованность и самостоятель ность предприятий в изготовлении продукции нужного ассортимента, высокого качества, с наименьшими, из держками, затрудняет увязки планов производства и строительства с планами их материально-технического обеспечения.
Уменьшение номенклатуры централизованно распре деляемой продукции стимулирует развитие оптовой.тор говли, которое во многом зависит от состояния внедрения во взаимоотношения между предприятиями новых эконо мических отношений. В условиях хозяйственной реформы оптовая торговля в наибольшей степени соответствует принципу сочетания планового руководства народным хо зяйством с расширением самостоятельности и инициативы каждого предприятия.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА И ОЦЕНКА ЕЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ В БЕЛОРУССКОЙ ССР
По мере развития народного хозяйства все опреде леннее стало выявляться несоответствие сферы обраще ния средств производства развитию производительных сил. С одной стороны, происходила все большая концен трация и централизация производства, с другой — децентрализация сферы обращения средств производст-
27
ва, системы материально-технического обеспечения. От сутствовало единое централизованное руководство систе мой снабжения, в каждом экономическом районе обра щение средств производства осуществлялось по-своему, вне связи с другими районами. Все это приводило к су щественным недостаткам в материально-техническом снабжении народного хозяйства, сдерживало повышение
эффективности общественного производства. |
|
|
Перевод промышленных предприятий на новую |
си |
|
стему планирования и экономического |
стимулирования |
|
и восстановление отраслевой системы |
управления |
про |
мышленностью потребовали осуществления крупных ме роприятий в области материально-технического снабже ния народного хозяйства, выделения его в самостоятель ную отрасль, сохранения территориального принципа снабжения при отраслевой системе управления промыш ленностью. «Для того чтобы материально-техническое снабжение соответствовало нуждам народного хозяйст ва, оно должно планироваться и управляться как единая самостоятельная система» , 7 .
Формирование материально-технического снабжения как самостоятельной отрасли народного хозяйства обус ловлено объективным процессом разделения обществен ного труда, в ходе которого достигается обособление от дельных функций процесса производства и на их основе специализация управления отдельными сторонами про цесса воспроизводства 1 8 .
Необходимым условием развития каждой отрасли народного хозяйства является соответствие объемов и характера ее деятельности потребностям других, связан ных с ней отраслей. Предприятия этих отраслей должны быть освобождены от выполнения не свойственных им функций и на основе углубления специализации поднять производительность общественного труда. Решение этой задачи возможно в том случае, если отрасль управляет ся как единый взаимосвязанный организм, т*. е. при ор ганизационном единстве всех входящих в нее звеньев.
Для развития отрасли необходимо наличие достаточ
ной |
|
и высокоорганизованной |
материально-технической |
||
1 |
7 |
А. Н. К о с ы г и н . |
Доклад на |
Пленуме Ц К |
КПСС 27 сентяб |
ря 1965 г., стр. 48. |
|
|
|
||
1 |
8 |
Проблемы научной |
организации управления |
социалистической |
|
промышленностью. М., 1968, стр. 25Э. |
|
|
28
базы. Существующая система материально-технического снабжения является принципиально НОЕОЙ В обеспечении предприятий средствами производства. В ее основу по ложен принцип сочетания отраслевого обеспечения с раз витием территориальных звеньев материально-техниче ского снабжения. Впервые в практике нашего хозяйст венного строительства создана единая самостоятельная система материально-технического снабжения, которая осуществляет научное руководство реализацией планов снабжения; организует и осуществляет проведение науч но-исследовательских работ в области материальнотехнического снабжения; планирует и осуществляет строительство материально-технической базы снабжен- ческо-сбытовой сети; осуществляет мероприятия, на правленные на повышение эффективности материальнотехнического снабжения.
Через систему материально-технического снабжения осуществляется планомерная и наиболее целесообразная загрузка производственных мощностей в промышленно сти, формируются рациональные производственно-транс портные связи между предприятиями и экономическими районами страны.
Главными звеньями созданной в соответствии с ре шениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС си стемы материально-технического снабжения являются территориальные органы материально-технического снабжения, которые должны наиболее полно, комплекс но и своевременно обеспечить промышленное производ ство необходимыми материально-техническими ресурса ми при наименьших затратах. При этом необходимо выбрать наиболее экономичные способы снабжения.
Планирование обеспечения народного хозяйства рес публики основными видами средств производства осу ществляется Государственным плановым комитетом Со вета Министров Белорусской ССР (Госплан БССР) . Госплан БССР осуществляет планирование обеспечения министерств и ведомств республики продукцией, балан сы и планы распределения которой по стране утвержда ются Советом Министров СССР и Госпланом СССР.
В перечень этой продукции входят около 4000 наи менований наиболее важных для народного хозяйст ва материалов, сырья, оборудования, машин и меха низмов.
29 '
Госплан планирует также обеспечение потребителей продукцией, распределяемой союзными отраслевыми ми нистерствами.
Как республиканский планирующий орган Госплан занимается разработкой ряда вопросов комплексного планирования обращения средств производства по эко номическому району. К ним относится разработка ба лансов и планов распределения по местным строитель ным материалам; разработка балансов по поковкам, штамповкам, отливкам и др.
В Белорусской ССР создана вневедомственная само стоятельная система материально-технического снабже ния во главе с Главным управлением материально-тех нического снабжения при Совете Министров БССР (Главснаб БССР) . Главснаб БССР, являясь органом союзно-республиканским, имеет двойное подчинение — Совету Министров Белорусской ССР и Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техни ческому снабжению.
Главснаб БССР — организация хозрасчетная, наде ленная основными и оборотными средствами, находится на самостоятельном балансе, пользуется правами юри дического лица и руководит деятельностью подчиненных ему специализированных и универсальных управлений, контор, баз, складов, магазинов.
Существовавшая ранее организация системы мате риально-технического снабжения республики отвлекала внимание органов, осуществляющих материально-техни ческое снабжение, от решения задач развития местного хозяйства, благоустройства, ремонта и строительства на селе, развития малых и средних городов и т. п.
Опыт работы за истекший после реорганизации управления народным хозяйством период позволяет сделать вывод о том, что проведенная перестройка бла готворно сказалась на состоянии материально-техниче ского обеспечения народного хозяйства республики, в том числе и местного хозяйства. Находят решение мно
гие вопросы |
материально-технического |
обеспечения, |
|
которые ранее |
не решались или |
решались |
медленно и |
недостаточно полно. |
( |
|
|
Главснабу |
БССР подчинены |
управления, конторы, |
базы, склады и магазины снабжения и сбыта, располо женные на территории Белоруссии, за исключением на-
30
ходящихся в распоряжении министерств и ведомств, для которых сохранена ведомственная система снабжения.
Основной деятельностью Главснаба БССР является планирование снабжения закрепленной за ним продук цией по потребителям, реализация фондов на матери альные ресурсы, выделенные всем потребителям, нахо дящимся в сфере деятельности Главснаба БССР, не зависимо от их ведомственной подчиненности (кроме организаций сельского хозяйства, материальные ресурсы для которых реализует республиканское объединение «Белсельхозтехника»), осуществление контроля за вы полнением кооперированных поставок и поставок продук
ции из района своей |
деятельности, |
совершенствование |
|||
материально-технического |
снабжения. |
|
|||
В составе Главснаба |
БССР |
имеются |
функциональ |
||
ные отделы, которые |
выполняют |
работу |
по планирова |
||
нию хозяйственной и |
оперативной |
деятельности Глав |
снаба и подведомственных ему организаций; отраслевые отделы и управления, осуществляющие планирование снабжения народного хозяйства определенными видами материально-технических ресурсов; специализированные снабженческо-сбытовые управления, осуществляющие комплекс работ по специфицированию, занарядке и по ставке выделенных потребителям материальных ре сурсов и по'сбыту продукции, производимой предпри ятиями и организациями республики; областные и городское (Минское) управления материально-техниче ского снабжения и сбыта, выполняющие работу по снаб
жению мелких |
потребителей. |
|
|
||
Для |
наиболее |
оперативного решения различных во |
|||
просов |
материально-технического |
снабжения |
в союзных |
||
органах |
имеется |
Московское |
отделение |
Главснаба |
|
БССР. |
|
|
|
|
|
Определенную |
особенность |
представляет |
организа |
||
ция снабжения |
промышленности |
республики |
нефтепро |
||
дуктами. |
|
|
|
|
|
Снабжение |
нефтепродуктами |
осуществляется Глав |
|||
ным управлением |
по снабжению и сбыту нефтепродук |
тов при Совете Министров БССР, подчиненным Совету Министров БССР и Главнефтеснабсбыту СССР. Входя в систему органов Госснаба СССР, Главнефтеснабсбыт БССР не подчинен Главснабу БССР и является самостоя тельной организацией. Главнефтеспабсбыту БССР под-
31